Авторынок РФ по итогам года готов вырасти на 13%, но в Татарстане его температура может упасть ниже ноля Татарстанский авторынок охлаждается стремительными темпами, и если они сохранятся, то к Новому году температура может упасть до нуля, а то и ниже Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАТАРСТАНСКИМ ДИЛЕРАМ ПОРА ГОТОВИТЬСЯ К «ХОЛОДАМ»?

Татарстанский авторынок охлаждается стремительными темпами, и если они сохранятся, то к Новому году температура может упасть до нуля, а то и ниже. По итогам трех кварталов количество регистраций новых легковых автомобилей в РТ увеличилось лишь на 1,5% до 50 880 единиц, следует из отчета аналитического агентства «Автостат». А ведь еще по итогам полугодия прирост составлял 5,9% — почти вчетверо больше. По сравнению же с первым кварталом (9%) темп роста рынка замедлился в 6 раз. Если взять один только третий квартал, картина удручает: в июле – сентябре количество регистраций вообще сократилось на 6%, или на 1120 единиц, до 17 433 авто.

Не в пользу местных дилеров и сравнение их показателей с федеральной статистикой: результаты в Татарстане оказались слабее практически на порядок. По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих авто в январе – сентябре выросли на 14,9% почти до 1,3 млн машин, хотя и здесь мы видим торможение, пусть и не столь резкое: на 3,3 п. п. — относительно полугодия, на 6,8 п. п. — относительно первого квартала. То есть существенное замедление динамики — общефедеральный тренд. «В сентябре рынок продолжил демонстрировать положительную динамику, несмотря на высокую базу прошлого года. В свете текущего состояния рынка и ожидаемого увеличения НДС с января будущего года АЕБ обновил прогноз на год следующим образом: ожидается, что в 2018-м продажи легковых и легких коммерческих автомобилей превысят 1,8 миллиона единиц, что означает 13-процентный рост по сравнению с прошлым годом», — прогнозирует дальнейшее замедление рынка председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Главная причина происходящего очевидна. Реальные располагаемые доходы россиян только за 9 месяцев 2018 года сократились на 1,7%, и это только по официальным данным, а опросы населения говорят, что оно оценивает свои потери гораздо выше. На низкую активность граждан, не испытывающих нужду в дензнаках, мог повлиять валютный фактор. Ни одна из моделей авто, которые мы отслеживаем, не дорожала так, как доллар. Проще говоря, выгоднее было пересидеть в валюте, затем, если уж есть нужда, продать ее и купить себе новую машину. Другие потребители, сидящие в национальной валюте, предпочли не дожидаться возможного обвала рубля и при первых признаках валютного шторма, появившихся этой весной, купили себе «железного коня» по карману. От этого более выигрышно стала смотреться статистика второго квартала, но и только.

И все увещевания дилеров, мол, дальше будет только дороже, а новогодних скидок не будет, пока не смогли подстегнуть спрос.

Если по итогам полугодия детище «Автоваза» демонстрировало рост на 8,6% — лучше рынка, то теперь уже проигрывает среднему «по больнице» Если по итогам полугодия детище «АвтоВАЗа» демонстрировало рост на 8,6% — лучше рынка, то теперь уже проигрывает среднему «по больнице» Фото: «БИЗНЕС Online»

LADA: КОНЕЦ РАЛЛИ?

Похоже, выдохлось и «ралли» спроса на продукцию LADA, за которую мы патриотично радовались последние кварталы: в январе – сентябре число регистраций тольяттинских легковушек увеличилось на 0,1%, или 21 (!) единицу, до 14 074 авто. И если по итогам полугодия детище «АвтоВАЗа» демонстрировало рост на 8,6% — лучше рынка, то теперь уже проигрывает среднему «по больнице». Впрочем, в Казани LADA по-прежнему держится лучше рынка (плюс 5,1% до 3 255 авто), но, похоже, эта стабильность обеспечена убылью спроса у ближайших конкурентов из Кореи, о которых мы еще поговорим. В целом по России продажи вазовских авто увеличились на 17% до 259 тыс. машин: это на 4 п. п. слабее результатов полугодия, но опять же на порядок лучше, чем в РТ.

