«Пока все еще на формировании рабочей группы. На наш взгляд, надо бы уже этот этап пройти, уже нужно обсуждать содержание этой концепции», — пожурил минпросвещения РФ за неспешность на сегодняшней пресс-конференции в Москве депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов. Он рассказал «БИЗНЕС Online», как можно уже сейчас расширить изучение родных языков до пяти часов в неделю и когда все-таки будет сформирован фонд поддержки их развития.
Ильдар Гильмутдинов: «В ряде европейских стран знание языка, где ты работаешь и живешь, при поступлении в госучреждения включены в квалификационные требования»
«НАДО ДАТЬ ПРАВО В ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ВЫБИРАТЬ ГОСЯЗЫКИ»
Министерство просвещения РФ рекомендовало регионам изучать государственные языки в рамках вариативной части образовательных программ. Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» заявил председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. «Минпросвещения рекомендовало регионам изучать государственные языки в вариативной части. Я лично с этим не согласен!» — решительно объявил он. По мнению депутата, было бы целесообразно разрешить выбирать госязыки в рамках тех трех часов, которые сейчас в некоторых образовательных программах отводятся на изучение родных языков. «Ряд родителей, учащихся просят, чтобы они могли, например, изучать госязык в рамках этих трех часов», — отметил Гильмутдинов. Пока же, по его словам, минпросвещения даже не обозначило суть предметной области «государственный язык» и чем она должна отличаться от родного языка, например, по методике, объему изучения, содержанию. «Это надо сделать. Сегодня минпросвещения по поручению занимаются обновлением и формированием стандартов по родным и государственным языкам. Они должны учесть эту особенность, в том числе дать возможность родителям и ученикам в обязательной части программы в рамках этих часов выбирать в том числе предмет „государственный язык“», — уверен он.
Напомним, как писал «БИЗНЕС Online», во время парламентских слушаний в Госдуме замминистра просвещения Татьяна Синюгина заявляла, что ее ведомство работает над концепцией по родным языкам, которая должна быть готова не позднее 1 января 2019 года, но и то это будет лишь вариант для дальнейшего обсуждения, на базе которого потом должны появиться и ФГОС. Впрочем, уже после мероприятия в беседе с нашим изданием Синюгина отметила, что пока в минпросвещения нет понимания, что делать с госязыками, разрабатывать ли для них отдельную концепцию или ставить знак равенства с родными языками. «Государственных и родных или только родных языков. Мы понимаем, что вопрос шире, но нам бы не хотелось превратить концепцию только в юридический документ, [хотим], чтобы там было и содержание. Поэтому будем советоваться, как сделать правильно», — сказала замминистра.
Пока же ни одной концепции (ни по родным, ни по государственным языкам) министерство еще не разработало. «Мы обратили внимание минпросвещения на необходимость скорейшего принятия концепции изучения родных языков. Пока все еще на формировании рабочей группы. На наш взгляд, надо бы уже этот этап пройти, уже нужно обсуждать содержание этой концепции», — недоволен Гильмутдинов.
Он подчеркнул, что сейчас в регионах столкнулись со сложностями при выборе в рамках предмета «родной язык». «Многие родители не хотят и русский язык выбирать. Говорят, что им не нужен такой язык, погруженный в грамматику. Это касается смешанных семей. В Татарстане родители говорят: „Коль мой ребенок тут живет, дайте мне в статусе государственного языка“», — объяснил депутат.
Отдельно он заметил, что, в принципе, уже сейчас госязыки можно изучать в вариативной части, как, собственно, и родные языки. В этом случае это уже будут не те три часа из обязательной учебной программы, но и четыре, и пять. Но опять же, если такое решение примут в самих образовательных организациях.
«В Татарстане родители говорят: «Коль мой ребенок тут живет, дайте мне в статусе государственного языка»
«СЛЫШИМ, ЧТО РОДИТЕЛИ И ДЕТИ НЕ ХОТЯТ ИЗУЧАТЬ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Гильмутдинов настаивает, что регионы и сами не должны забывать о создании мотивации для изучения родных языков. «Слышим, что родители и дети не хотят изучать свой родной язык. Каждый субъект должен проанализировать, в чем причины: в методиках, педагогах, в отсутствии пособий, мотивационных элементов», — посоветовал он. Гильмутдинов особо подчеркнул, что его комитет над такими предложениями тоже работает. «Это и дополнительные баллы при поступлении в вузы. Звучала на парламентских слушаниях очень интересная тема, что должны быть квалификационные требования для госслужащих, в том числе знание одного из языков. В ряде европейских стран это используется, когда знание языка, где ты работаешь и живешь, при поступлении в госучреждения включены в квалификационные требования», — заметил он.
Отдельно в этой связи депутат заострил внимание на дошкольных учреждениях. «У нас даже нет воспитателей для двуязычной среды. Все там закладывается. Мы там что-то делаем? Есть программы и методики? А все эти рассуждения и споры пора уже отложить и начать конструктивно работать», — уверен он.
«Многие родители говорят, что им не нужен язык, погруженный в грамматику»
«ВСЕ ПРОБЛЕМЫ ОТТОГО, ЧТО СПЕЦИАЛИСТЫ ПРОСТО БЕЗГРАМОТНЫ»
Также Гильмутдинов затронул вопрос создания фонда сохранения и развития родных языков народов России, указ об учреждении которого в конце октября подписал президент РФ Владимир Путин. Депутат напомнил, что теперь у минпросвещения и федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) есть три месяца, чтобы этот фонд сформировать. «В ближайшее время фонд будет сформирован. Дано поручение — предусмотреть в бюджете соответствующие средства для работы данного фонда. Как только он будет организован, будут определены приоритеты», — заявил Гильмутдинов. Однако ни суммы финансирования, ни кандидатов на пост руководителя фонда депутат так и не уточнил. «Я честно признаюсь: кто возглавит, я не знаю. Учредители определят это — минпросвещения и ФАДН. Они готовят устав, наполняют содержанием фонд», — заявил он корреспонденту «БИЗНЕС Online», обещая, что сам обязательно войдет в попечительский совет новой структуры.
Подводя итоги заседания совета по межнациональным отношениям с участием Путина, Гильмутдинов прокомментировал предстоящее принятие новой стратегии государственной национальной политики, которая не обновлялась с 2012 года, а теперь должна быть приведена в соответствие с концепциями миграционной политики и пространственного развития страны. Однако, как утверждал депутат, «глобальных изменений» в документе все же не будет. «Мы говорили, что надо скорректировать госпрограмму по нацполитике. Ее дальше надо наполнять. Приоритеты, цели, индикаторы эффективности должны быть предусмотрены», — отметил он. По его словам, одно из пожеланий — то, чтобы те субсидии, которые выделяются регионам по этому направлению, более эффективно расходовались. «А не только на культурно-фестивальные мероприятия, — добавил он. — Мы в критерии заложим наличие в каждом субъекте региональной программы по сохранению языков».
Кроме того, по итогам заседания вот-вот выйдут поручения президента, в которых в том числе пропишут отдельно вопрос по подготовке специалистов по межнациональным и межрелигиозным отношениям. «Все проблемы по нашей теме возникают оттого, что специалисты просто безграмотны», — считает Гильмутдинов.
И, наконец, ежегодно будет готовиться доклад для президента по нацполитике, чтобы Путин «получал реальную объективную информацию».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 668
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.