Назначение Радия Хабирова врио главы Башкортостана дало новую надежду на улучшения в отношениях между соседними республикамиФото: «БИЗНЕС Online»

«В РОССИИ НЕТ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ РЕГИОНАМИ. ВСЕ ИДЕТ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ЦЕНТР»

Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ:

— Между Татарстаном и Башкортостаном отношения напрягались только в конце 80-х и начале 90-х годов, когда шла перепись многих татар в башкиры. Я сам, честно говоря, когда учился в институте, смеялся и не мог понять этот факт. Со мной училась одна девушка из Башкирии, и она показывала мне паспорт, где у нее написано, что папа-мама – татары, а она сама — башкирка. Но, знаете, в Госдуме с коллегами из Башкирии у нас очень теплые, доверительные отношения. И когда мы спрашивали: «Ну зачем вам это было нужно все?» — они все махали рукой, мол, нам это не нужно, но так вот обстояли дела… Ну и что скрывать, это действительно приводило к определенным осложнениям. Например, татарстанских артистов не пускали в Башкирию, прямо на границе арестовывали — такое случалось в конце 90-х. 

В целом же, особенно последние лет 8, я считаю, что между Татарстаном и Башкортостаном сложились очень хорошие отношения. И Рустам Нургалиевич Минниханов и Рустэм Закиевич Хамитов здорово выстроили отношения. Но надо понимать, что Татарстан в этой ситуации выступает примером для подражания. При этом сами башкиры не скрывают, хотят, чтобы Уфа приблизилась к Казани. Они хотят, чтобы достижения в сельском хозяйстве, которые у нас есть, случились и у них. То есть они везде, где могут, соревнуются с Татарстаном, но по-доброму. Что касается Радия Хабирова, я его очень хорошо знаю в силу работы в Москве с ним и отношусь к нему с глубоким уважением. Это человек очень эрудированный, целеустремленный, воспитанный, сдержанный, не позволяющий себе повышать голос. Поэтому, думаю, у него все получится, и я действительно надеюсь на то, что отношения между республиками продолжат улучшаться. Во всяком случае, когда мы между собой в Москве говорим на эти темы, я всегда это чувствую.

Максим Шевченко — журналист:

— Я вообще не понимаю, что такое «братские республики». Что такое братья по крови — понимаю. Я даже готов принять, хотя эта концепция спорная, что есть понятие «братские народы». Я думаю, что у двух республик вряд ли могут быть общие стратегические цели, которые они могли сообща отстаивать. Они различаются. Мешает экономическому и политическому сотрудничеству то, что в России нет горизонтальных связей между регионами. Все идет только через центр. Я был бы рад ошибаться, но экономикой занимается не республика, а конкурентные финансово-промышленные группы. И в этих республиках они разные.

Ильдар Гильмутдинов  депутат Госдумы РФ:

— Не было такого, чтобы в зависимости от того, кто управляет республиками, жители Башкортостана и Татарстана не общались друг с другом. Я как председатель совета Федеральной национально-культурной автономии татар заявляю, что мы проводили много мероприятий в Башкирии. То, что нужно больше взаимодействовать на уровне руководителей, это да. Чтобы вопросы у татар, проживающих в соседней республике, решались, — это да. При старой администрации многое не двигалось с мертвой точки. Тот же памятник Тукаю, который мы хотели установить… Надеемся, что взаимоотношений еще будет больше. Сотрудничеству ничто не мешает. А то, что у Радия Хабирова руководителем администрации будет депутат Госдумы Александр Сидякин, избравшийся от Татарстана, тоже усилит эту позицию.

«В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ЕСТЬ СИЛЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ ИНИЦИИРОВАТЬ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ СБЛИЖЕНИЕ»

Шамиль Валеев  журналист, экс-главный редактор ИА «Башинформ»:

—  Сейчас трудно говорить, какие будут действия. Тот договор, который был о сотрудничестве, не работал в должной мере. У меня дети – двойняшки. Они друг на друга похожи, но не близнецы. Я точно так же представляю наши две республики. Здоровое энергичное соперничество никогда не прекратится. Определенный всплеск в отношении произойдет из-за смены власти. У нас в последнее время высокий уровень культурного сотрудничества, наш Элвин Грей перепахивает вашу республику, собирая полные залы. Я думаю, мы как были братскими, так и остались. Особого договора для этого не нужно. Я убежден, что сотрудничество  не прекращалось. Сравнение Башкортостана и Татарстана стало общим местом. Любое обобщение Башкортостана начинается и заканчивается Татарстаном. Понятно, что вы шагнули вперед, мы тоже хотим свое развитие, но не в тени Татарстана. У нас своя повестка есть, и, может быть, сейчас приходит наша повестка.

