ПРИОРИТЕТ — ЛИВНЕВКА: «ФОТОГРАФИИ ПОТОПОВ СТАЛИ МЕМОМ»

Среди озвученных на заседании Совфеда проектов были названы следующие: модернизация аэропорта Бегишево, строительство сетей ливневой канализации, реконструкция газопровода Можга — Елабуга, строительство моста через Каму («Алабег»), новых дорог, двух транспортных развязок, обновление трамвайного парка, благоустройство парков и скверов, реабилитация Мелекесского залива, крытый тренировочный каток, Дворец единоборств и ледовая арена, онкоцентр с лучевой терапией и технический университет. «БИЗНЕС Online» отвечают Рафгат Алтынбаев, Венера Иванова, Гульзада Руденко, Антон Явхута и другие.


Антон Явхута — руководитель группы компаний «ИнтерМедиаСервис» Антон Явхута руководитель группы компаний «ИнтерМедиаСервис»
— Приоритетом в предложенном перечне я бы назвал ливневую канализацию — эта проблема давно назрела в Челнах, в своем нынешнем состоянии сеть объективно не справляется. Мы регулярно это наблюдаем в межсезонье, а фотографии потопов стали своеобразным мемом. В «Инстаграме» часто мелькают картинки то с кораблями, то с дельфинами, плавающими под челнинскими мостами. Безусловно, необходим и онкоцентр — это даже не городская, а общемировая проблема. Мои друзья-врачи говорят, что количество онкобольных растет с каждым годом, и к этому нужно быть готовым. Чем ближе к нам соответствующее медицинское учреждение, тем лучше. Технический университет на третьем месте по важности, но в этом вопросе еще нужно разобраться: нужно ли было укрупнять вузы в свое время и подвязывать ИНЭКА к КФУ, если очевиден дефицит технических специальностей в городе и Челнам нужен самостоятельный вуз? Ведь, если мы статус вуза понижаем, превращая его в периферию крупного заведения, стимулы учиться в нем и преподавать тоже снижаются. Кадры плохие, а городу технические специальности нужны, если мы собираемся развивать ТОСЭР и поддерживать репутацию города как индустриального. О дефиците кадров и мэр говорит, и президент знает, но насколько оправдано создавать университет с нуля? Может быть, стоит вытащить отделения, которые раньше относились к ИНЭКА, реабилитировать их?
Не знаю, как можно быть против поддержки спорта, но по поводу ледовой арены, мне кажется, стоит десять раз подумать. У нас есть два ледовых дворца — неужели они перегружены? Может быть, лучше подумать над рационализацией их работы? Боевые единоборства — да, я слышал, что люди занимаются в каких-то полуподвальных помещениях, и наверное, площадка назрела, но назвать эту тему первоочередной для города язык не поворачивается. В целом все, что касается физического воспитания молодежи, важно. Дороги и развязки тоже нужны. В первую очередь необходимо продолжение Московского проспекта, потому что пробки растут с каждым годом. И обязательно нужна развязка в районе БСМП. Строительством гипермаркета «Лента» напротив БСМП мы придумали себе огромную проблему, и теперь нужно тратить деньги на ее решение.
Что касается источников финансирования, то очевидно, что для республики лучше, если оплачивать проекты будет федеральный центр. У республики есть куда потратить средства, а их в бюджете и так дефицит. И юбилей КАМАЗа, и любой другой повод для этого хорош: если можно что-то выпросить из федерального бюджета в интересах города, надо просить.
Рафгат Алтынбаев — первый мэр Набережных Челнов Рафгат Алтынбаев первый мэр Набережных Челнов
— Сети ливневой канализации надо делать обязательно. Я считаю, что настало время провести хороший капитальный ремонт и привести город в порядок. Потому что юбилей призывает к тому, чтобы прибраться, — так же, как дома, когда приглашаешь гостей. Самое главное, чтобы КАМАЗ к 50-летию стал выпускать больше автомобилей.
Гульзада Рзаева — директор ДК «Энергетик» Гульзада Рзаева директор ДК «Энергетик»
— Все перечисленное однозначно нужно городу. Человек, который поверхностно знает Челны, может сказать: нужно конкретно вот это или вон то, а в этом списке и культура, и экология и все остальное есть. Если хотя бы 30 процентов из этих проектов реализовалось, то было бы уже очень хорошо. Мост должны обязательно сделать, дороги. Финансироваться они должны из федерального бюджета и городского. Также и ремонт ливневых канализаций должен финансироваться из федерального бюджета. Например, я же не жду, пока придет мой сосед и у меня дома канализацию прочистит.
Я долгие годы работаю директором, видела разные юбилеи и то, как город встречает больших гостей. Конечно, если кто-то к нам в гости едет, мы тоже дома перышки чистим. Но поводы не всегда нужны.

