К Минехановой, которая тогда работала менеджером компании «РоссТур», обращались клиенты, она подыскивала им тур, заключала договор, брала деньги, но обязательств своих не выполняла К Минехановой, которая тогда работала менеджером компании «РоссТур», обращались клиенты, она подыскивала им тур, заключала договор, брала деньги, но обязательств своих не выполняла

ПРИГОВОР ЗА ПОЛЧАСА

В Набережночелнинском городском суде завершился процесс по обвинению экс-менеджера турфирмы Айгуль Минехановой. На оглашение приговора она пришла в сопровождении брата и была достаточно спокойна, лишь попросила операторов перед выпуском записи в эфир замазать ее лицо. Спокойствие подсудимой можно назвать несколько удивительным, ведь ей по ч. 2 ст. 159 УК РФ («Мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину») грозило до 5 лет лишения свободы. 

К слову, именно такой срок запросила представитель гособвинения Лилия Абдулкасымова в прениях, состоявшихся накануне. Адвокат же Минехановой просил назначить наказание, не связанное с лишением свободы. Потерпевших на оглашении приговора присутствовало всего несколько человек, в отличие от первого заседания, когда их пришло несколько десятков. Всего же по делу, напомним, таковыми признаны 60 челнинцев.

Как бы то ни было, судья Агля Сахипов начал читать приговор, в котором в общей сложности было 206 листов. Но фабулу он зачитал только по двум эпизодам, датированным августом и декабрем 2016 года. В сущности ситуация везде схожая: к Минехановой, которая тогда работала менеджером компании «РоссТур», обращались клиенты, она подыскивала им тур — в Индию, Тунис, Турцию и так далее, заключала договор, брала деньги, но обязательств своих не выполняла. Когда подходило время вылета, никто никаких документов на руки не получал. Многие пытались вернуть свои деньги. Минеханова сначала отвечала на звонки, кормила, по словам потерпевших, обещаниями. Когда люди стали обращаться в правоохранительные органы, она стала им заявлять: «Раз уж вы пошли в полицию, вам я вовсе ничего возвращать не буду». А затем и вовсе перестала брать трубку.

Всего в деле значится 48 преступных эпизодов. Разнятся они между собой по большому счету только суммой причиненного ущерба — от 5 тыс. рублей до 180 тыс. по каждому из фактов, а в общей сложности — около 4 миллионов.

Суд приговорил бывшего менеджера к трем годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении Суд приговорил бывшего менеджера к трем годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении

Прочитав в приговоре два первых эпизода, Сахипов обратился к Минехановой: «Надо ли озвучивать обстоятельства дела по остальным эпизодам? Если надо, мы зачитаем. Только здесь [в приговоре] 206 листов, мы так часов четыре-пять будем читать». Подсудимая молча помотала головой из стороны в сторону. Также не стали зачитывать и показания потерпевших, и оглашения показания свидетелей, и доказательную базу по каждому из эпизодов — сразу перешли к резолютивной части вердикта. Суд не выявил отягчающих обстоятельств по делу, а смягчающими были признаны положительные характеристики, состояние ее здоровья и ее близких, активное содействие расследованию преступления, частичное возмещение ущерба. В итоге решением суда Минеханова признана виновной в 46 эпизодах мошенничества с причинением значительного ущерба гражданину. По двум же фактам ее действия переквалифицировали с ч. 2 ст. 159 УК РФ на более мягкую ч. 1 ст. 159, так как ущерб причинен небольшой. Тем не менее суд приговорил бывшего менеджера к трем годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. При этом Сахипов не нашел оснований для вынесения условного наказания. Меру пресечения — подписку о невыезде — ей отменять не стали до вступления приговора в законную силу. Кроме того, потерпевшие имеют право заявить о возмещении причиненного ущерба в рамках гражданского делопроизводства.


