В этом году решено было отказаться от проведения массовых политических мероприятий и шествий по случаю сегодняшнего Дня народного единства В этом году решено было отказаться от проведения массовых политических мероприятий и шествий по случаю сегодняшнего Дня народного единства Фото: ©Александр Полегенько, РИА «Новости»

«СТАРЫЙ МИР ВЫХОДИЛ ИЗ ТЕЛА СТРАНЫ ЧЕРЕЗ МУЧИТЕЛЬНУЮ ЛИХОРАДКУ…»

Привычный мир отечественной стабильности дымом уходит куда-то наверх и рассеивается. Очевидно, что осень-2018 — это тот рубеж, за которым проглядывается новая реальность, искрящаяся неопределенностью, она приходит на смену текущей ветхой действительности. Вот, к примеру, в этом году власти решили отказаться от проведения массовых политических мероприятий и шествий по случаю Дня народного единства, которые проводились начиная с 2014 года, после присоединения Крыма к России.

Сам праздник начал отмечаться с 2005 года, когда Кремль задумал заменить 7 ноября — день празднования ленинской революции 1917 года — малопонятной датой 4 ноября, которую исторически прикрепили ко дню освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского от поляков в период Смуты в 1612 году. Она была порождена, по сути, тем наследием, которое оставил после своей смерти Иван Грозный. Выжженное поле порядка и нормальности, войны, неразбериха в элитах привели к фактической приостановке деятельности государственной системы. Страна была тогда рассредоточенной нецельностью во всех смыслах. Смута во многом была кризисом Средневековья, из которого Европа начинала благополучно выходить и входить в Новое время. Старый мир выходил из тела страны через мучительную лихорадку…

Но историческая развилка, которая экзистенциальным вопросом не в первый раз нависла над страной, указала старый проверенный консервативный путь укрепления верховной власти и уменьшения прав низов. Период Смуты за короткое время вместил в себя большое количество событий, способных повернуть вектор страны в другую сторону, подвести черту под разрушительным наследием Ивана Грозного, при котором началась активная фаза крепостнического закабаления населения. Государство продолжало вытеснять человека на периферию социального поля. Массовые репрессии, начатые при Иване Грозном, будут продолжены Петром Первым и Сталиным. Примат безличного «государственного» над личностным и общественным отныне будет главным содержанием политического действа и идеологического обоснования всевластия.

Владислав Сурков решает упредить возможный идеологический зацеп бунта пенсионеров с революционной повесткой 7 ноября и учреждает новую красную дату — День народного единства «Владислав Сурков решает упредить возможный идеологический зацеп бунта пенсионеров с революционной повесткой 7 ноября и учреждает новую красную дату — День народного единства» Фото: kremlin.ru

«СУРКОВ ИЗВЕСТЕН ТЕМ, ЧТО УМЕЛО СОЗДАВАЛ И ПРОДОЛЖАЕТ НА ПОКА ЕЩЕ ВВЕРЕННЫХ ЕМУ УЧАСТКАХ СОЗДАВАТЬ СИМУЛЯКРЫ»

Политическая система в стране не менялась веками, оставаясь одним из самых неповоротливых институтов и заржавелых сущностей, лишь изредка ее старые элементы давали сбой. Социалистическая революция 1917 года — это некий разрыв с той исторической ситуацией, при которой элита всегда переигрывает контрэлиту, чей кадровый фундамент составляли те, кто исходил из противоположного понимания мироустройства. Слишком жива была в исторической и коллективной памяти народа идея восхваления революции, когда «кто был никем, тот станет всем». На дворе был конец 2004 года, второй срок Путина вступил в юридическую силу. Первые пузыри политического кризиса начинают подниматься из океанической толщи народного недовольства именно в это самое время. Декларируемая монетизация льгот в конце 2004 года породила серьезную антиправительственную волну. Взбунтовались не абы кто, а самый ответственный и верный президентский электорат — пенсионеры. Как итог — рейтинг Путина с 84% в начале 2004 года резко упал до 48% в начале 2005-го.