Рокировка года: спрос на Vesta Sedan (в октябре она стоила от 595 тыс. рублей — на 10 тыс. дороже, чем в августе) просел на 841 единицу до 2 152 авто. В то же время регистрации модели Vesta SW в кузове универсал, которых годом ранее просто не было, взлетели до 1 377 единиц — то есть в целом Vesta остались в плюсе. Что ж, в универсале и места больше, и довольно удачный стремительный экстерьер с модными элементами — той же парящей крышей, но и стоимость тут повыше: октябрьский ценник от 680 тыс. рублей на 10 тыс. превышает августовский. Уточним, что в общий зачет Vesta SW также идет модель с приставкой Cross, за которую попросят уже от 806 тыс. — на 126 тыс. целковых дороже обычного универсала. Стоят ли того заявленные 203 мм дорожного просвета против 178 мм у стандартной SW — решайте сами.

На этом рокировки тольяттинцев не заканчиваются. Напомним, что в середине августа «АвтоВАЗ» приступил к производству нового поколения модели Granta, которую официально представили на суд общества под занавес лета — накануне московского международного автосалона и следом за этим на самом ММАС. И уже по итогам трех кварталов наметился спад спроса на Granta первого поколения: бестселлер всей вазовской линейки — Granta Sedan (от 410 тыс. — без изменений к августу, далее в случае отсутствия динамики цен будет указываться одно значение) — отминусовал 316 голосов до 2 993 авто. Потери варианта в кузове Liftback (от 435 тыс.) — 396 регистраций до 1 385 авто. В итоге спрос на сладкую парочку упал на 712 единиц.

Тем временем в игру вступили Granta второго поколения. Вариант в кузове седан (от 420 тыс.) набрал 220 голосов, лифтбэк (от 437 тыс.) — 111, универсал — 21, хетчбэк — 6. Суммарно новая генерация собрала 358 баллов, сумев компенсировать лишь половину потерь своих предшественниц. Может, это сугубо технический лаг переходного периода, но не исключено, что спрос на самые доступные модели российского рынка все же пошел вниз, сигнализируя о начале нового витка кризиса среди относительно малообеспеченных слоев населения.

Кроссовер ХRay (от 630 тыс., с учетом скидок от 580 тыс.) укрепил занятые позиции на 27 пунктов до 1867 регистраций Кроссовер ХRAY (от 630 тыс., с учетом скидок от 580 тыс.) укрепил занятые позиции на 27 пунктов до 1 867 регистраций Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроссовер ХRAY (от 630 тыс., с учетом скидок от 580 тыс.) при этом укрепил занятые позиции позиции на 27 пунктов до 1 867 регистраций.

С хорошим приростом, на 427 единиц до 1553 авто, завершила три квартала рабочая лошадка Largus VP (от 565 тыс., с учетом скидок от 525 тыс. — на 10 тыс. дороже, чем в августе). Одна из сохраняющихся интриг: смогут ли универсалы Largus VP и Vesta SW и по итогам года удержать LADA от провала в минус.

==table2139==

Чтобы два раза не вставать, тут же отметим локальные успехи марки Datsun, фактически перелицованных Kalina. Спрос на них в Татарстане в общей сложности вырос на 126 единиц, или 18%, до 829 авто, в то время как по России зафиксировано снижение на 22% до 13,7 тыс. авто. Наиболее популярен в республике вместительный седан on-DO (от 451 тыс.), собравший под своими знаменами 703 неофита — на 120 больше, чем годом ранее. Поводом для такой покупки могла быть как смена поколений Granta, так и желание ездить не на машине с шильдиком LADA, а все-таки на «японце».

Иностранец № 1, KIA, в потерял 82 единицы или 1,1%, ограничившись 7310 регистрациями по итогам января-сентября Иностранец №1, KIA, потерял 82 единицы, или 1,1%, ограничившись 7 310 регистрациями по итогам января – сентября Фото: «БИЗНЕС Online»

KIA: УСПЕХИ OPTIMA И SPORTAGE НЕ ПЕРЕВЕСИЛИ МЕГАПРОВАЛА RIO

Три самых популярных зарубежных бренда — корейские братья по концерну KIA и Hyundai, а также партнер группы АвтоВАЗ по альянсу, Renault, — оказались в минусе.

