С сегодняшнего дня порядка 500 пар рабочих рук освобождается в результате закрытия заводов Ford Sollers в Челнах и Елабуге. Компенсаций за увольнение «как в Европе» добиться не удалось С сегодняшнего дня порядка 500 пар рабочих рук освобождается в результате закрытия заводов Ford-Sollers в Челнах и Елабуге. Компенсаций за увольнение «как в Европе» добиться не удалось

«ЛЮДЕЙ УСТРОИЛИ ДОВОЛЬНО-ТАКИ НЕПЛОХИЕ ВЫПЛАТЫ»

С сегодняшнего дня на заводах Ford-Sollers в Татарстане начинается волна увольнений по так называемой ПДУ — программе добровольного увольнения. Продлится она, по нашим данным, до конца августа. Представители Ford-Sollers и чиновники в последнее время не раз заявляли о том, что в Татарстане не возникнет никакой проблемы с трудоустройством нескольких сотен сокращаемых работников автосборочного предприятия в Набережных Челнах и завода двигателей Ford в Елабуге. Также они настаивают на том, что все увольняемые довольны размерами компенсаций.

Правда, при этом официальные лица почему-то не раскрывают конкретных цифр: неизвестно, ни сколько работников Ford согласились на условия добровольного увольнения, ни число людей, которым уже подобраны вакансии. В срок с 8 по 22 апреля включительно работники Ford  должны были сделать выбор: либо дожидаться увольнения по сокращению штатов, либо подписать документ о присоединении к ПДУ, получив при этом дополнительную компенсацию. В последнем случае компенсации гораздо более щедрые. При сокращении штатов увольняемому выплачивается зарплата лишь за два месяца, а также компенсация за неотгуленный отпуск.

Координатор по связям с общественностью Ford-Sollers в Татарстане Индира Салимгараева заявила «БИЗНЕС Online», что программа добровольного увольнения прошла в компании в целом успешно, однако количество сотрудников, согласившихся на ПДУ, пообещала озвучить позже. «Людей, в принципе, устроили довольно-таки неплохие выплаты, которые гарантировала им компания в случае добровольного увольнения», — заявила она, добавив, что подбором вариантов для дальнейшего трудоустройства работников занимаются в консультационном центре, созданном на территории завода совместными усилиями челнинского центра занятости, КАМАЗа и компании Haier.

В настоящее время, по ее словам, ведется работа по подготовке с каждым работником дополнительных соглашений для подписания. Таким образом, Ford-Sollers планирует завершить процесс реструктуризации производства в рамках расторжения трудовых договоров по соглашению сторон с выплатой дополнительных компенсаций. В допсоглашениях прописываются стаж работы работника в компании, какие у него имеются права и обязанности по данному соглашению, дата увольнения и какую сумму он должен будет получить после увольнения. Сначала работник обязан подписать такое соглашение, и только после этого будет производиться само увольнение. Салимгараева также объяснила, что сумма выплат увольняемому будет зависеть от стажа на предприятии. Минимально гарантированные выплаты — три месячных оклада. Если работник проработал более пяти лет, то при увольнении он получит 5,5 месячных оклада. Если более 10 лет, то 11 окладов, а если больше 15 лет, то может рассчитывать на выплату 12 должностных окладов. То есть максимально возможная выплата для работника Ford — это годовой оклад.

Если работник проработал более 5 лет, то при увольнении он получит 5,5 месячных окладов. Если более 10 лет, то — 11 окладов, а если больше 15 лет, то может рассчитывать на выплату 12 должностных окладов Если работник проработал более пяти лет, то при увольнении он получит 5,5 месячных оклада. Если более 10 лет, то 11 окладов, а если больше 15 лет, то может рассчитывать на выплату 12 должностных окладов

На самом деле ничего особенно щедрого в таких условиях нет. В целом они соответствуют практике компенсаций за увольнение во всех крупных российских компаниях. В западных корпорациях условия для увольняемых лучше. В странах Евросоюза тот же Ford предлагает своим сокращаемым сотрудникам двухгодовой оклад.

Впрочем, как выяснил «БИЗНЕС Online», сокращаемых сотрудников Ford в Набережных Челнах беспокоят не столько размеры компенсаций, сколько невозможность найти работу с адекватной прежней зарплатой.

«ЕСЛИ БЫ У НАС БЫЛ СИЛЬНЫЙ, А НЕ «КАРМАННЫЙ» ПРОФСОЮЗ…»

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось побеседовать с несколькими сотрудниками челнинского завода у проходной. Молодой человек, спешивший с утра на смену, заявил, что на консультации в центре занятости он уже был, но подобрать приемлемый вариант дальнейшего трудоустройства не удалось.

«Я смотрел имеющиеся вакансии. Но то, что там предлагают, думаю, вряд ли меня устроит, — заявил он. — Там предлагают пойти либо на Haier, либо на КАМАЗ. Я поинтересовался у работников завода холодильников условиями, несколько моих знакомых работают там. Условия не особо привлекательные. Думаю, что на заводе стиральных машин будет примерно то же самое. На заводе холодильников обещают зарплату в 35 тысяч рублей, у меня на Ford была значительно выше. Да и предлагаемый соцпакет там тоже не очень впечатляет. А на КАМАЗ уж тем более не пойду, буду искать варианты. Но подходящих пока нет».

Наш собеседник отметил, что работники челнинского предприятия особого недовольства суммой компенсаций за добровольное увольнение, во всяком случае публично, не высказывали. «Это ведь все равно лучше, чем просто попасть под сокращение. Людей сейчас гораздо больше волнует другой вопрос — где они теперь будут работать и сколько за эту работу получать. И у меня, и у многих моих коллег имеются незакрытые кредиты», — заявил он, добавив, что никому из его коллег, давших свое согласие на увольнение, не начислили более 11 окладов. «11 окладов — это потолок, 12 окладов никто у нас не получит. Это совершенно точно».

«На заводе холодильников обещают зарплату в 35 тысяч рублей, у меня на Ford была значительно выше. Да и предлагаемый соцпакет там тоже не очень впечатляет» «На заводе холодильников обещают зарплату в 35 тысяч рублей, у меня на Ford была значительно выше. Да и предлагаемый соцпакет там тоже не очень впечатляет»

Другой молодой сотрудник завода заявил нашему корреспонденту, что в целом люди довольны суммой компенсаций, учитывая, что немалая часть из них работала на заводе еще со времен ЗМА. А это значит, что сумма компенсации должна оказаться приличной. Но что касается его лично, то он не увольняется. «Я не увольняюсь, меня переводят в елабужское подразделение компании. А так, да, в целом люди довольны. Во всяком случае о каких-либо недовольствах я не слышал», — заявил он.

Однако мужчина предпенсионного возраста заявил, что сумма обещанных работодателем выплат его не устраивает. «А куда нам деваться?! Сколько дают, столько и берем. Если бы у нас на заводе был нормальный, а не „карманный“ профсоюз, думаю, могли бы выбить для каждого работяги и значительно бо́льшую сумму, как делают при закрытии на аналогичных предприятиях в Европе. Конечно, хотелось бы еще поработать, мне до пенсии-то осталось чуть больше двух лет. Куда я сейчас пойду, куда меня возьмут?» — с нескрываемым расстройством заявил он.

«Европейское отделение FORD от нас открестилось»

Председатель республиканского отделения российского союза работников промышленности «РосПрофПром» Константин Антипов заявил «БИЗНЕС Online», что с работниками фордовских заводов, учитывая положение, в котором оказалось предприятие, поступили честно. «Разработана определенная программа. В принципе, людей не бросают. Профессионализм их на рынке труда будет востребован. Мы в свое время направляли в министерство труда и занятости РТ запрос. Нам сообщили, что уже 500 сотрудников завода воспользовались программой добровольного увольнения. Так что правительство республики держит руку на пульсе. Я знаю, что в Петербурге достаточно сильные профсоюзы, они серьезно и активно защищали свои права. Но считаю, что при той сложившейся ситуации на этих заводах с людьми поступили так, как никогда не поступали — честно. Легко человека ввести в определенное состояние, при котором он начинает шуметь и руками махать. Куда это приводит, мы с вами прекрасно понимаем. Считаю, что на сегодняшний день и правительство, местные власти, и само предприятие делает все, чтобы люди спокойно пережили этот неприятный момент. Конечно, это не дело, но экономика есть экономика. Никуда от этого не денешься», — заявил он.

Лидер первичной профсоюзной организации «Форд-Соллерс Елабуга» Наиль Назаров, к которому «БИЗНЕС Online» также обратился за комментарием, заявил, что никаких требований коллектив завода работодателю в связи с сокращениями не предъявлял. «У нас все нормально. Наш коллектив условия работодателя, связанные с остановкой производства, устраивают. Никаких требований мы не выдвигали», — заявил он.

