Представители КПРФ негодовали на круглом столе, посвященном проблеме льготного проездного для студентов Фото: gossov.tatarstan.ru

«Значит, изыскать средства можно! И нужно!»

«В нашей республике давно исчезло понятие студенческого проездного. Но до 2019 года действовал проездной билет на 50 поездок стоимостью 750 рублей, и то на определенный вид транспорта. С 2019 года эта незначительная льгота была отменена», — с невеселой «новости» начал круглый стол по обсуждению студенческих проездных лидер фракции КПРФ в Госсовете РТ Хафиз Миргалимов. Татарстанские коммунисты сегодня собрали в парламенте республики представителей вузов, министерств и ведомств, а также студенчества и СМИ.

Миргалимов отметил, что проблема льготного проездного для студентов назрела давно. «На данный момент стипендия студента-отличника составляет 2655 рублей. За общежитие надо платить, питаться надо, ездить надо, одеваться надо… Практически такую же сумму студент должен отдать за проездной на все виды транспорта. А основная масса студентов получает стипендию в 1770 рублей, и вынуждены потратить ее на проездной на один вид транспорта стоимостью 1900 рублей», — негодовал Миргалимов.

Коммунист добавил, что понимает и поддерживание возмущение студентов по этому поводу. Мол, надо тогда или стипендии увеличить, или ввести студенческий проездной, который был в советский период.

Миргалимов привел расчеты лиги студентов РТ. Оптимальным называется проездной билет на 60 поездок в месяц при стоимости 900 рублей. По оценкам студенческой организации, для компенсации расходов транспортникам до экономически обоснованного тарифа в 27 рублей из бюджета потребуется 506 млн рублей рублей. По подсчетам минмолодежи РТ, на эти же цели нужно 680 млн рублей. Разница получается потому, что в расчет берется разное количество студентов (всего в Казани более 94,5 тыс. студентов), но общий порядок цифр понятен. 

«Понятие льготных проездных пытаются подменить грантами», — возмущаются коммунисты. Однако система грантов по 1 тыс. рублей в месяц коснется лишь 3 тыс. студентов. «Это 2 процента от общего количества студентов. Обещанное властями увеличение грантовой поддержки с 30 миллионов до 60 миллионов рублей проблемы в целом не решает», — негодовал Миргалимов.

КПРФ: надо или стипендии увеличить, или ввести студенческий проездной, который был в советский периодФото: «БИЗНЕС Online»

Он также напомнил, что, когда власти в 2012 году хотели лимитировать проездные билеты для пенсионеров, представители КПРФ вышли на митинги. В результате республика нашла тогда 800 млн рублей, а пенсионеры сохранили свои проездные билеты. «Значит, изыскать средства можно! И нужно!» — констатировал лидер республиканских коммунистов.

«Лишая студентов льготы на транспорт мы, по сути, лишаем их возможности получать высшее образование, — продолжал глава татарстанских коммунистов. — Из таких, казалось бы, мелочей создается новое препятствие для малоимущих студентов. Победный путь для получения образования открыт лишь для детей обеспеченных родителей».

Артем Прокофьев: «Сравните нас с другими городами ПФО! Вольно-невольно возникает вопрос: почему у нас такие цены в Казани на общественный транспорт?» Фото: gossov.tatarstan.ru

«Ситуация в вопросе проезда студентов даже хуже, чем в 90-е годы»

Депутат Госсовета Артем Прокофьев — «молодое крыло» партии — поддержал старшего товарища. 

«Сравните нас с другими городами ПФО! Вольно или невольно возникает вопрос: почему у нас такие цены в Казани на общественный транспорт? Почему мы, можно сказать, хуже всех в этом вопросе оказались? — недоумевал Прокофьев. — Ситуация в вопросе проезда студентов даже хуже, чем в 90-е годы. Нас часто пугают 90-ми годами. Такого, чтобы стипендии студентов не хватало на проезд, не было даже в 90-е. То есть сейчас ситуация вообще самая плохая в истории этого вопроса».

