Вполне ожидаемо врио председателя правительства Дагестана татарстанец Артем Здунов получил полноценное утверждение на своей должности, которую занимает с февраляФото: «БИЗНЕС Online»

«ПРАКТИКАНТ» – ЭТО ВООБЩЕ-ТО НЕПЛОХОЕ СЛОВО»

Сегодня вполне ожидаемо врио председателя правительства Дагестана татарстанец Артем Здунов получил полноценное утверждение на своей должности, которую занимает с февраля. Он пойдет дальше рука об руку с пригласившим его Владимиром Васильевым, который был избран 9 сентября на пост главы республики на последующие 5 лет. Народное собрание республики проголосовало за Здунова абсолютным большинством: его выбрали 75 из 77 присутствовавших депутатов, при том что в парламенте работают 90 парламентариев. Васильев внес кандидатуру татарстанца на пост главы правительства буквально вчера, а сам Здунов встречался с парламентскими фракциями партий «Справедливая Россия», КПРФ и «Единая Россия», чтобы рассказать о своей программе социально-экономического развития региона. Очевидно, его рассказ оказался убедительным.

Сегодня же, презентуя Народному собранию рекомендованную кандидатуру, Васильев в очередной раз рассказал, как «выцарапал» молодого перспективного чиновника из Татарстана. По его словам, президент Татарстана Рустам Минниханов не хотел отпускать Здунова, но он «попросил Минниханова об этом». Глава сказал, что «кто-то его тут называет практикантом». «Вы знаете, «практикант» — это вообще-то неплохое слово», – парировал Васильев. «Так масштабно и предметно экономикой мы никогда не занимались. С кем бы мы ни работали — спасибо всем за помощь. И конечно, Артему Алексеевичу», — эмоционально говорил Васильев.

Сам Здунов выступил с докладом о социально-экономическом развитии Дагестана, в котором нет-нет да и просвечивала «татарстанская закалка». Он подчеркнул, что делал доклад, в том числе «опираясь на отзывы по качеству жизни населения, ощущения людей и бизнеса», а не только на сухие отчеты чиновников. Главная задача правительства, по его словам, сформировать доверие граждан и опираться на человеческий капитал. «Нам необходимо достичь среднероссийского уровня по многим социально-экономическим показателям», — отметил про дагестанцев Здунов.

По словам Здунова, за 8 месяцев 2018 года Дагестан показал рост промышленного производства и сельского хозяйства и, по оценкам, рост сохранится и до конца года. «Хотел бы отметить необходимость повышения инвестиционной привлекательности», — очень по-татарстански заметил Здунов, подчеркнув, что чиновничьи структуры должны выступать для инвестора «одним окном». Здесь уже есть подвижки: так, в июле, то есть при Здунове, минэкономразвития РФ одобрило заявку по созданию второго в республике ТОСЭР «Дагестанские огни».

Республика обладает значительным гидропотенциалом горных рек, поэтому одна из важных задач – использовать их для генерации энергии. «Нужно заняться малой генерацией. Это позволит снять энергодефицит в отдельных районах», — заявил Здунов, отметив, что развитие малой генерации нужно согласовывать с минэнерго России. Новоиспеченный глава правительства проявил себя и знатоком возделывания земель и мелиорации, пробежавшись и по площадям угодий, и по ценам на виноград.

Правительство Дагестана ведет работу по расширению банковских сетей, в том числе банка ВТБ, в регионе. Кстати, заметим, что Дагестан долгое время имел самое большое количество банков среди регионов РФ, опережая по этому показателю Татарстан. 

Уделяется внимание и улучшению транспортного сообщения: расширению автобусных парков и курсированию поездов в ночное время («это непростой вопрос, но этим надо заниматься»), приходу новых авиакомпаний.

После доклада депутаты не задали Здунову ни одного вопроса — впрочем, спикер парламента Хизри Шихсаидов еще до доклада отметил, что на все вопросы депутатов глава правительства ответил вчера. Так что назначение прошло без сучка без задоринки.


ЛОББИСТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И УТЕШИТЕЛЬ «ПОГОРЕЛЬЦЕВ» ТФБ

Напомним, что Здунов после трех с небольшим лет работы на посту татарстанского министра экономики был назначен премьер-министром Дагестана в феврале 2018 года. В Татарстане его хвалили за кураторство создания «Стратегии-2030», согласно которой должна развиваться республика ближайшие 15 лет, а кроме того, за развитие целого куста особых экономических зон с облегченным налоговым режимом, которых сейчас в Татарстане уже фактически пять: ОЭЗ «Алабуга», ТОСЭРы в Набережных Челнах и Нижнекамске, Чистополе и Зеленодольске. Здунову же пришлось разруливать ситуацию с предпринимателями, «погоревшими» в Татфондбанке в конце 2016 года: раздавать «президентский миллиард» в виде льготных займов для «поддержания штанов» и придумывать другие льготы.

Глава Дагестана Васильев  рассказывал, что обнаружил Здунова в кадровом резерве Владимира Путина и загорелся идеей привезти молодого и перспективного чиновника в регион. Поначалу глава РТ Минниханов, выслушав приглашение Васильева, отказал — не захотел отпускать министра. Но впоследствии дагестанский лидер его уговорил. «Он русский татарин», — определил Васильев Здунова и отметил, что его уважают в Татарстане и знают в правительстве России. 

Себе в помощь Здунов перевез в Дагестан часть своей татарстанской команды из министерства. Бывшего директора гарантийного фонда РТ Дилюса Шавалиева назначил своим помощником – правда, уже 6 апреля Шавалиев уволился по собственному желанию. Приглашение в Дагестан в качестве советника премьера получил и генеральный директор НО «Фонд поддержки предпринимательства РТ» Андрей Афонин.

Здунов с ходу предложил Васильеву сократить состав правительства республики и выстроить жесткую вертикаль управления, чтобы повысить эффективность работы кабмина. Он предложил уделить приоритетное внимание экономике и финансам и закрепить их напрямую за собой. «По некоторым направлениям считаем целесообразным применить принцип, когда заместитель председателя правительства и министр находятся в одном лице. Это позволит нам повысить ответственность за данную деятельность, сконцентрировать и ресурсы, и внимание людей, которые будут назначены», — заявил Здунов. Также он предложил ввести должность первого зампреда правительства, который будет отвечать исключительно за пополнение бюджета. Все эти предложения Васильев поддержал.

Здунов успел и произвести эффект, стремясь показать свою принципиальность на новом посту. Так, в мае премьер демонстративно покинул собранное им совещание по ЕГЭ после того, как министр образования Дагестана Уммупазиля Омарова отчиталась ему о 100-процентной укомплектованности школ учебниками, в то время как статистика глав муниципалитетов оказалась совершенно иной. Омарова пыталась продолжить совещание и после ухода Здунова, но вслед за премьером мероприятие покинули и главы муниципалитетов.

9 сентября Васильев был вновь избран на пост главы Дагестана на 5 лет. За его кандидатуру проголосовали 77 депутатов из 86.


«НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В ДАГЕСТАНЕ ОГРОМНА, И ЕЕ БУДУТ ПРИЖИМАТЬ»

«БИЗНЕС Online» спросил экспертов о карьерных перспективах Здунова в Дагестане.

Магомедбек Ахмедов  первый заместитель министра информатизации, связи и массовых коммуникаций Дагестана, экс-пресс-секретарь Рамазана Абдулатипова

— Авторитет Владимира Васильева вполне позволяет ему представить республике нового председателя правительства. Тем более что Артем Здунов — не новый человек для нас, он уже провел определенную работу с февраля, когда его назначили врио, и провел достаточно хорошо для того, чтобы депутаты Народного собрания сегодня практически единогласно поддержали его кандидатуру. Васильев и Здунов, по сути, выполняют одну работу, у них есть карт-бланш, и он будет использован как можно более полно. Народ это и поддерживает, и понимает. Считаю, что все нормально и нет никаких поводов для сомнений в удаче их миссии.  

