«Мы в мэрии — не враги автомобилистам. Мы не хотим, чтобы было хуже!» — объясняли накануне депутатам Госсовета РТ на слушаниях поправок к скандальному законопроекту о парковках «Мы в мэрии не враги автомобилистам. Мы не хотим, чтобы было хуже!» — объясняли накануне депутатам Госсовета РТ на слушаниях поправок к скандальному законопроекту о парковках Фото: gossov.tatarstan.ru

ПУБЛИКОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ПЛАТНЫХ ПАРКОВКАХ В ИНТЕРНЕТЕ?

С первых же минут слушания поправок к скандальному законопроекту о платных парковках в Госсовете РТ переросли в открытое противостояние единоросса и коммуниста. Накануне комитет по экономике, инвестициям и предпринимательству во главе с депутатом Маратом Галеевым вынесли на обсуждение поправки к законопроекту «О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в РТ». На последней сессии Госсовета РТ на суд депутатов представили этот документ — к нему возникло много вопросов. Они, однако, не помешали пройти законопроекту первое чтение, но авторы документа обещали его доработать. По сути законопроект РТ лишь приводит республиканские нормы о платном паркинге в соответствие с аналогичным федеральными законом.

«Зачем принимать закон, если он уже принят?» — спросил гендиректор ООО «Газпром трансгаз Казань», депутат Госсовета РТ Рафкат Кантюков. «Там есть полномочия, которые отданы субъектам», — ответил Галеев. «Тогда субъект это может самостоятельно решить!» — сказал Кантюков. «Конечно, может!» — с места тут же заявил депутат от КПРФ Артем Прокофьев. «Я вам слово не давал!» — грубо оборвал его Галеев, чем нарвался сразу же на ответную грубость со стороны молодого коммуниста. С первых же минут обсуждения закона о платных парковках конструктивная беседа как-то не задалась.

Зачем принимать закон, если он уже принят? — спросил гендиректор «Газпром трансгаз Казань», депутат Госсовета РТ Рафкат Кантюков «Зачем принимать закон, если он уже принят?» — спросил гендиректор ООО «Газпром трансгаз Казань», депутат Госсовета РТ Рафкат Кантюков Фото: gossov.tatarstan.ru

Всего депутаты подготовили 24 поправки, большая часть из которых не имеет целесообразности, заявил Галеев, чем сильно расстроил своих коллег. «Все остальные поправки, к сожалению, кроме одной, представленной комитетом, выходят за пределы, установленные федеральным законодательством, и быть подписаны президентом не могут. Из этого надо исходить при принятии ответственного решения с вашей стороны», — отметил Галеев. По его словам, депутаты могут написать что угодно, но задача комитета — рассмотреть все инициативы. «Если он пойдет нам навстречу, сняв, например, поправку, то мы можем это быстро сделать. Но если депутат будет настаивать, то мы обязаны данное дело посмотреть», — пояснил глава комитета ГС.

Дискуссию начал депутат Роман Мугерман, который вместе с коллегой Ильдаром Шамиловым подготовил сразу несколько поправок. В законопроекте есть пункт, наделяющий уполномоченные органы (в Казани это, например, исполком) правами по вопросам организации платного паркинга. Мугерман и Шамилов в своей поправке попросили дополнить этот пункт полномочием не только организовывать парковки, но еще и публиковать информацию о них в интернете. Казалось бы, формальная мелочь, полезная для народа, да и только… «Не вижу здесь ничего криминального, выходящего за рамки наших полномочий, — подчеркнул Мугерман. — Это просто удобно и комфортно для людей — открыть сайт и посмотреть, где можно припарковать свой автомобиль. Марат Гадыевич, если вы отвергнете, то сценария два: либо вы осознанно по рукам давили, что вообще никаких поправок не давать, либо это просто закостенелость какая-то…»

Мугерман как в воду глядел: Галеев решительно предложил отклонить данную поправку, мол, публикация уже предусмотрена федеральным законом. Автор изменений поспорил, что это все-таки исключительная компетенция Татарстана. «В Google все есть», — отметил Галеев, отвергнув поправку как избыточную норму. К слову, ссылка на совершенство и «укомплектованность» федерального закона станет любимой забавой Галеева на последующий час споров.

Дискуссию начал депутат Роман Мугерман, который вместе с коллегой Ильдаром Шамиловым подготовили сразу несколько поправок Дискуссию начал депутат Роман Мугерман, который вместе с коллегой Ильдаром Шамиловым подготовил сразу несколько поправок Фото: gossov.tatarstan.ru

ВВОДИТЬ ОГРАНИЧЕНИЕ НА ВЪЕЗД В ЦЕНТР ГОРОДА?