Иностранец №1, KIA, потерял 82 единицы, или 1,1%, ограничившись 7 310 регистрациями по итогам января – сентября. В Казани самый популярный «кореец», как и LADA, пока еще в плюсе на 2,3%. Однако это не идет ни в какое сравнение с общероссийской динамикой продаж KIA. За три квартала они выросли на 24% (!) до 167,5 тыс. авто — гораздо сильнее рынка, в то время как в РТ оказались хуже среднего, хотя и по РФ наблюдается замедление на 7 п. п. относительно первого полугодия.

Главный приз в номинации «Разочарование года – 2018», пожалуй, уже можно присудить бестселлеру марки Rio, который недосчитался 1 207 (!), или четверти всех покупок (самое большое абсолютное снижение среди всех моделей!), ограничившись 3 587 авто. В октябре за пока еще самую популярную модель просили от 725 тыс. рублей (с учетом всех скидок от 668 тыс.) — на 15 тыс. дороже, чем в августе. То есть спрос проваливается, а ценник ползет вверх. Похоже, что 725 тыс. «в базе», 825 тыс. за самый доступный «автомат» и 1,03 млн (не удивляйтесь, Rio уже дороже миллиона) «в топе» — не то, что готовы принять покупатели в качестве «народного автомобиля», по крайней мере, не те деньги, что они готовы отдать за седан.

Однако дела у других корейских моделей идут в гору. Самая большая прибавка, плюс 414 до 1220 авто, у среднеразмерного кроссовера Sportage 4 стоимостью от 1,305 млн (с учетом скидок от 1,125 млн) — на 15 тыс. дороже, чем в августе. После обновления модель стала выглядеть дороже, особенно в анфас, который отсылает к мотивам Subaru Tribeca и Porsche Cayenne, и динамика спроса только усиливается: с 40% в первом полугодии до 51% по итогам 9 месяцев.

==table2140==

Авангардный дизайн KIA Soul (от 932 тыс.) пришелся по душе многим татарстанцам. Его необычные кубические формы заинтересовали 557 автолюбителей — на 213 человек больше, чем за три квартала 2017-го. 

Не остались обойденными вниманием и полноразмерные кроссоверы Sorento: плюс 135 до 372 авто. Уточним, что в наш зачет идут как обычные Sorento (от 1,725 млн — на 80 тыс. дороже, чем в августе), так и с приставкой Prime (от 1,88 млн — на 30 тыс. дороже, чем в августе).

Что ж, мы ранее неоднократно отмечали в своих обзорах, что все большей популярностью среди россиян пользуются кроссоверы всех мастей: от самых компактных городских проныр с исключительно передним приводом до полноразмерных внедорожников. Однако далеко не всем представителям сегмента удалось заручиться поддержкой татарстанских покупателей, о чем мы поговорим далее.

Зато явно нашел свою публику обновленный бизнес-седан KIA Optima (от 1,239 млн — на 19 тыс. дороже, чем в августе). Похоже, дизайнеры KIA научились делать авто, которые выглядят однозначно дороже своих ценников. И пока Optima — единственный серьезный конкурент Toyota Camry в борьбе за доминирование в сегменте бизнес-седанов стоимостью в средней комплектации до 1,6 млн рублей. Собственно, впервые в истории наших наблюдений кто-то смог отобрать у Camry этот чемпионский пояс — сделала это Optima, спрос на которую взлетел более чем наполовину, точнее, на 193 регистрации до 546 авто.

Подытожим: если отбросить слив позиций Rio и штучные потери Quoris, спрос на автомобили KIA в Татарстане рос двузначными темпами, участвовали в этом марш-броске все: от малыша Picanto (570 тыс.) до стремительного и дерзкого Stinger (от 1,96 млн — на 30 тыс. дороже, чем в августе). Это также может свидетельствовать о том, что сравнительно доступный KIA в сегменте 1–2 млн рублей перетягивает одеяло на себя с конкурентов, которые не могут похвалиться более-менее демократичными ценами. Похожая миграция сегодня наблюдается во многих потребительских сегментах — еде, одежде, персональной электронике, что вынуждает бизнес ориентироваться или на масс-маркет, или на премиальный сегмент. А вот то, что было востребовано в и без того узкой прослойке среднего класса, вместе с ним постепенно исчезает с рынка или существенно ограничивается в ассортименте. При этом сегмент самых доступных новых автомобилей также чувствует себя не лучшим образом

Картина в конюшне Hyundai очень похожа на ту, что мы наблюдаем у KIA: «народный автомобиль» теряет позиции, спрос на остальные модели пока растет Картина в конюшне Hyundai очень похожа на ту, что мы наблюдаем у KIA: «народный автомобиль» теряет позиции, спрос на остальные модели пока растет Фото: «БИЗНЕС Online»

HYUNDAI: ЖЕСТКАЯ ПОСАДКА SOLARIS, CRETA И TUCSON ПРОДОЛЖАЮТ ВОСХОЖДЕНИЕ

Эту версию подтверждают более выраженные потери напарника KIA по концерну, Hyundai — минус 246 единиц, или 4%, до 5 934 авто. Оправданием для более дорогого «корейца» может служить лишь то, что в прошлом году он установил абсолютный рекорд продаж и теперь вынужден отталкиваться от этой вершины. Причем в Казани Hyundai провалился на 9% до 2 174 регистраций. По России в целом динамика была противоположной: продажи в январе – сентябре выросли на 18% до 131,5 тыс. авто. Как и большинству брендов, третий квартал принес производителю из Страны утренней свежести замедление на 5 п. п. относительно первого  полугодия.

Картина в конюшне Hyundai очень похожа на ту, что мы наблюдаем у KIA: «народный автомобиль» теряет позиции, спрос на остальные модели пока растет.

Итак, «потеряшка» года №2 — Solaris: минус 995 до 2 492 регистраций модели. Машина в октябре предлагалась в базе от 695 тыс. — на 15 тыс. дороже, чем в августе, на 40 тыс. дороже мая. Самый доступный вариант с автоматической коробкой передач стоил от 810 тыс. — на 17 тыс. рублей дороже августовского предложения.

Тем временем не перестает удивлять своим энтузиазмом самый доступный кроссовер бренда. Спрос на Creta (от 905 тыс. — на 25 тыс. дороже августа и на 85 тыс. дороже мая) увеличился на 326 единиц до 2210 авто. Такими темпами недалеко и до позиции лидера в модельном ряду Hyundai.

==table2141==

Еще бóльшей абсолютной прибавкой, плюс 326 до 617 регистраций, может похвастаться обновленный кроссовер Tucson (от 1,414 млн — на 44 тыс. дороже, чем в августе).

На смену бизнес-седану i40 подоспело новое поколение Sonata (от 1,3 млн). Ее стартовые 168 единиц — весьма неплохой результат, хотя на фоне успеха сестры по концерну, KIA Optima, уже не так впечатляют.

Третий кит масс-маркета иномарок, Renault, недосчитался 361 поклонника или 6%, сумев завербовать в республике 5705 неофитов Третий кит масс-маркета иномарок, Renault, недосчитался 361 поклонника, или 6%, сумев завербовать в республике 5 705 неофитов Фото: «БИЗНЕС Online»

RENAULT ПОТЕРЯЛ БОЛЬШЕ ВСЕХ

Третий кит масс-маркета иномарок, Renault, недосчитался 361 поклонника, или 6%, сумев завербовать в республике 5 705 неофитов. И это самая большая абсолютная потеря среди всех брендов. В Казани продажи демократичного «француза» упали куда меньше, минус 2,2% до 2 227 авто, а в федеральном масштабе они, продолжая общую тенденцию, выросли на 8% до 103,3 тыс. авто.

Еще один претендент на титул «народного автомобиля», бестселлер марки Sandero (от 554 тыс. — на 10 тыс. дороже, чем в августе), лишился только одного покупателя — за модель проголосовали кошельком 1935 татарстанцев. Однако, в отличие от других «потеряшек», по итогам полугодия Sandero теряла 38 регистраций, по итогам трех кварталов этот провал не вырос, а сгладился.

==table2142==

С бюджетным седаном ситуация чуть хуже: Logan (от 534 тыс., с «автоматом» — от 688 тыс.) просел на 34 пункта до 1062 авто. Но это больше похоже на стагнацию спроса, а не провал, как у корейских коллег.

