«Ислам в России, Россия в исламском мире» — так называлась научная конференция в университете Джорджа Вашингтона, ради участия в которой Азату Ахунову пришлось ехать на интервью в консульство Штатов во Владивостоке. «Ислам в России, Россия в исламском мире» — так называлась научная конференция в Университете Джорджа Вашингтона, ради участия в которой Азату Ахунову пришлось ехать на интервью в консульство Штатов во Владивостоке

«ЗА ВИЗОЙ НА ИНТЕРВЬЮ В АМЕРИКАНСКОЕ КОНСУЛЬСТВО ПРИШЛОСЬ ЕХАТЬ АЖ ВО ВЛАДИВОСТОК»

Важная часть научной жизни любого исследователя — это участие в конференциях. В последнее время мы все гонимся за рейтингами и порой без разбора соглашаемся на любое предложение ради галочки. И сами конференции нередко превращаются в профанацию. Надо за короткое время прогнать десятки, а иногда сотни людей. Традиционные российские конференции часто напоминают такой конвейер: «отбарабанил» свои 10 минут и свободен, никаких вопросов и дискуссий — в спину дышат десятки твоих коллег, которым жизненно необходимо занять на следующие 10 минут твое место.

Мне приходилось принимать участие и в западных конференциях. Как правило, времени на выступление дается больше, обязательная часть — это вопросы и дискуссии, которые длятся порой в два-три раза дольше, чем основной доклад.

Когда в январе этого года поступило предложение от Марлен Ларюэль, одного из ведущих западных экспертов по России и странам Центральной Азии из Университета Джорджа Вашингтона, отказать было сложно. Предстояло выступить на одной из панелей конференции Islam in Russia, Russia in Islamic World («Ислам в России, Россия в исламском мире»). Хотя, честно говоря, одолели сомнения. Во-первых, my bad english, во-вторых, сложности с получением американской визы, в-третьих, были планы на эти дни и даже куплены билеты совсем в другом направлении. Но спортивный азарт взял верх.

За визой на интервью в американское консульство пришлось ехать аж во Владивосток, пробиться в Москву или Екатеринбург не было никакой возможности. Желающие попасть в США россияне (а их не просто много, а очень много) подают на визу в Казахстане, Кыргызстане, Грузии, едут в Хельсинки и Варшаву. Но я уже оплатил консульский сбор в РФ и не мог отправляться в другую страну. Надо сказать, что участие в конференции финансировалось за счет принимающей стороны, сам бы не потянул все эти расходы.

В-общем, все трудности остались позади, и 29 апреля я входил в зал заседаний одного из зданий Университета Джорджа Вашингтона. Это один из самых дорогих частных вузов. Стоимость годового обучения здесь доходит до $50 тысяч. Университетский кампус расположен в тихом и зеленом районе столицы США, здания разбросаны по всему кварталу. Туда-сюда снуют студенты, все очень благочинно и прилично.

В небольшом зале, расположенном амфитеатром, находились около 30 человек. Конференция уже началась, тут же можно было налить себе кофе, взять фруктов или снеков и, перемежая пищу духовную с материальной, слушать доклады. Некоторые так и делали, никого это не шокировало.

«Большой интерес вызвало выступление Жан-Франсуа Рателле из университета Оттавы (Канада)» «Большой интерес вызвало выступление Жан-Франсуа Рателле из Университета Оттавы (Канада)»

«КАДЫРОВИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ»

Надо сказать, что команду «глобального Татарстана» представляли три человека: исследователь Центра Клуги при библиотеке конгресса США Лилия Каримова, Гузель Юсупова из Даремского университета (Великобритания) и я. Непосредственно из России, кроме меня, никого не было. Остальные участники прибыли из различных университетов и исследовательских центров Америки, Канады и Франции. 

И это была именно научная конференция, с дискуссиями и обсуждениями. В первой половине научного форума больше говорили об отношениях России с исламским миром. Марк Кац из Университета Джорджа Мейсона (США) рассказал о мусульманском факторе в отношениях Москвы с арабскими странами Персидского залива, Клемент Терме из Международного института стратегических исследований (Франция) выступил с докладом «Россия и исламский мир: кейс шиитского ислама», речь шла больше о связях России с Ираном. Во второй части конференции, посвященной российской религиозной парадипломатии, большой интерес вызвало выступление Жан-Франсуа Рателле из Университета Оттавы (Канада).

Его доклад звучал достаточно провокационно: «Кадыровизация российской внешней политики на Ближнем Востоке: автократы на дополнительном треке дипломатии и иная гуманитарная активность». Речь шла о том, что в последнее время РФ выстраивает различные неформальные каналы для налаживания связей со странами мусульманского мира. И лучше всего это могут сделать сами мусульмане. Этим занимается как Чечня, так и Татарстан. Несмотря на то что РТ гораздо активнее представлена на ближневосточном треке, считается, что неформальным «послом» России на Ближнем Востоке является Рамзан Кадыров. Это мнение распространено не только на Западе, но и в нашей стране. Считается, что Кадырову на Востоке доверяют больше, поскольку он открыто позиционирует себя как правоверный мусульманин.

