Небесная битва Небесная битва Фото: Рустам Курчаков

ПОСМОТРЕТЬ ПРАВДЕ В ГЛАЗА

Если всерьез решать задачи мобилизации духовно-нравственного потенциала, который необходим для обустройства лучшего будущего, то надо посмотреть правде в глаза. А правда в том, что за годы безвременья, когда подлинные ценности народа были забыты, принесены в жертву мнимым и временным ценностям или даже утрачены в сознании многих людей, образовался разрыв между старшими и молодыми поколениями.

Недавнее советское прошлое еще сохраняло и даже отчасти культивировало черты и скрепы традиционного общества, пусть и в искаженном идеологией виде. Народы СССР, хотя и в разной степени, в короткие мирные периоды советской истории получили возможность возрождения и развития национальной культуры. Культура, в строгом смысле, является предметным, зримым воплощением духовных ценностей народа. Поэтому, даже в условиях жесткой идеологической системы, появлялась возможность как-то «вписать» ее в материалистическую советскую действительность. Более того, талантливый человек мог иногда «контрабандой», несмотря на цензуру «соцреализма», донести до своего народа незримые ценности, чуждые официальной идеологии. Правда, этот путь, как известно, был усеян многими жертвами.

Но даже с этим недавним прошлым теперь образовался временной разрыв более четверти века, то есть время активной жизни целого поколения. А если принять в расчет бесчисленные потрясения прошлого века, то получается, что поколенческий разрыв уже превысил человеческий век. И такие потери не проходят даром. Чтобы это понять, достаточно сопоставить 12-летние циклы взросления человека (фрагменты этого знания сохранились в Билике) с хронологий событий за последние 30, 50 и 100 лет. И неважно, будете вы диагностировать этот разрыв поколений на примере страны, своего народа или семьи — результат и симптомы примерно одинаковы.

Для татарского народа — это вековой разрыв, который отделяет нас от образовательного и культурного взлета, джадидистских реформ конца XIX — начала XX века. Этим опытом вековой давности ни в коем случае нельзя пренебрегать. И он не должен стать лишь поводом для ностальгических печалей. Например, говоря о современных проблемах родного языка, следовало бы в практической плоскости вспомнить и осмыслить опыт тройной реформы письменности в школах Советской Татарии в 30-е годы. Когда за короткий период школьное обучение перевели сначала от традиционной для татар арабской графики (Элифбэ) на латиницу, а затем через какое-то время — на кириллицу. Да, с одной стороны, это шок и травма, которую нынешняя школа вряд ли выдержала бы. А с другой…  не раз встречал людей старшего поколения, которые сумели даже из этого извлечь пользу — пригодилось.

Надо просто спокойнее и мудрее осваивать уроки своего прошлого. В конечном счете, если наверху пирамиды «кадры решают все», то внизу, в реальной жизни всё зависит от нас самих…

И ВНОВЬ ИСПЫТАНИЕ…

Скажем прямо: старшие поколения уже выработали свой ресурс, и в лучшем случае единицы, но уже не весь человеческий потенциал этих поколений, способны мыслить и действовать адекватно духу времени — по причинам «физического и морального износа». Молодые же поколения, которые по природе вещей всегда более восприимчивы к новому, с его новыми вызовами, возможностями и угрозами, уже тяготятся старой мировоззренческой матрицей, за которую по инерции держатся старшие.

Травма духовного стержня и родовой памяти привела к тому, что у молодого и старшего поколения сегодня во многом разные ценности, оценки и взгляды на будущее. Но, ведь, такие травмы лечатся не навязыванием своего мнения и принципов, а только терпеливым диалогом — как это бывает в дружной семье. Действующие социальные институты, в том числе те, которые призваны решать национальные вопросы, при всем уважении, вряд ли способны выполнить в этом вопросе решающую роль — причины очевидны. К тому же, пресловутая «геронтократия», которая была отличительной чертой Системы на излёте СССР, как-то незаметно перекочевала и в нынешние институты. Как видно, по естественным причинам…

