Обеспечить ежегодный рост производительности труда на 5% - такую задачу ставит перед промышленниками татарстанский минпромторг Обеспечить ежегодный рост производительности труда на 5% — такую задачу ставит перед промышленниками татарстанский минпромторг Фото: Асхат Идиятуллин

ОРИЕНТИР — ЕЖЕГОДНЫЙ РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ НА 5%

Татарстан стал одним из 10 пилотных регионов в стране, в котором созданный полтора года назад федеральный центр компетенций будет помогать промышленникам РТ выполнять указ президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года». Одна из задач — повышение до 2024 года производительности труда в России на 5% ежегодно. Об этом заявили в ходе семинара для промышленников Татарстана, который прошел в минувшую пятницу на автомобильном заводе КАМАЗа.

Организовало семинар министерство промышленности и торговли РТ. На мероприятие были приглашены руководители средних предприятий, выручка которых колеблется в пределах от 800 млн до 30 млрд рублей. Значение семинара подчеркивало личное присутствие министра промышленности республики Альберта Каримова и гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина. В качестве главного спикера был приглашен генеральный директор АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» Николай Соломон, проработавший до этого около десятка лет первым заместителем генерального директора госкорпорациии «Росатом».

Каримов в начале своей приветственной речи отметил, что место для проведения семинара было выбрано не случайно. КАМАЗ в свое время являлся пионером в деле внедрения бережливого производства не только в Татарстане, но и в стране. Однако новые задачи, поставленные перед всеми указами президента, требуют новых подходов в их реализации. По словам министра промышленности, уже 8 татарстанских предприятий подало заявки на получение поддержки от ФЦК по программе повышения производительности труда.

Ориентиром же для всех промышленников Татарстана должен послужить ежегодный 5-процентный рост производительности труда — как на крупных, так и на средних предприятиях РТ. Заинтересованы в этом должны быть в первую очередь собственники и гендиректора организаций, понимающие, что производительность является одним из главных элементов конкурентоспособности и дальнейшего развития.

По словам министра промышленности, уже 8 татарстанских предприятий подали заявки на получение поддержки от ФЦК по программе повышения производительности труда По словам министра промышленности, уже 8 татарстанских предприятий подало заявки на получение поддержки от ФЦК по программе повышения производительности труда Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ КАМАЗ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СО СВОИМ ЕВРОПЕЙСКИМ ПАРТНЕРОМ СМОГ РАЗРАБОТАТЬ ОДИН 12-ЛИТРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ТО КИТАЙЦЫ…»

Речь рулевого КАМАЗа оказалась очень насыщенной. По словам Когогина, любое предприятие машиностроения озабочено сегодня вопросами повышения производительности труда и тема цифровизации всегда была одной из первых в этой проблеме. Как сказал Когогин, КАМАЗ от хаотичного движения по наиболее интересным направлениям цифровизации на разных этапах производства с этого года перешел к осмысленной работе в этом направлении. В компании была внедрена даже новая должность — chief digital (директор по цифровизации). Ее с недавних пор занимает Ильдар Шавалиев, который чуть позже рассказал участникам семинара, по каким направлениям и как конкретно на заводе проходит эта работа.

Весь прошлый год топ-менеджмент КАМАЗа перенимал лучшие практики мира в области цифровизации производств. «Мы объехали большое количество компаний, посетили семинары, посмотрели, как все это выглядит на лучших предприятиях, и в январе в „Сколково“ сели за парты, начали учиться. Когда весь этот цикл набора информации закончился, мы приступили к разработке программы цифровизации», — рассказал Когогин.

По его словам, основным посылом для разработки такой программы стал вывод о том, что дальнейший рост производительности труда без цифровизации невозможен, хотя все элементы бережливого производства уже внедрены на предприятии. При этом Когогин дважды в ходе своей речи повторил, что чрезвычайно важно, чтобы среда, то есть персонал предприятия, была готова к этой самой цифровизации.

На семинар были приглашены руководители средних предприятий, выручка которых колеблется в переделах от 800 млн до 30 млрд рублей На мероприятие были приглашены руководители средних предприятий, выручка которых колеблется в пределах от 800 млн до 30 млрд рублей  Фото: Асхат Идиятуллин

«Если среда не готова, если персонал предприятия невосприимчив к необходимости внедрения цифровизации, то, скорее всего, это будет пустой тратой денег. Человеческий фактор в данном вопросе — один из основных», — констатировал он.

При этом Когогин рекомендовал слушателям не охватывать сразу весь спектр задач, которые стоят перед компанией, потому что так крайне сложно и дорого, а «надо выстроить дорогу, по которой нужно будет поэтапно идти».

«Наша компания процесс цифровизации начинала с разработок. Необходимость сокращения цикла новых разработок была для компании главным вызовом, поэтому основные инвестиции в цифровизацию сделаны нами в научно-технический центр КАМАЗа. Мы поставили перед собой цель сократить время разработки новой модели автомобиля с нынешних пяти лет до трех», — заявил он. Сумму уже вложенных инвестиций в данные проекты Когогин не назвал, но отметил, что количество разработок в НТЦ серьезно выросло, при этом численность персонала не изменилась. Штат был увеличен только в отделах автомобильной электроники и расчетного проектирования.

