«Татнефть» выкупила кредитные обязательства предприятий группы «Нэфис». Общая сумма выкупленных прав требования — 30,9 млрд рублей «Татнефть» выкупила кредитных обязательств предприятий группы «Нэфис» на общую сумму 30,9 млрд рублей. В итоге 49% акций группы получит «Татнефть», а оставшийся 51% останется у старых акционеров

ДОЛГИ В ОБМЕН НА АКЦИИ

В минувшую пятницу «Татнефть» официально раскрыла в своей отчетности за 2018 год по МСФО информацию о сделке, слухи о которой ходили с прошлого года. Как выяснилось, еще 24 декабря 2018 года нефтяная компания выкупила кредитные обязательства предприятий группы «Нэфис», в которую входят «Нэфис Косметикс», Казанский маслоэкстракционный завод, Казанский жировой комбинат и «Нэфис-Биопродукт».

Общая сумма выкупленных прав требования — 30,9 млрд рублей. Банки не раскрываются, но, по нашим сведениям, речь идет о кредитах, взятых в Сбербанке, а также банке «Открытие» (ЦБ проводит в нем процедуру санации) и входящем в группу самой «Татнефти» банке «Зенит». В «Открытии» «БИЗНЕС Online» уточнили, что в конце ноября 2018 года передали портфель в банк «Траст» (тоже проходит санацию). В других кредитных организациях пока на запрос не ответили. Крупным успехом финансовой дипломатии стал дисконт, на который согласились банки, — около 30%. В результате на сделку у нефтяников ушло около 21 млрд рублей (19 млрд рублей, если не учитывать «Зенит», который и так входит в группу «Татнефти»).

Сделка нашла отражение и в других публичных источниках. Согласно базе данных «Контур.Фокус», близкая «Татнефти» структура — московское ООО «РНГО» — получила в залог львиную долю имущества «Нэфиса». В список залогов вошло более 200 единиц имущества всех вышеупомянутых компаний, среди которых — разного рода емкости, пресс-формы, конвейеры, упаковочные автоматы, транспортные парки с цистернами и тепловозами, грузовиками и легковыми машинами, печи и зерносушильные машины, сепараторы и многое другое. Напомним, что РНГО абсорбирует и другие непрофильные активы «Татнефти». Среди них, например, имущество обанкротившейся авиакомпании «ВИМ-авиа», которое было заложено в «Зените».

Дальше — самое интересное. Разницу между номинальным долгом и потраченными деньгами, то есть около 10 млрд рублей, «Татнефть» намерена конвертировать в акции. По нашим сведениям, это произойдет в два этапа. Сначала акции всех предприятий ГК «Нэфис» будут консолидированы в одну холдинговую компанию, а затем уже в ней 49% получит «Татнефть», а оставшийся 51% останется у старых акционеров «Нэфиса». Таким образом, текущие акционеры «Нэфиса» сохраняют контроль над бизнесом, основанным известным бизнесменом и депутатом Госдумы РФ Иреком Богуславским, и при этом приобретают мощного стратегического партнера. Сделку еще предстоит одобрить ФАС, однако каких-либо препятствий тут не ожидается.

Валовая выручка ГК «Нэфис» по итогам 2017 года составила 46,5 млрд рублей без учета НДС, в том числе суммарная выручка от реализации готовой продукции — свыше 41 млрд рублей. Но уже тогда наружу вылезли финансовые трудности... Валовая выручка ГК «Нэфис» по итогам 2017 года составила 46,5 млрд рублей без учета НДС, в том числе суммарная выручка от реализации готовой продукции — свыше 41 млрд рублей. Но уже тогда наружу вылезли финансовые трудности группы...