Разочарованием для французов стали результаты в кроссоверном сегменте. Добрый знакомец россиян, «4×4 для всех» Duster, отминусовал 162 регистрации до 1 446 авто. В октябре цена модели стартовала от 699 тыс., а варианта «4×4» от 820 тыс. — обе на 10 тыс. дороже, чем в августе. Спрос на более компактный городской кроссовер Kaptur (от 944 тыс., с вариатором от 995 тыс. — на 10 тыс. дороже, чем в августе) упал на 222 до 1187 авто.

За девять месяцев в Татарстане было зарегистрировано 273 автомобиля Ravon (бывший Daewoo) За 9 месяцев в Татарстане было зарегистрировано 273 автомобиля Ravon (бывший Daewoo) Фото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

RAVON: СЛИШКОМ ДОРОГОЙ ДЛЯ БЮДЖЕТНОГО

Разовьем тему самых бюджетных марок. Один из таких брендов вошел в группу лидеров по абсолютным потерям, оказавшись на второй позиции следом за Renault. За 9 месяцев в Татарстане было зарегистрировано 273 автомобиля Ravon (бывший Daewoo) родом из Узбекистана — на 330 единиц меньше, чем годом ранее. В относительном выражении потери составили 55%, и это тот редкий случай, когда динамика федеральных продаж — минус 45% до 5,2 тыс. — почти совпала с республиканской.

Если француз проваливает битву самых популярных кроссоверов, то узбекская мануфактура проигрывает бои бюджетных седанов и хетчбэков. Лидер модельной линейки бренда, Nexia (ранее Chevrolet Aveo — напомним, что линейка Daewoo представлена реинкарнированными моделями Chevrolet, c небольшими отличиями по кузову, клиренсу и т. п.), стал и самым слабым его звеном: минус 155 до 129 регистраций. Автолюбители явно не в восторге от идеи выложить за подобную машину 500 тыс. рублей в «базе». И, как мы уже говорили, самые дешевые автомобили сегодня теряют свою клиентуру.

==table2143==

Напомним, что взрывной успех марки в 2016 году был во многом обеспечен весьма интересным ценовым предложением. К примеру, малыш R2 (Chevrolet Spark) в феврале 2016-го предлагался по цене от 369 тыс. рублей. Правда, уже к ноябрю маркетологи Ravon подняли минимальную стоимость самой доступной модели уже до 469 тысяч (в октябре текущего года — от 489 тыс.). Тем не менее за три квартала 2017 года бренду удалось раскрутить обороты в 3,6 раза до 603 единиц и занять 13-е место по востребованности в РТ.

Четвертое место по абсолютным потерям — минус 107 единиц или 10% до исторического антирекорда в 927 авто —  у Chevrolet, который еще недавно, в 2011–2012 годах, был самым популярным зарубежным брендом Четвертое место по абсолютным потерям — минус 107 единиц, или 10%, до исторического антирекорда в 927 авто — у Chevrolet, который еще недавно, в 2011–2012 годах, был самым популярным зарубежным брендом Фото: «БИЗНЕС Online»

CHEVROLET И LIFAN ПРОВАЛИЛИСЬ ДО АНТИРЕКОРДОВ

Четвертое место по абсолютным потерям — минус 107 единиц, или 10%, до исторического антирекорда в 927 авто — у Chevrolet, который еще недавно, в 2011–2012 годах, был самым популярным зарубежным брендом. Но после официального ухода бренда из России спрос поддерживается практически в одиночку внедорожником Niva (от 608 тыс.). Разбирая полеты «корейцев», мы отметили, что лидируют сегодня более комфортабельные кроссоверы, ориентированные на езду по сравнительно хорошим дорогам. Похоже, сейчас не время «вездехода», у которого даже в топ-варианте за 754 тыс. рублей не предусмотрена автоматическая коробка передач.

