Накануне компания Ford-Sollers объявила об апрельской акции по снижению цен на автомобили моделей Kuga, Focus, Fiesta и ExplorerФото: «БИЗНЕС Online»

АУКЦИОН FORD ЗАВЕРШИТСЯ В СЕНТЯБРЕ

Накануне компания Ford-Sollers объявила об апрельской акции по снижению цен на автомобили моделей Kuga, Focus, Fiesta и Explorer. Аукцион неслыханной щедрости открыт в связи с уходом производителя из легкового сегмента в России. Согласно сообщению компании, скидка составит от 75 до 585 тыс. рублей. Цена Ford Focus в рамках акции снижается на 175 тыс. рублей, а наибольшую выгоду получат покупатели хэтчбека версии Titanium — они смогут сэкономить 329 тыс. рублей. Стоимость кроссовера Ford Kuga снижена на 175 тыс. независимо от комплектации, в топовой комплектации Platinum скидка составит до 295 тыс. рублей. С учетом всех маркетинговых программ автомобиль в базовой комплектации можно будет приобрести за 1,3 млн рублей. 

7-местный внедорожник Ford Explorer подешевел на 400 тыс. рублей, а с учетом программы Ford Credit можно будет сэкономить до 585 тыс. рублей. Цена седанов и хэтчбеков Ford Fiesta снизилась на 75 тыс. рублей во всех комплектациях. Как и в вышеприведенных примерах, максимально выиграть можно при покупке топовой комплектации Platinum с учетом госпрограмм «Первый автомобиль» или «Семейный автомобиль», в этом случае экономия составит 229 тыс. рублей. 

Координатор по связям с общественностью Ford-Sollers Индира Салимгараева пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что производство автомобилей на заводах компании будет продолжаться до июня. Поскольку объемы производства в организации не раскрывают, то назвать число подлежащих реализации машин сейчас не представляется возможным. Тем не менее Салимгараева сообщила, что компания планирует освободиться от всех складских запасов уже к концу сентября. 

Отметим, за 2014–2017 годы «Форд Соллерс Холдинг» получил чистых убытков на 57 млрд рублей. До распродажи Ford зафиксировал падение продаж в Татарстане — по итогам 2018 года регистрация автомобилей марки просела на 9,9% до 1488 штук, хотя в Казани компании и удалось подрасти на 3,6%. Зато общероссийская динамика продаж была положительной — плюс 6% до 53,2 тыс. авто.

Наибольшие потери в республике понесла самая доступная компактная модель Fiesta (от 730 тыс.) — минус 105 регистраций (в сравнении с 2017 годом), или две трети спроса, до 54 авто. Пары десятков голосов покупателей недосчитался и Ford Focus.

Самый популярный в линейке кроссовер Kuga (от 1,25 млн в базовой комплектации), благодаря пониженному ценнику и настоящему «автомату», а не роботу или вариатору, не дотянул до полутысячной отметки. Компактный EcoSport (от 899 тыс.) слегка увеличил отряд своих поклонников, а спрос на бизнес-седан Mondeo (от 1,48 млн) просто остановился. При этом казанцы больше покупали Focus и Mondeo, в то время как прочие города и районы отдали предпочтение EcoSport.

По данным аналитического агентства «Автостат», за первые два месяца 2019 года в Татарстане было продано 16 автомобилей модели EcoSport, 10 — Explorer, 12 — Mondeo и всего 4 Fiesta. Как и прежде, лидером оказался Focus: его с начала года успели продать 47 штук. За ним следуют 36 проданных автомобилей модели Kuga. Всего же, по данным агентства, доля российского рынка Ford в 2018-м составила 2,9%. 

Вячеслав Зубарев: «Предложение по распродажам это всега выгодно покупателям» Вячеслав Зубарев: «Предложение по распродажам всегда выгодно покупателям» Фото: «БИЗНЕС Online»

«обман — всегда обман, неважно, пошли ли на него новички на рынке или компании с именем»

Эксперты в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» советуют покупать автомобили по скидкам, но только в том случае, если они действительно нужны. По словам руководителя пресс-службы «Автостата» Азата Тимерханова, предоставление скидок выгодно всем участникам. «Я считаю, это хорошее предложение, которое может заинтересовать покупателей, а дистрибьютору поможет распродать складские запасы», — сказал он. 

Татарстанские дилеры, реализующие машины Ford, уже поддержали акцию производителя. Так, на сайте «ТрансТехСервиса» в разделе «Спецпредложения» появились все акционные модели со скидками, объявленными производителем. Однако эта распродажа прибыли дилерам не приносит.