«К сожалению, я вынужден констатировать, что министерство образования самоустранилось от этого вопроса», — продолжал Прокофьев, оглядывая зал и не найдя там ни министра Рафиса Бурганова, ни его подопечных. Он поблагодарил тех представителей органов власти и вузов, которые все же пришли на встречу с КПРФ, а таковых собрался целый зал. 

«К сожалению, министерство образования посчитало, что это не их вопрос. Как студенты будут добираться до учебы? Хотя даже рекомендации есть для министерства образования. В том числе студенты обращались по тому поводу, что им между корпусами приходится переезжать. К сожалению, министерство образования это, судя по всему, не интересует, мы будем разбираться», — с сарказмом отметил депутат.

«Кстати, Хафиз Гаязович, мы это увидели и по коллегиям. Вдруг стало для депутатов не хватать места на коллегиях министерства образования. То есть у нас пришел министр из состава Госсовета (Бурганов — бывший депутат Госсовета РТ — прим. авт.), и такое отношение к депутатам! Я вот этого не могу понять — почему у нас вообще такое может происходить?» — недоумевал Прокофьев.

«Перевозчики говорят: „Такая стоимость высокая потому, что нам недоплачивают за льготников“. Действительно, стоимость очень разная. Я не знаю, может, у нас сегодня будет пояснение от министерства транспорта, от комитета по тарифам? Но фактически это выглядит так: разницей между компенсацией за льготников и „тарифом для всех“ мы как дополнительным налогом облагаем тех, кто пользуется общественным транспортом. Они фактически платят за то, что должен оплатить бюджет!» — приводил Прокофьев все новые и новые аргументы.

Позже, действительно, выступил начальник отдела отраслевого аудита и анализа деятельности предприятий министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Шамиль Султанов. Он ожидаемо стал пенять на скачки цен на ГСМ, обилие лизинговых платежей и прочие причины.

«Многие транспортные компании активно обновляли транспорт в связи с тем, что республика проводила много международных статусных мероприятий и не могла ударить в грязь лицом. Из-за лизинга возникла большая нагрузка на транспортные предприятия», — объяснял Султанов. Что интересно, чиновник назвал еще одну калькуляцию затрат бюджета для компенсации расходов транспортников. По его данным, если казна даст 15 рублей за каждую поездку студента-льготника, то потребуется уже 1,6 млрд рублей (в расчет были взяты все 216 тыс. татарстанских студентов при условии 50 поездок к месяц).

Автор петиции в поддержку студенческого проездного Максим Мухаметзянов (второй слева) высказался в том смысле, что студенты теперь оплачивают льготы пенсионеров Фото: gossov.tatarstan.ru

Лига студентов увлеклась грантами?

Закоперщиков студенческого недовольства — лигу студентов РТ — попрекнули в смене ориентиров. Автор петиции в поддержку студенческого проездного Максим Мухаметзянов обратил внимание, что если изначально лига студентов стояла на твердых позициях проездного для студентов, то потом «переобулась» и выступила с лозунгом «Транспортный грант — эффективное решение». Мухаметзянов высказался в том смысле, что студенты теперь оплачивают льготы пенсионеров.

Вице-президент лиги студентов Камолиддин Бобохонов заверил собравшихся, что в организации не собираются останавливаться на грантах, он обещал поддерживать не только активных студентов, но и нуждающихся. «Мы стоим на позициях студентов, но считаем, что увеличение грантов — это тоже хорошее достижение в наше время, так как не были предусмотрены никакие бюджетные средства на льготный проезд», — оправдывался Бобозонов.

«При всем уважении к лиге студентов, но лига студентов не равно студенчеству, мы с вами должны это хорошо понимать. Если мы максимально 3 процента студентов можем охватить грантами, то о чем мы вообще можем говорить?» — вклинился в беседу Прокофьев.

Он видит только одно решение проблемы — возврат проездного на 50 поездок. «Немедленно надо принять, а дальше думать, что делать со студенческим проездным», — заявил депутат.

