31,9% — У «ТатнефтИ», 23% — У таифА

В первом квартале 2019 года ТАНЕКО начнет-таки выпуск автомобильных бензинов, который уже более года откладывался вновь и вновь, заявил сегодня в ходе общения с журналистами в кабмине РТ глава управления ТЭР Роберт Гилязиев. По его словам, сейчас на предприятии ведутся пуско-наладочные работы по производству компонентов бензинов. При этом ранее сообщалось, что выпуск первых партий бензинов должен был начаться уже в декабре.

«В республике будет производиться достаточное количество бензинов всех марок, чтобы обеспечить потребности республики», — считает Гилязиев. Он привел данные о том, что всего в РТ потребляется 2,5 млн тонн моторного топлива. При этом ДТ хватает с лихвой и даже остается на продажу. При внутреннем потреблении дизельного топлива в 1,1 млн тонн НПЗ республики производят 3,8 млн тонн. А вот бензинов традиционно дефицит: производят 570 тыс. тонн, а еще 580 тыс. тонн завозят из других регионов, таких как Башкортостан, Пермь, Нижний Новгород, Самара. Как ожидается, на ТАНЕКО будут производить 1,1 млн тонн автомобильного бензина в год. Так что с будущего года республика по этому виду топлива станет профицитной.

В то же время Гилязиев обращает внимание на то, что в РТ идет перевод транспорта на компримированный газ — в этом году на дорогах прибавилось 2,6 тыс. таких машин. Так что не исключено, что со временем потребление ДТ и бензина в республике может снизиться, рассуждал спикер.

Расклад на рынке розничной реализации топлива с прошлого года практически не изменился. Из 912 татарстанских АЗС 45,7% принадлежит тем же крупным компаниям: «Татнефть-АЗС Центр» (162 АЗС), ТАИФ-НК АЗС (205 АЗС) и «Лукойл-Уралнефтепродукт» (36 АЗС). По объему реализации вместе они продают 71,4% всего топлива на территории республики. Но лидерство здесь за «Татнефтью» — 31,9%, у ТАИФа — 23%, у «Лукойла» — 16,5%.

По количеству заправок 54,3% (479 АЗС) занимают независимые частные компании — ЗАО, ООО, ИП. Кроме того, работает 30 ведомственных АЗС. На долю всех вышеупомянутых АЗС совокупно приходится реализации 28,6% всего горючего в Татарстане. Из них на долю АЗС, входящих в ассоциацию субъектов нефтепродуктообеспечения РТ Ирека Сулейманова, приходится 13,3% продаваемого бензина.

В первом квартале 2019 года «ТАНЕКО» начнёт-таки выпуск автомобильных бензинов В первом квартале 2019 года ТАНЕКО начнет-таки выпуск автомобильных бензинов Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧЕТЫРЕ нарушения — у ТАИФа

Традиционно в ноябре 2018 года проводился месячник качества. По словам Гилязиева, с 29 октября по 26 ноября на АЗС было отобрано 658 проб топлива, в 28 случаях (4,3%) были обнаружены нарушения. Как правило, они касаются превышения содержания серы. Как и в предыдущие годы, львиная доля всех нарушений приходится на независимые АЗС (23 случая), но этот месячник имеет и свою особенность — сразу три нарушения было обнаружено на заправках ТАИФа, тогда как в предыдущие годы у компании все было идеально.

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», Гилязиев объяснил, что проштрафились бывшие заправки «Татнефтепродукта» во главе с Рустамом Сабировым, который три года назад продал свои АЗС ТАИФу. «Сейчас идет процесс становления, они объединили большое количество автозаправочных станций. Благодаря и нашим подсказкам будут применяться меры по тем заправочным станциям, где пока [есть нарушения]», — считает Гилязиев.

Что ж, в условиях государственного сдерживания розничных цен на топливо у многих АЗС появляется соблазн «поколдовать» с его качеством.

В условиях государственного сдерживания розничных цен на топливо у многих АЗС появляется соблазн «поколдовать» с его качествомФото: ©Евгений Одиноков, РИА «Новости»

До сих пор находятся в Татарстане «товарищи», которые торгуют печным или судовым топливом под видом ДТ. Гилязиев огласил перечень из 11 таких АЗС: три принадлежат ООО «АЗС Магистраль», четыре — ООО «Танкер Трейд» и др. Гилязиев призвал их одуматься и вспомнить, наконец, что избыток серы в топливе не только больно бьет по двигателям авто (приводит к поломкам), но и по экологии (дает вредные выбросы в атмосферу).

В течение года по жалобам автомобилистов управлением ТЭР проверено 586 АЗС и 14 нефтебаз — всего взято 1214 проб, обнаружен 41 случай несоответствия требованиям ГОСТа. И снова — четыре нарушения на заправках ТАИФа. Однако Гилязиев не склонен драматизировать ситуацию. По его словам, сегодня требования к топливу в 100–200 раз строже, чем какие-то 10 лет назад, и ситуация в целом в республике стабильная.