Почему для должности премьера дагестанского правительства подыскали политика из Татарстана, а не из самого Дагестана? Я для себя объясняю это так. Во-первых, Татарстан — это успешный регион в плане экономики и решения социальных проблем. Ну и во-вторых, в РТ тоже есть мусульманская составляющая, и это сближает наши позиции. Я ездил в Татарстан, и многие из нас там бывали, так что мы видели татарстанские успехи своими глазами. Мы были приятно удивлены, насколько хорошо и динамично развивается регион. Поэтому у Здунова как бывшего министра экономики РТ есть и опыт, и понимание проблем, и общерелигиозные подходы. Это сближает нас. 

Денис Соколов  социолог, кавказовед, руководитель центра социально-экономических исследований регионов RAMCOM:

— Понятно, что за Васильевым и Здуновым в Дагестан приходит целая команда — там в принципе меняется деловая культура, в рамках которой дагестанские элиты пока не умеют плавать — они привыкли это совершенно в иных водах. Поэтому для людей, которые претендуют в республике на власть, которые прежде контролировали местные финансово-экономические потоки, а также для тех, кто был с ними связан, это плохая новость. Но я думаю, что они воспринимают ее просто как новую реальность и стремятся к ней приспособиться. В этом смысле им определенно есть чем заняться вместо того, чтобы заниматься рефлексией на тему: «Ах, как плохо, что нами руководят Васильевы и Здуновы, а не Магомедовы и Миржоевы».

Другое дело, что это – разгром местных элитных групп, который начался еще в Москве, по инициативе из столицы, и продолжается до сих пор. Поэтому в этой истории, помимо политики, есть то, что обеспечивает центру контроль за финансовыми потоками тех же газовых сетей, электросетей и других инфраструктурных объектов. Контроль над этими потоками тоже будет пересмотрен — это очевидно. Но это не так принципиально сейчас, потому что основные действия по перехвату этих потоков были произведены раньше — еще при Абдулатипове. При том что он действовал по принципу «все, что смогу, съем, а все остальное понадкусываю» — это была уже агония. Его выпустили, чтобы он крушил финансовые схемы, которые существовали до него, и пытался на них сесть. И теперь из-под него эти схемы легче забрать. К тому же основные игроки в регионе были нейтрализованы раньше. Процесс перехвата управления идет практически во всех регионах РФ — в Дагестане он, может быть, даже немножко припоздал. 

Может ли Здунов повторить татарстанское «экономическое чудо» в Дагестане? Я просто вообще не понимаю, что такое экономическое чудо в приложении к российским регионам. Пока условия для развития производительной экономики у нас отсутствуют. Это все пиар. Не пиар — это контроль над финансовыми потоками, которые интересны Москве. Бюджетные деньги, которые направляются из столицы, теперь в какой-то степени будут контролируемы. Можно будет почистить систему социальных выплат, инвалидности и социальной помощи, а также систему распределения денег в сельском хозяйстве (которая на самом деле уже почищена). Проблема в том, что это чистится не на экономическом подъеме, а на спаде. Население тотально приветствует борьбу с коррупционерами, многие наверняка будут радоваться посадкам и арестам — даже без личной пользы для себя. То, что творилось прежде, действительно было беспределом. И людям приятно, что сносится вся верхушка, которая изначально была бюрократическим наростом на регионах. Все, что касается суверенитетов, национальных фронтов и исламских революций, закончилось еще на рубеже 2000-х годов, как только началась строиться вертикаль и поднялись цены на нефть. Тогда стало понятно, что любому представителю региональной элиты легче сосать из бюджета, чем защищать суверенитеты. «Имарат Кавказ» исчез именно потому, что он был частью этой бюрократической системы, которая нацелена на коррупционное изъятие доходов от бюджета. Но институционально ни Дагестан, ни Россия в целом не готовы воспользоваться этими достижениями. 