«Предложение по распродажам всегда выгодно покупателям, — заметил в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ генеральный директор ООО УК „ТрансТехСервис“ Вячеслав Зубарев. — Более интересные предложения вряд ли появятся, поскольку запасы автомобилей локальные».

Однако для дилеров ничего хорошего уход производителей не сулит. «Есть общая черта и у General Motors, и у Ford — они уходят с российского рынка, потеряв лицо, — заметил Зубарев. — Поначалу, выстраивая отношения с дилерами, они декларировали одно, теперь, уходя с рынка, говорят совершенно другое. Контракты с дилерами подписываются в интересах производителя, и, подписывая их, они призывали дилеров инвестировать в этот бизнес, рисовали от своего громкого, солидного имени радужные картины. Но обман — всегда обман, неважно, пошли ли на него новички на рынке или компании с именем. Вот теперь свое имя Ford, как и General Motors, замарал очень серьезно. Для дилеров уход производителей — это всегда дополнительные убытки. У нас, например, есть часть запасов автомобилей, которые мы закупали по старым ценам, без скидок, естественно, теперь мы вынуждены такие машины продавать себе в убыток, это плохо».

Однако есть и разница между автогигантами. «General Motors пытался сохранить хорошую мину при уходе, говорили про компенсации [дилерам], а со стороны Ford я ничего подобного пока не слышал», — заключил собеседник издания.

Отметим, что в заявлении Ford-Sollers о закрытии производства легковых автомобилей в РФ было обещано, что все обязательства по гарантийному ремонту и сервисному обслуживанию будут выполнены.

Сотрудникам не понравилось, что не были раскрыты условия увольнения, в частности, не назван размер компенсаций, которые получат рабочие после закрытия завода в июнеФото: «БИЗНЕС Online»

ПОДНИМУТ ЛИ ЗАКАМСКИЕ ЗАВОДЫ FORD-SOLLERS МЯТЕЖ ПО ПРИМЕРУ ВСЕВОЛОЖСКА?

Недовольны и увольняемые рабочие. Профсоюз завода Ford во Всеволожске (Ленинградская область) заявил о намерении выйти на акции протеста в случае, если руководство предприятия откажется выплачивать им компенсацию после увольнения в размере двух годовых окладов. Об этом сообщил «Коммерсантъ FM» председатель всеволожской профсоюзной организации Ford Михаил Сергеев.

Сотрудникам не понравилось, что на вчерашней встрече с работодателем не были раскрыты условия увольнения, в частности, не назван размер компенсаций, которые получат рабочие после закрытия завода в июне. Окончательные условия им пообещали назвать через неделю. Если руководство не пойдет навстречу сотрудникам, они могут выйти на митинги и пикеты, заверил Сергеев.

На чем основано требование о выплате двухлетнего оклада, не уточняется. Согласно Трудовому кодексу, работник, увольняемый по сокращению штатов, имеет право на выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Его можно получить также за второй и третий месяц при условии, если уволенный, встав на учет в центре занятости, так и не нашел работу.

«До конца апреля люди должны, по мнению работодателя, определиться, согласны ли они уходить именно по программе добровольного увольнения. Если да, то программа сокращения сработает с середины июня. Под нее попадают практически все работники, 868 человек. Между тем мы спросили, есть ли у представителей компании мандат на ведение переговоров с нами в сторону увеличения компенсаций. Они сказали, что нет. Мы их предупредили и сегодня уже отправили письмо в Ford Europe. Работники будут бороться. У нас остаются в запасе наши массовые мероприятия: митинги, пикетирование. Мы станем не только зацикливаться на Всеволожске. Так как у нас сотрудники живут в Петербурге, то акции будем переносить и туда», — заявил Сергеев.

Поддержат ли рабочие заводов в Набережных Челнах и Елабуге инициативу всеволожских коллег, пока неизвестно. В соцсетях лидеров мнений в Закамье, высказывающих подобные мысли, пока не замечено. «Забастовки не планируются», — заверила нашего корреспондента Салимгараева. Отметим, ранее автопроизводитель пообещал, что выделит $200 млн на выплаты сотрудникам в России и поставщикам из-за закрытия нескольких заводов Ford-Sollers в РФ.

«КОГДА GM УХОДИЛ, СКИДКИ БЫЛИ БОЛЬШЕ»

Олег Мосеев — генеральный директор ГК LegeArtis, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры»:

— Предложение приводит как раз цены Ford в очень даже конкурентную среду. Там есть другая проблема, которая заключается в том, что данные скидки оформляются за счет в том числе дилеров. Это, на мой взгляд, не очень правильно в свете того, что им и так предстоят большие расходы. В остальном предлагаемые скидки хорошие для клиентов.

