По опубликованным СКР фото видно, как самолет SU1492 в буквальном смысле скачет по взлетно-посадочной полосе. Через несколько секунд задняя часть самолета загорается, валит черный дым, полыхает пламя Фото: sledcom.ru

«Яркая вспышка, хлопок, переход в аварийный режим управления»

Самолет, следующий рейсом «Аэрофлота» SU1492 (Москва – Мурманск), покинул Шереметьево в 18:03. На борту Sukhoi Superjet 100 находились 73 пассажира и 5 членов экипажа. Спустя несколько минут после взлета капитан борта запросил экстренную посадку воздушного судна. Затем связь прервалась. «Сажать машину экипажу пришлось в критических обстоятельствах: на скорости около 300 км/ч, при плохой погоде, отсутствии связи с диспетчером и при максимальном посадочном весе, с полными баками», — пишет газета «Коммерсантъ».

По опубликованным транспортным управлением СКР, а также в социальных сетях кадрам видно, как самолет в буквальном смысле скачет по взлетно-посадочной полосе. Через несколько секунд задняя часть Sukhoi Superjet загорается, валит черный дым, полыхает пламя. По предварительным данным, топливный бак пробила одна из створок ниш шасси.

«Возгорание случилось после приземления. Яркая вспышка, хлопок, переход самолета в аварийный режим управления. И потеря радиосвязи кратковременная, которую потом удалось восстановить. Пожар после посадки, я так понимаю, из-за приземления. Причина, наверное, в этом. Баки полные», — так, по версии телеграм-канала Baza, описал события капитан воздушного судна Евгений Евдокимов.

Самолет все же останавливается: экипаж выбрасывает экстренные надувные трапы с обеих сторон носовой части самолета. По кадром многочисленных видеозаписей видно, как спускаются люди. Sukhoi Superjet 100 продолжает полыхать. Пожарных в первые секунды возле лайнера не видно.


Следкомом возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие смерть 2 или более лиц» (ст. 263 УК РФ), сообщает ТАСС. Официально причина катастрофы не называется. «Основная версия — удар молнии в самолет, после чего отказала автоматика. При посадке, по предварительным данным, лайнер дважды ударился о взлетную полосу. Попадание молнии также подтвердил один из членов экипажа», — отмечают источники ТАСС в экстренных службах.

Эту же версию якобы рассказал спасателям и Евдокимов. Пока на месте работы совместно с силовиками действует госкомиссия, ее возглавил министр транспорта РФ Евгений Дитрих.


На данный момент транспортное управление СКР заявило о 41 погибшем (среди них как минимум два ребенка). В их числе, например, бортпроводник Максим Моисеев. По данным СМИ, перед смертью он пытался спасти пассажиров задней части самолета, предпринимая попытки открыть дверь в хвосте воздушного судна. Пострадали, по разным оценкам, от 11 до 18 человек. Часть из них госпитализированы. «Аэрофлот» опубликовал имена выживших пассажиров, список пока неполный.

Источники «Ъ» сообщают, что к такому количеству жертв (более половины из тех, кто находился на борту) могли привести «нарушения инструкций, данных экипажем при аварийной посадке горящего лайнера». Пассажиры, по версии источников «Ъ», «тормозили эвакуацию, доставая и забирая с собой ручную кладь». Частично это подтверждается многочисленными кадрами, на которых видно: люди действительно спускаются с сумками в руках. Отчасти это напомнило трагедию в казанском ТЦ «Адмирал», где основная часть погибших — торговцы, пытавшиеся спасти товар.


«Аэрофлот» опровергает информацию о том, что пожарные слишком долго тушили огонь: вместо положенных 90 секунд на ликвидацию горения, по версии компании, ушло 55.

Свои соболезнования семьям погибших выразил президент России Владимир Путин. Часть родственников уже прилетели в Москву для опознания тел. «Даны все поручения по проведению максимально тщательного расследования, необходимые поручения, чтобы выяснить причину этого авиапроисшествия», — добавил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Из официальных лиц только заместитель председателя комитета Госдумы по контролю и регламенту Михаил Романов предложил приостановить эксплуатацию самолета Sukhoi Superjet 100 до выяснения причин трагедии. В Мурманской области тем временем объявлен траур.