Ирина Халитова (в центре)  назвала встречу бальзамом на душу проректоров по воспитательной работе Фото: gossov.tatarstan.ru

«Мы студентов еще держим, успокаиваем, но могут быть и волнения»

В заключение слово взяли представители вузов. Ирина Халитова, начальник управления внеучебной работы КНИТУ-КАИ, назвала встречу бальзамом на душу проректоров по воспитательной работе. По словам Халитовой, они стараются всеми возможными средствами «утешить» студентов в связи с отсутствием доступных проездных, но этого недостаточно. «Объявили себя третьей столицей, студенческой столицей, привлекаем студентов из других регионов и стран. Завлекаем — но выходит, что со своей стороны республика не может предоставить самое необходимое?» — откровенничала Халитова.

«Вы нас сейчас агитируете за советскую власть, да мы с вами! Единый студенческий билет должен быть в нашей республике. Благо мы студентов еще держим, успокаиваем, но могут быть и волнения», — закончила она свое выступление.

Проректор по учебной и воспитательной работе Ветеринарной академии — профессор Али Волков — также сообщил, что ректорат очень обеспокоен сложившимся положением дел. «Сегодня говорим, что республика богата, но студентам от этого не легче. У нас все из сельской местности, на селе у их родителей зарплата 12–17 тысяч рублей. Продукты везут из деревень. Студенты очень обижены. Этот вопрос давно висит, с 2011 года есть только мизерные подачки. Проблема очень серьезна, надо этот вопрос на уровне правительства решить раз и навсегда», — заключил профессор.

Прокофьев предложил Волкову и Халитовой дополнить рекомендации по итогам круглого стола пунктом о том, чтобы на время, пока рассматривается вопрос студенческого проездного, вернуть проездной на 50 поездок. 

Представители КПРФ подготовили для журналистов целую памятку, в которой подробнейшим образом проработали тему проездных Фото: gossov.tatarstan.ru

«СТОИМОСТЬ ПРОЕЗДА НА ТРАНСПОРТЕ СОВЕРШЕННО НЕСОИЗМЕРИМА СО СТИПЕНДИЕЙ»

Представители КПРФ подготовили для журналистов целую памятку, в которой подробнейшим образом проработали тему проездных. Для сравнения приводится стоимость студенческих проездных в других городах: 730 рублей в Самаре, 1150 рублей — в Нижнем Новгороде, 1700 рублей — в Екатеринбурге, 1035 рублей — в Санкт-Петербурге. В Москве проезд стоит 630 рублей на все виды транспорта. Объемы субсидий, которые получает столичные транспортники из бюджета, он, впрочем, не назвал.

Плата за проездной отнимает 6% дохода жителей столицы РТ, тогда как средний по Европе показатель — не более 3%. Сравнение делается в учетом расценок за проезд в европейских городах. В Праге, Варшаве стоимость проездных сопоставима с казанскими, но доходы граждан там куда выше. В Эстонии проездной стоит 1727 рублей в переводе на российские деньги, но с 2013 года для зарегистрированных в столице прибалтийской республики жителей проезд вовсе стал бесплатным! Без оплаты ездят также все школьники и люди старше 65 лет.

«Стоимость проезда на транспорте совершенно несоизмерима с той стипендией, которую получают студенты. Можно было бы эту стипендию назвать не стипендией, а компенсацией на проезд в городском транспорте, ведь ее едва хватает лишь на проездной билет», — ехидничают в КПРФ.

Напомним, ранее с аналогичным письмом Миргалимов обратился к президенту РТ Рустаму Минниханову в ходе сессии Госсовета РТ в феврале 2019 года. 

По итогам круглого стола коммунисты Госсовету РТ рекомендовали законодательно закрепить меры социальной поддержки в форме льготного проездного билета. Кабмину РТ — внести поправки в постановление №161 от 7 мая 2005 года «Об утверждении порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в РТ» с тем, чтобы включить в него «студенческий проездной билет» с последующей компенсацией части расходов из бюджета транспортным компаниям. Антимонопольной службе рекомендовано проверить обоснованность принятого в Казани тарифа за проезд в общественном транспорте, а министерству образования РТ — организовать учебный процесс так, чтобы студентам не приходилось курсировать между зданиями в течение дня.

Прокофьев пообещал, что все рекомендации до вечера понедельника будут отправлены президенту, а также всем министерствам республики. «Если кабинет министров не хочет подходить к этому вопросу, то надо, возможно, уже использовать меры законодательной инициативы», — подытожил Прокофьев.