Больший дисконт вряд ли будет. Я вообще говорю, что машину надо покупать тогда, когда она нужна. От чего дисконт вообще должен быть больше? Возможно, что в самом конце, когда останутся последние автомобили, еще больше скидки будут, но в таком случае не окажется выбора.

Опыт GM (General Motors) показывает, что весь существующий объем таким образом реализуется. Когда GM уходил, почти та же самая история была. Правда, скидки были чуть-чуть больше. В принципе все машины продали. На это потребовалось примерно месяцев 8–9.

Роман Гуляев — владелец консалтинговой компании GGForce, автоэксперт:

— У Ford в целом цены были завышены по отношению к текущей ситуации на рынке. Поэтому без дисконта склад распродать станет сложно. Кроме этого, есть проблема, что после объявления [об уходе] цены и спрос по факту упали, потому что люди не знают и не понимают, что будет с запчастями. Понятно, что все будет хорошо, что Ford обязан предоставлять их. Но люди немного волнуются. Поэтому дисконт — это просто необходимая мера, чтобы все распродать.

С учетом того, что предложения будут физически ограничены… Когда машины совсем распродаются со складов, то первыми уходят всегда ликвидные авто, а дальше уже идут не самые интересные комплектации и так далее. То есть существует риск не найти потом ту машину, которая действительно нужна, по цвету, комплектации и так далее. Чем дальше, тем больше выбор сокращается. Я считаю, что проблем с реализацией быть не должно.

Андрей Лобода — официальный представитель «Альпари» в СНГ: 

— Складских запасов автомобилей Ford в России должно хватить до конца лета в случае выполнения оптимистичного сценария распродажи. Я бы рекомендовал обратить внимание на модели Focus и Fiesta, на них по-прежнему распространяется действие государственных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В среднем скидка на эти модели составляет 175 и 75 тысяч рублей соответственно. Удачей автолюбителя станет покупка машины с применением 10-процентной скидки по госпрограмме льготного автокредитования. Тогда суммарная выгода смело превысит 220 тысяч рублей. Совсем неплохо для российских регионов и городов-миллионников.

Ford не является первопроходцем, демпингующим на рынке. Как мы видим, в среднем автопроизводитель снижает цены на 15–20 процентов. Почти 4 года назад GM распродавал свои автомобили Opel со скидкой порядка 30 процентов, и все остались довольны. Таким образом, американцы оставили зазор в сторону повышения скидок, скорее всего, на неходовые и непопулярные комплектации, если их дела в РФ снова пойдут плохо.

А беспокоиться есть о чем, ведь имиджевые и репутационные риски Ford в России никто не отменял. Компания надеется на безболезненное сокращение персонала заводов в стране, под программу попадают почти 900 человек. Ford выплатит около 200 миллионов долларов сотрудникам в России и поставщикам своих заводов. Но, сколько средств дойдет до рабочего класса, пока неясно. Зато сотрудники точно возьмут свое и устроят американцам запоминающийся праздник во Всеволожске под названием «Конец эпохи профсоюзов Ford в России».

На фоне негатива в адрес неудачливого американского инвестора россияне с высокой вероятностью не выстроятся в очередь за подешевевшими авто, многие модели которых в России не обновлялись годами. Каждый автолюбитель перед покупкой Ford в период низких цен должен быть уверен, что сервисная поддержка после ухода знаменитого автобренда из страны продолжится и будет доступна в его регионе, равно как и автокомплектующие. Важно, чтобы и сам производитель сделал внятное заявление по этому поводу своим немногочисленным почитателям в стране упущенных для него возможностей.

Алексей Калачев — эксперт-аналитик АО «Финам»: 

— Распродажа Ford — это отличный шанс купить хороший и качественный автомобиль по приемлемой цене, сравнимой с конкурентами. Собственно, Ford во многом и проигрывал на российском авторынке из-за высокой стоимости. В распродаже эта ценовая диспропорция устранена.

Полагаю, поклонникам марки стоит воспользоваться возможностью, увеличения дисконта, скорее всего, не будет. По опыту ухода GM в 2015 году цены на распродаваемые Chevrolet снижались только один раз.

Распродаются машины, произведенные до закрытия производства. Не думаю, что их много скопилось на складах, ведь производство учитывает текущий спрос. Так что распродажа не продлится долго.