Небывалый случай: россиянину удалось отсудить у коммунальщиков 720 тыс. рублей, при том, что он 7 лет не платил за жилищно-коммунальные услуги Небывалый случай: россиянину удалось отсудить у коммунальщиков 720 тыс. рублей, при том что он 7 лет не платил за жилищно-коммунальные услуги Фото: ©Валерий Мельников, РИА «Новости»

ИСТЕЦ ИЛИ ОТВЕТЧИК?

Небывалый случай: россиянину удалось отсудить у коммунальщиков 720 тыс. рублей, при том, что он 7 лет не платил за жилищно-коммунальные услуги. Эта громкая и покоряющая нереальностью история разворачивалась в селе Щелкун Свердловской области. Тамошний житель обвинил муниципальное предприятие в некачественном ремонте жилого помещения и ненадлежащем обслуживании дома. Интересно, что истец одновременно был и ответчиком по иску самой управляющей организации — его долг за ЖКУ достиг почти 200 тыс. рублей. Но по решению суда в должниках остались коммунальщики, по вине которых жилое помещение стало, со слов истца, «ледяной пещерой». Тот факт, что селянину удалось победить там, где инерция монополии невероятно сильна, говорит о том, что не все так безнадежно в ЖКХ.

Но, как бы то ни было, задолженность потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства по-прежнему растет и достигла 1,3 трлн рублей. Более 500 млрд из них — задолженность рядовых граждан, и за этот кусок пирога готовы побороться профессиональные взыскатели долга. Помимо законных коллекторов, на рынке существуют и так называемые черные выбиватели задолженности, деятельность которых незаконна.

Пускать ли коллекторов в одну из самых социально-значимых сфер экономической системы — ЖКХ? Не принесут ли они больше вреда, чем пользы? И так ли велик масштаб проблемы, чтобы этот вопрос со всей основательностью вставал на повестке дня? Точек зрения, как водится, три. Сторонники идеи, ее противники, и воздержавшиеся встретились на пресс-конференции в НСН, где представили свои аргументы.

А БЫЛ ЛИ КОЛЛЕКТОР?

Федеральный закон №230-ФЗ «О коллекторской деятельности», вступивший в силу в 2017 году, не распространяется на коммунальное хозяйство, поэтому взыскание этой задолженности происходит с помощью привлечения к услугам сторонних лиц, так называемых псевдоколлекторов. Ссылаясь на противоправные действия этих компаний в отношении граждан-должников, в ассоциации коллекторских агентств НАПКА предложили передать функции по сбору коммунальных долгов профессионалам, то есть членам их собственного СРО. Все компании, входящие в ассоциацию, четко исполняют нормы закона и нормативы саморегулируемой организации, подчеркивают в НАПКА. В случае недобросовестных действий у граждан есть возможность пожаловаться на нерадивое агентство в отраслевое объединение.

Как отметил член совета НАПКА, руководитель комитета по агентскому бизнесу Виктор Семендуев, закон о коллекторах показал свою эффективность, в том числе в сфере осуществляемого надзора в лице федеральной службы судебных приставов (ФССП). «По нормам этого закона любой долг, который образовался перед банком или микрокредитной организацией, может взыскивать только коллекторское агентство, входящее в реестр ФССП», — напомнил он, отметив, что вместе с тем долги ЖКХ может отрабатывать любая левая организация.

«Мы обратились к компаниям в сфере ЖКХ с инициативой, чтобы они работали по задолженности с профессиональными компаниями, у которых есть соответствующая лицензия», — пояснил Семендуев. Свой интерес к данному вопросу коллекторы объясняют прежде всего заботой о собственной репутации. «Плохие» выбивальщики долга, оказавшиеся на рынке ЖКХ, наносят существенный урон имиджу профессионалов, и поэтому в ассоциации хотят, чтобы в сегменте правили не бандиты, а настоящие коллекторы. Еще одна задача — возвращение денег в российскую экономику, добавил на всякий случай представитель НАПКА. К началу следующего года в ассоциации планируют представить общественности разработанные стандарты коллекторской деятельности в сфере ЖКХ, в том числе включающие и принципы оценки качества работы взыскателей долга. Пожелания и предложения со стороны общественников будут приниматься и учитываться, пообещали коллекторы.