«Но достаточно ли того, что наша компания уже сделала в области цифровизации? — спросил Когогин у аудитории и сам же ответил. — Нет, недостаточно». «В последнее время все мы говорим о Китае. У КАМАЗа хорошее партнерство с китайскими компаниями. Когда я весной этого года был в Циндао, в компании Weichai мне показали их центр прототипирования. Представьте себе, двигателестроительная корпорация имеет зону проектирования по автомобилям, которая позволяет виртуально создавать абсолютно все агрегаты машины. Огромные площади, сидят работают молодые люди, самое современное оборудование! Если КАМАЗ за последние три года в сотрудничестве со своим европейским партнером (корпорация Liebherrприм. ред.) смог разработать один 12-литровый мотор, с которым мы попали в яблочко, получился просто отличный мотор, который даже чуть выше по своим характеристикам тех, что сегодня применяются в мире, то компания Weichai представила линейку из 18 типоразмеров двигателей объемом от 1,8 до 17 литров! Причем моторы все отвечают требованиям экологичности уровня „Евро-6“! Сегодня европейские производители только-только добились таких характеристик!» — восхищался гендиректор КАМАЗа продвинутостью китайцев и вспомнил, что на Ганноверской выставке, на которой он был в сентябре, никто из европейских производителей даже не представил двигатель с расходом топлива 170 г на 1 кВт мощности, в то время как Weichai, как уже было сказано, представил всю линейку.

В год ФЦК планирует охватывать в год не менее 10 тыс предприятий и таким образом к 2024 году добиться поставленной задачи — ежегодный темп роста экономики должен достигнуть 5% В год ФЦК планирует охватывать не менее 10 тыс. предприятий и таким образом к 2024 году добиться поставленной задачи — ежегодный темп роста экономики должен достигнуть 5% Фото: Асхат Идиятуллин

КАМАЗу разработка нового мотора обошлась в $40 миллионов. «А теперь посчитайте, сколько в разработку 18 типоразмеров вложила компания Weichai, — предложил Когогин слушателям. — Без цифровизации такого достичь просто невозможно!»

При этом он заявил, что автогигант готов делиться своим опытом как в вопросе цифровизации, так и повышения эффективности в целом, потому что КАМАЗ заинтересован в том, чтобы вокруг него образовывалась среда современных предприятий.

Когогин привел и негативный пример инвестиций в цифровизацию, которая дорого обошлась американскому гиганту General Electric. По его словам, корпорация ежегодно вкладывала в цифровизацию производства по $1,6 миллиарда. «У них есть целое подразделение, которое занимается не только разработкой базовых платформ, но и их продажей. Более 30 тысяч работников! Но кончилось все тем, что акционеры компании смели все руководство, которое активно инвестировало в будущее: и президента, и все правление, сочтя, что организация неэффективно расходует средства. Мой вопрос руководству GE типа „В чем ваша ошибка?“ остался без ответа. Тем не менее цифровые заводы уже существуют. Наш базовый партнер по робототехнике — немецкая компания Kuka — уже имеет предприятия, где роботы производят роботов. То есть то, о чем писали фантасты в книжках в нашем детстве, о том, что наступит эпоха роботов, что роботы будут производить роботов, уже существует. Я это видел собственными глазами. Полностью автоматизированное производство. И не самое современное, кстати. В Японии на Fanuc вещи и покруче есть. Эра роботизации и цифровизации настала, и без цифрового сопровождения всех циклов производства дальнейшее повышение эффективности просто невозможно», — резюмировал он.

КРЕДИТ В 300 МЛН РУБЛЕЙ ПОД 1% КАК БОНУС ОТ ФРП

Соломон, прибывший на семинар в качестве главного спикера, рассказал, что программа «Повышение производительности труда» до последнего времени существовала в стране в виде приоритетного проекта правительства, тем не менее за последние пять лет рост производительности труда в стране составил всего 1,2%. Но после выхода «майского указа» президента России этот проект приобрел статус национального, став таким образом одним из 12 нацпроектов, о которых и говорилось в указах Путина.

По словам Соломона, только за первый год компания-участник увеличивает производительность на 10-15%, без особых инвестиций, просто внося изменения в технологические процессы По словам Соломона, только за первый год компания-участник увеличивает производительность на 10–15% без особых инвестиций, просто внося изменения в технологические процессы Фото: Асхат Идиятуллин

«Почему это важно? Потому что по показателю производительности труда Россия более чем в два раза отстает от экономически развитых стран. Если в РФ за час рабочего времени в среднем производится продукции на 24 доллара, то в других странах этот показатель достигает и 50, и 60. Лидер по производительности — Норвегия, опередившая и США, и Японию, и ФРГ. Главный же вопрос, который стоит сейчас перед российскими предприятиями, — сокращение сроков разработки новых продуктов. В этом вопросе Россия сильно отстает от других. Мы отстаем в разы не только от ведущих экономик мира, но и от стран среднего уровня. Можем ли мы с вами производить конкурентоспособную продукцию?» — вопрошал Соломон.

Данная инициатива, по словам спикера, финансируется государством для компаний, участвующих в проекте, что абсолютно бесплатно. На эти цели выделено 50 млрд рублей. Более того, добившиеся наибольших результатов могут рассчитывать на 300-миллионный кредит, который под 1% годовых на модернизацию производства выделит фонд развития промышленности. Все желающие компании, занятые в несырьевом секторе экономики, могут зарегистрироваться на сайте производительность.рф. После заключения договора в течение 6 месяцев специальный представитель центра компетенций будет искать на изъявивших желание предприятиях узкие места и вносить предложения по их устранению. Таким образом, по словам Соломона, только за первый год компания-участник увеличивает производительность на 10–15% без особых инвестиций, просто внося изменения в технологические процессы. В год ФЦК планирует охватывать не менее 10 тыс. предприятий и таким образом к 2024 году добиться поставленной задачи — ежегодный темп роста экономики должен достигнуть 5%.