Подошла к концу многолетняя эпопея реконструкции бывшей «дороги смерти» — сейчас она полностью четырехполосная Подошла к концу многолетняя эпопея реконструкции бывшей «дороги смерти» — сейчас она полностью четырехполосная Фото: «БИЗНЕС Online»

КАМЕРЫ, КАМЕРЫ

В середине октября были завершены работы на последнем участке трассы Казань — Челны. Таким образом, подошла к концу многолетняя эпопея реконструкции бывшей «дороги смерти» — сейчас она полностью четырехполосная (ну почти: некоторые участки, как водится, доделывают после официального открытия).

За годы реконструкции трассы вокруг нее выросла целая инфраструктура. Еще в конце 90-х на трассе практически единственным местом отдыха и питания для путников была популярная до сих пор «зеленая стоянка» в Мамадышском районе. Торговля эчпочмаками и кыстыбыями там не один год велась прямо с рук, а в качестве туалета использовался близлежаший лес или крайне неприглядный общественный сортир. Сейчас картина разительно отличается: трасса насыщена множеством кафе, заправок, мотелей.      

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» проехали из Набережных Челнов до Казани, по пути пристально изучая придорожный сервис. По большому счету он делится на два лагеря. С одной стороны, «шашлычки» родом из 90-х и небольшие забегаловки с заветренными пирожками на полках, с другой — новые большие комплексы «кафе плюс гостиница». На жесткую конкуренцию жалуются и те, и другие, но клиентов хватает всем.

Первая большая стоянка с кафе, гостиницей, обустроенными туалетами и душевыми находится недалеко от Елабуги по пути из Челнов на 326-м километре по исчислению Росавтодора. Комплекс принадлежит ИП Гайнуллин Р.Ш. — так указано в чеке. Ничего особенного, на первый взгляд, но перед комплексом много фур. Следующее по трассе пристанище дальнобойщиков — комплекс «Тургай» с большой стоянкой для большегрузов, мойкой и автосервисом. Здесь же кафе, мотель и аптека. Остановки с двух сторон от дороги. Владелец комплекса — индивидуальный предприниматель Резеда Гарифуллина.

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» проехали из Набережных Челнов до Казани, по пути пристально изучая придорожный сервис Корреспонденты «БИЗНЕС Online» проехали из Набережных Челнов до Казани, по пути пристально изучая придорожный сервис Фото: «БИЗНЕС Online»

Заезжаем на небольшую заправку «Лукойла» попить кофе. Стандартный капучино здесь стоит 115 рублей, в чеке значится ИП Сайфуллин Н.Н. Подходит работник заправки. «Нормальная трасса, скоростная. Но не знаю, где сейчас нет камер. Везде стоят через определенный промежуток. Обычно у нас здесь стояла, сегодня нет. Может, в другое место его перекинули. У них же если мало результатов — убирают в другое место, где результат есть. Там пешеходный переход, сбавлять скорость надо, а тут ведь по 120–130 хреначат», — рассуждает мужчина. Камер действительно стало больше. Недавно в мессенджерах татарстанские водители обменивались фотографией рукописного перечня мест, где они якобы постоянно дислоцируются, но, похоже, это лишь малая часть. Партию из сотни  «АвтоУраганов» на трех трассах республики установили этой осенью. 

А дальше — большой отрезок дороги без какой-либо инфраструктуры. По дороге, мотаясь из полосы в полосу, несутся иномарки, некоторые с залепленными скотчем номерами. Рядом плетутся сельчане на ржавых «жигулях», кораблями плывут фуры «Магнита», по обочинам на велосипедах передвигаются жители близлежащих деревень. На 375-м километре от Челнов в сторону Казани небольшая остановка. Гостиница «Чибис», зарегистрированная на ИП Пятницкая С.Н, рядом мечеть и кафе, небольшой магазин, гостиница для рабочих, автомасла и шашлычная.

Теперь все выглядит хотя и простовато, но нарядно, продавщицы копченой рыбы и кофе приветливо машут покупателям из своих окошек, предлагая еду и напиткиФото: Олег Спиридонов

«ЖДАЛИ ЭТУ ПЕНСИЮ, А НАС ОПЯТЬ НАЗАД ОТКИНУЛИ»

Интересное начинается на известной всем «зеленой стоянке». Пятачок, торговля на котором насчитывает два десятка лет, делят между собой компании «Парма», принадлежащая сыну главы Мамадышского района Радживу Иванову, и «Путник», владельцем которой выступает Федор Апушев. По ходу движения из Челнов в Казань собственник «Пармы» отстроил новые торговые павильоны. Теперь все выглядит хотя и простовато, но нарядно, продавщицы копченой рыбы и кофе приветливо машут покупателям из своих окошек, предлагая еду и напитки. Вообще, судя по данным системы «Контур.Фокус», у сына главы дела идут лучше, чем у конкурентов через дорогу. «Парма» в 2017 году выручила 9,4 млн рублей, чистая прибыль составила 1,2 млн рублей. «Путник» же заработал 1 млн рублей, чистая прибыль — всего 98 тыс. рублей.