Ларюэль, организатор этого форума, говорила о «мягкой силе» России на Ближнем Востоке. В самом начале она озвучила любопытную статистику авторитетного Института Гэллапа. Согласно данным за 2018 год, наибольший процент одобрения российские лидеры получили в Алжире (42%), Ираке (42%), Иране (40%) и Турции (40%). Любопытны цифры и по проценту неодобрения: Сирия (71%), Пакистан (61%), Афганистан (42%), Саудовская Аравия и Индонезия (по 52%). В целом число сторонников и противников РФ на Ближнем Востоке примерно одинаково.

«Мало кто знает, что рекордсмен Книги Гиннеса по просмотрам — мультсериал «Маша и медведь» — невероятно популярен во всем мусульманском мире» «Мало кто знает, что рекордсмен Книги рекордов Гиннесса по просмотрам — мультсериал «Маша и Медведь» — невероятно популярен во всем мусульманском мире»

Она говорила об образах и мемах, которые стали своими не только у нас и на Западе, но и на Востоке. Мало кто знает, что рекордсмен Книги рекордов Гиннесса по просмотрам — мультсериал «Маша и медведь» — невероятно популярен во всем мусульманском мире. Мусульманам импонирует то, что сама Маша изображается в платке, а ее друг медведь тоже себе вполне «халяльный». По образу японских аниме, особенно в мусульманских странах Юго-Восточной Азии, развился целый культ Маши.

Таким же популярным образом стал боец Хабиб Нурмугамедов. Все это, а также активно поддерживаемая властями политика halal frendly — пример «мягкой силы» России на Ближнем Востоке, которая дает плоды.

Юсупова из Даремского университета провела обзор парадипломатических отношений Татарстана с исламскими странами с начала 1990-х годов до настоящего времени. Для многих участников эта информация стала новой. 

Последняя секция конференции была посвящена хаджу из России. Это также неотъемлемая часть политики РФ на Ближнем Востоке. Например, без взаимодействия с Саудовской Аравией, организатором хаджа, невозможно решить большинство вопросов: квоты, логистика, размещение и т. д. Если Михаил Алексеев (Университет Сан Диего, США) и Суфьян Жемухов (Университет Джорджа Вашингтона, США) больше говорили о том, как прохождение хаджа паломниками из Северного Кавказа сказалось на их религиозной толерантности и социально-политических взглядах и как индустрия хаджа работает на Северном Кавказе, то я выступил с докладом по экономике хаджа в постсоветском Татарстане. Речь шла о том, как развивалась эта сфера у нас в республике, как решался вопрос с квотами, какие организации занимаются хаджем, какова роль светских властей и ДУМ РТ в этом вопросе. Как мне сообщили потом, мой доклад был выделен организаторами как один из самых содержательных. Да, цифр и статистики было много!

«Музей Естественной истории поразил меня особенно, словами это не описать» «Музей естественной истории особенно поразил меня — словами это не описать»

«ВАШИНГТОН ОСТАВИЛ САМЫЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ — ЭТОТ ГОРОД СОЗДАН ДЛЯ ЛЮДЕЙ»

Оказавшись в Вашингтоне, любой считает своим долгом сделать селфи на фоне Белого дома. И уже давно стала журналистским штампом фраза о том, что не такой уж он большой и грозный — этот самый Белый дом. Так и есть: вдали белеет достаточно скромное здание. Не поверишь, что здесь решаются судьбы всего мира.

В целом Вашингтон оставил самые положительные впечатления — этот город создан для людей, для комфортного проживания. Чистые, вылизанные до блеска улицы, общественные пространства, четко работающий транспорт, прекрасная архитектура. Здесь много зелени, дышится как в санатории, несмотря на потоки машин. Народ здесь доброжелательный: всегда поможет, подскажет дорогу. Что удивило и поразило больше всего? Прекрасные и современные музеи, которых очень много в столице США. Это музей истории афроамериканцев, музей истории Америки, музей американских индейцев, картинные галереи и многое другое. Я сам успел побывать в музее естественной истории и музее почты. Первый особенно поразил меня — словами это не описать. Во-первых, объемы и пространства. Все экспонаты расположены свободно, не зажаты. Во-вторых, наглядность и интерактивность. Все можно трогать и щупать, повсюду электронные указатели, путеводители. Ничего лишнего, китчевого, все по делу, к месту. Поэтому музей полон детей и школьников, которые воспринимают поход туда как развлечение. На этом все и построено: во время игры попутно они получают и полезную информацию, никто их не загружает цифрами, датами и цифрами. Возле входа в музей выстроились в ряды школьные желтые автобусы, они подъезжают друг за другом. И это не случайно: музеи популярны еще потому, что они совершенно бесплатны. Бесплатны для человека любого возраста и любого достатка.