Оставшаяся часть долга — та самая сумма в размере примерно 21 млрд рублей — никуда не девается, просто «Нэфис» будет платить не банкам, а нефтяникам. Единственное — с учетом стратегического партнерства условия планируется смягчить. «Группа сможет реструктурировать задолженность, предоставляя „Нэфису“ отсрочку по выплате основного долга, снижая проценты по займам», — говорится в отчетности. Но и расслабляться «Нэфису» новый кредитор не даст — срок выплаты займов предполагается установить на конец 2020 года. По всей видимости, к этой дате предстоят переговоры о новой реструктуризации — с учетом результатов работы нэфисовцев за время партнерства с «Татнефтью», начавшегося в этом году.

Таким образом, «Татнефть» тоже в плюсе — все деньги должны вернуться с процентами, а в качестве платы за риск — приятный бонус в виде 49% акций «Нэфиса».

В «Татнефти» считают, что «характер и фундаментальная основа бизнеса „Нэфиса“ остаются сильными». Действительно, если не учитывать высокую долговую нагрузку, компания Ирека Богуславского выглядит лакомым куском В «Татнефти» считают, что «характер и фундаментальная основа бизнеса «Нэфиса» остаются сильными». Действительно, если не учитывать высокую долговую нагрузку, созданная Иреком Богуславским компания выглядит лакомым куском

ПЕРЕНАПРЯГ МЫШЦЫ И СПОТКНУЛСЯ О ТАТФОНДБАНК?

Составители отчетности дают понять, что финансовые вливания потребовались не от хорошей жизни. «Сложности, которые испытывал „Нэфис“, приведшие к ухудшению его финансового положения в последние годы, были связаны со слишком агрессивными планами по развитию и операциями с финансовыми организациями, которые впоследствии утратили устойчивость (речь, вероятно, о Татфондбанке прим. ред.)».

Однако при этом в «Татнефти» считают, что «характер и фундаментальная основа бизнеса „Нэфиса“ остаются сильными». Действительно, если не учитывать высокую долговую нагрузку, созданная Богуславским компания выглядит лакомым куском.

«Нэфис Косметикс» — крупнейший отечественный производитель бытовой химии, с которым десятилетиями не могут совладать такие международные гиганты, как Procter & Gamble и Henkel. Бренды AOS, BiMAX, Sorti, «Биолан» известны каждой домохозяйке.

По продажам средств для мытья посуды на конец 2017 года «Нэфис Косметикс» занимал 33,3% рынка России, чистящих средств — 15,1%, стиральных порошков — 12%

По продажам средств для мытья посуды на конец 2017 года «Нэфис Косметикс» занимал 33,3% рынка России, чистящих средств — 15,1%, стиральных порошков — 12% По продажам средств для мытья посуды на конец 2017 года «Нэфис Косметикс» занимал 33,3% рынка России, чистящих средств — 15,1%, стиральных порошков — 12%

Казанский МЭЗ — одно из крупнейших поволжских предприятий по переработке масличных культур — подсолнечника и рапса. На него приходится 3–4% всего российского объема переработки маслосемян.

Из этого сырья конечный продукт выпускает КЖК — производитель майонеза, подсолнечного масла, кетчупов и соусов. Его ключевые бренды — «Mr.Ricco», «Ласка», «Миладора», «Чудесная семечка». В дополнение «Нэфис» построил «Нэфис-Биопродукт», который первым в России начал выпускать соусы в ПЭТ-таре. Сейчас предприятия масложирового комплекса ГК «Нэфис» поставляют продукцию в 22 страны мира, в том числе в Китай. На него приходится половина продовольственного экспорта из Татарстана.

