Накануне завершился длившийся полгода уголовный процесс в отношении 34-летнего уроженца Нижнекамска Сергея Коновалова. Мужчина проведет ближайшие три года в колонии и все еще останется должен банку 17 млн рублей по гражданским искам. Отсидевший уже год в СИЗО Коновалов не согласился с суммой ущерба, заявив, что банк уже почти все долги взыскал, но скрыл это от суда.
Нижнекамский городской суд отправил в колонию общего режима на 5 лет Сергея Коновалова, которого обвинили в краже 15 миллионов рублей у Сбербанка
«ГОВОРИТЬ О ПРЕСТУПЛЕНИИ В ДЕЙСТВИЯХ КОНОВАЛОВА НЕУМЕСТНО»
Нижнекамский городской суд отправил в колонию общего режима на 5 лет Сергея Коновалова, которого обвинили в краже 15 млн рублей у Сбербанка. Причем 34-летний осужденный отсидел в СИЗО уже более года. По новому закону день в СИЗО приравнивается к двум в случае ограничения свободы. Так что осужденному остается сидеть около 3 лет.
Судом доказано, что Коновалов с 8 апреля 2014 по 26 мая 2014 года, зная о сбое в мобильном приложении Сбербанка, открывал валютный счет, затем его закрывал, а сумма со счета из-за глюка возвращалась на его карту в двойном размере. Во время прений помощник прокурора Вера Мущинина заявила, что всего таких операций было 22. По ее словам, Коновалов воспользовался украденными деньгами в полном объеме. Кстати, обвинение запрашивало для Коновалова более суровую кару – 8 лет общего режима.
В суде в качестве свидетелей обвинения выступили лица, которым Коновалов переводил деньги. «Свидетели были допрошены в ходе судебного следствия. Они подтвердили данные ранее показания, которые соответствуют обстоятельствам предъявленного обвинения», – сообщила во время прений гособвинитель.
Представитель Сбербанка также выступил во время прений. По мнению потерпевшей стороны, двойные зачисления на карту после закрытия валютного счета происходили из-за технического сбоя. Представитель Сбербанка поддержал меру наказания, запрошенную обвинением.
По мнению адвоката Коновалова Евгения Зимирева, вина его доверителя не доказана. Более того, во время прений защитник раскритиковал саму квалификацию преступления – «кража». Согласно уголовному кодексу, кража – это тайное хищение. Адвокат же настаивает на том, что Коновалов приходил в отделения банка открыто, предъявляя свой паспорт. В приложение мужчина заходил также под своим именем. «Говорить о преступлении в действиях Коновалова, по мнению защиты, неуместно в силу отсутствия в УК РФ статьи, по которой он виновен и подлежит уголовной ответственности», – отметил адвокат.
Факт зачисления «лишних» денег на карты Коновалова защита не опровергает. Адвокат пытался оспорить факт того, что эти зачисления Коновалову вменяются как вина. По мнению защиты, деньги, которые периодически падали на карты Коновалова, – это овердрафтный кредит, а не сбой. «Сам факт сбоя в программе ПАО „Сбербанк России“ ничем документально подтвержден не был, были лишь допрошены работники ПАО „Сбербанк России“, которые утверждали о сбое, при этом все они не являлись техническими работниками, в чьи должностные обязанности входило обеспечение нормальной работы программного продукта. Какого-либо документа, подтверждающего факт сбоя, не представлено потерпевшей стороной в ходе рассмотрения дела. Следовательно, утверждение в обвинительном заключении о наличии сбоя ничем не мотивировано», – заявил в суде Зимирев, добавив, что открытие и закрытие валютных счетов – это законная процедура.
Сбербанк уже провел процедуры по оптимизации работы приложения в целях недопущения подобных ситуаций в будущем
ГРАЖДАНСКИЕ ИСКИ НА 17 МЛН РУБЛЕЙ
Самая же главная претензия Коновалова и его защитника в том, что, по их мнению, ущерб подсчитан неверно. Долг в 15 млн рублей – это сумма всех двойных зачислений. Однако защита настаивает, что банк не только начислял деньги Коновалову, но и списывал их.
«Банком производились списания с его счетов без согласования и ведома самого Коновалова, на что банк имел право в силу заключенных договорных отношений с клиентом Коноваловым», – отметил адвокат. «Согласно ответам, полученным Коноваловым от центрального филиала ПАО „Сбербанк России“, в ходе операций по счету произошел так называемый неразрешенный овердрафт. О каком-либо сбое программного обеспечения не говорится. Ответы приобщены к материалам дела. Следовательно, позиция работников регионального ПАО „Сбербанк России“ противоречит позиции головного банка», – указал защитник.
Также в суде Зимирев указал на нарушения прав Коновалова. Ему не дали задать вопросы при проведении судебной экспертизы. Также был ряд нарушений УПК РФ. Указал адвокат и на тот факт, что подсудность данного дела – никак не Нижнекамск, а Краснодарский край или Челны, места последнего распоряжения деньгами. В финале прений адвокат кинул упрек в адрес банка – по четырем аналогичным делам, то есть по двойному зачислению денежных средств, уголовные дела не возбуждались.
