Пресс-конференция по итогам года Рафиса Бурганова проходила в гимназии №3. Большинство вопросов касалось темы школьного образования Фото: Ирина Ерохина

«МЫ В ЭТОМ ГОДУ УЖЕ НЕ ОЗВУЧИВАЛИ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ» 

Пресс-конференция по итогам первого года работы Рафиса Бурганова в должности главы минобрнауки Татарстана проходила сегодня не в одном из зданий ведомства, а в гимназии №3, почти что в самом сердце Казани. Большинство вопросов касалось темы школьного образования. Бурганов был в хорошем расположении духа, шутил и рассказывал истории из своего детства и юности…

Позиция нынешнего руководства ведомства — открытость, о необходимости которой говорил министр образования и науки РТ: «Либо ты комментируешь то, что произошло, либо комментируют другие в отношении тебя». Говоря о себе, Бурганов признался: несмотря на его богатый опыт администратора, за год управления новой для себя структурой (он был назначен на нынешнюю должность в начале декабря 2017-го) понял, что не так-то просто уследить за изменениями в данной сфере. Рулить приходится ведомством, сфера управления которого включает 416 тыс. учащихся в школах, 220 тыс. в детсадах, порядка 150 тыс. студентов и т. д. 

Что касается новшеств, то их предостаточно, в том числе и в отношении организации в республике нелюбимого многими ЕГЭ. «Мы в этом году уже не озвучивали результаты ЕГЭ, чтобы не было „гонки вооружения“ у муниципалитетов, чтобы никто не требовал быстрых результатов, но для себя мы внутренний мониторинг ведем. И в те школы, которые отстают, мы высаживаем десант из сильных школ; и там, где сильная методическая школа приходит к отстающим, иной раз за год до 10 баллов видим увеличение результатов по ЕГЭ», — сказал Бурганов.

«ЗАГОВОРИЛИ НЕ ТАТАРЫ ИЛИ РУССКИЕ, ЗАГОВОРИЛИ ОТЛИЧНИКИ»

«БИЗНЕС Online» интересовался у министра состоянием преподавания татарского языка в школах, в частности будет ли принята стратегия развития обучения на татарском и стоит ли ждать серьезных финансовых вливаний в эту сферу. «Как таковой стратегии развития, преподавания языка нет, потому что стратегия общая у нас: конгресс возглавляет ее разработку, в рамках нее мы должны придерживаться школьной программы», — сообщил глава минобрнауки, имея в виду стратегию развития татарского народа, за которую отвечает руководитель нацсовета «Милли шура», вице-премьер Татарстана Василь Шайхразиев.

Далее министр остановился на статистике, касающейся преподавания предмета «Родной язык» в регионе: «Мы 7 родных языков изучаем в обязательном порядке: русский, татарский, удмуртский, чувашский, мордовский, марийский и иврит. Их количество может измениться, если набирается группа из 15 человек, даже меньше». Что касается татарского языка, то, как было указано в раздаточном материале к пресс-конференции, в текущем учебном году его в качестве родного выбрали 68,6% детей, 29,9% остановились на русском. Кроме того, 4649 детей изучают татарский как государственный язык республики в рамках школьного компонента. Из остальных языков больше всех востребован удмуртский.

По словам Бурганова, министерство уже пересмотрело программу изучения родного языка, в частности татарского. Размышляли так: что важнее — изучать и грамматику, и разговорную речь, а в результате выходить и без грамматики, и без разговорной речи или перешагнуть психологический барьер и наконец-то научить ребенка разговаривать на языке? Предсказуемо остановились на втором варианте. «По истечении двух четвертей даже те, кто первый год изучает, при таком подходе заговорили, причем заговорили не татары или русские, заговорили отличники», — уверен министр. Хорошие ученики добросовестно относятся к делу, национальность тут значения решающего не имеет.


Еще один важный вопрос касался разработки концепции развития родных языков на федеральном уровне. Бурганов сообщил, что 14 декабря в Санкт-Петербурге было заседание, посвященное разработке этого документа: «Хоть нас туда и не пригласили, но мы попросились — и нас пустили». Ситуация вокруг татарского языка и решения республиканской власти по данной теме во многом привели к тому, что в Москве задумались о необходимости такой концепции, касающейся и изучения русского языка, считает министр. Поскольку русский язык как родной не изучался до этого, с появлением нового предмета и здесь пришлось столкнуться со многими вопросами. Так что министерство просвещения РФ и многие коллеги из других регионов начали интересоваться опытом Татарстана.

«Не далее чем в первом полугодии следующего года такая концепция должна появиться и быть утверждена», — сообщил Бурганов. Республика тоже хочет поучаствовать в ее создании: «Мы создаем рабочую группу с участием Гильмутдинова, даже, думаю, попросим Ирека Ильдаровича возглавить эту группу. Не просто потому, что он председатель комитета Госдумы по делам национальностей, но еще и потому, что он бывший директор школы, педагог, проблемы эти знает хорошо, особенно в части родных языков».

Позднее ситуацию вокруг федеральной концепции развития родных языков, на обсуждение которой «нас не приглашают», «БИЗНЕС Online» пояснил собеседник в министерстве образования и науки РТ. По его словам, непосредственно разработкой документа занимаются в Российском государственном педагогическом университете им. Герцена, что в Санкт-Петербурге, где есть большой опыт разработок в билингвальном образовании (мы ездили туда на круглый стол). Потом представители вуза направят результаты своей работы в минпросвещения России. После этого, согласно «дорожной карте», минпрос создаст рабочую группу, на этой стадии обсуждения, возможно, привлекут регионы. В любом случае Татарстан уже направлял свои предложения в РГПУ им. Герцена. «Что-то им понравилось, что-то — нет», — сказал собеседник газеты. Рабочая группа, которую может возглавить депутат Гильмутдинов, куда войдут, например, представители КФУ и ИЯЛИ, продолжит эту работу. Кроме того, по данным источника, временная задержка в создании концепции связана с недавним разделением федерального министерства образования и науки на две самостоятельные структуры.

«БЕЗ КОНЦЕПЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВО ШКОЛЫ НЕ НАЧНЕТСЯ»

Также министр образования приоткрыл тайну вокруг полилингвальной школы, создание которой анонсировал госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. Оказывается, она должна появиться в Казани уже к 1 сентября 2020 года. Сам глава ведомства сказал журналистам, что сейчас идет разработка концепции учебного заведения, где преподавание будет осуществляться на русском, татарском и английском языках. «Насчет концепции — у нас создана рабочая группа, куда входят специалисты, ведущие директора. Даже я не вхожу в состав этой рабочей группы. Почему? Чтобы не было никакого давления, чтобы они сделали тот проект продукта, который был бы понятен всем. Без концепции строительство школы не начнется», — сказал Бурганов. По словам министра, это будет не рядовая школа, а образовательное учреждение, дающее глубокие знания начиная с дошкольного возраста. «Это будет не школа в прямом смысле слова, мы хотим создать новую идеологию, под эту идеологию будет соответствующее здание — и по месту, и по всему. В концепции есть начальная школа, в концепции есть интернат (на 200 учащихся), детский сад (на 80 мест). Там есть новые элементы, которые мы в действующей схеме образования не видим», — сказал Бурганов, правда, не уточнив, о каких элементах идет речь. Напомним, ранее «БИЗНЕС Online» сообщал, что предполагаемым местом строительства «шаймиевской» школы является улица Бондаренко.

Что касается учителей татарского языка, которые остались не удел из-за того, что сократили количество часов по этому предмету, то, как было указано в раздаточном материале, 1,2 тыс. преподавателей прошли переподготовку по направлениям «русский язык», «начальная школа», «дошкольное образование», «логопедия» и так далее и были трудоустроены. На это республика выделила 22 млн рублей. Любопытно, но в этом учебном году ни одной заявки на организацию переподготовки не поступало.