Сетка работы аэропорта изменена. Часть самолетов, готовых приземлиться в Шереметьево, перенаправили в соседние аэропорты. Рейс Москва – Казань, запланированный на вечер воскресенья из Шереметьево, вылетел с задержкой в три часа.

На данный момент СКР заявил о 41 погибшем Фото: sledcom.ru

«Экипаж совершил очень грубую ошибку: посадил самолет в непосадочном положении»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» отраслевые эксперты постарались оценить обстоятельства трагедии по горячим следам. Председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким считает версию с попаданием в самолет молнии, из-за которой отказала радиосвязь и автоматика и экипажу пришлось сажать самолет, вполне возможной. По его словам, при заходе на посадку лайнер поймал так называемого прогрессирующего козла. «Козление» — это авиационный термин, обозначающий, что самолет, пытаясь сесть, «отскакивает» от полосы после касания с ней.

«Мне так показалось, что касание было передней „ногой“, что, как правило, дает выход на так называемый козел. С каждым касанием шасси полосы амплитуда возрастает, самолет теряет управляемость и сваливается. Если удар жесткий, шасси не выдерживает, ломается... Похоже, здесь так и произошло», — считает Хаким.

На втором-третьем ударе о полосу, по словам нашего эксперта, самолет задел ее двигателями, начался пожар. Масштаб трагедии усугубило и то, что самолет был полностью заправлен и, возможно, его посадочная масса превышала допустимую.

«В принципе, ничего не предвещало беды, просто в спешке экипаж совершил очень грубую ошибку: посадил самолет в непосадочном положении», — считает председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп».


При этом он не считает, что проблемы с моделью Sukhoi Superjet 100 являются чем-то из ряда вон выходящим. Любой новый самолет рождается с «болячками, которые надо лечить», и это касается всех моделей — и западных, и отечественных. «У „Боингов“ что, проблем нет, что ли? — риторически вопрошает Хаким. — У всех новых самолетов проявляются детские болезни».

Правда, количество «болезней» «Сухого» пока действительно несколько больше, считает эксперт. Он думает, что это связано с качеством комплектующих. «Если у западных самолетов могут быть какие-то проблемы по аэродинамике, то есть по самому самолету, то у нас сложности по самими комплектующим, — объясняет директор авиакомпании. — У нас практически полностью была развалена авиационная промышленность и, естественно, все сопутствующие отрасли тоже, включая гидравлику, электронику и так далее. Поэтому проблемы при выпуске самолетов будут происходить неизбежно, я не имею в виду именно трагедии».

Что касается пассажиров, которые пытались спасти свой багаж, то, по словам Хакима, это психология человека, с которой трудно что-либо сделать: «К сожалению, наверняка нашлись такие люди, которые начали доставать чемоданы и создали пробку. Скорее всего, это имело место, ничего с подобным не сделаешь. А времени было очень мало для того, чтобы грамотно организовать эвакуацию. То, что 37 человек спаслись, — это уже большое счастье».


Гендиректор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев призывает пока воздержаться от выводов и не строить догадок, а дождаться результатов работы комиссии. Проблем с установлением причин быть не должно, т. к. экипаж жив, черные ящики уже найдены и доставлены на экспертизу. «Пока известно лишь то, что при аварийной посадке отломились шасси и загорелись оба двигателя, дальше пожар перекинулся на фюзеляж», — сухо пересказал общеизвестные факты Закаржаев. Как и Хаким, он считает, что проблем при эвакуации было не избежать. «Там три бортпроводника: два впереди, один сзади. Каждого [пассажира] по рукам бить — это же не доберешься, там толпа ломится. Мне один раз приходилось это видеть в качестве пассажира Ту-154 в 1978 году. Не вышла передняя стойка шасси, мы долго кружили над полосой, на которую выехали аварийные машины... и в это время абсолютно меняется настроение и поведение пассажиров. Гражданин в обычной ситуации и стрессовой — это два разных человека. Поэтому у экипажа было мало возможности повлиять на них», — отмечает гендиректор ОАО «Казанское авиапредприятие».