Что касается качества бензина, которое будет выпускаться на ТАНЕКО, у Гилязиева самые радужные ожидания. «Этот завод [ТАНЕКО] будет производить очень качественный бензин, соответствующий требованиям ГОСТа, — заверил Роберт Файзиевич. — Может быть, качество будет даже превосходить эти требования».


«после того, как прошли выборы, ЦЕНЫ СТАЛИ РЕЗКО РАСТИ»

Куда более горячей темой стали цены на топливо. Гилязиев пересказал все вехи бензиновых войн, которые бушевали в этом году на рынке моторного топлива. Он говорит, что не видел подобной картины уже 10 лет. «Так остро вопрос о высоких ценах на розничное топливо, как в этом году, еще не стоял никогда начиная с 2008 года!» — удивляется многоопытный Гилязиев.

Цены росли и в предыдущие годы, но колебались они в основном вслед за инфляцией, а сам рост был более или менее плавным (пять-шесть повышений в течение года). Например, за весь 2017 год розничные цены на бензин на АЗС в РТ выросли на 2–2,5 рубля за литр (рост 6–7%), на дизельное топливо — на 3,4 рубля за литр (рост 9%).

В 2018 году цены то затаивались, то росли дикими скачками, причем без каких-либо видимых экономических причин.

«В этом году в январе, феврале и начале марта биржевые цены почти не менялись, стояли на месте, также не менялись и розничные цены. А после того, как прошли выборы (президента РФ — прим. авт.), в марте – апреле – мае отпускные цены заводов и на бирже стали резко расти», — вспоминал Роберт Файзиевич.

Только в мае 2018 года управлению ТЭР пришлось дважды согласовывать заправщикам повышение розничных цен, такого ранее никогда еще не было. Далее было летнее затишье после снижения акцизов, а потом — новый виток роста в сентябре – октябре.

Сразу 3 нарушения было обнаружено на заправках «ТАИФа», тогда как в предыдущие годы у компании все было идеально  ТАИФ-НК увеличил цену АИ-95 на 6,9 тыс. рублей (15,5%), на АИ-92 — на 5,8 тыс. рублей (13,5%) Фото: «БИЗНЕС Online»

«В январе, согласно протоколу, цены могут быть повышены на 1,7 ПРОЦЕНТА»

К декабрю 2018 года по сравнению с уровнем января оптовая стоимость на разные виды топлива в России выросла на 5–10 тыс. рублей за тонну. Лидером роста оказались НПЗ «Башнефти», повысившие цену на 95-й бензин на 14,5 тыс. за тонну (рост 36,7%). ТАИФ-НК увеличил цену АИ-95 на 6,9 тыс. рублей (15,5%), на АИ-92 — на 5,8 тыс. рублей (13,5%). На 10,9 тыс. рублей (26%) за тонну выросла цена на межсезонное ДТ «Татнефти». На Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже бензин подорожал на 12–15%, зимнее дизтопливо — на 23,4%.

Как известно, правительство РФ вмешалось в ситуацию, результатом чего стало подписанное с главными нефтяниками страны соглашение о неповышении розничных цены на бензин до конца марта 2019 года. Нарушителям «конвенции» пригрозили заградительными пошлинами на экспорт нефтепродуктов.


«Хочу отметить, что татарстанские НПЗ соблюдают установленные протоколом индикативные цели», — спокоен Гилязиев.

В итоге цены на заправках росли не так быстро, как оптовые, ценники переписывали трижды — 20 апреля, 11 мая и 25 мая — и с тех пор практически не менялись. На конечном потребителе в Татарстане бензиновое ралли сказалось следующим образом:  АИ-95 подорожал на 6,9%, АИ-92 — на 8,3%, АИ-80 — на 9,9%, ДТ зимнее — на 6,2%. Стоимость топлива в Татарстане оказалась самой низкой (по некоторым позициям) или одной из самой низких среди регионов ПФО. А вот частные заправщики заговорили о скором конце их бизнеса, так как именно АЗС взяли на себя основную ударную волну бензиновой инфляции.

«Конечно, всех интересует вопрос: а что же будет дальше с ценами? Полагаю, что до конца года в республике изменений не будет — на АЗС вертикально интегрированных компаний, — считает Гилязиев. — В январе, согласно протоколу (подписанному в рамках работы комиссии вице-премьера РФ Дмитрия Козака), цены могут быть повышены на 1,7 процента на все виды жидкого топлива. В феврале и далее они могут повышаться только в пределах прогнозного уровня инфляции», — заявил он.

Мы поинтересовались, возможны ли в России протесты против роста бензиновых цен, как это происходит сейчас во Франции. Гилязиев высказался, что правительство РФ и конкретно вице-премьер Дмитрий Козак сегодня принимают меры, чтобы как раз не допустить такого «безалаберного» роста цен. В беседе с «БИЗНЕС Online» после брифинга Роберт Файзиевич выразил надежду, что после 31 марта 2019 года, когда закончится срок соглашения с нефтяниками, будут найдены те или иные рычаги влияния на заправщиков.