В преддверии 1 сентября управление образования Казани обнародовало традиционный рейтинг, в котором каждое из 161 учебных заведений Казани оценивается по 8 критериям Фото: kzn.ru

«ПРЕДПОЛОЖИМ, ВРАЧ ОЦЕНИВАЕТ ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ...»

Рейтинг составляется уже восьмой год. Напомним, изначально определяющими были всего два параметра: результаты ЕГЭ и победы на олимпиадах, поэтому на лидерских позициях первые года три друг друга сменяли одни и те же престижные школы. Но потом учебные заведения все-таки разбили на четыре категории: общеобразовательные; с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии и лицеи; нетиповые (для одаренных детей, прием ведется на конкурсной основе).

Пройдемся по каждому из этих пунктов (в первых трех мы акцентировали внимание только на первой десятке, а нетиповые оценили все восемь). Заранее просим прощения за некоторую сухость изложения, но статистика превыше всего, особенно в условиях, когда учебные заведения попадаются, например, на завышении оценок. Впрочем, эта сухость компенсируется эмоциональностью директорских комментариев.

«Типовой, в общем-то, рейтинг: баллы идут, и они почти не взвешены, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в сфере образования. — Когда большое количество критериев оценки, они нивелируются при подсчете. Значимость каждого показателя в рейтинге вызывает вопрос: может быть, у школы какой-то показатель, который влияет на итоговую оценку, ниже, но настолько ли он значим? Самая важная — это первая колонка, „Качество образования“. Предположим, врач оценивает твое здоровье по 10-балльной шкале. Давлению поставили три балла, а за отсутствие царапин — 8. Но давление-то более важно. Вообще не должно быть много показателей изначально: максимум три-четыре».

Прошлогодний лидер — СОШ №12 (на фото) заняла лишь 8-е место, уступив первую строчку СОШ № 98 Прошлогодний лидер — СОШ №12 (на фото) — заняла лишь 8-е место, уступив первую строчку СОШ №98 Фото: «БИЗНЕС Online»

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ: ГДЕ УЧИТЕЛЯ — МУЖЧИНЫ

Значительные изменения произошли в позициях общеобразовательных школ. Прошлогодний лидер — СОШ №12 («еврейская») заняла лишь 8-е место (и делит его с СОШ №111, которая обосновалась там с 2017-го), уступив первую строчку СОШ № 98, не вошедшей годом ранее в лидирующую тройку и занимавшей 4-е место. Теперь же у этой школы, судя по «расшифровке» рейтинга, отмечают лучший показатель по воспитательной работе и качеству развития кадров, также на высоком уровне национальное образование... Прошлогодний бронзовый призер — СОШ №175 — в этом году получает «серебро». А 3-е место переходит школе №34, которая в прошлом году не была даже в десятке — на 11-м месте.

На целых 15 позиций смог подняться коллектив СОШ№ 51 — 4-е место: Коллективу удалось лучше всех в городе наладить работу с одаренными детьми, обеспечить безопасность, прививать детям основы ЗОЖ. На один пункт, до 5-го места, продвинулась СОШ №169. Со 2-го на 6-е перешла СОШ №20. А вот СОШ № 161 смогла с 25-го места подняться до 7-го (качество образования поднялось на 38 пунктов, значительно выросли показатели «воспитание здорового образа жизни» и «качество развития кадров»). На 9-м месте закрепилась СОШ №174 (ранее — 15-е).

Пожалуй, «взлетом года» можно назвать замыкающую десятку лидеров СОШ №13. Несмотря на чертову дюжину в названии, коллектив учебного заведения смог укрепить позиции аж на 28 пунктов, до 10 места. Подняться так высоко удалось благодаря колоссальному повышению почти всех показателей: качество образования увеличилось на 36 пунктов, обеспечение безопасности и здоровьесберегающая деятельность — на 29, работа с талантливыми школьниками — на 15, управленческие навыки — на 12, а национальное образование и качество развития кадров — на 10. Добавим, что 10-е место также заняла ООШ №30, которая ранее была на 20-м месте.

