Разработчики «Яндекса» считают голосовой помощник «Алису» самым сильным местом своего первого смартфона, а эксперты «БИЗНЕС Online» опасаются, что электронная девушка выдаст все секреты хозяина при первой возможности Разработчики «Яндекса» считают голосовой помощник «Алису» самым сильным местом своего первого смартфона, а эксперты «БИЗНЕС Online» опасаются, что электронная девушка выдаст все секреты хозяина при первой возможности

«СПАСИБО» ОТ «ЯНДЕКСА» — ВОЗВРАТ 3 тысяч с ПОКУПКИ БОНУСАМИ 

«Приглашаем на презентацию совершенно нового для „Яндекса“ продукта. Приходите, будет интересно», — такие приглашения пресс-служба главного российского поисковика «Яндекс» рассылала несколько дней назад. Встреча была анонсирована в электронном формате в виде черного экрана телефона (видимо, «Яндекс.Телефона») в просторном конференц-зале «Экстрополиса» в Москве. Причем, в отличие от презентаций новинок от Apple, представляющих собой шоу на несколько часов, представление нового «Яндекс.Телефона» продлилось только на 10 минут. Забегая вперед, скажем, что новой информации было немного, учитывая, что новый смартфон был «слит» в сеть еще 2 декабря компанией, которая будет его продавать — «М.Видео». 

Для первого телефона «Яндекс» выбрал символичный слоган — «Телефон со своим Я». «Это первый в мире смартфон, в котором „Алиса“ живет в устройстве, а не в отдельном приложении, — заявил на презентации новинки вице-президент компании по экосистемным продуктам Федор Ежов. — Поэтому в ней доступно намного больше возможностей. „Алиса“ теперь всегда с вами. „Алиса“ вам ответит, даже если телефон просто лежит рядом с вами. Ее можно попросить поставить музыку, завести будильник, вызвать такси, позвонить маме и просто напомнить купить шампанское». Теперь, по его словам, телефон сам подскажет, кто звонит, так как устройство подключено к «Яндекс.Справочник», где есть контакты миллионов организаций по всей России. Что ж, данная функция хороша, но ей могут похвастаться многие современные устройства.

В «Яндексе» горделиво замечают, что у их смартфонна с «ярким классным экраном» объем батарейки — 3050 миллиампер-час. «Ее хватает надолго. Мне лично хватило заряда минимум на полтора дня, при этом я пользуюсь телефоном очень много. Даже если батарейка уйдет в ноль, до 70 процентов ее можно зарядить всего за час», — подчеркнул Ежов. 

Федор Ежов «Это первый в мире смартфон, в котором «Алиса» живет в устройстве, а не в отдельном приложении» Федор Ежов: «Это первый в мире смартфон, в котором «Алиса» живет в устройстве, а не в отдельном приложении»

Пока «Яндекс.Телефон» можно купить только в черном цвете, но, чтобы его «раскрасить», компания предлагает разноцветные силиконовые чехлы на пластиковый корпус. В телефоне установлен процессор Qualcomm Snapdragon 630, который вышел на рынок еще в прошлом году, он не отличается серьезной производительностью, но некоторые «игрушки» потянуть все же сможет. Также у смартфона есть двойная основная камера сзади (16+5 мегапикселей) и «фронталка» на 5 мегапикселей. Кроме того, гаджет будет поддерживать Google Pay, так как в него встроен модуль NFC. На гранях смартфона стандартные три кнопки, 3,5-миллиметровый разъем для наушников и порт USB Type-C. Он поддерживает две СИМ-карты, как вариант: в один из слотов можно вставить microSD и расширить память устройства. 

Если iPhone распознают владельца по FaceID, то у смартфона от российского поисковика популярный у многих производителей сканер отпечатка пальцев, который расположен на задней крышке, как и логотип «Яндекса». Работает телефон на Android 8.1, вот только место «Ассистента Google» заняла более продвинутая «Алиса», что отличает этот смартфон от любого «китайца». 

Покупателей «Яндекс» завлекает полугодовой бесплатной подпиской на «Яндекс.Плюс», а заодно кучей «других плюшек» от других сервисов компании на общую сумму более 3 тыс. рублей. «„Яндекс.Телефон“ — телефон со своим Я», — гордо объявил Ежов, демонстрируя на публику устройство. Многочисленные фотографы кинулись снимать новинку, которая обойдется в 17990 рублей. По словам Ежова, купить смартфон можно уже завтра в магазине и музее «Яндекса», а спустя день, 7 декабря, гаджет появится в салонах «Билайн», магазинах «М.Видео» и «Эльдорадо», а также на онлайн-площадке «Беру» с доставкой по всей России. 