Но если Мугерман как-то смирился с тем, что его предложения отвергли, то следующий парламентарий соглашаться с этим не стал. Слово взял Прокофьев, который подготовил сразу несколько любопытных «народных» поправок. Он заявил о необходимости исключить сразу несколько статей скандального законопроекта. Речь шла о положениях, которые развязывали бы, по его словам, руки властям по введению ограничений на проезд в центр города из-за неэкологичности, возраста или даже наполненности пассажирами автомобилей. «Эти положения из закона надо убирать! — заявил Прокофьев, который решил подлить масла в огонь. — Марат Гадыевич, вы сказали, что депутат может написать все что угодно. Я считаю, что это пренебрежительно в части поправок моих, коллег. Депутат может и говорить все что угодно. Вы нам сказали, что все поправки, кроме ваших, противоречат федеральному закону. Вы сознательно вводите депутатов в заблуждение!» Тут Прокофьев сослался на последнее выступление спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина в Совете Федерации, который говорил про практику рамочного статуса федеральных законов. То есть все они должны быть общими, а потом дополнялись бы на региональном уровне. Это, по мнению Прокофьева, нужно сделать и с законом о парковках: мол, все равно, что пишет федеральный законодатель, давайте сами создавать законы для нас, наших людей. «Вы говорили, что не будете вводить никакие ограничения такие. Но зачем тогда их надо прописывать в законопроекте? Это вносится вами неслучайно! Вы лоббист данных полномочий по ограничению!» — заявил коммунист.

«Опускаю ваши высказывания личностного характера, — ответил Галеев. — Считаю, что они абсолютно вами неправильно толкуются. Ничего я не имел в виду тут такого, что вы наплели. Это пусть на вашей совести останется». А по содержательной стороне вопроса он пояснил, что иногда вводить ограничения на въезд в центр все-таки надо, например во время митинга, шествия или акции «Бессмертный полк»… Почему бы не закрепить возможность таких ограничений, необходимых для безопасности горожан, сразу в законе? Галеев также не стал исключать вероятности, что когда-нибудь в Казани могут ввести прямой запрет определенным «неэкологичным» машинам проезжать по центру — все во имя здоровья горожан.

Но по рекомендации Галеева доводы Прокофьева так и не были услышаны его коллегами, и все проголосовали против его поправки, кроме друга-коммуниста Александра Комисарова.

Целый пакет поправок к закону о парковках не приняли у Талгата Абдуллина, от некоторых тот, впрочем, еще и сам отказался Целый пакет поправок к закону о парковках не приняли у Талгата Абдуллина, от некоторых тот, впрочем, еще и сам отказался Фото: gossov.tatarstan.ru

РАЗРЕШИТЬ ПАРКОВАТЬСЯ БЕСПЛАТНО У СТАДИОНОВ И ТЕАТРОВ?

Целый пакет поправок к закону о парковках не приняли у Талгата Абдуллина, от некоторых тот, впрочем, еще и сам отказался. Бывший шеф Госжилфонда просил убрать из статьи «Запрет на размещение платных парковок» название «платные», а также слова «размещение парковок, непосредственно примыкающих к зданию» или предлагал публиковать на суд общественности информацию о намерении организовать платную парковку. Ни одно из предложений не нашло поддержки у руководства комитета Госсовета РТ — выходит за рамки принятого федерального законодательства. Талгат Мидхатович с этим категорически не согласился, и пришлось даже вмешаться вице-спикеру Госсовета РТ Юрию Камалтынову. «Вот привозите вы пожилого человека к медицинскому учреждению. Машина его доставляет, размещается на парковке. Она не может уехать, потому что эту бабушку надо довести до врача. И вот за это брать деньги? Закон запрещает. Но не запрещает поставить машину», — объяснял Камалтынов.

«Это другая история, — не соглашался Абдуллин. — Под окном не должно стоять машин!» В дело вмешалась юрист комитета, которая пояснила, что поправка Абдуллина противоречит ФЗ. У регионального законодательства нет полномочий по введению запрета парковок в принципе. И законом субъекта можно регулировать только вопросы ограничения или введения запрета на размещение платных парковок. «Это неправда!» — заявлял Абдуллин.

«Вам принципиально, что ли, чтобы ни одной поправки не было? KPI такой? Логика же есть!» — вмешался в дискуссию Мугерман. Но его заступничество не помогло пройти инициативе Абдуллина дальше, как и его собственной.