Один из совладельцев группы Дмитрий Самаренкин (справа) отметил, что партнерство с «Татнефтью» открывает новую страницу в истории «Нэфиса» Дмитрий Самаренкин (на фото с Сыровацким Михаилом (слева) — гендиректором МЭЗ) отметил, что партнерство с «Татнефтью» открывает новую страницу в истории «Нэфиса»

Валовая выручка ГК «Нэфис» по итогам 2017 года составила 46,5 млрд рублей без учета НДС, в том числе суммарная выручка от реализации готовой продукции — свыше 41 млрд рублей. Но уже тогда наружу вылезли финансовые трудности — «Нэфис-Биопродукт» зафиксировал чистый убыток в 3 млрд рублей, АО «Казанский МЭЗ» — чистый убыток в 748 млн рублей, а КЖК — чистый убыток в 14,7 млн рублей. И лишь «Нэфис Косметикс» остался в плюсе, получив чистую прибыль в 409,7 млн рублей.

Чтобы выдерживать конкуренцию и не отстать, «Нэфису» действительно приходилось постоянно вкладываться в расширение и модернизацию производства. Будь в России развит фондовый рынок, компания, вероятно, давно вышла бы на IPO, как делают динамично развивающиеся компании на Западе. Более того, там держатели акций, в отличие от банков, годами готовы мириться с убытками, если видят, что продукт востребован, а рыночная доля расширяется. Как видим, в итоге компания пусть и запоздало, вынужденно, но пошла по пути привлечения внешнего инвестора. 

Сейчас предприятия масложирового комплекса ГК «Нэфис» поставляют продукцию в 22 страны мира, в том числе в Китай.  На него приходится половина продовольственного экспорта из Татарстана Сейчас предприятия масложирового комплекса ГК «Нэфис» поставляют продукцию в 22 страны мира, в том числе в Китай. На него приходится половина продовольственного экспорта из Татарстана

«Партнерство с „Татнефтью“ открывает новую страницу в истории „Нэфиса“, — отметил в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ один из совладельцев группы, Дмитрий Самаренкин. — В прошлом году исполнилось 20 лет с того момента, как наша команда во главе с Иреком Борисовичем Богуславским пришла на „Нэфис Косметикс“, 15 лет — с тех пор, как в группу вошел КЖК. Все это время не было, пожалуй, ни одного года, когда бы мы не инвестировало в новое производство, в свои бренды. Объем вложений существенно превышает текущую долговую нагрузку. Но сегодня, чтобы двигаться дальше, нам нужен стратегический партнер. Мы очень благодарны за то, что „Татнефть“ в нас поверила, и обязательно оправдаем это доверие».

Удалось получить краткий комментарий о сделке от гендиректора «Татнефти» Наиля Маганова. Он не исключает, что в дальнейшем компания с выгодой для себя перепродаст долю в «Нэфисе» Удалось получить краткий комментарий о сделке от гендиректора «Татнефти» Наиля Маганова. Он не исключает, что в дальнейшем компания с выгодой для себя перепродаст долю в «Нэфисе»

«ВКУС МАЙОНЕЗА НЕ ИЗМЕНИТСЯ, ПОРОШКИ ХУЖЕ СТИРАТЬ НЕ БУДУТ»

«БИЗНЕС Online» удалось получить краткий комментарий о сделке от гендиректора «Татнефти» Наиля Маганова. Он не исключает, что в дальнейшем компания с выгодой для себя перепродаст долю в «Нэфисе».

«Мы не специалисты [в пищевой промышленности и бытовой химии]. Вложили, нашли выгодного инвестора, продали и заработали, потому что компания должна зарабатывать деньги для акционеров. Если это на каком-то этапе оказалось выгоднее, чем нефть, то почему нет? — поясняет он. — Здесь история простая: для „Татнефти“ это экономически целесообразно и эффективно».

По его словам, после сделки ничего кардинального в управлении «Нэфисом» не произойдет. «Вкус майонеза от этого не изменится. Стиральные порошки хуже стирать не будут», — шутит он.