Таким образом, это уже новое, современное испытание родовой памяти и Веры. Проблема эта незрима, ее не видно на поверхности жизни, но если ее не решить и не соединить порванные нити, то образ будущего, без прочного фундамента, повиснет в неопределенности и запутается в неосознанности происходящего. Это мы уже проходили…

Проблема разрыва поколений касается не только татар, а всех остальных народов бывшего Союза ССР. И, может быть, стоит пока, не замахиваясь на долгосрочные стратегии, сосредоточить силы на выработке конкретной и понятной всему народу среднесрочной (на 3–5 лет) программы самых неотложных мер в сфере татарского языка, образования и культуры. Причем, понятной не только самим татарам, но и русским и всем другим. Чтобы от эмоциональной разноголосицы, вздорных претензий и надуманных подозрений постепенно двигаться к разумному сотрудничеству народов, без которого невозможно обновление жизни в России и каждом ее регионе, как его ни назови.

А главное — наладить народный контроль за каждым пунктом выполнения такой программы. То есть заняться исцелением своих социальных недугов, а не просто припудриванием болячек для пиара и «фейс-контроля». Если же ты реально живешь только сегодняшним днём и мыслишь на воробьиный скок, то от планов на 30–50 лет, то есть на поколения вперед, — от таких планов только голова закружится…

Травма духовного стержня и родовой памяти — именно эта тема весьма своеобразно раскрывается в романе Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» Фото: «БИЗНЕС Online»

О ФАЛЬШИВЫХ «СКРЕПАХ» И «ЗАНОЗАХ»

Разумеется, на фоне поколенческой проблемы сразу же становится видна фальшивость некоторых современных подделок «под духовность», «религиозность» и прочих подручных «скреп», используемых за неимением прочного внутреннего стержня. Как пример — фальшивый «образ Зулейхи, открывающей глаза», запущенный в массовое сознание по низкоидейной, но высокобюджетной орбите. Травма духовного стержня и родовой памяти — именно эта тема весьма своеобразно раскрывается в романе Гузель Яхиной.

Разумеется, «каждый пишет, как он дышит», и от ошибок спасает не цензура (Боже упаси!), а внутренний такт, производный от творческого дара. Но если и фильм, снимаемый по роману, будет пущен в прокат под тем же названием, то получится упрощенный для «чурок» парафраз известного квази-масонского фильма «С широко закрытыми глазами» (Eyes Wide Shut, реж. С. Кубрик, 1999) с Томом Крузом и Николь Кидман в главных ролях. Можно сказать, учебный фильм для тренировки способности различать суть от «мистической мути». Во всяком случае, он интереснее, чем упрощенный вариант манипуляторов «татарской темой».

Обратим внимание, что до сих пор такая массовая культур-продукция, задевающая национальные чувства, (вроде фильма-пустышки «Орда») изготовлялась в «нетатарской» среде. Поэтому ее низкое качество и провокативный эффект можно было списать на счет непрофессионализма и бестактности изготовителей, объяснить просчетами минкульта, погоней за кассовыми сборами и т. п.

Но в данном случае речь идет о «занозе», которую — сознательно или по недомыслию — «вживляют» в самую болезненную точку национального самосознания. Разрыв между нынешними поколениями (в возрасте до 35–40 и теми, кому за 50–60) — это одна из ключевых проблем сохранения и развития татарского народа. Она прозвучала и на недавнем круглом столе «БИЗНЕС Online» с участием младотатар.

Любимая многими и по праву уважаемая за свою общественную деятельность, актриса Чулпан Хаматова, приглашенная на роль Зулейхи в снимаемом по роману фильме, не так давно в беседе с Катериной Гордеевой (опубликовано в сетевом проекте Людмилы Улицкой «Время колоть лед» — занимательная социология современной поколенческой истории) рассказала о тех психологических причинах (по сути, «разрыв родовой памяти»), которые заставили ее покинуть Казань и найти себя в ином культурном пространстве. Отнесемся к этому с уважением и терпением («сабр»), тем более что это касается многих и многих. Надо понимать, что подобные травмы и царапины лечатся временем и терпением, но не «эмоциональными наркотиками». И нужно проявлять разумную осторожность, чтобы не попасть в руки «знахарей-манипуляторов».