Шамилов и Мугерман просили дополнить законопроект запретом на размещение платных парковок у объектов спорта и учреждений культуры. Первая просьба — предоставить возможность парковаться там бесплатно, вторая — не допустить парковку в соседних прилегающих жилых дворах. Но Галеев снова решительно отверг эту просьбу депутатов. Основной аргумент в том, что большая часть спортивных и культурных учреждений находится на бюджете и позволить парковаться рядом с ними бесплатно — равносильно понести бюджетные расходы. По словам заместителя председателя комитета по транспорту Казани Марата Хисамутдинова, доходы от платных парковок у таких бюджетных учреждений идут на содержание территорий рядом с ними. И тут внезапно Мугерман согласился, что нельзя допускать выпадающих доходов бюджетникам, и отозвал свою поправку. «Большое вам спасибо!» — радости Галеева не было предела.

Прокофьев предложил увеличить время суточного бесплатного муниципального паркинга Прокофьев предложил увеличить время суточного бесплатного муниципального паркинга Фото: gossov.tatarstan.ru

БЕСПЛАТНЫЙ ПАРКИНГ С 19:00 И ПО СУББОТАМ?

«Марат Гадыевич, я понимаю вашу позицию, что вам не нравятся поправки все, кроме ваших. Давайте не будем задевать друг друга и говорить о моих выступлениях, что я вам что-то наплел… Это просто некорректно с точки зрения парламентской этики. Я вам ничего не плел, и я выступаю для членов комитета!» — снова слово дали Прокофьеву. И неизвестно, чем бы закончилась словесная перепалка, если бы коммуниста и единоросса не разнял Камалтынов.

Прокофьев предложил увеличить время суточного бесплатного муниципального паркинга. Сейчас казанские парковки бесплатны с 21:00 до 7:00. А коммунист предложил установить период с 19:00 до 7:00, чтобы могли приехать в центр, оставить авто на парковке и спокойно погулять по новеньким общественным пространствам. Да речь даже и не о парках и скверах, а о возможности посетить магазин или ресторан, которые из-за отсутствия парковки теряют клиентов сегодня. Действительно, не лучшая ли поддержка для бизнеса? «Это компенсирует все выпадающие доходы за два часа, которые станут бесплатными!» — заявил Прокофьев.

Но Галеев отверг и эту идею из-за нецелесообразности. Он отметил, что исполком Казани время 21:00 не с потолка взял, а на основе мониторинга трафика. Ему вторил Хисамутдинов: «Видно, что вы внимательно следите за деятельностью наших парковок. Мы в мэрии не враги автомобилистам. Мы не хотим, чтобы было хуже!» По словам представителя исполкома Казани, наполняемость мониторится, делается анализ обстановки, и только тогда принимается решение, с какого времени вводить платные парковки. Основная цель — разгрузить дороги и трафик в центре города. По мнению Хисамутдинова, дороги освобождаются только к позднему вечеру, потому и такие условия. Вообще, прописывать какое-то конкретное время в законопроекте было бы неудобно — потом это не позволит лавировать и изменять время, если ситуация с авто в центре города станет улучшаться.

Марат Галеев: «Задача этого закона — ехать, а не стоять. По узким улицам города чтобы можно было ехать! Марат Галеев: «Задача этого закона — ехать, а не стоять. По узким улицам города чтобы можно было ехать! Фото: gossov.tatarstan.ru

«Вы не должны узурпировать центр только для тех, кто там живет!» — не соглашался Прокофьев. «Уличная дорожная сеть не должна служить местом хранения автомобиля. Такой тариф выбран для того, чтобы люди там не стояли», — отвечал Хисамутдинов. «Задача этого закона — ехать, а не стоять. По узким улицам города чтобы можно было ехать! Чтобы у нас не было пробок, чтобы можно было двигаться по узким улицам исторического города!» — эмоционально объяснял Галеев, отказывая в приеме поправки.

Собственно, та же участь ждала и другое предложение Прокофьева. Он настаивал на том, чтобы сделать платные парковки бесплатными по субботам, а не только по воскресеньям и праздникам. «Это на выигрыш городу! Я не знаю, почему они упираются. Это же дополнительные доходы городу, потому что будет полноценная работа общественных пространств, ресторанов, магазинов. Это только плюс городу! Не надо вам тут вводить избыточные ограничения, которые вредят. Ваш подход, города изначально в том, чтобы сначала все запретить, а потом по чуть-чуть идти на уступки. Не так должно быть! Наоборот! — призывал Прокофьев. — В другой стране за такое бы мэрию уже давно в отставку отправили! Эксперименты нельзя такие проводить! Надо по чуть-чуть и взвешенно ограничения вводить!»

