Румиль Карамиев Румиль Карамиев: «Музей — это мультикультурный центр. Мы хотим, чтобы люди приходили не только за информацией, но и за эмоциями» Фото: Олег Спиридонов

«СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ — ЭТО МЕСТО С НАСЫЩЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПРОГРАММОЙ»

— Год назад вас назначили на должность директора историко-краеведческого музея. Какие ключевые задачи были поставлены перед вами?

— Когда меня утверждали на должность директора, мне дали задание сделать музей более популярным. Множество челнинцев не знают, что есть такой памятник культуры и истории. Наша задача сейчас заключается в том, чтобы донести, что музей — это мультикультурный центр. Мы определили для себя четыре группы челнинцев, для каждой из которых будем работать: те, кто не знает о музее, поэтому не приходит; те, кто знает, но им такой досуг неинтересен; те, кто знает и постоянно приходит; те, кто предпочитает посещать другие музеи и выставки. Современный музей — это место с насыщенной культурной программой. От формата классического музея мы отходим и постепенно разрабатываем дополнительные формы активности. Мы хотим, чтобы люди приходили не только за информацией, но и за эмоциями.

— За что взялись в первую очередь?

— Чтобы поменяться внутри, нужно поменяться снаружи. Музей принял новую концепцию развития, изменил ключевые ценности, представил новое визуальное оформление. Мы провели ребрендинг, чтобы отличаться от себя самих в прошлом. Теперь в центре внимания — сам посетитель, поэтому привычные экспозиции соседствуют с интерактивными площадками. В ближайших планах — обновление сайта, разработка мобильного приложения, изменение работы в социальных сетях, запуск онлайн-квестов для детей и многое другое. В рамках принятой концепции необходимо было обновить визуальный образ историко-краеведческого музея. Разработку доверили новому сотруднику, молодому дизайнеру Алсу Минеевой. Выпускница педагогического института за два дня отрисовала 40 вариантов. Из них было отобрано пять эскизов, на основе данных фокус-группы выбран новый стиль. Логотип представляет собой стилизованную букву М с компоновкой названия. Знак ложится в основу гибкой визуальной системы — это не просто буква, а окно в историю. Недостающие элементы М говорят о том, что история города Набережные Челны продолжается. Основные цвета бренда выбраны не случайно: каждый из оттенков показывает разный период истории. В логотипе можно выделить три основных цвета: коричневый — Набережные Челны исторические, дореволюционные; оранжевый — постреволюционные, советского периода; желтый — новейшая история города. Именно яркая айдентика в сочетании с простым логотипом, думаю, сделала брендинг в целом особенным.

«Логотип представляет собой стилизованную букву М с компоновкой названия. Знак ложится в основу гибкой визуальной системы — это не просто буква, а окно в историю» Фото историко-краеведческого музея Набережных Челнов

— А почему логотип представляет собой только букву М?

— У нас и до ребрендинга в логотипе присутствовала буква М. Если вспомнить, это была аббревиатура МИГ (музей истории города). Наша задача была выделить из словосочетания «историко-краеведческий музей» главное слово «музей» и стилизовать его, применив актуальные дизайнерские решения.

— Что еще планируете обновить?

— Археологическую экспозицию не меняли 10 лет — с 2008 года, поэтому совсем скоро она будет изменена. В фондах музея много материалов, которые сейчас находятся под пристальным изучением местных археологов. Это те исторические ценности, которые в ближайшее время увидят челнинцы. Мы решили скомбинировать экспозицию в виде временных отрезков истории. Будут показаны экспонаты каменного, железного, медного и бронзового веков, найденные в нашей республике при раскопках.

«Наша цель — чтобы посетители музея приходили не одни, а с детьми. Юные челнинцы могут детально рассмотреть и попробовать в действии мини-макеты» Фото: Олег Спиридонов

«В МУЗЕЕ С ЭТОГО ГОДА ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЛОЩАДКИ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

— Почему вы решили сделать упор именно на интерактив и отойти от классической формы восприятия музея?