Здесь располагается также заправка и мечеть, имитирующая казанскую башню Сююмбике.

Зимой прошлого года глава Мамадышского района Анатолий Иванов заявил, что торговлю рыбой надо прекратить, а территорию благоустроить через тендеры. Впрочем, позже объяснил, что рыбакам лишь предложили сделать все по закону и саннормам — организовать общий цех с коптильней. Но, как выяснилось, предпринимателям идея не по вкусу. В итоге тема рассосалась.

«В прошлом году в марте был такой разговор. Глава администрации начал все проверять. Они и по домам ездили, и цеха наши смотрели. У всех все одинаково по стандарту. Мойки, холодильники, все есть. Проверили и успокоились, — рассказывает продавец Наиля. — Они хотели, чтобы мы сделали большой цех, чтобы там все было, чтобы все там коптили. Но так не получается. Это такие затраты, там миллионы нужны. Мы не так много денег здесь зарабатываем».

Заезжаем на небольшую заправку «Лукойла» попить кофе. Стандартный капучино здесь стоит 115 рублей Заезжаем на небольшую заправку «Лукойла» попить кофе. Стандартный капучино здесь стоит 115 рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Закупочная цена терпуга, по словам продавца, 260 рублей за килограмм. Кило — это примерно две рыбы. Каждую продают по 200–250 рублей. Несмотря на почти двойную накрутку, дела в этом бизнесе, похоже, не очень.

«Тяжело окупается. У нас уже рассеиваются люди. Зимой так вообще делать нечего. У нас были те, кто работал много лет, сейчас не работают, потому что не могут протянуть. И за аренду, и за бензин, и за свет платить надо», — рассказывает другой продавец рыбы. По ее словам, аренда места обходится в 23 тыс. рублей. Место делят пополам продавец копченостей и продавец чая с пирожками и мантами. За электричество в течение месяца набегает чуть больше тысячи рублей. Зарплата продавца — это 10 процентов от продажи, оклада нет.

«Куда пойдешь на работу? Детей поднимать надо, вот я сына учу сейчас. Работаем до пенсии, потом уйдем. Просто у нас безвыходное положение, поэтому и стоим. 20 тысяч рублей в месяц не выходит, выходило бы — с удовольствием ходили бы. Тем более „омолодили“ нас сейчас. Мне немного только прибавили до пенсии, полгода», — рассказывает продавец Ольга Васильевна.

Если послушать работников торговых точек, складывается такая картина: в селах работы нет, до пенсии еще далеко, приходится стоять на трассе за 10–15 тыс. рублей в месяц, торгуя рыбой и кофе.

«На этой рыбе копейки зарабатываешь. Кто покупает рыбу? Никто не покупает. Давно торговли нет. Несколько лет тому назад я на 10 тысяч рублей в день рыбу продавала. Сейчас на тысячу–полторы. Не знаю, что будет дальше с такой жизнью», — жалуется одна из продавцов. По ее словам, в довершение всех бед предпринимателей часто штрафует полиция. «Они найдут причину. Рыба горячего копчения быстро портится. По идее, в больших селах есть ветеринары. У нас нет, куда повезешь эту рыбу, чтобы проверили? Просто им надо свою работу показывать. У тебя будет ИП, будет санитарная книжка, будет все. Полиция придет и скажет: „Ну-ка, почему у вас нет здесь умывальника!“» — рассуждает женщина.

Если послушать продавцов, то складывается такая картина: в селах работы нет, до пенсии еще далеко, приходится стоять на трассе за 10-15 тыс. рублей в месяц, торгуя рыбой и кофе Если послушать продавцов, складывается такая картина: в селах работы нет, до пенсии еще далеко, приходится стоять на трассе за 10–15 тыс. рублей в месяц, торгуя рыбой и кофе Фото: Олег Спиридонов

«Если так будут штрафовать, может, и не будем работать. Штраф дорогой. Сегодня манты продала — четыре штуки [11 часов дня]. Раньше по 40 в день продавала. В деревне работы нет. Денег нет. Пенсионный возраст еще увеличили. У меня трое детей, на пенсию выйду в 57 лет, сейчас мне 42 года. Надо было пять детей рожать», —  сетует продавщица выпечки. Впрочем, судя по всему, уходить продавщицам некуда: в селах работы нет.