Пока «Яндекс.Телефон» можно купить только в чёрном цвете, но чтобы его «раскрасить», компания предлагает разноцветные силиконовые чехлы на пластиковый корпус Пока «Яндекс.Телефон» можно купить только в черном цвете, но, чтобы его «раскрасить», компания предлагает разноцветные силиконовые чехлы на пластиковый корпус

«АЛИСА», «АЛИСА», «АЛИСА»…

После презентации участники остались на сессию вопросов и ответов с разработчиками. 

Эксперты по гаджетам уже выложили ироничные, а местами и оскорбительные разборы первого «Яндофона». К примеру, при первом же включении смартфон вынужден попросить пользователей зарегистрироваться в Google Play или войти в свой аккаунт. Сервисы от именитого конкурента разработчики «Яндекса» в большом количестве оставили, включая Google Pay, с помощью которого можно оплачивать покупки смартфоном. Ответный сервис «Яндекс.Деньги» —  виртуальная карта, которую можно использовать для платежей, пока не совсем похож на Google Pay. Своей платежной системы «Яндекс» пока не придумал. 

«В чем идея продажи телефонов? Чем он будет лучше тех же самых гугловских Nexus и Pixel?» — спросили из зала. Ежов смело ответил: «Вопрос в том, что́ мы хотим сделать. Наш телефон — это в первую очередь возможность показать всем в России, всем производителям, каким образом может быть сделан продукт, полностью упакованный „Яндексом“, с нашей экосистемой». И уже с меньшей долей уверенности он добавил: «Это хороший телефон… вполне неплохой, я им пользуюсь, мне он очень нравится». 

Презентованный смартфон оснащен более прочным стеклом, которое использует для своих смартфонов компания Samsung, — Gorilla Glass. Ежов отметил, что аппаратная часть телефона была разработана совместно с известной тайваньской компанией, которая занимается разработкой и производством для таких компаний, как Sony, LG, ASUS. 

Эксперты по гаджетам уже выложили ироничные, а местами и оскорбительные разборы первого «яндофона» Эксперты по гаджетам уже выложили ироничные, а местами и оскорбительные разборы первого «Яндофона»

«Алиса» вызывает недоумение и много вопросов. Что делать с тем, что голосовой помощник будет слушать все то, что происходит вокруг, пока сервис не отключишь, последовал новый вопрос. Нет, считает Ежов, голосовой помощник не отпугнет покупателей, поскольку «Алису» всегда можно отключить. Как работает «Алиса»? Специальный USB, который определяет голос и слова, похожие на «Алису». «Как только телефон понимает, что вы к нему обращаетесь, девайс произносит „пи-пик“, появляется заставка „Алисы“, и вы видите, что вы уже в режиме общения с „Алисой“», — говорит Ежов.

На вопрос о том, почему «Яндекс» решил использовать прошлогодний, почти устаревший процессор Qualcomm Snapdragon 630, Ежов ответил просто: выбор обусловлен оптимальностью по соотношению цены, качества и производительности на текущий момент. 

Две основные камеры, казалось бы, сделаны непонятно для чего — там нет режимов переключения, спецэффектов и много чего еще. Но разработчики утверждают, что это не проблема. Они сотворили железо — базу, и программа, которую они используют, подготовлена для того, чтобы со временем улучшать софт и добавлять новые функции. «Мы постоянно будем делать обновления, будут появляться новые функции», — убедил присутствовавший на презентации разработчик компании Тимур


Похоже, что социальный портрет владельца нового телефона «Яндекс» не составил. «Мы не хотим ограничивать нашего покупателя возрастом и полом. Телефон для тех, кто активно пользуется сервисами «Яндекса» или собирается начать ими активно пользоваться», — словно оправдываясь на презентации, заметил Ежов. При этом разработчики не собирают забороть конкурентов низкой ценой. «Здесь есть несколько важных особенностей, которые отличают смартфон от всех остальных в этом сегменте, — это „Алиса“, которая встроена в телефон, которой точно нет ни у кого». „Алиса“, „Алиса“, „Алиса“…» — говорят они.  

Симптоматично прозвучал вопрос, который вызвал больше всего смеха в зале: «Можно ли удалить все сервисы „Яндекса“ из „Яндексофона“?» По умолчанию в устройстве установлено порядка 8 приложений, которые больше всего используются потребителями: «Яндекс.Браузер», «Яндекс.Музыка», «Яндекс.Такси», «Яндекс.Деньги» и другие. И все их можно отключить в настройках телефона.

