Президент РФ Владимир Путин сомневается в необходимости строительства первой в России высокоскоростной магистрали (ВСМ), которая должна связать Москву с Казанью. В частности, сомнения вызвал первый, пилотный участок ВСМ от Москвы до Нижнего Новгорода, передают «Ведомости».

Фото: kremlin.ru

Участник совещаний в правительстве сказал изданию, что вопрос о целесообразности магистрали поднимался на совещании с участием президента. Еще один чиновник уточняет: совещание прошло 11 октября, в тот день обсуждался и был утвержден план развития магистральной инфраструктуры. Федеральный чиновник сказал «Ведомостям», что Путин поручил правительству еще раз обсудить проект ВСМ: в документе, который есть в кабмине, говорится о плановой операционной безубыточности как об условии получения денег из федерального бюджета. Из плана следует, что дорога до Нижнего Новгорода оценивается в 621 млрд рублей, из них 200 млрд рублей — из бюджета.

«Развилка более глобальная, чем операционная окупаемость, [есть сомнения] в том, нужны ли вообще ВСМ за такие деньги», — сказал изданию человек, близкий к РЖД. Пресс-секретарь президента на вопрос «Ведомостей» не ответил.

Собеседник издания отмечает, что в план развития магистральной инфраструктуры входит три проекта сообщения с Нижним Новгородом: платная автодорога, бесплатная и ВСМ. В связи с этим Путин поручил еще раз оценить обоснованность строительства пилотного участка ВСМ, потому что в ближайшие годы планируется выделить деньги еще и на строительство платной трассы от Москвы до Казани (он станет частью транспортного коридора Европа — Западный Китай), а также на реконструкцию М7.

«Нужно посмотреть на планы пассажиропотока и грузового потока, не совпадают ли они у этих трех проектов. Решение будет принято до конца года и даже раньше. Отношение к ВСМ положительное, но нельзя дублировать проекты», — прокомментировал сотрудник администрации президента.

При этом близкий к РЖД человек добавил, что 31 октября на совещании у гендиректора РЖД Олега Белозерова обсуждалась ВСМ до Нижнего Новгорода, и он сказал, что магистраль будет построена, и устроил сотрудникам разнос за проделанную в последние годы работу. При этом компания планирует переделать частную концессионную инициативу, а привлечением инвесторов хочет заняться лично Белозеров. Собеседники, знакомые с ходом обсуждения проекта, говорят, что серьезных интересантов у ВСМ до сих пор не нашлось: потенциальные генподрядчики отказываются в нем участвовать из-за рисков, связанных с применением китайских технологий.

Эксперты отмечают, что ВСМ Москва — Казань в будущем может стать частью ВСМ «Евразия», которая соединит Берлин с Пекином, поэтому от проекта сложно отказаться. Кроме того, до Казани очень большой запас расчетов по пассажиропотоку, до Нижнего Новгорода он тоже есть — пассажирам нужна ВСМ, поэтому основная проблема сейчас в инвестициях.

В начале октября Белозеров заявил, что сомнений в целесообразности реализации ВСМ Москва — Казань нет, весь вопрос в том, какой длины должен быть участок высокоскоростного движения — до Нижнего Новгорода или иной точки.

Ранее стало известно, что РЖД начнут строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань после утверждения плана развития магистральной инфраструктуры. Стоимость строительства магистрали протяженностью 770 км оценивается в 1,6 трлн рублей. Частично проект может быть профинансирован за счет средств компаний из «списка Белоусова».