Все ларьки подписаны именами продавцов — «Гульнара», «Гульфиза», «Люба»: для постоянных клиентов, объясняют женщины. «Молодой человек, куда пошел? У меня в прошлый раз брал!» — кричит из одного окна женщина. 

Новичок на стоянке — это продавец меховых накидок на сидения Мухаммад. По словам мужчины, он начал торговлю несколько месяцев назад. Рассчитывает на сезон холодов — торговля должна пойти. Особой популярность недавно начали пользоваться папахи из меха. Вот только название пришлось поменять. «Была папаха, стала „хабибка“», — шутя объясняет Мухаммад. По его словам, после знаменитого боя Хабиба Нурмагомедова и Конора Макгрегора торговля шапками оживилась. 

Новичок на стоянке — это продавец меховых накидок на сидения МухаммадФото: Олег Спиридонов

На другой стороне «зеленой стоянки» картина немного иная. Собственник ООО «Путник» со своей выручкой в 98 тыс. рублей никак не облагородит территорию. По словам Апушева, фирма сейчас пытается оформить документы на участок, а уже потом займется и внешним видом. «Будем стараться, вкладываться, кредиты брать. Это все прошлый век, мы понимаем», — объясняет Апушев. По словам директора фирмы, стоимость аренды здесь постоянно снижают. «Я не знаю, как у вас в Казани, но здесь торговли нет. У людей денег нет», — рассуждает Апушев. 

У продавцов и здесь только и разговоров, что о пенсионной реформе. «Ждали эту пенсию, а нас опять назад откинули. У нас безработица такая в деревне, фермы развалены. Мужчины ничем не занимаются. Мне 51 год, выйду на пенсию, когда мне будет только 59 лет. Мы здесь и зимой, и летом стоим. Путин говорил, говорил. По телевизору людей показывали: „Вот я на пенсии, еще хочу работать“. Они бы у нас спросили. Конечно, если она всю жизнь просидела в бухгалтерии в тепле, что ей не сидеть еще? Постояла бы она тут, захотела бы еще работать? Я прихожу в полчетвертого вечера и стою до 6 утра независимо от погоды», — сетует женщина возле лотков с рыбой.

«Я тоже пожалуюсь. У меня пенсия — прожиточный минимум. Вот поэтому я здесь торчу, я бы сидела дома, мне уже 65 лет. В месяц в зависимости от продаж получается 7–8 тысяч рублей», — рассказывает продавец, которая представилась как Лилия апа.

Между лотков с рыбой и пирожками сидит за прилавком в CD-дисками молодой человек в кепке ХК «Ак Барс». Он сам себя называется последним героем. На удивление, диски с музыкой «дискотека 90-х и 2000-х» и шутками от «Новых русских бабок» все еще покупают. По словам парня, в день удается продать 10–20 дисков.

«В ТАТАРИИ ДОРОГИ ХОРОШИЕ, ЭТО Я СРАЗУ ВАМ СКАЖУ»

Если путник не захочет перекусить на «зеленой стоянке», то можно проехать дальше — на 417-м километре от Челнов в сторону Казани находится большой комплекс под названием «Малина». ООО «Малина» принадлежит Марату Сахапову. Прописка у фирмы казанская. Также предприниматель владеет двумя компаниями, торгующими топливом: «Ликада» и «Ликада Плюс». «Малина» за 2017 года заработала 18,3 млн рублей. Расходы при этом составили 17,5 млн рублей. Здесь есть заправка, кафе, гостиница и даже свой небольшой зоопарк. Варвара — так зовут крупную двухлетнюю медведицу — беспрестанно мерит шагами, утыкаясь в прутья, небольшую для нее клетку размерами примерно 5 на 3 метра. Написано, что животное питается три раза в день, но Варвару, метущуюся по клетке, все же жалко. 

Если путник не захочет перекусить на «зеленой стоянке», то можно проехать дальше — на 417 км от Челнов в сторону Казани находится большой комплекс под названием «Малина» Если путник не захочет перекусить на «зеленой стоянке», то можно проехать дальше — на 417-м километре от Челнов в сторону Казани находится большой комплекс под названием «Малина» Фото: Олег Спиридонов

В кафе разнообразное меню, но не все можно купить. Например, по факту из десятка салатов в продаже оказался только самый дорогой — «Цезарь». В комплексе стараются поддерживать клиентский сервис — все чисто, ресепшн, хотя и не слишком приветливый, но все же есть. Но доверие к клиентам здесь ограничено: освежители воздуха в туалетах, как и медведица Варвара, оказались в клетке под замком.

Следующая большая остановка уже на подъезде к Казани — это комплекс Irbis с двух сторон от дороги. Кафе при заправке оформлено на ООО «Омега». Фирма сейчас находится в процессе реорганизации — присоединяется к другому юрлицу. Учредителем выступает Игорь Дятлов, баланс компании — 209 млн рублей. Выручка за 2017 год составила 442 млн рублей, чистая прибыль — 69 млн рублей.

Здесь есть и другое кафе — «Юмарт». Оформлено на ООО «Татлы». Владелец фирмы — Зульфия Гаптельхакова. Как и сосед, компания показывает очень неплохие результаты за прошлый год. Баланс — 215 млн рублей. Выручка — 151 млн рублей. И прибыль — 46 млн рублей. Владельцу принадлежит также другой объект на трассе возле села Кулаево — ООО «Лита», торгующая розничным бытовым жидким котельным топливом и газом. В копилке Гаптельхаковой есть и другое кафе на трассе — ООО «Хавас» с выручкой в 2017 году в 81 млн рублей и прибылью в 22 млн рублей.

Возле комплекса Irbis есть большая стоянка для грузовиков, где нам удалось пообщаться с дальнобойщиками, узнать их мнение о новой трассе и выслушать предложения.

«Хорошая трасса, но камеры — это проблема, они сейчас везде. Таких стоянок бы побольше, эта стоянка хорошей считается. Но таких маловатоФото: Олег Спиридонов

«Хорошая трасса, но камеры — это проблема, они сейчас везде. Таких стоянок бы побольше, эта стоянка хорошей считается. Но таких маловато, надо побольше. А то есть еще такие примитивные. Людям надо помогать, чтобы открывали, благоустраивали, чтобы чистенько было», — делится своим мнение дальнобойщик из Москвы.

«Эти камеры, которые вычисляют среднюю скорость, они вычисляют скорость на определенном отрезке дороги. Это противозаконно, вообще-то. Скорость должна фиксироваться моментально. Нарушил — зафиксировали, но никак не так, что на каком-то отрезке дороги вычисляют среднюю скорость. Этого нет ни в одном законе, но штрафы за это приходят. В Самарской области частники с камерами стали на каждом углу стоять. Я не знаю, кто они», — негодует водитель из Калужской области. Состояние новой трассы он оценивает как отличное, но тоже указывает на недостаток стоянок. «Едешь, едешь, встать-то особо негде. Время вышло, надо встать где-то, а кармана нет», — сетует водитель. Коллеги из Челябинска поддерживают — нужны хотя бы небольшие остановки, чтобы карты поменять и отдохнуть.

«Я раньше по Европе ездил, там через каждые 50 километров карман. Там даже кафе нет, но там чисто, душ, туалет, контейнеры, воду можно набрать. У нас такого нет. В Татарии дороги хорошие, это я сразу вам скажу. А по всей России их нет, можно сказать», — заявляет водитель из Владимирской области.    

«КАК АЛЛАХ ДАСТ, ТАК И ОКУПИТСЯ»

Далее по трассе, по пути в сторону Челнов, есть недавно открывшийся комплекс «VIP-Поляны». Зарегистрировано юрлицо на Гулусу Сафину и Алсу Сахбутдинову. Но в самом кафе директором называют некоего Айрата Хайруллина, он же скромно себя именует советником директора.

По словам Хайруллина, кафе работает пять месяцев. Поначалу планировали открыться только с окончанием ремонта трассы, но предпринимателю предложили кормить дорожников во время работ. В кафе несколько залов, есть высокие стулья для детей, в меню редкие для трассы завтраки, которые можно заказать с 3 до 10 утра. «Меня не интересуют деньги, мне хочется, чтобы люди были довольны. Если мы хотя бы в минус не уходим — нам уже хорошо. Когда клиентам нравится — это наша прибыль душевная», — заявляет Хайруллин, который сразу производит впечатление практикующего мусульманина.