Владислав Сурков, который в то время руководил всей внутренней политикой в должности замруководителя администрации президента страны, решает упредить возможный идеологический зацеп этого бунта пенсионеров с революционной повесткой 7 ноября и учреждает новую красную дату — День народного единства. Сурков известен тем, что умело создавал и продолжает на пока еще вверенных ему участках создавать симулякры, химеры и имитационные институты а-ля Общественная палата. Праздник оказался слишком искусственным, канцелярским, над ним смеялись, шутили, а люди так и не могли понять, что за день такой, о котором так много говорят политики и артисты с праздничных трибун. Социология фиксировала нежелание людей принимать 4 ноября как праздник, как важную зарубку на историческом древе отечественной истории. А 7 ноября то и дело проступало сквозь слои краски, которым пытались замазать эту дату из коллективного бессознательного граждан. Его попытались сделать державно-религиозным, он еще совпадал по дате с празднованием дня иконы Казанской Божией Матери, учрежденного в 1649 году царем Алексеем Михайловичем. В этот день проходит традиционный крестный ход с «ватиканским» списком данной иконы в Казани. Столица Татарстана в системе координат этого действа — один из ключевых центров наряду с Москвой и Нижним Новгородом.

Присоединение Крыма в 2014 году наполнило День народного единства новым содержанием, придало ему импульса «Присоединение Крыма в 2014 году наполнило День народного единства новым содержанием, придало ему импульса» Фото: «БИЗНЕС Online»

«А НАСЕЛЕНИЕ НИЧЕГО НЕ ЗАМЕТИТ»

Но крестные ходы и День народного единства как-то идеологически отклеились друг от друга. Зажили самостоятельной жизнью. Хотя в этот день по традиции вся клерикальная рать и собирается вместе, но ощущения общего стука сердец не наблюдается. Русские националистические организации попытались перехватить эту повестку у Суркова и с 2005 года стали проводить так называемые «Русские марши», противопоставленные прокремлевским массовым политическим мероприятиям ко дню 4 ноября. В 2006 году в совет по поддержке «Русского марша» входили депутаты Госдумы: Дмитрий Рогозин, Виктор Алкснис, Николай Курьянович, Андрей Савельев и даже народный артист России Василий Лановой. А в 2011 году одним из организаторов самого многочисленного за время проведения маршей был Алексей Навальный.

Присоединение Крыма в 2014 году наполнило День народного единства новым содержанием, придало ему импульса, с этого года праздник стал проводиться с политическими шествиями, к которым присоединялись Путин и Медведев, лидеры партий. Спустя 10 лет со времени учреждения он немного поменял идеолого-политическую особенность, став на время «крымским эффектом». Но «крымский консенсус», как говорят социологи и политологи, сошел на нет, исчерпал свой ресурс. А вместе с ним и все то, что с ним увязывалось. Нет консенсуса, нет и эффекта, крымское «топливо» больше не гонит отечественную политическую машину вперед.

Власть приняла решение не проводить массовых политических шествий в силу того, что ее рейтинг за последние месяцы сильно упал, люди раздражены. Тут вообще возможен противоположный эффект, когда пришедшие по разнарядке работники бюджетной сферы могут освистать представителей партии власти и профсоюзных функционеров, обязательно выступающих на такого рода мероприятиях. Конфуза никто не желает. И без того много имиджевых потерь. Сергей Кириенко слишком рационален, чтобы в очередной раз подставлять свою щеку под политический удар.

А население ничего не заметит. Традиционно включит телевизор в этот день, а там все те же лица в своей основе, что пели при Ельцине, Путине, Медведеве и опять Путине. Вот их «день единства» с оторвавшейся от народа элитой отчетливо заметен. А народ сам по себе, в суровом безмолвии какого-то, по ощущениям многих, предсмутного состояния. История России циклична, и в этом ее роковая грация.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции