На сотнях АЗС «Татнефти» в этом году заработают точки оформленных в едином стиле заведений фастфудаФото: Александр Гавриленко

ТАТАРСКИЙ «МАКДОНАЛДС»

Намеки на то, что «Татнефть» задумалась о создании брендированной сети общепита, впервые прозвучали летом прошлого года, когда по время проведения футбольного ЧМ на АЗС компании, расположенной в районе стадиона «Казань Арена», был установлен специальный автоприцеп, в котором посетители могли наряду с интернациональными бургерами, салатами и напитками купить татарскую выпечку. Уточнялось, что проект реализуется на основании поручения руководства компании о развитии общепита с блюдами национальной татарской кулинарии.

В конце прошлого года тема получила развитие — «Татнефть» объявила тендер на регистрацию нового бренда общепита. От победителя требуется зарегистрировать товарный знак на само кафе, в том числе логотип, нейминг (название бренда) и слоган. В закупочной заявке уточняется, что товарные знаки предстоит создать в рамках реализации проекта «Создание собственного бренда татарского фастфуда при АЗС». Прием заявок на конкурс закрыт, в нем принимают участие 12 претендентов. Как нам пояснили в «Татнефти», договор с победителем на регистрацию бренда заключат после того, как разработка брендов будет завершена.

«Татнефть» со своими заправками становится своего рода амбассадором национальной кулинарной культуры, встав в один ряд, к примеру, с сетью «Бахетле» «Татнефть» со своими заправками становится своего рода амбассадором национальной кулинарной культуры, встав в один ряд, к примеру, с сетью «Бахетле» Фото: Александр Гавриленко

Как рассказал «БИЗНЕС Online» замначальника отдела нетопливного бизнеса управления по реализации нефти и нефтепродуктов «Татнефти» Ринат Салаватуллин, первоначально сеть закусочных хотели сделать исключительно с татарской кухней. Но позже подход смягчили, и помимо эчпочмаков, элешей, губадии и перемячей водителям предложат и традиционный американский фастфуд: хот-доги и гамбургеры, а также первые и вторые блюда европейской кухни, салаты и бутерброды.

«Сеть АЗС „Татнефть“ располагается более чем в 20 регионах России, также активно развиваемся в Республике Беларусь, и не везде знают про татарскую кухню, поэтому в ассортименте присутствуют хот-доги и гамбургеры, для многих клиентов эти блюда привычнее. Мы коммерческая организация, перед нами стоят высокие планы по доходности, поэтому мы должны привлекать клиентов с разными вкусами», — объяснил Салаватуллин.

Но даже такой интернационный подход не отменяет главного — «Татнефть» со своими заправками становится своего рода амбассадором национальной кулинарной культуры, встав в один ряд, к примеру, с сетью «Бахетле». Многие помнят, как во время встречи с Рустамом Миннихановым диаспора татар в Калифорнии попросила открыть в США магазин Муслимы Латыповой. Президент РТ тогда отшутился, сказав, что «Бахетле» — «только для ленивых женщин». Но живущим за пределами республики татарам наверняка будет приятно заправить бензобак топливом, а желудок — национальной выпечкой. Для всех остальных клиентов фишка тоже будет весьма любопытна.

Сегодня сеть АЗС Татнефти насчитывает 691 заправку. Из общего количества АЗС около 400 уже оборудованы собственным общепитом Сегодня сеть АЗС «Татнефти» насчитывает 691 заправку. Из общего количества АЗС около 400 уже оборудованы собственным общепитом Фото: Александр Гавриленко

«Татнефть-фуд»: 400 закусочных на азс

Сегодня сеть АЗС «Татнефти» насчитывает 691 заправку, в том числе 582 — в России, 18 — в Беларуси, 91 — на Украине, есть планы по открытию заправок в Узбекистане. Из общего количества АЗС около 400 уже оборудованы собственным общепитом. Точки питания сегодня присутствуют практически на всех АЗС «Татнефти», где есть торговые залы, пояснили в компании. Размер зоны общепита зависит от формата заправки, места ее расположения и интенсивности транспортного потока. То есть где-то можно только попить кофе и съесть булочку, а где-то и полноценно пообедать. На трассах ставят объекты с максимальным количеством посадочных мест. «Но если даже торговый зал не более 20 квадратных метров и нет посадочных мест, там все равно можно купить выпечку и горячие напитки», — рассказал Салаватуллин. Как правило, кафе «Татнефти» являются составной частью торгового зала в здании операторной АЗС. Площадь — от 20 до 90 кв. м, а количество посадочных мест варьируется от 4 до 30.

«У нас есть несколько кафе полного цикла, где блюда готовятся на месте. В основном же мы работаем с поставщиками, у которых под наши требования разработан и производится определенный ассортимент полуфабрикатов. Как правило, у производителей есть свои дистрибьюторы, которые обеспечивают поставками все наши АЗС. Вопрос собственного производства выпечки и блюд также стоит на повестке дня, и, когда этот вопрос будет решен, начнем думать о поставках эчпочмаков в Европу», — говорит Салаватуллин.

И это не просто слова — регистрировать бренд «Татнефть» планирует параллельно как в Роспатенте, так и по Мадридской системе. Директор авторского агентства «Артпатент» Григорий Бусарев пояснил «БИЗНЕС Online», что это позволит обеспечить охрану интеллектуальной собственности в более чем 100 странах. Впрочем, пока под Европой понимаются Украина и Беларусь, где у «Татнефти» уже есть сети АЗС. В совокупности это более сотни заправок. К этому подталкивает и недавний запуск собственного производства бензинов «Евро-5».

«Если обратиться к истории развития рознично-сбытовой сети АЗС „Татнефти“, то говорить, что это (сеть фастфуда —  прим. ред.) непрофильный бизнес, не совсем правильно. Изначально развитие розничной сети (и не только у „Татнефти“) начиналось с покупки существующих АЗС со всеми имеющимися у них активами, в числе которых были магазины, кафе, автомойки, СТО, мотели и другие виды нетопливного бизнеса. Под них создавались соответствующие службы, за 20 лет работы нашей сети АЗС были опробованы разные варианты эксплуатации объектов сопутствующего сервиса. Было время, когда привлекались и внешние операторы. Сегодня нетопливный бизнес на АЗС — неотъемлемая его часть, и он развивался бы в любом случае, независимо от рентабельности топливных продаж. Мы исходим из того, что на АЗС доход должен приносить каждый ее квадратный метр», — объясняет Салаватуллин.

Зуфар Гаязов рассказал нашему изданию, что он стал активно продвигать идею создание сети татарского фастфуда после того, как Запад начал вводить антироссийские санкции Зуфар Гаязов рассказал нашему изданию, что он стал активно продвигать идею создания сети татарского фастфуда после того, как Запад начал вводить антироссийские санкции Фото: «БИЗНЕС Online»

можно ли и нефть качать, и эчпочмаки печь?

«Татнефть» не стала привлекать к созданию сети фастфуда профессиональных операторов общественного питания, решив справиться своими силами, однако, как выяснил «БИЗНЕС Online», перед этим успела посоветоваться с рядом известных рестораторов. Председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ,  владелец ресторанного холдинга «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов рассказал нашему изданию, что он стал активно продвигать идею создания сети татарского фастфуда сразу после того, как Запад начал вводить антироссийские санкции. И даже встречался на эту тему в том числе с руководством «Татнефти». Тогда в нефтяной компании уже были планы создания на заправках татарских заведений общепита, работающих по принципу cook & chill («готовь и замораживай»). Эта технология позволяет транспортировать почти готовую еду на тысячи километров. «Это такой технологический цикл, по которому раньше работали „Макдоналдс“, „Бургер кинг“, KFC. Продукт доготавливается до 90–95 процентов, потом подвергается шоковой заморозке. Затем при помощи современного оборудования в течение одной-двух минут его доводят до 100-процентной готовности, и блюдо получается таким же, как и свежеприготовленное», — рассказал Гаязов. Проект был проработан на примере одной из московский заправок «Татнефти». Была даже построена заготовочная фабрика, которая специализировалась на татарской выпечке. Но позже проект был поставлен на паузу.

Сейчас Гаязов категорически против того, чтобы рядом с татарским эчпочмаком продавался его американский конкурент. «Я бы не хотел, чтобы помимо национальной кухни там был хот-дог. Я этого не понимаю. Если это „Татнефть“, то там должна быть татарская кулинария. Татарская выпечка очень вкусная, если ее правильно приготовить и вкладывать душу. Она будет востребована везде! Я уважительно отношусь к руководству „Татнефти“, и, если компании это интересно, мы могли бы продолжить наш диалог, чтобы помочь найти нишу для этого направления», — добавляет Гаязов.

Султан Сафин: «Перспективное и интересное направление. Мы его прорабатывали уже и даже предлагали «Татнефти» сделать совместный проект. Но они, видимо, сами решили этим заняться. И нефть качать, и эчпочмаки печь…» Султан Сафин: «Перспективное и интересное направление. Мы его прорабатывали уже и даже предлагали «Татнефти» сделать совместный проект. Но они, видимо, сами решили этим заняться» Фото: president.tatar.ru

А основатель первой татарской халяль-сети быстрого питания «Тюбетей» Султан Сафин, с которым побеседовал корреспондент «БИЗНЕС Online», даже оказался несколько озадачен тем, что его не пригласили для участия в проекте хотя бы в качестве эксперта. В свое время он также делился наработками с нефтяным гигантом. «Перспективное и интересное направление. Мы его прорабатывали уже и даже предлагали „Татнефти“ сделать совместный проект. Но они, видимо, сами решили этим заняться. И нефть качать, и эчпочмаки печь… Хотя я, конечно, за такой подход, где каждый делает свое дело на пять с плюсом», — заявил Сафин, отметив, что по-прежнему открыт для сотрудничества.

Создатель «Тюбетея» верит в то, что татарская кухня может быть востребована не только в Татарстане, но и за его пределами, главное — верно угадать формат. «Мы с верой и уверенностью в востребованности татарской кухни за пределами республики первыми трансформировали ее в „быстрый“ формат. Да, поначалу это шло с трудом, и нам приходилось лбом прошибать непонимание, как татарская кухня может быть „быстрой“, но сейчас потребители это уже понимают. Татарский национальный фастфуд становится трендом, так как это полезнее, чем бургеры. Более того, дети тянутся. И вместо картошки фри просят эчпочмаки фри и набор „Кэлэпуш“», — рассказал ресторатор.

С тезисом о том, что нельзя «и нефть качать, и эчпочмаки печь», спорит гендиректор компании «Транзит Сити» Ирек Валиев С тезисом о том, что нельзя «и нефть качать, и эчпочмаки печь», спорит гендиректор компании «Транзит Сити» Ирек Валиев Фото: «БИЗНЕС Online»

«БЕНЗИН — ЭТО лишь ФАКТОР, КОТОРЫЙ ФОРМИРУЕТ ТРАФИК ЛЮДЕЙ»

С тезисом о том, что нельзя «и нефть качать, и эчпочмаки печь», спорит гендиректор компании «Транзит Сити» Ирек Валиев. АЗС сети «Ирбис», которыми он управляет, давно делает ставку на хорошую выпечку и кофе, ради которых многие готовы сделать остановку в пути, даже если им не нужен бензин. При этом своими кафе топливная компания управляет самостоятельно, рассказал Валиев «БИЗНЕС Online».

АЗС сети «Ирбис» давно делает ставку на хорошую выпечку и кофе, ради которых многие готовы сделать остановку в пути, даже если им не нужен бензин АЗС сети «Ирбис» давно делает ставку на хорошую выпечку и кофе, ради которых многие готовы сделать остановку в пути, даже если им не нужен бензин Фото: «БИЗНЕС Online»

По его словам, продажа продуктов питания и сопутствующих товаров на АЗС выходит на первый план. Кафе и магазин вместе с дополнительными услугами могут приносить заправке до половины выручки, а также львиную долю чистой прибыли. Особенно сейчас, в эпоху жесткого вмешательства правительства РФ в ценообразование на рынке топлива.

«Сейчас, когда розничные наценки на бензин минимальные или даже нулевые, только продажа сопутствующих товаров и питания позволяет поддержать АЗС на плаву, — признается гендиректор „Транзит Сити“. — Бензин для нас сейчас — это лишь фактор, который формирует трафик людей, на котором мы и стараемся зарабатывать».

Кафе и магазин вместе с дополнительными услугами могут приносить заправке до половины выручки, а также львиную долю чистой прибыли Кафе и магазин вместе с дополнительными услугами могут приносить заправке до половины выручки, а также львиную долю чистой прибыли Фото: ©Алексей Куденко, РИА «Новости»

Как тут не вспомнить высказывание бывшего гендиректора ОАО «Холдинговая компания „Татнефтепродукт“» Рустама Сабирова на одном из заседаний в Госсовете РТ, который возмущался запретом продажи алкоголя на АЗС. «Из-за запрета продажи алкогольной продукции у нас реализация товаров на АЗС упала примерно на 15 процентов. И потом это [алкоголь] у нас высокомаржинальный продукт. В два-три раза больше маржи дает, чем продажа бензина!» — негодовал Сабиров. И это в относительно благополучном 2017 году. Так что неудивительно, что «Татнефть», которая ранее подписала соглашение о стабилизации цен на топливо, задумалась о путях повышения рентабельности заправочного бизнеса.

Другим аргументом в пользу создания сети общепита на АЗС могли стать озвучиваемые ранее планы минпромторга РФ по ранжированию АЗС по принципу гостиниц. Так, на «пятизвездочной» заправке обязательно должен быть магазин по реализации сопутствующих товаров, а также общепит и другие услуги, такие как подкачка шин или чистка салона автомобиля.