Пятерку антилидеров по убыли «в штуках» замыкает китайский Lifan — минус 102 единицы до минимальных за все время наших наблюдений 190 авто. Отличие от Chevrolet в том, что здесь мы видим нечто подобное тенденции 2015–2017 годов, когда начался исход китайских брендов с рынка РФ после сложностей с локализацией и отсутствия соответствующих преференций. Уточним, что лидером продаж у этого «китайца» осталась модель X50 (от 660 тыс.), потерявшая две трети своих прошлогодних достижений: 81 голос до 47 поклонников. Судя по всему, компактный кроссовер проиграл вазовскому XRAY.

При этом другой бренд из Поднебесной, Zotye, относится к производителям, которые не дали рынку провалиться. Конечно, не он стал первой скрипкой в этом оркестре, но на фоне «китайского исхода» компания нашла в себе силы грести против течения — плюс 158 до 244 регистраций, или рост в 2,8 раза. Что ж, в этом и заключается условность «китайского исхода» с рынка РФ: пока одни производители из КНР его покидают, места проигравших тут же занимают их соотечественники, такая ротация может длиться бесконечно. Причем в случае с Zotye статистика совпала с федеральной: в целом по стране его продажи выросли в 2,9 раза до 2,05 тыс. авто. Однако это достижение не выглядят как устойчивый тренд: достаточно сказать, что весь татарстанский спрос обеспечен одной моделью Т600 — этот китайский вариант Touareg можно приобрести от 810 тыс. рублей. К тому же 204 поставленные на учет в РТ машины (84% от общего количества) были выпущены в 2017-м, есть серьезные сомнения насчет того, что восходящее движение продолжится в следующем году.

==table2144==

MITSUBISHI: КАЗАНЦЫ РАСПРОБОВАЛИ НОВЫЙ OUTLANDER

Группу брендов, не поддавшихся депрессии, возглавляет Mitsubishi. Спрос на этого «японца» взлетел в 2,6 раза (в абсолютном выражении это составило на 574 авто — лучший результат) до 932 регистраций. В Казани популярность Mitsubishi выросла в 2,9 раза до 465 зарегистрированных легковушек, а 302 «дополнительные» машины составили 53% от всей республиканской прибавки. И впору вспомнить знаменитое высказывание Льва Николаевича: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Если провалы ряда марок в Татарстане стали местной флюктуацией на фоне общероссийского роста, то взлет других — в РТ и по России в целом — был идентичен или хотя бы сопоставим. Например, продажи Mitsubishi в масштабах страны ускорились в 2,2 раза до 31,2 тыс. авто.

Главным виновником торжества стал бестселлер марки, кроссовер Outlander, с октябрьской ценой от 1,64 млн — на 80 тыс. дороже, чем в августе. За такие его преимущества, как надежная подвеска, относительно некапризные атмосферные двигатели и просторный салон по сравнению с одноклассниками, проголосовали 623 татарстанских автолюбителя (309 — в Казани) — на 315 больше, чем за три квартала 2017 года. Подчеркнем, что эта модель играет в лиге выше тех секторов, где негатив выражен наиболее ярко: 450–550 тыс. и 600–750 тыс. рублей.

Новое поколение компактного кроссовера ASX (от 1,13 млн — на 30 тыс. дороже, чем в августе) также нашло своего покупателя: с места в карьер — 124 регистрации.

==table2152==

Свежайшая новинка Eclipse Cross (от 1,4 млн) пришлась по душе 30 местным поклонникам марки. Составит ли она серьезную конкуренцию другим игрокам с оригинальным авангардным дизайном (например, Nissan Juke или KIA Soul) или останется штучным товаром для ценителей варианта «не как у всех», мы, вероятно, увидим по итогам ближайших кварталов.

Наконец, игрок не совсем из масс-маркета (вернее, точно не из него) — Pajero Sport ценой от 2,25 миллиона. Автомобиль с мощной «всеядной» подвеской, в котором «о-о-очень» много места, купили 114 татарстанцев — на 83 больше, чем годом ранее.

NISSAN: СТОЛИЦА ТАТАРСТАНА ПЕРЕВЕСИЛА ВСЕ РАЙОНЫ

Следующий выгодополучатель 9 месяцев 2018 года также приплыл из Страны восходящего солнца. Nissan укрепил республиканские позиции на 234 пункта до 1 715 вновь зарегистрированных авто (+16%). Правда, есть нюанс: в Казани прибавка составила 249 авто, то есть в остальных городах и весях бренд ушел в минус. Федеральная динамика продаж Nissan тоже была положительной: плюс 8% до 57,9 тыс. автомобилей.

Почему районный спрос ниже ватерлинии, а казанский заметно ее превышает, становится ясно при детализации модельного спроса. Например, бюджетные седаны Almera ушли в минус на 6 единиц до 353 регистраций. Разгоняли же спрос в первую очередь среднеразмерные кроссоверы, более предназначенные для хороших дорог и городской среды. Прежде всего речь идет о бестселлере марки, задающем планку в своем сегменте, Qashqai (от 1,17 млн): плюс круглые 100 единиц до 591 авто. А ведь по итогам полугодия лидер линейки смог ускориться только на 53 корпуса.

На втором месте в гараже Nissan как по популярности, так и по приросту оказался среднеразмерный кроссовер X-Trail (1,48 млн), который добрал еще 85 голосов и остановился на 363 покупателях.

Обновленный компактный кроссовер Juke (от 1,2 млн) выдал на-гора 54 регистрации — на 44 больше, чем в январе – сентябре прошлого года.

А еще один кроссовер, брат Renault Duster — Nissan Terrano (от 980 тыс.), за три квартала прибавил 23 единицы до 324 авто, хотя по итогам полугодия его прогресс был самым значительным среди представителей бренда — плюс 72 авто. Этот игрок также мог увести часть клиентов у «Дуси», которая приелась ценящему новинки российскому — и особенно татарстанскому — потребителю.

==table2146==

Впору говорить о тактической победе автопрома Страны восходящего солнца на рынке РТ или же просто восхищаться японскими инженерами и мастерами маркетинга. Очередной «самурай», оседлавший кроссоверы, — Mazda: плюс 222 до 771 регистрации по республике (+40%). В Казани динамика была еще более впечатляющей (56%), так что здесь татарстанцы без шансов сделали федералов: по РФ продажи марки увеличились на 25% до 22,4 тыс. авто.

==table2147==

Лидирующий уже не первый год в не слишком длинной, по крайней мере в России, модельной линейке Mazda среднеразмерный кроссовер CX-5 (от 1,52 млн — на 50 тыс. дороже, чем в августе) после своего обновления в прошлом году продолжает набирать обороты: плюс 189 до 596 авто. Ставший более стремительным и еще более дерзким силуэт вкупе с хорошей реакцией автомобиля выстрелил без промаха.

Отметим, что спрос на бизнес-седаны Mazda 6 — от 1,38 млн (на 40 тыс. дороже, чем в августе) — сократился на 12 единиц до 115 авто.

Входящая в концерн VW чешская мануфактура Skoda добрала еще 165 баллов до 1792 регистраций (+10%), в рамках всей страны ее продажи выросли на 28% до 57,5 тыс. авто Входящая в концерн VW чешская мануфактура Skoda добрала еще 165 баллов до 1 792 регистраций (+10%), в рамках всей страны ее продажи выросли на 28% до 57,5 тыс. авто Фото: «БИЗНЕС Online»

БИЗНЕС-СЕДАНЫ SKODA СДАЮТ НАЗАД

Отдав весь пьедестал почета японцам, представители Старого Света расположились на следующих ступеньках. Входящая в концерн VW чешская мануфактура Skoda добрала еще 165 баллов до 1 792 регистраций (+10%), в рамках всей страны ее продажи выросли на 28% до 57,5 тыс. авто.

С азиатской тройкой лидеров чехов роднит то, что и у них наибольший абсолютный прирост обеспечил среднеразмерный кроссовер — Kodiaq (от 1,39 млн), скакнувший с 39 до 242 купленных авто. Если так пойдет и дальше, «японцы» получат серьезного конкурента в ценовом диапазоне 1,4–1,8 млн рублей, хотя в топовых комплектациях ценник «чеха» достигает 2,16 миллиона.

==table2148==

В приличном плюсе — на 131 единицу до 974 авто — оказался, в отличие от тех же «корейцев», и один из участников битвы за звание «народного автомобиля» Rapid (от 646 тыс. рублей). Впрочем, и тут самый доступный вариант с «автоматом» дороговат — от 840 тыс. рублей. В то же время, пока корейцы укрепляли лидерство в сегменте бизнес-седанов, Skoda Octavia (от 1,04 млн, с «автоматом» от 1,115 млн) сдала назад на 94 корпуса до 452 авто.

