международный женский день плюс блины

Спрос на туры на мартовские праздники вырос на 15% по сравнению с прошлым годом. «Мы подвели предварительные итоги продаж на мартовские каникулы и майские праздники. На обе пиковые даты у нас почти сенсационные новости с учетом той ситуации, которую мы видели по спросу на протяжении последних нескольких месяцев. Спрос на праздничные даты 8 Марта превышает прошлогодние показатели в среднем на 15 процентов. У некоторых туроператоров — на 25–30 процентов спрос выше, чем был в прошлом году», — заявила сегодня на пресс-конференции в ТАСС исполнительный директор ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. По ее словам, одно из объяснений состоит в том, что в этом году праздничные выходные на 8 Марта совпали с Масленицей — временем, когда российские туристы традиционно любят куда-нибудь (пусть даже недалеко) выезжать. В плюс также сыграли горячие предложения именно на эти даты.

В основном туристы собираются путешествовать внутри России. «Казалось бы, Масленица — традиционное экскурсионное направление, обычно люди выезжают на один-два дня в ближайшие города. Но если смотреть спрос из Москвы, то лидирующим направлением в марте стал Краснодарский край, по объемам бронирования он превышает экскурсионные направления. Если сравнивать спрос на Сочи и Крым на мартовские праздники, то прирост от 17 до 20 процентов по сравнению с прошлым годом, на экскурсионные поездки — в пределах 10 процентов», — заявила Ломидзе.

Предпочтение юга России традиционным масленичным забавам недалеко от дома туроператоры объясняют выросшими ценами на экскурсионные поездки. «Если в среднем цена однодневной поездки составляет 2800 рублей на человека, для семьи это получается существенная сумма. Поэтому люди предпочитают выехать в Краснодарский край на три-четыре дня. По цене, конечно, выше, чем поездка в Суздаль или Казань, но это получается другой отдых», — пояснила исполнительный директор АТОР. 

Те, кто предпочитает экскурсионный туризм, выбирают Санкт-Петербург, Москву, Золотое кольцо, Тверскую и Рязанскую область. Из зарубежных направлений в лидерах ОАЭ, Индия, Турция и европейские горнолыжные курорты, которые взяли реванш. «Спрос на альпийские страны вырос примерно на 13–17 процентов», — добавила Ломидзе.

Спрос на туры на мартовские праздники вырос на 15% по сравнению с прошлым годом. В основном туристы собираются путешествовать внутри России Фото: «БИЗНЕС Online»

«Для некоторых туристов майские праздники и будут тем отпуском на море, который они могуТ себе позволить»

С майскими праздниками складывается еще более интересная ситуация. Если в течение прошлых лет считалось, что это репетиция летнего сезона, то в этом году туроператоры утверждают, что сезон в мае уже полноценно стартует. «Акции раннего бронирования предполагают снижение цен не только на летний отдых, но и на туры в мае. Мы видим на майские праздники не ажиотажный, но очень высокий спрос — у некоторых туроператоров свыше 50–60 процентов прироста по сравнению с прошлым годом», — указала Ломидзе. По ее мнению, этому тоже есть объяснение. Поскольку в этом году праздники очень длинные, то можно взять целых 9 дней отдыха и отправиться в путешествие. «Цены на курортные направления на майские даже ниже, чем в июне, безусловно, ниже, чем в июле и августе. Для некоторых туристов — мы предполагаем, что их будет несколько сотен тысяч, — майские праздники и будут тем отпуском на море, который они могут себе позволить, потому что цены более привлекательны, чем летний отдых, даже с учетом акций раннего бронирования», — утверждает Ломидзе.

Из российских направлений туристы предпочитают Краснодарский край (в первую очередь Сочи) и Крым. «Некоторые туроператоры говорят, что у них спрос превысил 180 процентов по сравнению с прошлым годом, у других — прирост от 15 до 100 процентов. Усредненно можем сказать, что объем желающих поехать на майские праздники по всем направлениям, включая Россию, превысит на 60 процентов уровень прошлого  года», — подсчитала исполнительный директор АТОР. 

Экскурсионные туры на майские праздники более длительные, чем поездки в марте. «Уже берут четыре дня. И это тоже Питер. Мурманск — неожиданная тема на майские праздники. Но ведь у нас все внутри России продается в последний момент. Поэтому не могу сказать, что войдет в пятерку. А вот Татарстан точно войдет в пятерку», — рассказала Ломидзе корреспонденту «БИЗНЕС Online».

При этом из зарубежных направлений лидирует Турция, затем идут Таиланд, Тунис, Доминикана, ОАЭ и Индия. «Это пока основные страны, спрос на которые не вызывает сомнения. Акции раннего бронирования еще не закрыты. Но тем не менее, по утверждению некоторых туроператоров, на некоторых направлениях реализованы больше 50–60 процентов мест, которые продаются на каникулярный период. Это значит, что в течение следующих двух-трех недель практически весь объем турпродукта будет реализован», — предупредила Ломидзе.

Кроме того, в этом году пользуются спросом не только классические туры, но и речные круизы «Говорят, что 60 процентов круизов на майские праздники уже реализованы, продажи идут достаточно активно», — добавила представитель АТОР.

«Мурманск — неожиданная тема на майские праздники. А вот Татарстан точно войдёт в пятёрку» Фото: Алексей Белкин

турция подорожала на 5–40%

Обратная сторона медали — рост цен. «По большинству направлений они выше. Есть исключения: Кипр продается примерно по той же цене, что и в прошлом году, хорошие цены на греческом направлении — прирост небольшой, 5 процентов. Таиланд продается по прошлогодним ценам», — отметила Ломидзе. А вот так любимая россиянами Турция «дорожает буквально каждый день», даже по акциям раннего бронирования увеличение цены составляет от 5 до 40%.

Рост стоимости отдыха в Турции, по мнению Ломидзе, связан не только с внутренней экономической ситуацией в стране. Дело в том, что растет спрос европейских туристов. «Предыдущие два года они сдержанно относились к курортам Турции, а теперь активизировались. Франция, Италия, Великобритания и, безусловно, Германия стали брать больший объем. Соответственно, при растущем спросе объекты размещения повышают цены. Кроме того, в связи с рекордным объемом российских туристов в прошлом году объекты размещения поняли, что нет необходимости держать специальную цену для российского рынка. С этого года стоимость также пересмотрена. Плюс те цены, которые были для нашего рынка, не позволяли, по мнению турецких коллег, объектам размещения нормально зарабатывать. Поэтому сейчас они пытаются повысить свою доходность», — объяснила Ломидзе нашему корреспонденту.

По ее словам, некоторые объекты размещения подняли цены на 30%. В среднем пока повышение цен — в рамках 15%. «Цены меняются каждый день. Поэтому я бы рекомендовала туристам не тянуть с принятием решения», —добавила она. Так что, по осторожным прогнозам АТОР, спрос на Турцию среди россиян либо останется на уровне прошлого года, либо покажет небольшой рост — 4–5%.

Что касается поведения туристов, то они, несмотря на то, что готовы потратить деньги на отдых, сокращают количество отпускных дней. Например, казалось бы, на мартовские каникулы можно было бы взять неделю отдыха, но средняя продолжительность тура, даже с выездом в Сочи, составляет четыре дня. Также предпочитают самые бюджетные варианты размещения, сокращают объем экскурсий. Если не берут all inclusive, то только завтраки — две крайности. В случае с зарубежными направлениями также явная тенденция к выбору бюджетных отелей категории «3 звезды» и стремление взять all inclusive. «Конъюнктура спроса говорит о том, что покупательная способность потребителей особо не увеличилась и не расширилась, но, с другой стороны, люди не только не отказываются от поездок, но готовы отправиться в путешествие даже в такой не очень комфортный сезон, как март», — пояснила Ломидзе.

Любимая россиянами Турция «дорожает буквально каждый день», даже по акциям раннего бронирования увеличение цены составляет от 5 до 40% Фото: Ирина Ерохина

«КРЫМ ГОТОВ К НОВОМУ СЕЗОНУ НА СВОЕМ УРОВНЕ: КОМНАТА, КРОВАТЬ И УДОБСТВА ВО ДВОРЕ…»

Предпочтения татарстанских туристов на сезон-2019 для «БИЗНЕС Online» оценили местные туроператоры. 

Сергей Пасечник  гендиректор «Компаньон СП»:

— Пока предпочтения не меняются кардинально. Это по-прежнему Эмираты, какие-то экскурсионные туры по Европе и прочее. Никакого прироста по сравнению с прошлым годом не наблюдается совершенно. Я бы даже назвал ситуацию на рынке таким легким замиранием. Конечно, все ждут виз, некоторые ждут бронировки на конец лета, когда объявляются цены раннего бронирования. Это обычное массовое явление в этот период.

Турция, если не считать перерыва, всегда ежегодного подрастала в цене процентов на 10. Вряд ли она себе в этом откажет и в этом году. Но, конечно, точнее можно будет говорить уже ближе к майским праздникам. Обычно майские праздники и дальнейшие полтора месяца низких цен в Турцию определяют весь сезон. Заявлено пока бортов не меньше, чем в прошлом году. Еще не время судить. Ближе к майским праздникам могут что-то снять, а могут что-то и добавить. Но в целом Турция по-прежнему остается фаворитом продаж. Но прироста я бы не ждал. Если прошлогоднее количество отдыхающих сохранится, то это будет хорошо — при небольшом увеличении цены, вызванным в основном нестабильностью рубля и стоимостью авиаперевозки, которая также зависит от курса рубля. Но все это, конечно, объективные причины.