Большой комплекс, который открылся летом этого года, — это «Аттайибээт». Здесь находится мечеть, кафе и гостиницаФото: Олег Спиридонов

Объем инвестиций Хайруллин не раскрывает, но и, похоже, вкладываться в таких размерах никому не советует. «Очень много денег надо. Лучше не открывать, на эти деньги вы можете прожить всю жизнь и нигде не работать», — рассуждает предприниматель. Сам он, по его словам, держит яйца в разных корзинах — имеет разноотраслевые бизнесы, в частности выступает совладельцем ООО «Научно-производственная компания „Новые Строительные Технологии“». Что касается окупаемости такого кафе, то и здесь конкретики нет. «Это зависит от Аллаха и от наших стараний. Поэтому на такие вопросы я не могу отвечать. Ну да, есть у нас бизнес-план, но мы рассуждаем, а Аллах располагает», — говорит Хайруллин.

По его мнению, владельцы небольших шашлычных на трассе иной раз находятся в более выигрышном положении, чем владельцы больших комплексов. «У них мало накладных расходов. Шашлычные больше меня получают прибыли. Крупные игроки есть, но нам тяжело. Мы стараемся держать цены наравне с шашлычниками, хотя у нас расходы очень большие, — поясняет Хайруллин. — Но у каждого есть своя клиентура. Если мне дадут место, я поставлю туда вагончик,  буду варить домашние пельмени, и у меня там тоже клиенты будут».

Другой большой комплекс, который открылся летом этого года ,— это «Аттайибээт». Оформлен комплекс на ИП Шакирова А.И. Здесь находится мечеть, кафе и гостиница. «Все полностью — от мечети до гостиничного комплекса — у нас  халяль. Например, у нас не могут ночевать люди в состоянии алкогольного опьянения. Ничего запретного. У нас владельцы мусульмане, и сами тоже», — рассказывает управляющий, который назвался Исламом. На вывеске запрещающие знаки — перечеркнуты бутылка, сигарета и собака.

От кафе Мотигуллина на обратном пути из Казани до самых Челнов, помимо «зеленой стоянки», крупных придорожных оазисов не наблюдается — только упомянутый выше «Тургай» От кафе Мотигуллина на обратном пути из Казани до самых Челнов, помимо «зеленой стоянки», крупных придорожных оазисов не наблюдается — только упомянутый выше «Тургай» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы старались делать, чтобы каждый мог отдохнуть в комфортных условиях, чтобы слой населения мог себе это позволить. У нас в меню есть и растворимый кофе за 20 рублей, для ценителей кофе есть оборудование итальянской фирмы, может зерновой кофе попить. У нас цены немного могут отличаться от других, так как у нас закупка немного подороже, если сравнивать с нехаляль-продуктами. Халяль изначально дороже идет. Мясо мы сами выращиваем. Нам говорят клиенты, что у нас дороговато, но зато после еды изжоги нет. У нас все продукты готовятся на пару, ничего не жарится», — рассказывает управляющий.

Стоянка «У самовара» известна своими ретро-автомобилями и небольшими стилизованными музеями. Летом сюда завозят туристов по пути в Елабугу на блины, заезжают и иностранцыФото: Олег Спиридонов

Еще одна известная всем стоянка, которая уж точно не страдает от отсутствия посетителей, — это комплекс «У самовара». Стоянка известна своими ретро-автомобилями и небольшими стилизованными музеями. Летом сюда завозят туристов по пути в Елабугу на блины, заезжают и иностранцы. Открыл комплекс 8 лет назад бывший водитель, а ныне пенсионер Тальгат Мотигуллин. На него же и оформлено ИП. «Конкурентов сейчас много, конечно. Больше кафе открывают. Сейчас мы от Казани десятые, раньше были шестыми. Но проблем особых нет, работаем. Я пенсионер, мне хватает», — рассказывает предприниматель. По его словам, открывать большой комплекс сейчас невыгодно. «Я бы не сказал, что прибыльно. Если хорошее кафе делать, то много надо — не меньше 50 миллионов», — рассуждает Мотигуллин и добавляет, что прежде еще нужно купить земельный участок.

От кафе Мотигуллина на обратном пути из Казани до самых Челнов, помимо «зеленой стоянки», крупных придорожных оазисов не наблюдается — только упомянутый выше «Тургай», расположенный по обеим сторонам трассы (что само по себе редкость). За окнами мелькают небольшие кафе под вывесками «От заката до рассвета», «Все свои» и прочие. Отметим, что есть на трассе и несколько закрывшихся объектов, но на продаже они стоят уже давно. В целом же, судя по всему, существенных изменений в инфраструктуре трассы Казань — Челны не намечается. И на большие комплексы халяль, и на скромные шашлычные, и на торговцев рыбой и даже CD-дисками находятся свои покупатели, которых на трассе ждут с распростертыми объятиями и днем, и ночью.