«Когда-то мы занимали 136-ю позицию, — напомнил в беседе с „БИЗНЕС Online“ директор СОШ №98 Азит Замалдинов. — Медленно, но уверенно поднимались. Чтобы достичь каких-то целей, должна быть эффективная команда, и у нас она собрана. Отличительная черта нашего коллектива: почти 50 процентов — мужчины. Это молодые ребята-грантовики. И я акцент делаю именно на мужскую половину. Вот и результат. При этом мы обычная общеобразовательная школа. Уверен — научить можно всех, причем без репетиторства. У нас, к примеру, учителя, если это необходимо, бесплатно занимаются с ребятами по индивидуальному расписанию. В итоге откровенно слабых детей за год подготавливали так, что они ОГЭ сдали на отлично».

Здесь прошлогодний лидер — СОШ № 146 — получил бронзу, а первенство – за СОШ № 33, которая ранее занимала 4-е место. Серебро отдано школе № 39 Здесь прошлогодний лидер, СОШ №146, получил «бронзу», а первенство — за СОШ №33, которая ранее занимала 4-е место. «Серебро» отдано школе № 39 Фото: «БИЗНЕС Online»

...И ШКОЛЬНЫЙ РЕСТОРАН

Здесь прошлогодний лидер, СОШ №146, получил «бронзу», а первенство — за СОШ № 33, которая ранее занимала 4-е место. «Серебро» отдано школе №39, в прошлом году находившейся на 5-м месте.

На 4-й позиции — СОШ №141, которая ранее была третьей. Прошлогодний серебряный призер — СОШ №170 — разделил 5-е место с СОШ №179, ранее пребывавшей на 9-й позиции. На 9 пунктов, с 15-го на 6-е место, поднялась СОШ №72. На 7-й позиции второй год держится СОШ №18. Два пункта потеряла школа №171 — она 8-я. На 9-е место с 8-го перебралась СОШ №165. А прошлогодний бронзовый призер — СОШ № 23 — все-таки смог заскочить в последний вагон лидирующей десятки.

«Критерии мы их совместно очень долго разрабатывали с управлением образования, отметила в беседе с „БИЗНЕС Online“ директор СОШ №33 Нелля Шаяхметова. — В принципе, они охватывают все области. И если по качеству образования, ОГЭ и ЕГЭ школа может показывать не очень высокие результаты, она может проявить себя в других направлениях — спортивном, воспитательном. Нет, наверное, объективных, рейтингов, и всегда будут недовольные, но я всегда очень серьезно отношусь к ним... Что дает рейтинг?  Совсем не зря мы выиграли много грантов: „Большая перемена“ — миллион рублей, „Успешная школа“ — еще миллион, стали региональной инновационной площадкой — это 500 тысяч. Рейтинг показывает нам и родителям, куда школе двигаться».

Диляра Каримова: «Мне не совсем нравится этот рейтинг, потому что по настоянию директоров школ он сделан по многим показателям» Диляра Каримова: «Мне не совсем нравится этот рейтинг, потому что по настоянию директоров школ он сделан по многим показателям» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мне не совсем нравится этот рейтинг, потому что по настоянию директоров школ он сделан по многим показателям, — признала в беседе с „БИЗНЕС Online“ директор СОШ №146 Диляра Каримова. — Есть позиции, которые отражают победы директоров в конкурсах, но мы ведь не каждый год имеем право в них участвовать. Или такой показатель, как наличие автобуса. Но нам не нужен автобус — мы всегда можем его заказать. Или показатель наличия нескольких зданий. Но у нас нет стремления захватывать другие здания, мы мечтаем, что нас все-таки услышат и выделят средства для возведения пристроя, на что необходимо 54 миллиона рублей. У нас 1,5 тысячи детей учатся в одну смену! Школа пользуется спросом — вот главный показатель. Мы не хотим переходить на обучение в две смены — у нас только два класса хоккеистов так учатся, и то потому, что у них с утра лед. А еще у нас очень хороший школьный ресторан. Школа еще привлекает интерес и потому, что у нас много современных технологий, например проект „Речевые коммуникации“. Еще один проект — „Бизнес-суббота“: приходят бизнесмены и общаются с детьми. Но невозможно участвовать во всем — каждая организация расставляет свои приоритеты».