Напомним, что в отношении Коновалова есть два гражданских иска. По обоим искам заочным решением суда мужчина должен банку около 17 млн рублей вместе с процентами за пользование и госпошлиной.
«Какие-либо ошибочные дополнительные двойные кредитные зачисления, которые мне предъявляются, были начислены банком. Именно банк начислял их», – заявил Коновалов во время прений. Его позиция в следующем: действовал в рамках договора с банком, мобильное приложение установил по рекомендации сотрудников, валютные операции осуществлял при помощи услуг банка. Само собой, преступный умысел в своих действиях Коновалов не признает.
Тем не менее судом доказаны умысел и осведомленность Коновалова. В суде выступил свидетель Сизов – знакомый Коновалова. Мужчина рассказал, что некогда сообщил своему знакомому о глюке в приложении. Сам он тоже использовал лазейку – в итоге задолжал банку три с лишним миллиона. Уголовное дело не возбуждали, хотя ущерб так и не был возмещен.
Коновалов во время прений раскритиковал показания приятеля. Тот действительно путался и не помнил точного места разговора и некоторые детали. По мнению Коновалова, свидетель его оговаривал в угоду следствию.
«Потерпевшая сторона дает обвиняющие меня показания, заявляет, что я сам себе зачислял и переводил денежные средства, а они при этом ничего не знали и не подозревали. Обвинение противоречит выпискам по счетам, которые я вам предоставил. Также противоречит письменным ответам головного офиса банка. Самое главное обстоятельство в том, что банк, обвиняя меня в хищениях, скрыл от следствия, эксперта и суда то, что помимо ошибочных зачислений банк проводил списание средств с 8 апреля 2014 года по 11 июня 2014 года, то есть в период совершения инкриминируемых мне преступлений, в погашение доплат и погашения основной задолженности», – заявил Коновалов во время прений. Обвиняемый также сообщил суду, что банк в итоге списал с него более 14 млн рублей, то есть практически всю сумму заявленного в деле ущерба. Правда это или нет, осталось непонятным, но возражений не прозвучало.
«Считаю необходимым обратить внимание на то, что общественно опасные события организованы потерпевшей стороной, то есть банком», – заключил Коновалов.
Дело возбудили весной 2017-го , а в СИЗО Коновалов оказался в июне, где и пробыл больше года
ГОД В СИЗО
Гражданские иски Коновалову предъявлялись в начале 2017 года. В показаниях осужденный рассказывал, что до этого ему звонили люди, которые представились сотрудниками Сбербанка, сообщали, что тот совершил противоправные действия и попытались выяснить адрес проживания Коновалова. Мужчина на это советовал обращаться в полицию. Звонки продолжались, на этот раз на том конце провода сообщали, что перечислили деньги по ошибке, просили встретиться. Коновалов опять отправлял звонивших в полицию, а сам заблокировал обе свои карты.
В начале 2017 года Коновалов получил два гражданских иска от банка, но не согласился с предъявленной суммой долга. Суд встал на сторону банка. Затем была попытка возбудить уголовное дело. Но, как рассказал Коновалов в суде, все они до 2017 года оставались безуспешными – выносились отказные материалы за отсутствием состава преступления.
Дело в итоге возбудили весной 2017-го, а в СИЗО Коновалов оказался в июне, где и пробыл больше года. В показаниях Коновалов отмечал нарушения, допущенные следствием. По его словам, у него была подписка о невыезде, о существовании которой он якобы и сам не знал. Поначалу не знал он и об уголовном деле в отношении себя; соответственно, ему не было известно и том, что его объявили в федеральный розыск. Задержали мужчину на посту ГИБДД, когда тот возвращался в Нижнекамск. Также Коновалов заявил, что следователь давил на него, заставляя признать вину и получить условный срок.
По словам Коновалова, все это время он был в Нижнекамске, ходил по судам, участвуя в гражданском процессе по иску банка. Эти заявления противоречат информации, которая ранее фигурировала в СМИ: якобы он жил в Геленджике и был задержан на посту ГИБДД, как только вернулся. Успел ли пошиковать новоиспеченный миллионер и купить себе недвижимость или автомобили, в суде не прозвучало.
Мужчина все еще должен банку по решению суда около 17 млн рублей. Отметим, что ранее Коновалов устанавливал газовые счетчики, а до этого был барменом в известном нижнекамском клубе «Титан». По словам защитника, это решение будет оспариваться, так же как и нынешний приговор, по которому планируют подать апелляцию.
После оглашения приговора свою позицию «БИЗНЕС Online» высказал и Сбербанк. Как отмечается в официальном ответе банка на запрос издания, суд дал правовую оценку совершенному преступлению на основе тщательного анализа всех обстоятельств дела и в соответствии с Уголовным кодексом РФ. При этом в финансовом учреждении считают, что сурового приговора можно было избежать, если бы клиент своевременно сообщил в банк о произошедшей ошибке и добровольно вернул деньги. При этом Сбербанк уже провел процедуры по оптимизации работы приложения в целях недопущения подобных ситуаций в будущем. «Для возврата похищенных денежных средств банк будет использовать все механизмы и возможности, предусмотренные действующим законодательством РФ», – сообщается в ответе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.