Сотрудники «Татфлота», крупнейшего речного перевозчика РТ, предъявили ультиматум руководству компании Сотрудники «Татфлота», крупнейшего речного перевозчика РТ, предъявили ультиматум руководству компании Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАЖДЫЙ МЕСЯЦ КОРМЯТ ЗАВТРАКАМИ»

«С августа месяца ничего не выплачивают. Говорят: подождите, подождите… Сначала обещали до 15 февраля, теперь уже говорят, что после. Каждый месяц кормят завтраками. И так полгода!» — эмоционально рассказывает Сергей Гришин, помощник капитана одного из флагманов крупнейшего речного перевозчика республики «Татфлот» — теплохода «Москва 186».

Гришин — один из сотрудников «Татфлота», выдвинувших ультиматум руководству компании. В нем сотрудники требуют рассчитаться по многомиллионным зарплатным долгам. О плачевной ситуации в крупнейшем речном перевозчике Татарстана, близкого к Равилю Зиганшину, наше издание рассказывало в начале февраля. С тех пор ситуация еще более обострилась. В случае, если условия ультиматума выполнены не будут, сотрудники намерены покинуть речной флот.

Ряд источников нашего издания утверждают, что исход специалистов из «Татфлота» может иметь серьезные последствия. Пассажиропоток компании за одну навигацию составляет порядка 700 тыс.человек. Большая часть пассажиров — садоводы-дачники и туристы. Все они могут остаться без речного транспорта как минимум на один сезон, ведь навигация начинается уже в апреле.

По оценкам источников нашей газеты, близких к компании, требования предъявили порядка 300 работников — это около 30 экипажей пассажирских и грузовых судов. Всего в компании осталось около 700 сотрудников.

Помощник капитана Гришин — один из немногих соавторов ультиматума и действующий сотрудник «Татфлота», согласившийся побеседовать с «БИЗНЕС Online». Гришин, по его словам, проработал в порту 32 года. Он говорит, что уходить ему не хочется, несмотря на низкий уровень зарплаты, не говоря уже о задержках с ее выплатой.

«У нас еще в прошлом году людей не хватало. Остались только старые речники, — рассказывает он. — Молодежи неинтересно: у нас оклад в месяц — 7300 рублей (на руки получается порядка 30 тысяч прим. ред.). Разве возможно в таких условиях работать?»

Теплоход Гришина курсирует на популярных маршрутах: возит пассажиров в Свияжск, Верхний Услон.  Также целевая аудитория речников — это дачники, которые по реке сравнительно быстро добираются до своих участков, и туристы. Нехватки пассажиров помощник капитана не чувствует. И это дополнительно вызывает его возмущение и недоумение в связи с финансовым крахом компании.

«Мы же живые деньги зарабатываем, а они все куда-то уходят мимо порта! — возмущается он. — Люди за прогулки хорошие деньги ведь порту платят, нам бумажку приносят, что они платили, а куда сами деньги деваются — неизвестно»

К навигационному сезону, рассказывает Гришин, не готовы не только работники «Татфлота», но и сами теплоходы — их надо отремонтировать, «двигатели перебрать, судно покрасить, запчасти поменять». «Если некачественно это сделать, то летом в рейсе теплоходы ломаться будут постоянно. На середине Волги встанешь — на вес, своими руками. А на нашем теплоходе остались моторист, капитан и матрос — все, больше никого», — говорит он.

Получится ли у «Татфлота» наладить работу? Гришин надеется на это. Во всяком случае, несмотря на все ультиматумы, речник сразу увольняться не планирует — будет и дальше ждать у Волги погоды.

Коллапс «Татфлота» начинает беспокоить и дачников. Как рассказала нашему изданию член союза садоводов Татарстана Татьяна Евграфова, в Верхнем и Нижнем Услоне, Студенцах и их окрестностях расположены крупнейшие садоводческие товарищества республики, а среднестатистическое товарищество — это 300–500 человек.

«Если рейсы „Омиков“ на тот берег прекратятся, для садоводов будет большой удар. Пока люди тревогу активно не бьют, но, может, еще не все знают? Далеко не у всех есть личные автомобили. Проблема будет очень острой. Автобусы ходят в основном до Вахитовского сельского поселения, а дальше надо идти пешком — это очень далеко. Правительству надо бы вмешаться обязательно, чтобы наши садоводы могли не думать, что они могут не доехать до своих садов», — восклицает Евграфова.

По настоянию властей покупатели перечислили «Татфлоту» 60 млн рублей авансом в оплату принадлежащих компании нерудных строительных материалов (песка) По настоянию властей покупатели перечислили «Татфлоту» 60 млн рублей авансом в оплату принадлежащих компании нерудных строительных материалов (песка) Фото: «БИЗНЕС Online»

Спасут ли «Татфлот» 60 мЛН авансом за песок?

«БИЗНЕС Online» обратился за разъяснениями по поводу критической ситуации в «Татфлоте» в министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ.

Там считают, что не стоит драматизировать конфликт между работниками и собственниками компании. По словам чиновников, власти в курсе сложностей речного перевозчика и выделяют многомиллионные субсидии для поддержания его в прямом и переносном смысле на плаву.

Так, недавно, по настоянию властей покупатели перечислили «Татфлоту» 60 млн рублей авансом в оплату принадлежащих компании нерудных строительных материалов (песка). Эти средства, по заверениям пресс-службы минтранса, пойдут на выплату задолженности по зарплате.

Также в 2018 году правительство РТ выплатило «Татфлоту» более 87,5 млн рублей субсидий. Из этой суммы около 59 млн бюджетных рублей были перечислены работникам. В таком же размере субсидии запланированы на этот год и на период 2020–2021 годов.

В минтрансе обещают не допустить срыва летней навигации и планов по перевозке дачников речным транспортом. Там подтвердили заключение контракта с «Татфлотом» на транспортное обслуживание населения в 2019 году.

В 2018 году правительство РТ выплатило «Татфлоту» более 87,5 млн рублей субсидий. Из этой суммы около 59 млн бюджетных рублей были перечислены работникам В 2018 году правительство РТ выплатило «Татфлоту» более 87,5 млн рублей субсидий. Из этой суммы около 59 млн бюджетных рублей были перечислены работникам Фото: «БИЗНЕС Online»

«ХОЗЯИНА НАДО МЕНЯТЬ: ЭТО ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА»

Впрочем, до работников компании бюджетные миллионы, похоже, доходят не в полном объеме или с большой задержкой. Терпения, как в случае с Гришиным, хватает не всем. Не выдержал безденежья и уволился, например, Наиль Самигуллин, капитан «Плотовода 666», буксира, который перевозит грузовые баржи. В нумерологию и приметы капитан не верит: «Ерунда это». Он говорит, что на буксире под этим номером всегда все было в порядке с первого дня работы. До начала прошлого сезона, который прошел под печально известным лозунгом «Денег нет».

За плечами Самигуллина 13 навигаций. Он вспоминает: «Мы возили песок, ПГС, Казанку засыпали, стенку строили, новый загс строили, фундамент для него». Плотный график резко прервался в 2018 году: работы у Самигуллина почти не было: «У нас смена длится неделю, мы за это время перевозили одну-две, в лучшем случае три баржи песка. В предыдущие годы возили без остановки — три баржи в сутки делали!»

Предел для Самигуллина наступил в конце ноября прошлого года — он подал заявление на увольнение. Ему должны зарплату с августа, в числе долгов и компенсации за неиспользованный отпуск. Об увольнении Самигуллин отзывается с печалью: «Может, если бы что-то там наладилось, как-то разрулилось, я бы и вернулся… Потому что в пароход, на котором работаешь, ты душу вкладываешь. Как будто ребенка бросил и ушел. А ничего не сделаешь, потому что у меня ипотека, кредиты, маленький ребенок. Безвыходная ситуация: довели людей, дальше что будет — не знаю, все плохо».

На будущий год его теплоходом управлять будет фактически некому. «У меня два пенсионера там сидят: старпом и механик. Рядового состава нет», — говорит он. Хотя «Плотовод», по его словам, можно быстро вернуть в строй. «Нужны лишь мелкие доработки, и все — можно ехать. Мой теплоход 1977 года, но у флота нет такого понятия, как срок эксплуатации. Каждые пять лет теплоход проходит полную корпусную дефектовку: его поднимают из воды, все просматривают, все прозванивают. И все, что не соответствует техрегламенту, заменяется и ремонтируется».

Размышляя о сегодняшнем плачевном состоянии «Татфлота», Самигуллин подчеркивает, что причина в комплексе проблем, главная из которых — слабое управление. За несколько лет у перевозчика поменялось несколько гендиректоров, некоторые из них, по словам капитана, понятия не имеют о том, что такое флот.

Но еще большую роль в возможном крушении «Татфлота» сыграли, уверен Самигуллин, взаимоотношения с ПСО «Казань». Капитан транслирует убеждения значительной части коллектива: основная компания Зиганшина выкачивала из «Татфлота» деньги.

«Хозяина надо менять. Постоянно приходишь — нет денег… Но мы же песок хоть немного, но возим, хоть какие-то деньги же должны быть!» — высказывает предположение Самигуллин.

Он убежден, что при грамотном руководстве флот никак не может быть нерентабельным, поскольку по воде самые дешевые грузоперевозки — объемы-то огромные. «Да, теплоход больше расходует топлива, чем автомобиль, но он и везет соответственно. У меня чистого груза выходит 2100–2200 тонн песка. Сколько „КАМАЗов“ надо, чтобы это перевезти? Водные перевозки во всем мире активно используются. У многих частных компаний все хорошо — только у „Татфлота“ денег нет», — с сожалением констатирует капитан.

Капитан транслирует убеждения значительной части коллектива — основная компания Равиля Зиганшина выкачивала из «Татфлота» деньги Капитан транслирует убеждения значительной части коллектива: основная компания Равиля Зиганшина выкачивала из «Татфлота» деньги Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРОКУРОРЫ СИДЯТ, МОЛ МЫ ЗНАЕМ, КТО ВИНОВАТ, НО…»

Моторист-рулевой Адель Асатов уволился еще в сентябре — он один из немногих, кому все выплатили. «Сначала задержки были на месяц-два, потом все больше, больше и больше», — говорит он, уточняя, что задержки были и раньше, но не такие сильные. «У меня все знакомые оттуда уволились, человек 20. Остались только студенты и пенсионеры. Туда посылают учащихся техникума, 3-е и 4-е курсы должны навигацию отработать, выбора у них нет. Если речной техникум откажется присылать людей, думаю, „Татфлот“ точно встанет», — утверждает Асатов.

Михаил Соловьев — сменный капитан «Дунайского-51» — об ультиматуме не слышал, но подтверждает, что на встречах с руководством работники предупреждали, что уйдут, если им не выплатят долги по зарплате. Недавно ему перечислили деньги за неполных три месяца. «Мы — экипаж „Дунайского 51“ — уже последние остались, наверное, почти все уволились. Топлива в прошлом году не было. Провели несколько собраний, прокуроры сидят, улыбаются, мол, мы знаем, кто виноват, но…» — говорит он.

Частично выплатили деньги и Александру Шерстневу. 13 февраля речник получил зарплату за август, сентябрь и часть за октябрь — всего около 60 тыс. рублей. Шерстнев рассказывает, что после окончания работ на «зиганшинских объектах» количество заказов резко сократилось, а в прошлом году грузовые суда неделями простаивали — не было топлива. «Под конец навигации люди начали массово уходить из компании. А в этом году я даже не знаю, кто работать будет. Целыми экипажами увольняются — уходят в соседние организации: ВСК, „Бункер-трейд“ и так далее», — говорит он.

Нет веры в то, что ситуация в «Татфлоте» нормализуется, и у Юрия Марканяна — капитана баржи «Плотовод 767». Он тоже недавно уволился. «Плотовод 767» — буксир-толкач, Марканян ходил на нем с 2004 года. По оценке теперь уже бывшего капитана, судну не требуется какого-то «глобального ремонта» — обычное техобслуживание.

«Возможно, кто-то и ставил ультиматум, я просто уволился. Завтраками кормили. Недавно только за июль рассчитались, а с августа так и не платят», — рассказывает он. Без Марканяна сейчас управлять буксиром «Плотовод 767» некому. Разве что найдут новую команду. Сам капитан говорит, что вернуться готов, только если ему не просто все долги выплатят, но еще и зарплату поднимут. «Я сейчас ухожу в другую организацию, мне там предлагают в два раза больше», — радуется Марканян.

Речники требуют рассчитаться с долгами по зарплате, в противном случае готовы уволиться Речники требуют рассчитаться с долгами по зарплате, в противном случае готовы уволиться Фото: ©Владимир Вяткин, РИА «Новости»

СОТРУДНИКОВ «ТАТФЛОТА» ЛОВЯТ НА ХИЩЕНИЯХ ТОПЛИВА

Критическая ситуация с долгами по зарплате заставляет работников «Татфлота» не только увольняться. «Часть сотрудников идет на откровенное воровство, — констатирует один из наших собеседников. — А что людям делать-то?!»

Два года условно получил летом прошлого года бывший капитан топливоналивного судна «Вятка-2» 43-летний Вадим Колногузенко. Он признан виновным в присвоении судового топлива. Судно, которым руководил Колногузенко, используется в качестве «заправщика» других судов. В ходе спецоперации силовиков выяснилось, что капитан разработал банальную схему хищения: «Вятка-2» сливала топливо на катер. Следователям удалось доказать факт пропажи 3 тонн топлива.

Под следствием находился и второй капитан судна Николай Калялин, его обвиняют в хищении уже целых 10 тонн топлива у «Татфлота» на сумму более 420 тыс. рублей. Его приговорили к 2 годам условно. Есть дело и в отношении помощника Калялина — Павла Абросимова. Следователи уверены, сотрудники «Татфлота» сливали топливо и с судов других компаний. Следствие по этому делу еще не завершено.

Уголовные дела на сотрудников «Татфлота», о которых рассказали наши источники, далеко не единственные, но весьма показательные. При этом один из наших собеседников в силовых структурах вошел в положение обвиняемых: «На преступления они пошли не от хорошей жизни». Впрочем, моральная сторона вопроса Уголовным кодексом не учитывается.

В Минтрансе обещают не допустить срыва летней навигации В минтрансе обещают не допустить срыва летней навигации Фото: «БИЗНЕС Online»

ГРОЗИТ ЛИ «ТАТФЛОТУ» НОВАЯ «БУЛГАРИЯ»?

Что на сегодняшний день представляет из себя крупнейший речной перевозчик республики, бенефициаром которого называют Зиганшина? По данным наших собеседников из числа сотрудников компании, флот  состоит из 100 грузовых и 20 пассажирских судов. Среди последних, к примеру, есть «имиджевый» трехпалубник «Адмирал», вмещающий 120–150 пассажиров, и три «Метеора». По словам собеседника нашей газеты, два из них требуют срочной замены двигателей. В «группе риска» — 15% судов «Татфлота», на сегодняшний день они считаются «нефункционирующими».

Генеральным директором компании, исходя из открытых источников, до сих пор указан Алексей Кривоносов. Однако де-факто «Татфлотом» сейчас руководит Марс Хамидуллин. Что касается собственников компании, то четверть «Татфлота» принадлежит минземимуществу РТ, а 75% — ООО «Итиль-транс». Ранее совладельцем «Итиль-транса» была супруга Зиганшина — Светлана, сейчас компанией, по документам, владеет Револь Исмагилов, чье имя известно в связи с несколькими проектами Зиганшина: он считается одним из доверенных лиц строительного магната.

Как ранее писала наша газета, следственный комитет РФ на транспорте возбудил в отношении руководства компании дело по ч. 1 ст. 145 УК РФ («Невыплата заработанной платы»). Ход расследования, по словам нескольких источников нашей газеты в силовых структурах, на контроле у руководителей силовых ведомств не только Татарстана, но и РФ. Так, по данным источников, в конце прошлого года призывал решить проблему «Татфлота» заместитель генпрокурора РФ Сергей Зайцев. Особенно его возмущала информация, что компания, которая отвечает за жизни сотен и тысяч людей, не закупает запчасти и не ремонтирует суда. «Вы что, хотите новую „Булгарию“?» — возмущался он на одном из совещаний и поручил донести информацию о проблеме до руководства республики. 

Источники нашего издания утверждают: надежда на спасение «Татфлота» все же есть. Официально потерпевшими признаны пока лишь 108 сотрудников компании, но, по оперативным данным, компания должна 1237 сотрудникам (в том числе уволившимся). Сумма долга растет ежедневно и уже перевалила за 115 млн рублей. Впрочем, силовики нашли чем покрывать ущерб. Так, в рамках расследования суд наложил арест на расчетный счет компании в Сбербанке. Правда, сумма оказалось «символической» на фоне таких долгов — всего 544 тыс. рублей.

Зато куда весомее земельный участок в Приволжском районе Казани, принадлежащий компании. По данным «БИЗНЕС Online», речь идет об участке площадью в 5,9 га в промзоне с разрешением на использование для жилой застройки. Кадастровая стоимость этой земли оценивается в 134 млн рублей, то есть в случае продажи участка денег с лихвой хватит на то, чтобы компания рассчиталась по долгам перед сотрудниками. Проблема заключается в другом: если «Татфлот» не захочет расставаться с участком по своей воле, то продать его получится лишь после приговора суда, а это время. К тому же решение это разовое. И не факт, что собственники не возьмутся за старое. Империя Зиганшина, как известно, в долгах как в шелках, а ПСО «Казань», чудом избежав банкротства, на «счетчике» у ФНС.