«КОШМАРНЫЕ ЗАБОРЫ, КАК БУДТО ЕДЕШЬ ПО КАКОЙ-ТО АФРИКЕ»

Андрей Балта — генеральный директор ООО ПО «Промвест» Андрей Балта генеральный директор ООО ПО «Промвест»
— Я считаю, что все озвученные проекты для Набережных Челнов актуальны, за исключением, может быть, аэропорта Бегишево и благоустройства парков и скверов. Бегишево недавно только отремонтировали, зачем туда еще деньги заколачивать? Что касается парков, то у нас и так системно занимаются этим вопросом — и сделано уже достаточно много. Приоритет должен отдаваться тем проектам, которые принесут как можно бо́льшую пользу как можно большему количеству челнинцев.
КАМАЗ — это градообразующее предприятие, я думаю, что он тоже мог бы принять посильное участие в этих проектах, чтобы какую-то пользу городу принести. Это было бы разумно. Здесь должны вкладываться не только федеральный центр и КАМАЗ, но и республика и город. Нужно рассматривать все источники финансирования для поддержки этих проектов. Хорошо, конечно, что есть юбилеи и они создают поводы для выделения средств на реализацию необходимых проектов, но я считаю, что никаких юбилейных дат для реализации социально важных проектов ждать не нужно. Почему только по праздникам на важные для города проекты нужно деньги выделять? Это регулярная работа нашей исполнительной власти, это их прямая обязанность. Насколько у них это хорошо получается, настолько у нас и появляются какие-то объекты инфраструктуры и благоустройства.
Венера Иванова — председатель финансового комитета ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье» Венера Иванова председатель финансового комитета ТПП Набережных Челнов и региона Закамье
— В принципе, все проекты очень важны и нужны городу. На первое место я бы поставила здоровье населения и вместе с ним технический университет. Подрастающему поколению в любом случае нужен университет, потому что наши ребята, умники и умницы, уезжают из Челнов поступать в другие города. Нам прямо сегодня нужны специалисты, потому что уже чувствуется кадровый голод. Ну и в любом городе, каким бы он ни был, нужно средства направлять на образование и на поддержку молодежи. В связи с этим в Челнах может быть нужны и объекты дополнительного образования. Будущее любого города — это молодежь. Нам необходимы рабочие руки, нужно поднимать статус. То есть должна быть выстроена какая-то система, и эти объекты должны быть в городе в первую очередь.
Понятно, что за счет местного бюджета это невозможно сделать. Здесь должно быть что-то большое и глобальное, а не частные маленькие организации. Конечно, не нужно ждать юбилейных дат, такие проекты должны рождаться и осуществляться сами собой.
Гульзада Руденко — генеральный директор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Гульзада Руденко генеральный директор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
— Безусловно, одним из приоритетов должно стать улучшение транспортной инфраструктуры и доступности. Это и запланированное строительство новой дороги, и в перспективе возведение нового моста, потому что не совсем правильна сама ситуация, когда федеральная трасса М7 проходит по территории плотины — стратегического энергетического объекта целого региона.

Особого внимания, на мой взгляд, заслуживают дороги местного значения — транспортные «капилляры», позволяющие жителям малых поселков и деревень связываться с «большой землей», получать необходимые продовольственные ресурсы, иметь налаженную систему транспортного сообщения с другими населенными пунктами. Что уж говорить о небольших деревушках, если в самих Набережных Челнах еще не везде до дорог дошли руки: к примеру, мне как жителю Элеваторной горы очень неловко перед приезжающими гостями из других городов и тем более стран. По критическому состоянию заборов, разбитой проезжей части, отсутствию тротуаров можно предположить, что находишься не в полумиллионном мегаполисе, а в забытом Богом, заброшенном райцентре на краю географии. И помимо объективной причины, связанной с недостаточным государственным финансированием на дорожные работы и благоустройство городских пространств, есть и субъективная, сопряженная с безразличием к эстетической составляющей своей деятельности со стороны многочисленных, расположенных на Элеваторной горе коммерческих предприятий. Поэтому неудивительно большое количество жалоб на структуры, игнорирующие всякие эстетические нормы.