«За день до конференции знакомые татары пригласили на местный, вашингтонский сабантуй. Это сабантуй современных татар, тех, кто переехал в Америку в последние годы» «За день до конференции знакомые татары пригласили на местный, вашингтонский, Сабантуй. Это Сабантуй современных татар, тех, кто переехал в Америку в последние годы»

«В ТОЙ ЖЕ АМЕРИКЕ ЖИВУТ НЕМАЛО «РЯДОВЫХ» ТАТАР»

За день до конференции знакомые татары пригласили на местный, вашингтонский, Сабантуй. Словосочетание «вашингтонский Сабантуй» звучит, конечно, весело, но так и есть. Это самый настоящий Сабантуй, которому исполнилось 10 лет. Это Сабантуй современных татар, тех, кто переехал в Америку в последние годы. Представителей старой татарской диаспоры почти не было, поэтому здесь звучали не только татарские мелодии, но и русские и западные шлягеры 1980–1990-х годов. Это просто общее прошлое, которое объединяет всех татар бывшего Советского Союза.

Но ностальгии особой не чувствовалось. Было видно, что здесь собрались успешные и состоятельные люди. На каждом втором была татарская тюбетейка, на каждом третьем — футболки с надписями «Татарстан», «Самая настоящая татарка» и т. д. Многие были на крутых автомобилях с номерами «Казан», «Татарстан». РТ однозначно воспринималась всеми как историческая родина, несмотря на место рождения.

«На каждом втором была надета татарская тюбетейка, на каждом третьем футболки с надписями «Татарстан», «Самая настоящая татарка» и т. д.» «На каждом втором была татарская тюбетейка, на каждом третьем — футболки с надписями «Татарстан», «Самая настоящая татарка» и т. д.»

Кто они (каждый по отдельности), трудно сказать, но то, что эти люди сумели не только попасть в Америку, но и сделать здесь карьеру, добиться успеха в трудной конкурентной борьбе, уже говорит само за себя. В большинстве своем это истории успеха, а не поражений. И никто из них ни на минуту не забывает, что он татарин, мусульманин, даже те, кто создал интернациональные семьи. Все они были здесь.

В Татарстане о таких людях мало кто знает, т. к. существует мнение, что если человек уехал учиться за границу и смог неплохо устроить там свою жизнь, то он часть недосягаемой для большинства элиты. Но это далеко не так. В той же Америке живут немало «рядовых» татар, выходцев из простых семей, которые благодаря своим стараниям и, возможно, капельке удачи смогли добиться успеха в чужой стране. Люди хотят гордиться успехами своей исторической родины, оставаться татарами и прививать знания о татарской культуре, истории и языке своим детям.

«Многие были на крутых автомобилях с номерами «КАЗАН», «ТАТАРСТАН» «Многие были на крутых автомобилях с номерами «Казан», «Татарстан»

Каримова — одна из таких людей. Получив красный диплом Казанского университета по романо-германской филологии, она поступила учиться в магистратуру в Америке, впоследствии в Массачутеском университете защитила докторскую диссертацию по татаркам-мусульманкам. Сейчас Лилия занимает исследовательскую позицию при библиотеке конгресса США, изучает гендерную проблематику в современном Татарстане и является востребованным экспертом в этой области.

У Лилии двое детей: Искандер и Сафия. Она прилагает много усилий, чтобы они знали и любили свой родной татарский язык. Сафия в основном и разговаривает по-татарски, как бы это странно ни выглядело далеко от Татарстана. Кроме того, они хорошо знают русский язык, Искандер еще дополнительно изучает арабский. Вообще, это история о том, что свой язык и культуру можно сохранять везде и в любых условиях, было бы желание.

Лилия Каримова с дочерью Сафией Лилия Каримова с дочерью Сафией

Искандер и Сафия выступили на татарском языке и на Сабантуе в Вашингтоне, поддерживая традицию, начатую ими в прошлом году. В этом году они исполнили песню «Ай былбылым» и рассказали один из детских стихов Тукая. Ребята надеются продолжать свои выступления на родном языке и в будущем.

Это лишь одна человеческая история, но очень характерная для татар Америки. Современные коммуникации, интернет не дают забыть об исторической родине, помогают сохранять родной язык. Никто ничего не просит у Татарстана, каждый надеется только на себя.

В заключение не хотелось бы писать банальностей, но одну повторить можно: на самом деле, какими бы натянутыми ни были отношения между нашими странами, человеческие коммуникации на уровне простых людей сохраняются теплыми и доброжелательными. Ни одного косого взгляда, неодобрительного комментария или замечания относительно России. Все заняты своими проблемами, по большому счету люди и большая политика не пересекаются друг с другом. А в научном мире тесные контакты между учеными никогда не прерывались, даже в годы холодной войны.