Как минимум 448 сотрудников челнинского предприятия в настоящий момент должны находиться в поисках новой работы Компания Ford заявляла, что на выплаты сотрудникам закрываемых заводов в России и на компенсации своим поставщикам, которые также несут потери, будет направлено около $200 миллионов

В отличие от Челнов и Елабуги, профсоюзы работников Ford во Всеволожске (Ленинградская область) с самого начала были не согласны с предложенными условиями увольнения и устраивали даже итальянские забастовки, обещая переход к более радикальным действиям. На питерском заводе, кстати, функционируют сразу два профсоюза: первичная профсоюзная организация (ППО) «Форд» и межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация». Последний в январе 2017 года по решению суда был ликвидирован как иностранный агент. Однако впоследствии Верховный суд восстановил организацию в правах.

«Мы будем добиваться компенсации в размере двух годовых окладов для уволенных сотрудников, — заявлял СМИ Михаил Сергеев, председатель ППО Ford-Sollers во Всеволожске. — Это наше основное требование». По его мнению, предложенные работодателем условия противоречат общей политике компании и являются попыткой российского менеджмента «нагреть руки» на рабочих. «Менеджмент получит свой годовой оклад, при том, что у них зарплаты по полмиллиона и выше. К тому же они занимают по несколько должностей в разных компаниях, так что они и без работы не останутся, и компенсацию получат. А рабочим — как голодным собакам кость кидают и ждут, что все, поджав лапки, побегут и схватят эту кость. Мы с этим подходом не согласны», — заявлял он.

Между тем в конце минувшей недели стало известно, что попытка выбить от работодателя для членов профсоюза дополнительные компенсации потерпела фиаско. «Работодатель на переговоры с профсоюзом не пошел. Компромисса никакого найдено не было. Европейское отделение Ford от нас открестилось. Они сказали, что денег на закрытие заводов выделено достаточно для того, чтобы условия программы добровольного увольнения в России были не хуже, чем на заводах Ford в Германии. Но встревать сюда, в наши российские дела, они не станут. А от американских боссов компании вообще ответа никакого не последовало — ни слов поддержки, ни каких бы то ни было разъяснений», — заявил Сергеев «БИЗНЕС Online». По его словам, на заводе уже близится к завершению программа добровольного увольнения на условиях работодателя. «Либо люди идут под сокращение, либо подписывают программу добровольного увольнения. Другого выбора нет. На переговоры работодатель не пошел, и их уже даже просто нет времени вести. Те акции и силы, на которые мы надеялись, не сработали. С 25 апреля завод находится в простое, поэтому до 16:00 этого дня работники должны были окончательно определиться: либо подписать ПДУ, либо отказаться это сделать», — заявил он.

На КАМАЗе, куда собирались определять высвобождающиеся кадры, цифра трудустроенных с Ford Sollers держится в секрете На КАМАЗе, куда собирались определять высвобождающиеся кадры, цифра трудоустроенных с Ford Sollers держится в секрете

Это же подтвердил в телефонном разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» и председатель первичной профсоюзной организации межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Санкт-Петербурга и Ленинградской области Игорь Темченко. По его данным, не согласились на добровольное увольнение с завода лишь 74 человека. «Работодатель отказался по поводу программы добровольного увольнения вести с нами какие-либо переговоры. По другим, дополнительным бонусам, мы еще вели переговоры, а по вопросу выплат нам жестко сказали нет. В частности, мы добивались, чтобы накопленные дни отдыха за выслугу лет компенсировались людям, которые не успевают их отгулять. Кроме того, был еще вопрос о том, чтобы добровольное медицинское страхование за людьми сохранилось хотя бы до конца года. По вопросу ДМС переговоры пока не завершены, а по первому работодатель все-таки пошел на уступки, пообещал, что людям накопленные дни отдыха компенсируют», — заявил он.

Примечателен еще один факт. Темченко заявил, что, хотя условия по программе добровольного увольнения и одинаковы для коллективов заводов и во Всеволожске, и в Набережных Челнах с Елабугой, но выгоднее они, с его точки зрения, все же окажутся для работников Ford в Татарстане. «По сути, предложения одинаковы — выплата от 5,5 до 12 месячных окладов, но я считаю, они все же выгоднее татарстанцам, — уверен профком. — Мы все с 2002 года работали на Ford. А те, кто работает в Татарстане, работали и на Fiat. Только последние 8 лет они работали на Ford. Компенсации для закрытия заводов выделил Ford, а не Sollers. Соответственно, я считаю, что компенсацию должен получить тот, кто работал с Ford, а не с Fiat. Когда Fiat уходил из России, никто же не предлагал мне никаких компенсаций. Поэтому я считаю, что татарстанцам эта программа добровольного увольнения выгоднее вышла».