«ХОДИТ ДОВОЛЬНАЯ ВСЯ СЕЙЧАС, ЕЕ ВСЕ УСТРАИВАЕТ. КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ — ЭТО ЛЕГКОЕ НАКАЗАНИЕ, Я СЧИТАЮ»

После оглашения вердикта Минеханова, оставаясь по-прежнему очень спокойной, от комментариев для СМИ отказалась, заявив лишь, что приговор обжаловать не будет. Немногочисленные потерпевшие тоже неохотно общались с журналистами. «177 тысяч мы потеряли, — сокрушалась одна из них. — Ничего она нам не вернула. Кому и что вернула — неизвестно. Да и ничего у нее нет официально, она все продала давным-давно. Она специально так сделала, зная, что ее осудят. И ходит довольная вся сейчас, ее все устраивает. Колония-поселение — это легкое наказание, я считаю». «Ничего себе — всего-навсего колония-поселение», — тихо перешептывались между собой другие. «76 тысяч мы в кредит оформили, — с горечью вспоминает еще одна потерпевшая. — Потом от поездки отказались. Она сообщила, что все договоры аннулированы, говорила, что нам не надо никуда ходить, настойчиво еще так говорила. А оказалось, что деньги получила и присвоила».

Напомним, все мнимые сделки были совершены Минехановой в период с августа 2016 года по середину 2017-го. Изначально она работала менеджером у предпринимательницы Светланы Аюповой. Именно этот ИП привлекал клиентов для федерального оператора «РоссТур», а в 2017 году менеджер зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель и выкупила у Аюповой бизнес.

После оглашения вердикта Минеханова, оставаясь по-прежнему очень спокойной, от комментариев для СМИ отказалась, заявив лишь, что приговор обжаловать не будет После оглашения вердикта Минеханова, оставаясь по-прежнему очень спокойной, от комментариев для СМИ отказалась, заявив лишь, что приговор обжаловать не будет

Судебный процесс стартовал 8 мая. Уже тогда потерпевшие в своем большинстве высказывались за наказание для Минехановой в виде реального лишения свободы. А «РоссТур» в тот же период времени распространил заявление, в котором открестился от экс-менеджер:. «РоссТур» к указанной компании и человеку не имеет отношения, — заверил федеральный туроператор. — Мы расторгли все договоры в апреле 2017 года, есть подтверждающие документы. Если Айгуль Минеханова использует любую символику «РоссТура», то делает это незаконно».

Кстати, на первом же заседании по данному уголовному делу довольно неожиданно прозвучало, что на скамье подсудимых вполне могла оказаться и сама Аюпова. Выяснилось, что она хотела закрыть турфирму еще в 2016 году, так как дело было нерентабельным, но Минеханова уговорила ее этого не делать, пообещав взять всю работу на себя. Та, будучи сильно занята детьми, пошла навстречу партнерше. «То есть ваше человеческое отношение вас сгубило, — сделал вывод судья. — Вас подставили». «Получается, что так... Не то чтобы подставили, но...» — выдохнула Аюпова, добавив, что в тот период, когда были заключены все липовые сделки, Минеханова работала полностью одна, но от имени предпринимательницы. Да и под договорами турменеджер подписывалась ее фамилией. О том, что такое происходило, Аюпова узнала только тогда, когда дело уже начали расследовать. «Вот когда излишне доверяешь, так и бывает, — заметил Сахипов. — Вот сказала бы она [Минеханова], что действовала с вами согласованно, что вы договорились, а деньги вы поделили, то вы никуда бы не делись. Документально все сходится. Скажите ей спасибо, что она так не говорит».

Как видим, расследование дела не повернулось в эту сторону, Аюпова так и осталась свидетелем, а Минеханову признали виновной. Впрочем, наказание действительно кому-то может показаться слишком мягким. К сожалению, представитель прокуратуры не явился на оглашение вердикта, так что комментарий надзорного органа взять не получилось. Тем не менее у гособвинения есть 10 дней на подачу апелляционной жалобы.