Виктор Степанцов  директор турфирмы «Казань Интур»:

— Не думаю, что я что-то новое открою. Люди на майские праздники летают всегда по проторенным дорожкам. Все, кто сейчас соскучился по морю, едут на море. Тут Таиланд, Вьетнам, Доминикана. А кто-то едет в Европу — просто прогуляться.

Что касается Турции, то ничего просто так не проходит. И сервис, и качество после закрытия направления… Естественно, те, кто остался на плаву, поднимают цены. А тем, кто пытается восстановить утраченное, приходится очень непросто. А Турция всегда была, есть и будет. Просто люди начинают разочаровываться в том, что раньше они за эти деньги получали, и отели... «Пятерки» «пятерке» рознь. Человек к хорошему привыкает очень быстро. Сейчас же все это почти недосягаемо на данный момент либо те же старые условия обходятся очень дорого. От чего зависит спрос на Турцию? Цена вопрос и перевозчик. Операторов-то осталось полтора человека, соответственно, столько же и программ. Они могут устанавливать свои высокие цены. Но кто поедет тогда? Цена обусловлена тем, что либо я еду на «регулярке», либо я еду чартерной программой. На рынке с операторами сейчас не все так хорошо. Люди еще и боятся. Один [оператор] рухнул, другой рухнул… И есть небольшие опасения.

Камиль Тарзиманов — генеральный директор «Салават тур»:

— Пока актуальны зимние направления — горнолыжные курорты, Таиланд, для более продвинутых — Филиппины, традиционно хороший спрос в Арабские Эмираты, немножко берут экскурсионные туры в Европу. Предварительные продажи туров в Турцию на майские праздники и на более поздние сроки уже начались, но пока цены на сезон не объявлены. На днях в Москве пройдет туристическая выставка, после чего и будут известны новые цены. 

Что касается наиболее популярных туров на лето, возможно, это будет Адриатика — Черногория, Хорватия, сейчас эти направления набирают популярность. Иордания продвигается неплохо. Грузия в связи с открытием прямых рейсов становится очень привлекательной для туристов. 

Большого прироста по Турции не ожидается. Туризм в эту страну серьезных значений достиг уже в прошлом году. И по сравнению с прошлым годом дальше расти очень сложно. Так что в этом году, как мне кажется, будет некая релаксация, а возможно, поедет даже меньше туристов, чем в 2018 году. Это связано еще и с высокой ценовой политикой, которая ожидается. Да и операторы пока не объявляют об увеличении авиарейсов в Турцию.

Крым раскручивается в связи с открытием Крымского моста, в Сочи есть прямые перевозки. Думаю, что туда будет рост туристического потока. Крым всегда готов к новому сезону, но на своем уровне: комната, кровать и удобства во дворе. Конечно, появляются новые гостиницы, но уровень пока не тот, что в Турции. Но море есть, климат хороший, и многие, чтобы искупать детей в море, выбирают этот вариант. Так что Крым имеет потенциал для массового отдыха.

Юлия Таланова — директор туристической компании «Трэвэл-эндвок»:

— Что касается мартовских праздников, то спросом пользуется Стамбул, поскольку на море ехать еще рановато, а экзотики и теплой погоды хочется. Также люди летят в Грузию, Армению и Азербайджан. 

Что касается майских праздников и летнего сезона, то это, конечно, Турция. Прогноз погоды обещает, что там май будет теплым, поэтому некоторые совмещают путешествие в Стамбул с заездом на море. Несмотря на то что чартерный отдых подорожал в среднем на 30 процентов, глубина продаж в этом направлении достигла октября. Люди боятся, что цены на путевки станут еще выше, причем такая опасность действительно существует, поэтому выкупают путевки и отели получше уже сейчас. Конечно, ни у одной страны нет такой глубины продаж, как у Турции, из-за сочетания цены и качества. Стоимость путевок отчасти повысилась из-за того, что расчеты турецких отелей с туроператорами перешли в евро.

Еще одно направление, которое пользуется спросом и куда можно теперь улететь из Казани, — это Египет. Первые вылеты были через Израиль, и туристы жаловались, что слишком жесткий контроль со стороны израильских пограничников, что вызвало массу недовольства. Теперь рейсы осуществляются через Анталью. Пока непонятно, когда откроется прямое направление со страной фараонов, хотя разговоры об этом ходят уже давно.

Что касается морского отдыха в Грузию, если брать санатории, то получается не так все дешево. Можно брать экскурсионный тур на двоих на 5–6 дней, это обойдется в 60 тысяч на двоих, но на неделю можно слетать в Турцию на «все включено». 

По поводу остальных направлений на лето говорить пока рановато.