— На сегодняшний день музей активно работает над привлечением разной аудитории, предлагая новые форматы подачи контента. Новая концепция кардинально меняет подход к посетителям — человек должен приходить не только за информацией, но и за атмосферой, за подлинностью, потому в музее с этого года появляются площадки интерактивного взаимодействия.

«Каждый имеет возможность самостоятельно соткать ряд полотна и внести свой вклад в создание 5-метрового ковра» Фото историко-краеведческого музея Набережных Челнов

— Например?

— Мы оборудовали детскую интерактивную фотозону «Деревенька». Наша цель — чтобы посетители музея приходили не одни, а с детьми. Теперь юные челнинцы могут детально рассмотреть и попробовать в действии мини-макеты, с помощью которых представлены предметы деревенского быта, а не скучать в ожидании, пока родители рассматривают экспозицию, также они могут сфотографироваться в интерьере деревенского подворья. У экспозиции «Русская изба» мы установили крупоружку (небольшая установка по переработке зерна в крупу — прим. ред.). В интерактивной зоне «Ковер дружбы» жители и гости города могут освоить древнее ремесло — ткачество. Каждый имеет возможность самостоятельно соткать ряд полотна и внести свой вклад в создание 5-метрового ковра. Когда сотканный ковер будет завершен, мы расположим его на стене, а рядом будет табличка с именами тех, кто внес свой вклад в создание полотна. Стоит отметить, что ковер обрамляется оранжевым цветом неспроста — это один из цветов нашего нового логотипа.


— Какие еще интерактивные площадки появятся?

— Совсем скоро, в начале следующего года, появится интерактивная зона «Набери Пушкина». В фондах музея хранятся уникальные экспонаты печатных машин XIX века. У посетителей появится возможность набирать текст на печатной машинке и тем самым окунуться в антураж эпохи. Самую лучшую печатную машинку выставим на всеобщее обозрение. Печатать мы предлагаем тексты из произведений Александра Пушкина (желающие могут попробовать набрать текст на время), потому что в 2019 году исполняется 220 лет со дня рождения поэта.

«Новая концепция кардинально меняет подход к посетителям — человек должен приходить не только за информацией, но и за атмосферой, за подлинностью» Фото: Олег Спиридонов

— Слышали, вы даже онлайн-квесты собираетесь проводить?

— Искусство может быть увлекательным, а посещение музея — захватывающим, поэтому мы решили соединить современные технологии с музеем. И на выходе получаем онлайн-квесты. Таким образом, музей станет пропуском в увлекательный мир истории. Наши онлайн-квесты — это музейное приключение со своим сюжетом и своим маршрутом. Участники будут получать вводную информацию, легенду. Далее, используя полученную информацию, а также логику, эрудицию и внимательность, они отправятся по маршруту к разгадке тайны. Наша задача — донести интересную и познавательную информацию в легкой и доступной форме, общаться на понятном языке с современным ребенком. Учеными уже многократно доказано, что лучший из известных человечеству способов обучения ребенка — это игровой. Там, где есть неподдельный интерес, ребенок куда проще усваивает предложенную информацию.

Борис Кузнецов «Одним из ключевых событий этого года стала оцифровка Энциклопедии города Набережные Челны» Фото: Олег Спиридонов

— Можно ли выделить какой-то проект в качестве ключевого?