«Вот этот ваш подход — в начале мягко, а потом пожестче… — отвечал Галеев. — Может, сначала обувь жмет, а потом, когда наденешь, и легче станет…психологически». По его словам, сделать парковки бесплатными нельзя, потому что в этот день работают вузы. А студенты уже не бедные, у многих свои авто, которые они оставляют на муниципальных парковках. Хисамутдинов заявил, что выгоднее все-таки держать по субботам парковки на тарифе… «А цифры где? Сколько получаете доходов?» — спросил Абдуллин. Ответ нашелся не сразу, но муниципальный служащий все же ответил. Например, в одну неделю октября город на платном паркинге в понедельник заработал 176 тыс., во вторник — 206 тыс., в среду — 182 тыс., в четверг — 189 тыс., в пятницу — 191 тыс., а вот в субботу — 143 тыс. рублей. Суммы оказались сопоставимы, что говорит о востребованности платного паркинга по субботам и без отсутствия платы за него.

Неожиданным стало решение отклонить очередную поправку Мугермана и Шамилова о том, чтобы предоставить льготы на платные парковки ветеранам и за полцены пенсионерам Неожиданным стало решение отклонить очередную поправку Мугермана и Шамилова о том, чтобы предоставить льготы на платные парковки ветеранам и за полцены — пенсионерам Фото: gossov.tatarstan.ru

ПАРКИНГ-ЛЬГОТЫ ВЕТЕРАНАМ И ВНЕДРЕНИЕ ПОСТОПЛАТЫ ЗА ПАРКОВКУ?

Неожиданным стало решение отклонить очередную поправку Мугермана и Шамилова о том, чтобы предоставить льготы на платные парковки ветеранам и за полцены — пенсионерам. По словам того же Галеева, невозможно отследить, кто паркуется — ветеран или пенсионер. Знака «Инвалид» на лобовом стекле нет. Да к тому же опять в рамки ФЗ не вписывается.

«Часто ли вы парковались платно?» — полюбопытствовал Мугерман. «Это мы с вами разберем потом», — ответил Галеев. «Просто я хочу понять, знаете ли вы механизм оплаты? — спросил Мугерман, поясняя на пальцах старшему коллеге, как оплачивают парковки. — Зачем мы будем с вами думать за исполнительную власть? Пусть реализовывают! Марат Гадыевич, простите, но я жалею о потерянном времени. Я не слышу аргументации. Такой привкус политбюро появился во рту…»

«Основная цель все-таки не в том, чтобы дать возможность припарковаться, а в том, чтобы не дать возможности припарковаться, — объяснил представитель исполкома Казани. — Если дополнительные льготы дадут, то постоянно места будут заняты». По его словам, примеров достаточно. Сейчас вот стала распространенной практика, когда паркуются под прикрытием инвалидов… Оформляются в реестре, что привозят бабушку в больницу, и под этим предлогом паркуются безнаказанно. Технически сложно отследить, кто там за рулем — инвалид, ветеран или просто пенсионер.

Вот из-за этой технической сложности отклонили еще одну поправку Прокофьева. Он просил предоставить пользователям платных муниципальных парковок возможность не только по предоплате парковаться, но и в течение 24 часов после. То есть ввести возможность постоплаты за пользование паркингом. «Такой порядок в некоторых регионах уже действует, например в Пермском крае. Есть возможность оплатить после пользования парковки», — объяснял коммунист. Несправедливо же штрафовать, когда телефон сломается или паркомат не работает, что не редкость… Дело даже дошло до прямых обвинений мэрии в том, что они никак не борются с теми, кто заклеивает номера. На практике это не совсем так. Как пояснил Хисамутдинов, как раз внесли в Госсовет РТ предложение ввести штрафы за оставление авто без номеров. Полномочий у исполкома штрафовать за заклеенные номера нет, пока нет. А что до постоплаты, то нет у властей технической возможности проверить, сколько точно авто стояло без оплаты на парковке. Водители могут начать мухлевать.

Ответ снова не устроил Прокофьева: «Пермь же сделала! Почему нельзя перенять опыт? У нас передовой IT-город! И не можете это настроить? Учитесь! Поезжайте в Пермь и учитесь там!» Пока обсуждали другие поправки, в том числе Абдуллина, Прокофьев демонстративно покинул зал. Уже после всю боль от прошедшего заседания, где не была услышана и принята ни одна поправка в спорный и скандальный законопроект, он записал на видео и выложил в свой «Инстаграм».