Верно говорят, что нет худа без добра, и пусть вброшенная в массовое сознание тема «Зулейхи» (имя возлюбленной коранического Юсуфа в знаменитой поэме Кул Гали — случайно ли?) станет индикатором степени его зрелости и «вирусоустойчивости».

НЕЛЬЗЯ ВЫБИРАТЬ ПРОШЛОЕ ЦЕНОЙ БУДУЩЕГО

Почему мы так контрастно и даже утрированно разбираем фигуру Сталина в роли социального и религиозного реформатора? Да потому что советско-сталинское наследство — и добротная, и прогнившая его часть — по-прежнему светит и сквозит из всех щелей и институтов нынешнего «державного» и общественного устройства. Как говорится, «разуй глаза и посмотри!». Ни хрущевское, ни брежневское не светит, потому что в них не было жизненной энергии, а только инерция.

Это наследство еще не ушло, как положено, в историю. Потому что отжившее и прогнившее не похоронено, но активно дискутируется и раскалывает массовое сознание на враждующие части. А из добротного не извлечены полезные уроки и заделы на будущее. Чтобы это понять, надо только несуетливо оглянуться на окружающие нас социальные институты и сопоставить их с прошлыми — сравнить по сути, а не по декору.

Иногда, по разным поводам, повторяют расхожий штамп — дескать, у нас теперь не 37-й год! А вы посмотрите внимательно вокруг — ну, хотя бы на одно из самых заметных и обсуждаемых. К примеру, причудливо протекающий процесс «антикоррупционной борьбы». Какие же чувства, эмоции и мысли вызывает он в массовом сознании, в верхах и низах? И не напоминает ли это беснование митинговых толп 30-х годов прошлого века (еще и ста лет не прошло!) по поводу «врагов народа» и «уклонистов» от партийного курса. Казалось бы, деидеологизация избавила Систему от былой жесткости. Но теперь «закручивание гаек» и «зажим винтиков» происходит с не меньшей силой. Разница лишь в том, что это «сжатие» идет в неформальном кланово-коррупционном пространстве, которое только частично подконтрольно государству и законодательству. Но уже проникло во все поры общества. Потому и говорят: «беспредел»…

Учитывая опыт пройденного, может, стоит попробовать по-другому лечиться от наследственных социальных болезней? В первую очередь, диагностировать их корни, а не только симптомы. Ведь, первая заповедь врача — не навреди, а разберись сначала, прежде чем лечить и оперировать. И вспомнить золотое правило: «Не сотвори себе кумира» — ни из фараона, ни из золотого тельца.

Не берусь судить о том, многие ли готовы об этом задуматься — о корнях сегодняшних проблем, исторических и родовых. Чаще звучит другое: надо использовать китайский (то есть «ордынский») пример искоренения коррупции… Не понимают, что Китай — это и есть та самая пирамида, которая выстроена по советско-фараонской модели, только гораздо выше, тяжелее и мощнее. В которой, кстати, так же «выровнены» и уложены кирпичами все народы страны — пять основных и еще многие малые, которые записаны в единый «ханьский народ». Только вот уйгур осталось обтесать и вписать…

ИЗВЛЕЧЬ УРОКИ И ПОМНИТЬ СРОКИ

Подводя черту под сталинским наследством, ограничимся сказанным и вспомним, что созданная под руководством Сталина советская империя недолго просуществовала после его смерти. А пресловутая «мина замедленного действия», разорвавшая СССР по так называемому «андроповскому плану», заложена была вовсе не Владимиром Ильичем, а Иосифом Виссарионовичем. Хотя оба великих вождя до конца не ведали, что творят.

Советский Союз в итоге повторил судьбу империи Чингисхана и царства Ивана Грозного — они быстро утонули в династических и номенклатурных разборках, неосознанности происходящего, религиозных расколах и смуте.

И стоит ли повторять то, что не прошло проверку временем? Зато стоит взять из прошлого то, без чего никакой фундамент не выдержит предстоящих перемен.