— Одним из ключевых событий этого года стала оцифровка Энциклопедии города Набережные Челны. Ее главным редактором является профессор Набережночелнинского института КФУ, доктор технических наук Борис Кузнецов, а ответственным редактором — наш старший научный сотрудник Билял Канеев. Эта энциклопедия была создана в 2004–2007 годах по его инициативе. В те годы начинание было поддержано мэром Челнов Ильдаром Халиковым. «Главная книга города» — именно так когда-то назвал энциклопедию Халиков. Тексты этого издания в 2018 году оцифрованы и снабжены системой поисковых сервисов на сайте Российской национальной библиотеки на основании лицензионного договора, заключенного с историко-краеведческим музеем. В энциклопедии собраны уникальные и ценнейшие сведения, собранные местными краеведами. Теперь они интегрированы в единое общероссийское информационное пространство и являются доступными для неограниченной читательской аудитории на территории России. Сейчас Набережные Челны достойно представлены в электронной энциклопедии «Вся Россия». По определению Российской национальной библиотеки, Энциклопедия города Набережные Челны — одна из лучших энциклопедий в стране об отдельно взятом городе. В научно-справочном издании 1 059 статей с картами и схемами, около половины из них посвящено биографиям государственных и общественных деятелей, ученых, крупных организаторов, знатных людей промышленного и сельскохозяйственного производства, строителей, деятелей культуры, образования, здравоохранения и спорта. Представлены также статьи об экономике, науке и образовании, литературе, искусстве, природе, фауне, архитектурных памятниках и так далее. А сейчас мы работаем над вторым изданием. В электронной рукописи написано более 1 200 статей с объемом свыше 1 000 стандартных листов.

— Как вы считаете, ребрендинг краеведческого музея будет положительно оценен посетителями?

— Изменения будут происходить постепенно, в первую очередь — в сознании сотрудников музея и наших клиентов. Нарушая привычное восприятие вещей, мы как бы говорим: «Давайте смотреть на музей по-новому». Переосмысление взаимодействия с посетителями — неизбежный процесс любой организации. Цифровые технологии меняют привычное восприятие музея как архива, делая его более интерактивным. Возникает вопрос: что меня должно привлечь, чтобы я дошел до музея, приходил снова и снова, приводил семью, друзей, коллег? Наша задача — создать у посетителей чувство сопричастности, чтобы они сами попытались что-то сделать. С другой стороны, мы понимаем, что важно не увлекаться технологиями ради технологий. Необходимо привлекать внимание, но не отвлекать челнинцев от музейного предмета. Естественно, реализация новой концепции будет проходить постепенно. Но, думаю, за год реализуем большую часть запланированного масштабного ребрендинга.

«Возрождаем гончарное ремесло. В перспективе хотим добиться, чтобы мастерскую посещали всей семьей. Это интересный вид досуга выходного дня, можно провести время всей семьей и забрать домой результат своих стараний» Фото историко-краеведческого музея Набережных Челнов

«МЫ СОЗДАДИМ СОВЕРШЕННО НОВЫЙ ФОРМАТ МУЗЕЯ, ЧТОБЫ, ВЫХОДЯ ИЗ НЕГО, КАЖДЫЙ ХОТЕЛ ВЕРНУТЬСЯ И ПРИВЕСТИ С СОБОЙ ДРУЗЕЙ И БЛИЗКИХ»

— Есть ли в работе проекты, не связанные с цифровыми технологиями?

— В музее возрождаем гончарное ремесло. Здесь работает мастерская, где есть возможность слепить из глины изделие. На реализацию данного проекта выиграли грант еще в 2017 году. Наша целевая аудитория — дети. В перспективе хотим добиться, чтобы мастерскую посещали всей семьей. Это интересный вид досуга выходного дня, можно провести время всей семьей и забрать домой результат своих стараний.

— Восстанавливаются ли сейчас какие-нибудь исторические артефакты?

— У нас возникла идея сделать макет села Бережные Челны. Когда начали собирать информацию, появилось много непонятных вопросов. Начали изучать Бережные Челны, основываясь на схематичном плане села 1917–1921 годов и карте 1937 года. На карте речка Мелекеска показана буквально как ручеек, а проспект Мусы Джалиля отмечен как улица Ключевая. В каком виде были Челны до поднятия уровня Камы в 1978 году, какие улицы и объекты остались под водой? Эти и многие другие вопросы на данный момент изучаются, и на основании собранных материалов мы хотим воссоздать макет улицы Центральной тех лет с затопленными объектами. Это историческая часть города, которая сохранилась до наших дней. На стенде будет располагаться план-карта Бережных Челнов, а на макете покажем, какая часть Челнов ушла под воду.