Число трудоустроенных фордовцев никому не известно, заводы ждут консервация и продажа

Всего на челнинском заводе компании, по данным на март, работают 850 человек, еще 100 человек трудятся на заводе двигателей в «Алабуге». Напомним, по поручению мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева на территории завода с начала апреля начали вести совместную работу специалисты центра занятости, кадровые службы КАМАЗа и одного из крупнейших резидентов ТОСЭРа — компании Haier. А на одном из совещаний в мэрии начальник центра Татьяна Быданова докладывала, что из 850 сотрудников челнинского завода Ford-Sollers 150 человек планируется перевести на площадку компании в ОЭЗ «Алабуга», а еще 252 человека должны были оставаться на предприятии и заниматься подготовительными работами, подразумевая под ними, видимо, консервацию завода. Очевидно, что после окончательного закрытия 252 работникам тоже придется покинуть предприятие. Заместитель директора центра занятости Набережных Челнов Жанна Хайрова сообщила нашему изданию, что цифры, озвученные в начале апреля, до сих пор актуальны. Таким образом, как минимум 448 сотрудников челнинского предприятия в настоящий момент должны находиться в поисках новой работы. Однако в челнинском центре занятости количеством уже трудоустроенных работников не располагают.

Производство двигателей в Елабуге и автомобилей в Челнах уже остановлено, а работники в настоящее время занимаются консервацией оборудования. Все три завода Ford намеревается продать Производство двигателей в Елабуге и автомобилей в Челнах уже остановлено, а работники в настоящее время занимаются консервацией оборудования. Все три завода Ford намеревается продать

На КАМАЗе, куда собирались определять высвобождающиеся кадры, цифра трудоустроенных с Ford-Sollers тоже держится в секрете. Руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев заявил «БИЗНЕС Online», что процесс идет, желающие есть, трудоустраивающиеся есть, но конкретных цифр не назвал.

Наш источник, знакомый с ситуацией на заводе, предполагает, что в числе 150 человек, которых перевели на площадку в «Алабугу», ключевые работники завода по своим направлениям, с которыми работодатель расставаться не захотел бы при любых раскладах. «Думаю, что Ford-Sollers самых сильных, уникальных специалистов переведет на свой завод в „Алабугу“. Оборудование же, используемое на заводе, по-своему уникально. Производство в целом имеет достаточно высокую степень роботизированности. Взять тех же самых специалистов по подвесным конвейерам, по системам вентиляции — человека для их обслуживания с улицы ведь не возьмешь. Поэтому полагаю, что ключевым специалистам — механикам, электрикам, электронщикам, каким-то ремонтникам — обязательно предложат перейти на завод в Елабугу. Тем более что эти люди в свое время проходили специальное, весьма недешевое обучение на заводах компании», — заявил собеседник редакции.

Накануне в специально выпущенном пресс-релизе компания Ford заявляла, что на выплаты сотрудникам закрываемых заводов в России и на компенсации своим поставщикам, которые также несут в связи с ее уходом из России серьезные потери, будет направлено около $200 миллионов. Со своими поставщиками автопроизводитель намеревается окончательно рассчитаться в 2020 году.

Производство двигателей в Елабуге и автомобилей в Челнах уже остановлено, а работники в настоящее время занимаются консервацией оборудования. Все три завода Ford намеревается продать. Кроме того, в отношении завода двигателей рассматривается и вариант реализации оборудования с дисконтом инвестору, который берет на себя обязательства по локализации двигателей в рамках подписанного с правительством России специнвестконтракта (СПИК). В этом, в частности, по данным газеты «Коммерсантъ», может быть заинтересован Volkswagen, имеющий намерения локализовать производство двигателей в рамках СПИКа , а также Hyundai, которая, по данным издания, тоже подписала аналогичный документ и проявляет интерес к выкупу оборудования завода в Елабуге, возможно, и к площадке во Всеволожске, желая организовать там производство двигателей. Если учесть, что по условиям СПИКа Hyundai взяла на себя обязательство запустить завод двигателей уже в 2021 году, такой вариант развития событий не исключается. Сообщалось, что интерес к площадкам Ford проявляла китайская компания GAC Motor.