Лидер изменился и у лицеев с гимназиями: на верхнюю ступень пьедестала почета взошел лицей № 177, ранее занимавший 4-е место Лидер изменился и у лицеев с гимназиями: на верхнюю ступень пьедестала почета взошел лицей №177, ранее занимавший 4-е место Фото: kzn.ru

ЛИЦЕИ, ГИМНАЗИИ, НЕТИПОВЫЕ: ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРЕСНЫЙ РЕЙТИНГ

Лидер изменился и у лицеев с гимназиями: на верхнюю ступень пьедестала почета взошел лицей №177, ранее занимавший 4-е место, а на нем оказался прошлогодний лидер — гимназия №7. С 6-го на 2-е смогла подняться гимназия №19. А гимназия №122 сменила в этом году «серебро» на «бронзу».

на 4 место оказался прошлогодний лидер – гимназия № 7 На 4-е месте оказался прошлогодний лидер — гимназия № 7 Фото: «БИЗНЕС Online»

Поднялась на 6 пунктов и заняла 5-е место гимназия №2. Следом за ней — лицей №83 (ранее — 12-й). С 3-го на 7-е место «скатился» лицей №121. Второй год 8-е место занимает гимназия №139. С 13-й на 9-ю позицию смог подняться лицей №78. А вот гимназия №155 потеряла пять пунктов и замыкает десятку лучших казанских лицеев.

С 6-го на 2-е смогла подняться гимназия № 19 С 6-го на 2-е смогла подняться гимназия №19 Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается нетиповых учебных заведений, то в 2017 году лидирующую позицию в рейтинге занимал IT-лицей, однако, в этом году у него «серебро» (отметим самый высокий балл за качество обучения). Лидером же стал лицей-интернат №2, занимавший в прошлом году 4-е место (отметим, что у него первенство по «безопасности и здоровью»). Бронзовую позицию потерял лицей КФУ (здесь все в порядке с воспитательной работой и воспитанием кадров), заняв в этом году 5-ю строчку рейтинга. Его место занял лицей №131 (лучше всех ведет работу с талантливыми детьми), который опустился на одну позицию по сравнению с 2017 годом, — видимо, подвел параметр «качество образования».

Что касается нетиповых учебных заведений, то в 2017 году лидирующую позицию в занимал IT-лицей, однако, в этом году у него серебро Что касается нетиповых учебных заведений, то в 2017 году лидирующую позицию в рейтинге занимал IT-лицей, однако в этом году у него «серебро» Фото: kzn.ru

4-е место отдано лицею-интернату №7 — плюс один пункт. Судя по параметрам, у него сильная команда управленцев, но при этом он второй год не может улучшить качество образования — по этой позиции образовательное учреждение второй год занимает предпоследнее, 7-е место.

С 7-го на 6-е место поднялась гимназия-интернат №4 (к слову, «четверка» второй год остается в лидерах по параметру «национальное образование», также она лидирует в «Воспитании здорового образа жизни») — поменялась местами с СОШИ «СОлНЦе».

У директора «СОлНЦа» Павла Шмакова – скептический взгляд на ретйтингование У директора школы «СОлНЦе» Павла Шмакова скептический взгляд на рейтингование Фото: «БИЗНЕС Online»

У директора школы «СОлНЦе» Павла Шмакова скептический взгляд на рейтингование. «Этот рейтинг совсем неинтересный, — заявил он корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — А интересный рейтинг — у министерства образования, который оценивает по объективным показателям: ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам, научным конференциям, стобалльникам. А это... Спрашивают, организован ли отряд юных друзей полиции, помощников пожарных или сколько 60-летних учителей имеют высшую квалификационную категорию. Да большинство из них ее в этом возрасте имеют! Реальный показатель — сколько детей хочет учиться в конкретном учебном заведении. То, что мы по национальному образованию на 7-м месте, — это такая липа! Мы единственная школа, где татарский преподается нормально, — а на 7-м месте».

Нияз Гафиятуллин: «Радует то, что рейтинг устоялся и правила игры не меняются» Нияз Гафиятуллин: «Радует то, что рейтинг устоялся и правила игры не меняются» Фото: «БИЗНЕС Online»

А замыкает «большую восьмерку» нетиповых заведений, как и в прошлом году, лицей №145.

«Радует то, что рейтинг устоялся и правила игры не меняются, — подвел своего рода итог в беседе с „БИЗНЕС Online“ директор Международной школы Казани Нияз Гафиятуллин. — А вообще, явно возросла конкуренция между собой у сильных школ. И не лучшие перемещения былых законодателей мод говорят о том, что, наверное, пора задуматься о каких-то изменениях».

==table2082==

==table2081==