Римзиль Валеев  журналист, общественный деятель:

— Я думаю, что, возможно, но в федеральном центре есть силы, которые будут всячески инициировать создание проблем, чтобы не допустить сближения, я уже не говорю о слиянии двух республик. Обычно это делается с поддержкой радикальных сил с двух сторон. Но почвы для  противоречий нет. Татарская и башкирская идентичность, языки, близость культуры и религии не мешают друг другу, нет угрозы поглощения. Наоборот, есть  возможность использования этих факторов  в культурном и деловом плане. Нагнетание татарской проблемы внутри Башкирии никогда не помогало их президентам. Интересы у наших соседей свои, они никогда не будут сливаться с нашими, никто никого не собирается поглощать. А для сотрудничества есть огромные просторы. Прекрасное соглашение между Хамитовым и Миннихановым о сотрудничестве так и осталось на бумаге и было реализовано только в культурном аспекте. Сейчас есть возможность на улучшение отношений. Ситуация с родным языком должна объединить две республики. Татарский и башкирский оттесняются на периферию. Скоро будет перепись населения, предприниматься попытки сохранять прежние статистические данные, но я не думаю, что это серьезная причина для прохладных отношений. 

Экономика и транспортная логистика требует сотрудничества. Железнодорожного прямого сообщения нет, водное на предельно низком уровне. Не надо страшиться нашей дружбы. Никто не собирается создавать альтернативу федеральному центру. Правители наших регионов улетают в далекие страны, чтобы наладить взаимоотношения, а между своими соседями есть разногласия. Конечно, между нами есть конкуренция, но пусть это будет по-спортивному.

Разиль Валеев — депутат Госсовета РТ:

— Татарстан и Башкортостан и так братские республики. Никаких в этом сомнений быть не должно. Надо, конечно, более тесные экономические связи устанавливать, но мы нормально живем: дружим, общаемся. И работники культуры, и деятели искусства, и руководители общаются – никакой трагедии нет. А что касается политического и экономического сотрудничества, это вопрос к президенту, не ко мне. И к нашему президенту, и к их главе.

«ЕСЛИ ТАТАРАМ ДАТЬ РАВНЫЕ ПРАВА С РУССКИМИ И БАШКИРАМИ, ТОГДА ДРУЖБА БУДЕТ»

Камиль Самигуллин — муфтий Татарстана:

— Самый объединяющий фактор — это ислам. И он не поменялся, у нас одна общая Книга, у нас один общий пророк, у нас даже язык похож. Мы имеем тысячу объединяющих факторов, и мы будем вспоминать, что немного разные…Это не причина ссориться, это просто глупо.

Дамир Исхаков — доктор исторических наук:

— Никакой надежды у меня лично нет на то, что эта дружба укрепится. Радий Хабиров не сможет ничего сделать, тем более у него у самого положение непонятное. Судя по информации, которая выливается в интернет, у него могут быть проблемы перед выборами, а вопрос татарстанско-башкортостанской дружбы решается внутри Башкортостана. Если РБ внутренне федерализовать, то есть татарам дать равные права с русскими и башкирами, тогда дружба будет. Это сделается в результате превращения татарского языка в один из государственных в Башкортостане. Других способов не существует. Если это не реализовано, то никакой дружбы не будет. Я думаю, что ось Казань — Уфа не будет нравиться федеральному центру, поэтому ничего и не случится.

Хамдуна Тимергалиева — певица, народная артистка Татарстана:

— Отношения между двумя республиками сейчас отличные. Нас пытались рассорить недоделанные писатели, певцы, полупоэты, из-за них сложилось мнение, что татары и башкиры как-то недолюбливают друг друга. Я человек, выросший в Башкортостане, я никогда там не видела негатива к себе, меня там с нетерпением ждут, хотя я татарка. И в дальнейшем мы будем вместе, наша республика все время проводит политику дружбы.

Роберт Нигматуллин — научный руководитель Института океанологии им. Ширшова РАН, академик РАН:

— При Хамитове тоже ведь не было какого-то недопонимания, думаю, что вся глупость — неприязненные отношения между людьми, руководителями — уйдет. Мы один татарско-башкирский народ, с очень близкими языками, обычаями. Для меня это одно и то же, сейчас надо сближать наши алфавиты, нам не нужны переводчики, а вот читать роман на башкирском языке мне тяжело. Я думаю создание оси — возможная вещь. Не знаю, как к этому относится центральная власть, но не думаю, что это должно находиться под подозрением. Когда меня спрашивают, кто ты по национальности, я говорю, что я и татарин, и башкир, и русский. Я вырос в Москве, работал в Башкортостане, родители из Башкортостана, и я ощущаю это единство. Таких людей в Уфе очень много. Я надеюсь, что отношения будут еще больше улучшаться.