Необходимо системно и комплексно продолжить заниматься обустройством и благоустройством города, приведением в нормативное состояние тех мест, где живут строители КАМАЗа и их потомки. И дело не в наведении внешнего лоска, а в гармоничном преобразовании среды. Это точка отсчета и показатель как уровня культуры человека, так и самого счастья человека, для которого важен не только хлеб, но и зрелища — уютная, красивая обстановка. У меня есть большая надежда и уверенность, что всеми этими вопросами уже в самое ближайшее время очень пристально начнет заниматься Сергей Анатольевич (Когогин, руководитель КАМАЗаприм. ред.), недавно избранный сопредседателем «Общероссийского народного фронта». Набережные Челны — родной для КАМАЗа и для него город, и возможности градообразующего предприятия, помноженные на патриотизм и волевой ресурс руководителя, становятся практически безграничными.

В принципе, в Набережных Челнах всегда найдется точка применения силы. При наличии ресурсов необходимо задуматься о строительстве важного для всего Закамья онкологического центра. Сегодня ближайший онкоцентр находится в Казани, в 230 километрах. По статистике, приведенной в том числе и вашим изданием, в Республике Татарстан наблюдается рост онкологических заболеваний, поэтому есть жизненная необходимость сделать более доступным для получения целый комплекс медицинских услуг. И в продолжение мысли о комфортности жизни, удобстве получения услуг и их влиянии на мироощущение людей, на мой взгляд, очень важно при планировании и проведении любых преобразований больше внимания уделять индексу счастья человека: где и как он живет и как эти параметры улучшить; как и чем питается и занимается в свободное от работы время; каким образом он может следить за здоровьем и какие созданы для этого условия; какие культурно-досуговые учреждения доступны для посещения.

«ПРАВИТЕЛЬСТВО НИКАКИХ ПРОГРАММ ПО СУБСИДИРОВАНИЮ ЭТИХ ПРОЕКТОВ НЕ ОБЪЯВЛЯЕТ»

Сергей Майоров — председатель совета директоров ГК «Магнолия» Сергей Майоров председатель совета директоров ГК «Магнолия»
— С моей точки зрения, логистические проекты самые важные. Аэропорт Бегишево хорошо сделали, но, если его и дальше будут модернизировать, это прекрасно. Что касается инженерных сетей, инфраструктуры — это тоже очень важно. Хотя многие проекты из озвученных есть в распоряжении правительства РФ еще двухлетней давности, где перечислены 79 проектов. Проекты перекликаются во многом из-за того, что федеральное правительство никаких программ по их субсидированию не объявляет, поэтому они и не реализуются, хотя часть уже реализована, но за счет инвесторов из Татарстана.
Валерий Чулаков — собственник бизнес-отеля «Татарстан» Валерий Чулаков собственник бизнес-отеля «Татарстан»
— Я, конечно, не специалист в области городского хозяйства, но как гражданин на первое место среди этих проектов выдвинул бы онкоцентр. За ним — аэропорт, затем спортивные учреждения. Если федеральный центр финансово их поддержит, это будет честно, поскольку республика и город большую часть средств отдают в бюджет страны. Деньги должны возвращаться обратно. Но, если бы в городском бюджете были средства на развитие спортивных учреждений — бассейнов, спортшкол, — это было бы здорово. Детей нужно занимать спортивными мероприятиями, чтобы из них вырастали достойные граждане. Спорт и так неплохо развивается в последние годы — люди и на велосипедах стали ездить, и на лыжах кататься, и фитнес-клубы есть. Но добавить стоило бы, а что именно — это вопрос социологических исследований.
Виталий Агапов — певец, поэт, композитор, продюсер, директор театра песни «МОҢЛЫ ЧАЛЛЫ», депутат городского совета Виталий Агапов певец, поэт, композитор, продюсер, директор театра песни «Моңлы Чаллы», депутат городского совета
Если расставлять приоритеты в порядке очередности, то, думаю, и для города, и для КАМАЗа самым актуальным является строительство моста через Каму. Через два года, как уже озвучивалось, планируется капитальный ремонт плотины Нижнекамской ГЭС, поэтому проект строительства альтернативной трассе М7 дороги и проезда по плотине — самый актуальный и необходимый.
КАМАЗ, безусловно, должен принимать участие в реализации социально значимых проектов. И он, насколько я знаю, будет принимать в этом посильное участие. Думаю, что и город, и республика тоже в стороне в этом вопросе не останутся. Конечно, некоторые проекты останутся исключительно федеральной прерогативой.
Мы особо юбилейных дат и не ждем, чтобы заниматься социально важными проектами. Жизнь-то идет. Я считаю, что и без юбилеев очень много делается и в городе, и на КАМАЗе. Безусловно, вопрос строительства онкологического центра в Челнах назрел уже давно. Но коль скоро достаточных финансовых возможностей для этого не было, будем считать, что время пришло. В данном случае его строительство решили приурочить к юбилею КАМАЗа, так как такой центр должен быть в нашем городе.