По умолчанию в устройстве установлено порядка восьми приложений, которые больше всего используются потребителями — «Яндекс.Браузер», «Яндекс.Музыка», «Яндекс.Такси», «Яндекс.Деньги» и другие По умолчанию в устройстве установлено порядка 8 приложений, которые больше всего используются потребителями: «Яндекс.Браузер», «Яндекс.Музыка», «Яндекс.Такси», «Яндекс.Деньги» и другие

КОНКУРЕНТОСПОСОБЕН ЛИ «ЯНДЕКСОФОН»?

Напомним, о том, что «Яндекс» задумался о выпуске еще одной «железки» под своим именем (после «Яндекс.Станции»), пользователи интернета заговорили еще в июле, когда отыскали карточку в едином реестре нотификации о характеристиках (криптографических) средств и товаров, их содержащих. Из записи следовало, что гаджет будет называться «Яндекс.Телефон», а его изготовителем числилась зарегистрированная в Швейцарии компания «АО Яндекс Сервисез АГ». В начале ноября ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин опубликовал в своем «Твиттере» фотографию коробки гаджета, сопроводив ее критическим замечаением: «Вот только цена сильно смущает. Не полетит никак. Впрочем как и „успешная“ колонка». На коробке сказано, что новый смартфон с 8-ядерным процессором оснащен диагональю экрана в 5,65 дюйма с разрешением Full HD+, 4 Гб оперативной и 64 Гб постоянной памяти; сделано в Китае. 


Для кого «Яндекс» сделал смартфон? Данным вопросом задавались до презентации многие эксперты, указывая, что цена выше 10 тыс. рублей погубит проект. «Телефон с устаревшим техническим оснащением», — скептически отзывались техноблогеры. Сам смартфон сегодня может с успехом «потягаться» с китайскими соперниками (собратьями) по техническим характеристикам. Например, c Xiomi Redmi Note 6 Pro, который был выпущен в сентябре этого года с процессором Snapdragon 636, двойной фронтальной камерой в 20 Мп + 2 Мп, большим дисплеем, модной «челочкой» на экране, металлическим корпусом, батареей на 4000 мА-ч и ценой в несколько тысяч дешевле. Или с Honor 8x по схожей с «Яндекс.Телефоном» стоимости, также анонсированным два месяца назад, с похожими характеристиками, но с новой фишкой — сканером лица.

Выдержит ли «Яндекс.Телефон» мощную конкуренцию на рынке — узнаем после старта продаж, но уже сейчас понятно, что смартфон станет новинкой, о которой первое время будут говорить все техноблогеры, пусть они и сосредоточены преимущественно на едкой критике. 

Выдержит ли «Яндекс.Телефон» мощную конкуренцию на рынке — узнаем после старта продаж, но уже сейчас понятно, что смартфон станет новинкой, о которой первое время будут говорить все техноблогеры Выдержит ли «Яндекс.Телефон» мощную конкуренцию на рынке — узнаем после старта продаж, но уже сейчас понятно, что смартфон станет новинкой, о которой первое время будут говорить все техноблогеры

«ЭТО ОГРОМНАЯ ДЫРА В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ»

По просьбе «БИЗНЕС Online», эксперты высказались о минусах и даже нашли редкие плюсы в первом российском смартфоне.

Эльдар Муртазин — ведущий аналитик Mobile Research Group:

— Начнем с того, что перед нами китайский смартфон. Просто с логотипом «Яндекса» на корпусе и, в общем-то, достаточно «сырой». Он должен стоит 12–13 тысяч рублей, это «красная» цена за этот аппарат. Больше он не может стоить по определению. Исходя из этого, перспективы продаж у него, наверное, не очень хорошие. И второй момент. «Яндекс» не понимает розничный рынок вообще. И это непонимание связано даже со сроком запуска этого аппарата. 7 декабря начинаются продажи. Но если посмотрите на предложения «М.Видео», «Эльдорадо», «Билайна», то это скидки, это промо, это подарок «купи телефон, получи беспроводную колонку» и прочее. «Яндекс» ничего из этого не предлагает вообще. И еще один момент связан с тем, что две недели января — это мертвый сезон и ничего не будет происходить. А к середине января этот смартфон уже забудут, по сути. В феврале выходит новое поколение китайских телефонов, которые станут еще лучше, еще дешевле. И к марту «Яндексу» придется снижать цены. Причем это будет происходить обвально. Они купили достаточно много в Китае этих аппаратов и продать они их не смогут. Так что конкуренцию рынку они точно не выдержат.