«У нас возникла идея сделать макет села Бережные Челны» Фото: Олег Спиридонов

 Сотрудник пресс-службы Закамского благочиния Казанской епархии Дмитрий Русин в процессе написания дипломной работы об истории Боровецкого храма обнаружил, что существует редкая кинопленка, на которой запечатлены Набережные Челны в 1918 году. Нам известно, что вы очень заинтересовались этой съемкой...

— Она уникальна и сохранилась только в одном экземпляре в архиве кинофотодокументов в Москве. В фильме знаменитого режиссера Дзиги Вертова о Гражданской войне должен быть запечатлен эпизод высадки десанта красноармейцев в Челнах, в районе нынешней улицы Центральной. Этот фильм очень заинтересовал нас. В январе 2019 года наш научный сотрудник отправится в Москву оценивать, в каком состоянии находится эта пленка и есть ли на ней действительно кадры Набережных Челнов. Если да, то мы планируем оцифровать старинную пленку и показать фильм жителям нашего города.

— Наша газета рассказывала, что центр творческого наследия Владимира Высоцкого оказался под угрозой из-за предстоящей продажи здания «КамГЭСэнергостроя». Этот центр не присоединится к вам?

— В наше здание экспозиция не переедет. Мы открываем центр творческого наследия Высоцкого по договоренности. Наши сотрудники проводят там экскурсии. В день памяти и день рождения поэта в центре силами сотрудников музея организовываются тематические встречи и концерты бардовской песни. В настоящее время разрабатывается концепция взаимовыгодного планомерного сотрудничества и форма работы с туристическими группами.

«Мы открываем центр творческого наследия Высоцкого по договоренности. Наши сотрудники проводят там экскурсии» Фото историко-краеведческого музея Набережных Челнов

— Проводятся ли в рамках музея выставки челнинских коллекционеров? Их наверняка немало в нашем городе...

— Мы сейчас готовим новый проект, в музее появится отдел, какой именно — не скажу. Это пока тайна. Проект будет связан с известным коллекционером и нашим городом. Но, если все получится, уже в начале следующего года мы откроем этот отдел. Скажу, что он будет уникальным по своему наполнению. Совсем скоро будет запущена тизерная реклама. Проект рассчитан на широкую аудиторию. Стоит отметить, что коллекционер первую экскурсию проведет сам. Мы создадим совершенно новый формат музея, чтобы, выходя из него, каждый захотел вернуться и привести с собой друзей и близких.

— Сколько человек в год посещает музей?

— За 2017 год 102 500 человек посетили музей. В этом же году наблюдается рост посещаемости, на сегодняшний день к нам уже пришло 113 500 человек. Эти цифры включают в себя не только гостей в стенах музея, но и всех тех, кому мы оказали услуги в течение года на общественных пространствах, в музеях, на различных выездных выставках.

«Благодаря этому проекту все гости музея узнали, из каких материалов и каким способом делали кукол их бабушки и прабабушки» Фото историко-краеведческого музея Набережных Челнов

— Какая выставка пользовалась наибольшим спросом?

— У челнинцев вызвал небывалый интерес конкурс «Куклы наших бабушек». Такой городской конкурс мы проводили впервые и получили, я считаю, великолепный отклик. Поучаствовать изъявили желание более 500 жителей автограда. Когда начали приносить куклы, в первое время мы даже не знали, как их расставить. Сначала думали разместить их только в одном выставочном зале, в итоге — два зала и дополнительные стенды в холле были задействованы под выставку творческих работ. Свои работы представили три категории участников: воспитанники детских садов, школьники и профессиональные создатели кукол. За 11 дней выставку посетили более тысячи человек — 200 из них пришли в день открытия. Благодаря данному проекту все гости музея узнали, из каких материалов и каким способом делали кукол их бабушки и прабабушки. Получив такую обратную связь, мы решили сделать небольшой подарок городу — выставка проходила бесплатно. В наших планах — проведение подобных конкурсов в ближайшее время.