Коллекторы намерены прийти в сферу ЖКХ — соответствующие предложения направлены заинтересованным организациям Коллекторы намерены прийти в сферу ЖКХ — соответствующие предложения направлены заинтересованным организациям Фото: Петр Ковалев/ТАСС

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Семендуев отметил, что разрабатываемые НАПКА стандарты будут все же отличаться от правил взыскания задолженности в банковском секторе: «Они будут отличаться, в частности, в области идентификации должника. В банке все просто: кто взял, тот и должен. В квартире же могут проживать несколько человек, и эти моменты необходимо учесть стандартами и правильно прописать».

Представитель НАПКА нарисовал собравшимся алгоритм действий идеального коллектора. Сначала должнику направляется письмо, и только затем возможны телефонные переговоры, ограниченные одним звонком в день и двумя — в неделю. «Коллектор может только позвонить, при этом все разговоры записываются», — подчеркнул Семендуев. Если человек не согласен с долгом и подтверждает его отсутствие, мы передаем данные управляющей компании, рассказал он. В случае если гражданин просто не хочет погашать свой долг потому, что «вы все мерзавцы», мы предупреждаем о возможности судебной процедуры, отметил эксперт. По его словам, даже если долг не погашен, ничего «такого космически страшного» в отношении неплательщика со стороны коллектора не происходит. А если есть повод для недовольства, Семендуев рекомендует направлять запрос через сайт НАПКА. Правда, помочь смогут только при условии, если речь идет об агентстве, имеющем отношение к ассоциации. А если это бандит? «Мы сейчас с органами прорабатываем методики, как быть в таком случае», — отметил он.

«…КАК ЛЮДИ ВТОРОГО СОРТА»

Финансовый омбудсмен Павел Медведев призвал обратить внимание на то, «кто и как в реальности собирает долги МФО и банков под флагом коллекторов». Обращения подвергшихся такому давлению граждан в полицию ни к чему не приводят — там даже «не встают со стула». Ситуация такова, что «закредитованные граждане воспринимаются как люди второго сорта». Пока не решится эта проблема, «открывать новый фронт ни в коем случае нельзя», констатировал омбудсмен.

Первый заместитель председателя комиссии по развитию инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты РФ, председатель исполнительного комитета российского союза налогоплательщиков (РСН) Артем Кирьянов указал и на другую проблему: «В условиях тотальной финансовой безграмотности люди продолжают брать деньги в любых доступных местах». Кроме того, следует отличать закредитованных граждан от должников в сфере ЖКХ. Статистика оплаты рынка ЖКУ свидетельствует, что всего 4–6% всех неплательщиков за «коммуналку» составляют физические лица. Кто эти граждане? «Некоторые платят нерегулярно — переводят деньги раз в три месяца, — пояснил он. — Тем не менее эти лица все равно попадают в категорию должников на момент снятия данных». Есть и такие, кто считает оплату коммунальных услуг занятием, унижающим их достоинство, — у них сумма долга может приближаться к стоимости квартиры. 

Несмотря на ограниченный масштаб проблемы, разработка регламента и стандарта для коллекторов, по оценке представителя Общественной палаты, — обоснованный шаг. «Так или иначе, коллекторы придут на рынок ЖКХ, — уверен он. — В настоящий момент существует формат прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, без участия управляющих компаний. Соответственно, эти организации в какой-то момент в рамках оптимизации своих балансов данную ситуацию будут использовать. Крупные игроки будут настроены не только на создание своих расчетных центров, но и на привлечение крупных коллекторских агентств, по крайней мере, к информационной деятельности». Кроме того, коллекторы могут оказаться полезными и самим должникам, считает Кирьянов. Например, оказать помощь в получении субсидии или реструктуризации задолженности. Что касается, коммунального долга юридических лиц, в частности министерств и ведомств, то здесь коллекторам делать нечего. «Долги по ЖКУ, относящиеся к министерствам, органам исполнительной власти различного уровня, должны расшиваться без привлечения коллекторов», — убежден председатель исполнительного комитета РСН.

А вообще, по мнению Кирьянова, необходимо сосредоточиться и на бизнес-процессах взаимодействия продавца и потребителя: ведь расшивка долгов по ЖКУ — задача, в том числе, и поставщиков этих услуг: «Сегодня мы не видим от основных игроков рынка — ресурсоснабжающих организаций — существенных усилий по облегчению жизни плательщиков за оказанные услуги».