Сегодня «Яндексу» задавали один и тот же вопрос: в чем уникальность вашего смартфона, что он умеет того, что не умеют другие смартфоны? Единственный ответ, который был: «У нас „Алиса“, она умеет разговаривать с заблокированного экрана. То есть можно сказать: „Привет, „Алиса“...» Но проблема заключается в том, что «Привет, „Алиса“» на сегодняшний день на собственном продукте «Яндекса» работает не очень хорошо. А втрое — это то, что это огромная дыра в системе безопасности. Почему? Если у вас телефон заблокирован, но вы активируете систему «Алиса» и говорите, например, «Покажи мне телефонную книжку» или «Прочитай последнее сообщение», то вы получаете доступ ко всему, что есть в телефоне. И это прямо беда-беда.

Что касается мест продаж. Дело в том, что никто не верит в этот продукт и брать его в больших количествах никто не собирается. Это проба пера. Если по стечению каких-то обстоятельств и звезд это куда-то «полетит», тогда они расширят дистрибуцию. На самом деле это стандартная схема для непродаваемого продукта — положить на полки небольшого числа магазинов. Если розница верит в продукт, они раскатывают на всю сеть и на нем зарабатывают. А здесь исключительно политическое движение. Не более того. Хотя это не наш производитель. А «Яндекс» вообще голландская компания.

Иван Звягин — главный редактор habr.com:

— Надо понимать, что 17 990 — это меньше 300 долларов, а по сегодняшним меркам это не такая уж высокая цена для смартфона. Мне удалось его немножко подержать в руках. Мне понравилось. Я, конечно, не ставил туда сотни приложений, как это обычно бывает, когда вы долго пользуетесь телефоном. Но телефон нормально, быстро работал. Нормальная камера. «Алиса»? Ну прикольно! Когда они ее окончательно «допилят», станет, наверное, еще интересней. То, что она вызывается с любого экрана, это здорово. То, что не надо ничего нажимать, пожалуй, тоже прикольно.

Лично я пользуюсь iPhone, а если бы у меня был Android, то, может быть, подумал и приобрел себе «Яндекс.Телефон». Что касается мест продаж, то, возможно, «Яндекс» ставит на то, что это известные магазины, что там вменяемые консультанты, а в этих местах можно купить вещи не прямо китайские-китайские, а достаточно качественные продукты, в том числе электронику. Думаю, что где-то в этой плоскости лежит решение, чтобы площадки для продаж «Яндекса» были приятными и соответствовали уровню среднего ценового сегмента.

Каких-то своих пользователей он точно получит. Я не думаю, что это будет провальная история, но и не суперуспешная. Это первая модель, которую выпустил «Яндекс». Первый iPhone тоже не был таким суперпопулярным и сильно отличался от того, что появилось позже. Поэтому телефон «Яндекса» сначала купят ребята, которым интересно все новое. Потом на них посмотрят другие и, может быть, ко второй версии, если она будет, соберутся новые покупатели.

Денис Кусков — генеральный директор агентства Telecom Daily:

— Понятно, что «Яндекс» сейчас что только не пытается сделать, чтобы закрепиться на рынке. Но этот телефон по техническим характеристикам ничего особого собой не представляет. Откровенно китайская трубка. Единственное отличие — это «Алиса», которая дает возможность говорить, что это некая российская разработка. При этом к российской разработке модель отношения не имеет по той причине, что в России нет таких технологий, нет массы других комплектующих, из которых можно было бы собирать такой телефон.

Конкуренция на рынке очень большая — Samsung, Huawei. Apple я не беру, поскольку это премиум-сегмент. Возможности этой трубки весьма и весьма ограниченны, за эти деньги можно приобрести другие модели, даже с лучшими характеристиками, и поэтому я не могу сказать, что это что-то такое выдающееся.

Я бы не купил себе такой смартфон. У него определенный сегмент пользователей, которые любят продукцию «Яндекса» и голосовых помощников. Но, чтобы сказать, что «Алиса» круче, чем «Сири», это надо погорячиться. Технические характеристики у него средние. В России по итогам прошлого года было продано 28 миллионов смартфонов, в этом году эта сумма будет более 30 миллионов, а доля смартфонов «Яндекса» будет 0,001 процента. Это аудитория в лучшем случае в несколько тысяч человек в России.

Чтобы попасть на полки к ретейлерам, необходимы договорные отношения. Этот аппарат — не новый iPhone, он никому особо не нужен, поэтому и продается у ограниченного круга ретейлеров.