История циклична, но через сотню лет требуется новый ответ на вечные вопросы. Нового ответа пока нет. Нет и не будет его и у действующих «элит». И не только по причине их качества, но и по самой природе власти, присущей российской цивилизации (об этом — позже). Поэтому ответ предстоит выработать терпеливой совместной работой всех народов России — больших и малых. В ней, заодно, родятся и адекватные формы общественного устройства и государственности. Это работа для тех, кто не согласен оставаться в фараоновом царстве.

В сталинском Союзе ССР были четкие и жесткие сроки, потому что было понимание — «надо быстро догонять, иначе сомнут». Сроки на стройках социализма измерялись пятилетками, а в лагерях ГУЛАГа, как правило, десятилетиями. С тех пор и до наших дней сроки все больше размывались и уходили в неопределенность, как и образ будущего.

Теперь, как видно, страна уже перешла порог перемен, когда сроки будут определяться не «бумажными стратегиями» и не «национальными проектами», а «обстоятельствами непреодолимой силы», «точками невозврата» и «точками бифуркации». Это на языке политологии и социологии, а религиозный человек увидит в этом проявление неотвратимой Божией воли. Может, оно и к лучшему — на всё воля Всевышнего. Раз уж самим ума не хватило обустроить свою жизнь…

Теперь понятно, что волны глобального финансового кризиса (2007–2012 годы) были только прелюдией цивилизационных перемен. Первая волна этих перемен уложилась в 2013–2018 гг. Вглядываясь в обозримую перспективу и учитывая груз нерешенных проблем, можно предположить, что вторая волна перемен потребует еще 3-5 лет. Но при этом каждый год будет за три, а то и за 5–10. Так в нашей истории не раз бывало.

Время пошло!

Мартовское (новогоднее) новолуние вГорно-Алтайске, 2019 Мартовское (новогоднее) новолуние в Горно-Алтайске, 2019 Фото: Рустам Курчаков

С НОВЫМ ГОДОМ ПО СОЛНЕЧНОМУ КАЛЕНДАРЮ!

Встречая Новый Год — Науруз — еще раз повторим: прошедший 2018 год подвел окончательную черту под советским наследством. Знаки очевидны даже для тех, кто до последнего держался иллюзии так называемого «социального договора» власти с народом.

Это ликвидационная пенсионная «реформа», предпринятая властью даже не по финансово-экономическим, а мобилизационно-политическим причинам.

Это цепная реакция техногенных, экологических и морально-политических катастроф, открывающая бездну хозяйственной и психо-соматической разрухи, образовавшейся по естественным причинам, после того, как окончательно изношены и расхищены остатки  советского хозяйства.

Это и тупиковость «борьбы с коррупцией», которая, если следовать логике действующего законодательства, может означать на деле лишь подрыв существующего общественно-политического строя — Боже упаси! А в половинчатом, избирательном виде приведет к власти и управлению только худших из худших — тоже не дай Бог!

Но… воспрянем духом! Ведь, весенний Новый год всегда дарит надежду на обновление Природы и человеческих отношений. В связи с этим, думаю, уместно прозвучит обращение пассионарного евразийца Павла Зарифуллина, нашего земляка (родился в Казани, учился в Казанском университете), который лучше многих понимает, почему тюрко-иранский Науруз переплетается с русскими обрядами на Пасху и Ивана Купалу, отзывается в исторической памяти, в живых славянских сердцах и подсознании:

«Навруз — это и наш русский традиционный праздник. Он напоминает нам те блаженные времена, когда предки славян отмечали новый год весной.

И между славянским, тюркским и иранским мирами не было религиозных и государственных границ.

Когда мы были единым целым страны Востока. Царством праздничного Навруза! Когда Цари-Кочевники на колесницах распространяли ценности нашей евразийской-скифской цивилизации далеко на Юг и на Запад. Во все стороны — в Индию, Египет, Европу, Китай.

Когда Время Навруза царствовало над Евразией».

Потому с Новым годом, друзья!

С Русским Скифским Евразийским Новым годом!»

Продолжение следует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции