«Как мы хотим готовить кадры? Технологии, оборудование имеют свойство стареть, приходит в негодность. Самое ценное — люди», — обрушился мэр на кадровиков предприятийФото: nabchelny.ru

С ДЕТСАДОВСКОГО ГОРШКА — НА ЗАВОД

Совещание по острой кадровой проблеме в стенах Камского автомеханического техникума мэр Челнов Наиль Магдеев начал прямо в фойе первого этажа. «Все ли видели после ремонта техникум? Двери нужно знать, в какую сторону открываются, директора техникума нужно знать — с этого начинается взаимодействие в работе по подготовке кадров. Знать, когда у него день рождения, что он любит. Все отношения так выстраиваются — и в жизни, и на службе, и в общественной деятельности. Как мы хотим готовить кадры? Технологии, оборудование имеют свойство стареть, приходит в негодность. Самое ценное — люди», — обрушился мэр на кадровиков предприятий с неожиданной тирадой и призвал производственников без формализма озвучить потом, что им нравится, а что — нет.

Директор заведения Фарид Залакаев на правах принимающей стороны поспешил провести делегацию по учебным классам и лабораториям. Мэру продемонстрировали так называемые профессиональные пробы, которые проводят в школах. В огромном зале, напичканном станками, двигателями и кабинами машин школьники, будущие профессионалы машиностроительной отрасли и чемпионы WorldSkills, изображали бурную деятельность: занимались сваркой, измеряли геометрию кузова, что-то откручивали или прикручивали к огромному двигателю, создавали модели, очень похожие на детали конструктора «Лего», отправляя их потом на печать в 3D-принтер. Магдеев всем живо интересовался и местами даже принимал активное участие — жал на педали, уточнял детали рабочих процессов.

После экскурсии, собравшись за круглым столом, чиновники для начала озвучили собственные предложения. Начальник управления образования Винер Харисов презентовал разработанную дорожную карту по профориентационной работе, начиная с дошколят и заканчивая их родителями. Пожалуй, из необычного это то, что детский аналог известного чемпионата под названием BabySkills будут проводить уже в детском саду, но на муниципальном уровне. «Мы с нового года дали старт для дошкольников, на базе существующих программ чуть-чуть развили и усовершенствовали. Согласно программе, в каждом детсаду приобретены игровые уголки — строители, машины — для сюжетно-ролевых игр», — уточнил Харисов.

Эта информация особенно понравилась Магдееву, и он предложил всем присутствующим родителям проверить, совпадает ли то, о чем говорил в докладе оратор, с тем, что имеется в дошкольных учреждениях. «Когда мы были в одном из детских садов, мы видели, как дети играли в строителей. Каски им там нацепили, пластиковые мастерки дали. Это первые профессиональные пробы детей», — вспомнил мэр.

Для остальных категорий детей профориентационная работа сводилась в целом к участию в уже избитых мероприятиях: День КАМАЗа, городской конкурс «Мир профессий», экскурсии на заводы и предприятия, профессиональные пробы в ресурсных центрах, учеба в межшкольных учебных комбинатах, тестирование на самоопределение. Градоначальник и здесь не утерпел, высказавшись в том духе, что предприятиям обязательно необходимо сформировать группы детей, которые бы пришли в гости. «Если вам кадры нужны, вы должны принять их, поставить толкового человека, который покажет производство, какие есть возможности в техническом плане. Можете чаем напоить, коробку конфет купить. А вы как хотите работников привлекать, если мы их к вам только в 20 лет направим? Первые детские впечатления самые сильные — психологию никто не отменял! А то дети знают, где родители работают, и ни разу на предприятии не были! Меня отец все время на работу брал — на скважину, нефтяником работал. Я с детства запах автомобиля прочувствовал и выбрал для себя профессию инженера-механика. Даже если из ста человек один заинтересуется, это уже будет здорово», — наказал мэр кадровикам открыть ворота предприятий.

Плотно работать предполагают и с родителями, так как на выбор профессии влияет именно их позиция, поэтому в дорожной карте предусмотрели лектории, родительские часы о положении дел на рынке труда, собрания с участием представителей вузов и ссузов, экскурсии в ресурсные центры.

Из проблем Залакаев выделил то, что не всегда возможно трудоустроить учеников строго по содержанию предусмотренной программной практики Из проблем Залакаев выделил то, что не всегда возможно трудоустроить учеников строго по содержанию предусмотренной программной практики Фото: Валентина Шистерова

«В АРМИЮ ТОЖЕ МОЖНО СТИПЕНДИЮ ПОСЫЛАТЬ. ТЫ ЕГО ПО-ЛЮДСКИ ПРОВОДИ»

От лица колледжей первым высказался Залакаев, сообщивший публике, что создание ресурсного центра позволило сократить разрыв между требованиями работодателей и качеством выпускников. В техникуме, в частности, появились новые образовательные программы и специальности. Однако директор КГАМТ изъявил готовность изменить программы под желания работодателей — «в пределах возможного, чтобы удовлетворяло». Кроме этого, в техникуме делают ставку на дуальную форму обучения, при которой практика идет рука об руку с теорией в соотношении 60% к 40%. О ней впоследствии выскажутся все выступившие представители ссузов. Залакаев же доложил, что двойную форму, которую почему-то приписывают немцам, хотя она была и в советское время, обкатывают в КГАМТ совместно с «Форд Соллерс».

Из проблем же Залакаев выделил то, что не всегда возможно трудоустроить учеников строго по содержанию предусмотренной программной практики. Например, студент учится на техника автомобильной отрасли, а работает слесарем-сборщиком. Компромисс ему видится в выделении двух заключительных недель практики по специальности.

Старший мастер Набережночелнинского политехнического колледжа Айрат Садретдинов и вовсе пожаловался на отсутствие возможности некоторых предприятий принимать несовершеннолетних на практику. Хотя по программе туда идут уже со второго курса

— А где не берут? — удивился мэр

— В основном проблема с КАМАЗом, — признался оратор.

— А те, кто берет, на свой страх и риск берут? — уточнил мэр.

— На свой страх и риск, — подтвердила женщина из зала, видимо, одна из производственников. — Определяем специальные места для таких детей, которые прошли аттестацию. Нам пришлось создавать новые рабочие места.

— А почему другие не могут? Надо просто пойти туда, где берут моложе 18, и спросить у них: что нужно на заводе сделать? — строго повелел мэр производственникам. — Он [студент] хоть видит процесс, в нем участвует, пусть он на вспомогательных работах, но он же этим запахом завода дышит, зарплату получает, в столовой ест, со здоровыми мужиками на работу ходит. Если б я не работал после 6–7-го класса в сельхозтехнике, на стройке, я б вам не рассказывал тут! Мы шустрые были, но, чтоб не попали в другое заведение, отправляли в это. Так что не ищите причины! Попытайтесь ребятишек устроить в любом качестве на работу к себе.

Второе пожелание представителя политеха — вовлекать базовых сотрудников предприятий в образовательный процесс, причем чтобы специалист уровня начальника отдела не просто пришел и показал, рассказал, но в идеале и мог преподавать.

По словам Ринаса Султанова, из 227 выпускников техколледжа 2018 года по специальности устроились на КАМАЗ 105 человек, всего же трудоустроились 145 специалистов По словам Ринаса Султанова, из 227 выпускников техколледжа 2018 года по специальности устроились на КАМАЗ 105 человек, всего же трудоустроились 145 специалистов Фото: Валентина Шистерова

Но самый любопытный диалог развернулся между мэром и заместителем директора технического колледжа им. Поташова Ринасом Султановым. Когда представитель ссуза рассказал о том, что в перечне предприятий-партнеров колледжа больше 50 наименований, с которыми заключены договоры, мэр стал допытываться, не разворачивают ли они тех, кто к ним с сотрудничеством приходит.

— Нет, конечно, — заверил Султанов. — Предприятия даже в оснащении базы помогают.

— Ты чувствуешь — провокационные вопросы задаю? — с улыбкой спросил градоначальник, поглядывая на представителей предприятий. — Я же не зря спросил, в какую сторону дверь открывается. Если ты хочешь найти работника, значит, ты в этом ресурсном центре должен переночевать. А то у нас так говорят: вы нам кадры подготовьте, а мы, может быть, их возьмем. Все, закончилось то время. Государство там 100 миллионов вложило в ресурсный центр, там — 100 миллионов. Все готово, даже двери открыты. Поэтому никто никому поставлять не будет. Надо всем начальникам отделов кадров проснуться и понять: мало таких городов, где столько вложено в ресурсные центры, где такие умные ребята, руководители подготовленные. Надо попытаться наладить диалог. Ты мне кадры — я тебе стажировку.

Однако Магдеев производственников не испугал. Гораздо больше, если верить Султанову, кадровиков страшит армия. По словам представителя ссуза, из 227 выпускников техколледжа 2018 года по специальности устроились на КАМАЗ 105 человек, всего же трудоустроились 145 специалистов. Остальные — это заочники и те, кто пошел отдавать долг родине. «Это проблема, которая пугает предприятия. Когда специалист приходит, они его „прокачивают“, а он уходит в армию», — объяснил оратор.

— В армию тоже можно стипендию посылать, переводы в армии принимают, — не согласился Магдеев, опять обратив взор на кадровиков. — Ты его по-людски проводи. Ты же не взвод провожаешь! Подари ему бритвенный набор, телефон, оплати карточку. Каждый месяц на карточку 100 рублей плати. Год его ведите и в армии тоже! Тем более у нас подшефные части есть — Черноморский флот, ракетная дивизия, Кремлевский полк, автобат. Если надо, давайте туда будем их отправлять. Он придет, его встречайте, будто он Берлин взял. Найдите девчонку, с которой он дружит. А как вы хотели? Надо же, чтоб он обратно пришел! При социализме трудовой коллектив письма писал. Целая система была выстроена. Весточку шли ему. А еще по СМС поздравь: «Ваня, с днем рождения тебя, твой родной КАМАЗ. Целую вечно».

Магдеев предложил подтягивать зарплату до конкурентного уровня за счет платной деятельности заведений, которую они осуществляют с тем же КАМАЗом, ТЭМПО, КЗМКФото: nabchelny.ru

Последний вопрос, поднятый Султановым в рамках совещания, — это зарплаты преподавателей СПО. Есть спрос предприятий на определенные специальности, но, чтобы по ним обучать, нужны преподаватели, а их привлечь очень сложно. То есть создается замкнутый круг — ресурсные центры, призванные решать кадровую проблему, сами страдают от нее же. «Почему-то у нас реформа образования в вузах и школах прошла, — заметил спикер. — Там неплохие зарплаты, но СПО выпала из поля зрения, хотя на каждом шагу нужны рабочие кадры».

Магдеев предложил подтягивать зарплату до конкурентного уровня за счет платной деятельности заведений, которую они осуществляют с тем же КАМАЗом, ТЭМПО, КЗМК.

 — Но эти средства до всего коллектива не подтягиваются, — с сожалением отметил Султанов.

— У вас зарплата какая у самого? — поинтересовался Магдеев.

— На руки 30 получаю, — глубоко вздохнув, ответил Султанов. — Преподаватели получают поменьше.

В завершение техколледж констатировал, что привлечь специалистов предприятий в качестве преподавателей тоже все тяжелее. В свободное от работы время никто не хочет этим заниматься.

«РАНЬШЕ В ДЕТСАДАХ САМОЛЕТИКИ, АВТОМОБИЛЬЧИКИ БЫЛИ, А СЕЙЧАС НЕПОНЯТНО ЧТО»

Работодатели тем временем считают, что они повернулись лицом к ссузам. Александр Ушенин, замгендиректора по персоналу ПАО «КАМАЗ», рассказал, что много ездит по колледжам и вузам республики и считает, что в том же КГАМТ в плане оснащенности очень все замечательно. «Когда двигатель «ГАЗ-66» стоит, коробка на «ГАЗ-51» — чему мы можем научить? А у нас роботы, эпоха цифровизации. Поэтому очень важно предприятиям сложиться и помочь, начиная со школ и заканчивая вузами», — призвал коллег Ушенин.

Сравнивая процесс взращивания квалифицированного персонала с созданием глиняного сосуда из Эрмитажа, топ-менеджер КАМАЗа вновь обратился к детсадовской теме, а точнее рекомендовал посмотреть на территорию детских садов. «Сейчас там непонятные конструкции, — доложил залу внимательный Ушенин. — Раньше там были самолетики, автомобильчики, и это было понятно детям. А сегодня непонятно, что находится. Что сами смогли собрать, из того и сделали — так это называется. То же самое в школах и вузах». Правда, потом замгенерала автогиганта все же оговорился, что в новых школах, которые с такой любовью пестует руководство города, сегодня «шикарное оборудование».

Александр Ушенин отметил, что за прошлый год КАМАЗ вложил около 85 млн в приобретение оборудования для вузов и ссузов Александр Ушенин отметил, что за прошлый год КАМАЗ вложил около 85 млн в приобретение оборудования для вузов и ссузов Фото: Валентина Шистерова

Далее главный кадровик рассказал, как автогигант пришел в школы, проведя там Дни КАМАЗа. Итогом стало то, что сегодня эти школы стоят в очереди, а сам КАМАЗ ежегодно проводит по 15–16 таких мероприятий. Этот проект занял первое место по России как профориентационный, за что автогиганту выделили 260 тыс., на которые сняли фильм.

Кроме этого, КАМАЗ участвовал в софинансировании «Кванториума», доплачивая по 9 млн на подбор хороших специалистов. На базе 30-й школы предприятие собрало два инженерных класса, год спустя создав еще и инженерную смену в подведомственном лагере «Саулык». По признанию Ушенина, эффект удивил всех — дети подтянулись не только по техническим предметам, но и по всем остальным. И эту практику он посоветовал использовать и другим предприятиям.

Подсчитывая свой вклад в кадровый резерв, топ-менеджер отметил, что за прошлый год КАМАЗ вложил около 85 млн в приобретение оборудования для вузов и ссузов. В техникуме Поташова лаборатории оснастили роботами Кuka, которые планируют открыть в марте-апреле. В политехнический колледж закупили металлообрабатыващий станок для WorldSkills. Более того, оснащают колледжи и в других городах — Мамадыш, Актаныш, Кукмор, Тукаевский район, дабы правильно налаживать сервисную сеть.

Подсчитали и свежие кадры КАМАЗа. Через форум «Профдвижение», который завод организует на базе лагерей «Саулык» летом, прошла тысяча человек за пять лет, а устроилось на КАМАЗ — 26. В 2018 году на автогигант устроились 193 выпускника вузов и ссузов Челнов, а всего приняли на работу 419 молодых специалистов из ближайших городов. «Мы посчитали затраты — на каждого мы потратили примерно 176 тысяч рублей, вкладывая в их образование. Это небольшие деньги», — уверен Ушенин.

Коллизии законодательства не позволяют юным челнинцам не только работать, но и посещать завод с экскурсиями, которые посещает порядка 3,5 тыс человек Коллизии законодательства не позволяют юным челнинцам не только работать, но и посещать завод с экскурсиями, которые посещает порядка 3,5 тыс. человек Фото: Валентина Шистерова

С тем, что армия — это проблема для работодателя, Ушенин согласился, но и предложил свой выход из ситуации. «У нас есть войсковая часть, которая находится в Марий Эл. Там служит 250 наших ребят. Ежеквартально мы выезжаем туда с концертами — берем артистов с наших заводов, подарки. В прошлом году там такую ярмарку устроили, это был праздник живота всей войсковой части. Прежнее поколение вспомнит солдата Ивана Бровкина — как вся деревня раньше провожала в армию. Есть идея провожать в армию и с заводов. Не знаю, как получится с любимыми девушками. Надо их контролировать, чтоб замуж не вышли», — пошутил Ушенин.

По поводу устройства несовершеннолетних на практику топ-менеджер заверил, что при желании можно найти способы и места для молодежи и вместе с преподавателями ссузов в этом направлении будут работать. «Но сегодня не все готовы своих детей отправлять, — раскрыл оборотную сторону явления Ушенин. — Я помню, что я со второго класса мыл полы в школе. А сегодня это запрещено. Многие родители считают, что нельзя детей рано заставлять работать».

Коллизии законодательства не позволяют юным челнинцам не только работать, но и посещать завод с экскурсиями, в которых принимают участие порядка 3,5 тыс. человек. «Их было бы больше, но младше 14 лет не имеем права. Причем не потому что опасно, а потому что вредно. Замеры воздуха сделали и говорят, что на производство людей младше 14 лет нельзя пускать. Мы уже думаем, может, с респираторами их водить, потому что очень много заявок», — посетовал Ушенин.

Последняя информация еще больше удивила Магдеева. Выяснилось, что мэр прочел в СМИ о том, как 14-летнюю девочку в День святого Валентина обнаружили в состоянии алкогольного опьянения. «То есть в 14 лет в День святого Валентина можно напиться, а идти на завод вредно?» — задался вопросом Магдеев. По его мнению, воспитать любовь к труду должны в семье. «Я первую зарплату до сих пор помню — 68 рублей 32 копейки, — ностальгировал градоначальник. — Приходил к 7 утра. Рабочий день был до двух. И, если у молодежи есть желание работать, предприятия должны создать условия».

Фото на анонсе: nabchelny.ru