Люди вряд ли получат улучшение жизни — они получат ухудшение. Не потому, что Васильев и Здунов плохо борются с коррупцией, а потому, что просто падает уровень жизни. Неформальная экономика в Дагестане огромна, и сейчас ее будут прижимать по новым фискальным правилам. С другой стороны, платежеспособность населения падает. Строительная отрасль, которая была крупной в Дагестане, начинает испытывать кризис, продажа мяса, овощей и фруктов — тоже, легкая промышленность — тоже. С одной стороны, Москва решает ту задачу, которая она хотела решить, — через тяжелого «силового» политика Васильева и технократа Здунова. С другой — сама ситуация становится все более неблагоприятной. Возможно, Васильеву было бы даже приятнее, если бы Здунов со временем стал губернатором, а сам он ушел бы в спокойное тихое место.       

Магомед Магомедов — специальный корреспондент, заместитель главного редактора газеты «Черновик»:

— Назначение варягов в Республику Дагестан воспринималось неоднозначно. По вопросу о том, кто должен править Дагестаном, учитывая его многонациональность, всегда было несколько версий. В последние лет 15 преобладала теория о том, что руководить Дагестаном должны представители крупных этносов, и поэтому власть в республике всегда делилась между тремя крупными этносами: аварцы, даргинцы и кумыки. И все должности — главы республики, председателя парламента и правительства, — как правило, распределялись между ними. Это считалось своего рода вариантом общественного договора и национального согласия.

Но были другие представители элиты, которые считали, что данный формат формирования власти республики себя изжил и было бы хорошо, если бы Дагестаном управляли нейтральные силы, варяги, которые выступили бы арбитрами во взаимоотношениях между национальными элитами, демонстрируя свою незаинтересованность. Потому что была критика, что должности, ресурсы, преференции не выходят за пределы этих кланов.

Конечно, назначение Васильева было воспринято по большей части позитивно, потому что он глава республики, арбитр, но когда возник вопрос о том, что и премьер-министр будет из числа варягов, то число критикующих данное назначения увеличилось. Это было воспринято как форма национального унижения. Как критики заявляли: «Что, во всем Дагестане нет человека, который мог бы стать во главе исполнительной власти?»

Нельзя сказать, что Здунову приходится уж очень тяжело. Он демонстрировал, что для него нет неприкасаемых в республиканском правительстве, было много наездов на тех или иных министров, чиновников, остро ставились вопросы. Поэтому в широких массах его восприняли позитивно. Они видели жесткую руку, которая намерена наводить порядок в республике.

Но нельзя сказать, что все идет идеально. Наблюдатели отмечают, что у Здунова и Васильева есть свои точки зрения о том, каким должно быть правительство, свое видение команды. В статусе временно исполняющих обязанности дагестанское правительство существует почти год — если брать время приход Васильева в октябре прошлого года и Здунова — в феврале это года. Этому есть одно объяснение: председатель правительства и руководитель республики не могут найти общую точку зрения того, кто должен быть в правительстве.

Сегодня Здунов утвержден на должность председателя правительства Народного собрания. Согласно Конституции Дагестана, в течение ближайших двух недель он должен предложить главе республики структуру будущего правительства, персоналии, далее это обсуждается с главой правительства и утверждается.

Мы понимаем, что есть федеральный центр и требования федерального центра. Само назначение и Васильева, и Здунова — это не волеизъявление дагестанского народа, а возникшая необходимость, решение федерального центра, который увидел складывающуюся в республике ситуацию и назначил Васильева. А затем уже из администрации президента России была предложена в качестве кандидата на должность премьер-министра кандидатура Здунова. Такая связка подразумевает решение проблем Дагестана и продвижение амбициозных кадров из Татарстана.
Есть понимание что Здунов, как он сам выразился на приеме у президента страны (между прочим, в имиджевом плане это сыграло в минус), что он пришел в Дагестан на практику. Это многим в республике не понравилось, они просили относиться к проблемам субъекта с большим сочувствием. Для Васильева формирование кабинета министров — это отчасти сохранение представленности во власти и старой политической элиты (если за ней нет серьезных нарушений и преступлений), которая при определенных условиях будет строго ему подчиняться. А есть видение Здунова, который воспринимает правительство как технократический орган, который представлен офисным планктоном и которой жестко и строго исполняет распоряжения председателя правительства. А он координирует все эту деятельность, связанную с участием Дагестана в региональных и федеральных программах. Так что разногласия есть, но они некритичные.