Впрочем, по нашим сведениям, денежные вливания уже позволили предприятиям группы «Нэфис», что называется, распрямить спину. В первом квартале 2019 года и маслоэкстракционный завод, и КЖК серьезно нарастили мощности, чуть ли не в полтора раза, поскольку появились свободные средства на закупку большего объема сырья. Об этом знает и Маганов. «Самое главное — заводы работают, заводы наращивают производительность», — говорит он. «Ожидаемое улучшение финансового состояния ГК «Нэфис» открывает дополнительные возможности по реализации производственных и инвестиционных программ, которые были бы невозможны, если бы сделка не состоялась», — сообщили нам в пресс-службе «Татнефти».

Помимо финансовой выгоды, «Татнефть» рассчитывает и на синергию с новым партнером. В проекте «Нэфис» по производству биотоплива заинтересована и нефтяная компания Помимо финансовой выгоды, «Татнефть» рассчитывает и на синергию с новым партнером. В проекте «Нэфиса» по производству биотоплива заинтересована и нефтяная компания

Впрочем, помимо финансовой выгоды, «Татнефть» рассчитывает и на синергию с новым партнером. «Группа планирует использовать опыт и возможности „Нэфиса“ для расширения бизнеса в области производства биотоплива с целью улучшения конкурентоспособности своих нефтепродуктов на рынках с существующими и потенциальными требованиями по использованию топлива из возобновляемых источников, в том числе в ЕС», — говорится в сообщении «Татнефти».

Действительно, проект по глубокой переработке зерна в биотопливо и пищевые добавки группа «Нэфис» прорабатывает уже более 10 лет. Такой завод открыл бы для сельского хозяйства Татарстана совершенно новые возможности.

У двух крупных компаний РТ немало и других точек соприкосновения. Так, например, «Нэфис» специализируется на производстве масла, а «Татнефть» тоже экспериментирует в данном направлении. Об этом в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывал и замдиректора ТАНЕКО по технологиям и качеству Илшат Салахов. «Мир активно движется в сторону энергетики, ожидаем, что будет всплеск использования масел. Как бы ни говорили про электрификацию, для движения автомобилей масла будут нужны в любом случае. И в повседневной жизни масло очень активно используется: оно нужно даже для производства мороженого. В этом смысле мир движется в направлении создания пищевых масел, биомасел. Есть мировая тенденция использовать масла третьей группы в качестве пищевых масел, масел для косметики и для медицины. На сегодняшний день это очень узкий, премиальный рынок, на нем всего несколько игроков. Но для того, чтобы туда пробиться, нужно получить широкий спектр одобрений. Есть понятие „белые масла“: в косметике это составляющая кремов, гелей. Мы данное направление тоже изучаем», — говорил он.

«Нэфис» специализируется на производстве масла, «Татнефть» тоже экспериментирует в этом направлении «Нэфис» специализируется на производстве масла, «Татнефть» тоже экспериментирует в этом направлении

Помимо того, «Татнефть» заложила целую программу развития газохимии, что пересекается с производством бытовой химии на площадке АО «Нэфис Косметикс». Так, в презентации к Стратегии-2030 «Татнефти» говорилось, что компания собирается производить малеиновый ангидрид, полипропилен, акрилонитрил и углеволокно, суммарно — 317 тыс. т продукции в год на первом этапе. Малеиновый ангидрид среди прочего используется в производстве моющих средств — продуктов «Нэфис Косметикс». Производство планируется запустить в 2024 году.

Не исключено, что «Татнефть» захочет использовать компетенции «Нэфиса» в сфере маркетинга, продаж и рекламы. Нефтяникам, которые привыкли концентрироваться на скважинах, трубах и присадках, сложно дается сбыт конечной продукции массовому потребителю. А это становится все важнее — есть шины, есть бензин, есть моторные масла. И таких товаров конечного спроса будет становиться все больше. А лучше, чем предприятия «Нэфиса», создавать бренды и продвигать их на федеральный рынок в республике еще никто не научился.

Словом, не было бы счастья, да несчастье помогло. Сделка выглядит примером того, что называют принципом win-win — выигрывают обе стороны. Вместе «Татнефть» и «Нэфис», если их союз будет прочен, смогут добиться многого.