Также продвигающий в народные массы эстетику кубических форм кроссовер Yeti (от 1,07 млн) недосчитался 84 покупок, ограничившись только 102 регистрациями.

В целом по стране продажи Volkswagen выросли на 20% до 74,8 тыс. автоФото: «БИЗНЕС Online»

VW ОТЫГРАЛСЯ НА POLO, TOYOTA СПАС «СЧАСТЛИВЧИК»

Сегодня на десерт мы оставили двух лидеров мирового автопрома, с переменным успехом оспаривающих эту корону. Начнем с немецкого Volkswagen, спрос на который в Татарстане увеличился на 5,4% до 2 986 авто, но в Казани снизился на 2,7% до 1 236 регистраций. Но и республика, и ее столица без шансов уступают федералам: в целом по стране продажи VW выросли на 20% до 74,8 тыс. авто.

Хит марки, Polo, десятилетиями держащийся в ротации, добавил в свою копилку 288 баллов до 1 886 регистраций. Но и цена его — от 600 тыс., с «автоматом» от 755 тыс. рублей — куда демократичнее, нежели у Rio и Solaris. Похоже, в сегодняшней ситуации в России это становится беспроигрышным ходом.

==table2149==

В выигрыше у Volkswagen — плюс 11 до 32 авто — оказались и бизнес-седаны Passat с ценником от 1,5 миллиона. И сразу до 28 регистраций с нуля стартовала новинка Teramont: за 2,8 млн покупатель получает кроссовер с классическим гидроавтоматом, крупнее и в то же время дешевле флагмана Touareg (от 3,3 млн). К слову, последний недосчитался 44 баллов, за него татарстанцы отдали только 101 голос. А самые большие абсолютные потери, минус 76 единиц до 811 авто, понес один из лидеров сегмента среднеразмерных кроссоверов — Tiguan (от 1,4 млн).

Вишенкой на нашем торте осталась Toyota, которая один-в-один повторила прогресс заклятого друга, добрав в Татарстане еще 5,4% до 2420 поставленных на учет авто Вишенкой на нашем торте осталась Toyota, которая один в один повторила прогресс заклятого друга, добрав в Татарстане еще 5,4% до 2 420 поставленных на учет авто Фото: Uli Deck/DPA/TASS

Вишенкой на нашем торте осталась Toyota, которая один в один повторила прогресс заклятого друга, добрав в Татарстане еще 5,4% до 2 420 поставленных на учет авто. При этом в Казани «японец №1» также вышел в плюс, но без фанатизма — на 2,2%, по РФ продажи бренда поднялись гораздо сильнее, на 15% до 77,8 тыс. машин.

Но, в отличие от немецкого народного концерна, основной «профит» Toyota — плюс 126 авто — обеспечил вместительный рамный внедорожник Fortuner (от 2 млн). Откровенно говоря, если бы не этот «счастливчик», пришлось бы японскому бренду считать потери.

Тем временем бессменный лидер Toyota, RAV4 (от 1,45 млн), лишился 108 баллов и завершил три квартала с 985 регистрациями, как и его конкурент VW Tiguan, а долгие годы царившая в сегменте бизнес-седанов Camry (от 1,52 млн) прибавила совсем немного, плюс 21 до 543 авто, чего оказалось недостаточно для удержания чемпионского титула. Напомним, что в январе – сентябре татарстанцы поставили на учет 546 KIA Optima, финальная схватка года между ними обещает быть интересной.

==table2151==

Мы же подведем предварительные итоги: ценник «народного седана» сейчас ограничен суммой 600–650 тыс. рублей, а при подорожании спрос начинает смещаться в пользу кроссоверов. При этом интерес их покупателей сдвигается от «вездеходов» и приевшихся форм к городским, комфортабельным вариантам со свежим и даже авангардным дизайном. Обозначился и еще один тренд: владельцы кроссоверов хотят получать больше пространства за те же, а то и за меньшие, как в случае с Teramont, деньги.

==table2153==

==table2154==