Перед началом заседания в фойе организовали выставку инновационных проектов образовательных учреждений Челнов

«ПРОБЛЕМА И В ЛОШАДИ, И В ТЕЛЕГЕ»

Еще до начала педконференции министр образования РТ Рафис Бурганов прокомментировал журналистам нашумевшее обращение челнинских учителей по поводу неоплаты дополнительных часов родного языка. Напомним, с требованием объяснить ситуацию педагоги обратились в официальную группу администрации города в соцсети «ВКонтакте». 

«В прошлом учебном году, нам всем дали доп. час на изучение родного языка. Администрация школ эти часы не оплатила, ссылаясь на отсутствие денег в городе. Мы звонили в Казань, нам ответили, что деньги на оплату этих часов находятся в Муниципалитете. Стоит ли нам ждать оплаты этих часов или нас обманули??? Ведь у каждого из нас проведено 34 часа и больше», — написала учитель Людмила Никифорова (орфография и пунктуация автора сохраненыприм. ред.).

Когда детям и родителям по настоянию прокуратуры предоставили право выбора языка, получилось, что одни выбрали татарский, а другие — русский, вместо одного предмета стало два, а значит, и нагрузка на учителей удвоилась. Вот только, судя по всему, вопрос оплаты этих уроков не решен. Бурганов пояснил, что «вопрос не в деньгах, а в правильном оформлении документов», и обещал разобраться до конца сентября. «Как президент говорит, здесь проблема и в лошади, и в телеге, — привел Бурганов свою любимую метафору. — Учеба была проведена, не везде они (документы прим. ред.) были правильно оформлены, а кое-где совершенно не были оформлены. Там, где оформление было произведено правильно, начисления делаются и деньги будут выплачены. Дело в том, что мы не можем по каждому району делать отдельное постановление, поэтому мы сейчас по всей республике запросили все документы, чтобы подготовить их в соответствии с бухгалтерским учетом, в соответствии с законом. Какие-то муниципалитеты уже из своих средств заплатили. Мы сейчас делаем полную инвентаризацию, и, безусловно, всем, кто проводил эти уроки, и это зафиксировано документально, их труд будет оплачен. У нас на эту тему вообще никаких сомнений нет», — поклялся министр.

После этого пошли «пряники». Открывая само мероприятие, мэр города Наиль Магдеев торжественно напомнил, что Челны обгоняют республику по результатам ЕГЭ среди выпускников 11-х классов. Также автоград на первом месте в регионе по поддержке и развитию детского творчества, на втором месте в рейтинге по воспитательной работе и в реализации программы спортивно-оздоровительной работы. По олимпиадникам Челны также на втором месте в республике — 297 призеров и победителей, а 6 школ входит в список образовательных организаций с высокими результатами. 

Начальник управления образования Челнов Винер Харисов озвучил свежий рейтинг школ. В этом году исполком использовал новый подход к составлению списков образовательных учреждений. Все школы поделили на три категории: лицеи и гимназии, средние общеобразовательные школы и основные общеобразовательные школы (без 10-х, 11-х классов). 

Лидирующие позиции в первой категории заняли школы №26, 78, 57, 76, 77, 50, 32, 2, 19, 58, 84. Лучшими среди средних общеобразовательных учреждений стали №29, 53, 6, 51, среди школ без выпускных классов — №30 и пролицей №78. Худшими школами Челнов признаны №7, 9, 81, 20, 38, 49, 55, 5. По словам Харисова, 22% городских школ показывают низкие образовательные результаты. 

Обращаясь к министру образования и науки РТ Рафису Бурганову, Винер Хамитович попросил содействия в строительстве школы в 65-м микрорайоне на 1224 места, а также в капремонте 25 школ, которые стояли без него более 30 лет. Для стабилизации «олимпиадных показателей» он предложил создать резерв талантливых учащихся начальной и основной школы — для этого необходимо открыть в городе центр для одаренных детей. Что касается педагогических кадров, Харисов попросил местный педуниверситет разработать программу подготовки наставников, которые в будущем станут руководителями практики для студентов вузов. По данным главы управления, сейчас в образовательных учреждениях Челнов работают 313 молодых педагогов со стажем до трех лет. 

«В условиях демографического скачка необходимо обеспечить приток в профессию молодых специалистов в 1,5 раза больше, чем мы это делаем сейчас», — отметил Харисов. 

Альфия Когогина напомнила и о проблеме бюрократизации системы образования: оказывается, средняя российская школа в год заполняет около 300 отчетов по 12 тыс. показателей. Хочется спросить, до детей ли тут

«МЫ НЕ ПРОВОДИЛИ РЕЙТИНГОВАНИЕ РАЙОНОВ ПО ОЦЕНКАМ ЕГЭ, ЧТОБЫ НЕ ЛОМАТЬ ДОСТОИНСТВО УЧИТЕЛЕЙ»

Некоторые цифры озвучила на заседании и депутат Госдумы РФ Альфия Когогина. Она сообщила, что в республике к 2025 году необходимо создать 6,5 млн новых мест в общеобразовательных организациях при федеральном софинансировании. В сфере допобразования стоит задача увеличения до 70–75% числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным программам. В сфере высшего образование главное — совершенствование механизмов целевого приема в вузы, а в сфере профобразования — организация процесса подготовки студентов в тесном сотрудничестве с реальным сектором экономики, с работодателем. Когогина напомнила и о проблеме бюрократизации системы образования: оказывается, средняя российская школа в год заполняет около 300 отчетов по 12 тыс. показателей. Хочется спросить, до детей ли тут.

Министр образования и науки РТ озвучил цифру, которую республика тратит на образование, — 90 млрд рублей. Даже половины этих денег хватит, чтобы содержать средний регион. «В этом году мы на августовском педсовете не проводили рейтингование районов по оценкам ЕГЭ, — сказал Бурганов. — Ранжирование сделали по местам, чтобы не было административной „гонки вооружений“, чтобы не было искажений результатов государственной итоговой аттестации, чтобы мы не ломали достоинство наших учителей». 

Он отметил, что в Челнах увеличилось число стобалльников: 33 человека против 24 годом ранее. Школами-лидерами стали гимназии №26 и №76, лицей №78, школы №60 и №19, гимназии №77 и №61. По одному стобалльнику также есть в школах №8, 24, 25, 84, 40, 46, 27. Удельный вес выпускников-стобалльников по городу составляет 27%, что на 3% больше, чем в прошлом году. При этом разрыв между самым высоким и самым низким результатом ЕГЭ по русскому языку — 27 баллов, по математике — 37. 


«ТАТАРСТАН ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ РЕГИОН, ЗНАЕТ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Под конец заседания Бурганов еще раз затронул «языковой вопрос», продолжив мысль, высказанную на прошлой неделе в Нижнекамске. Он вспомнил некую «хорошую программу», показанную на канале «ТНВ» Ильшата Аминова, — речь в ней шла о семье китайцев, которые пришли устраивать ребенка в школу. 

«Ему (китайцу прим. ред.) говорят: „Зачем ты еще на татарский отдаешь? Тебе русского хватит“, — пересказывал содержание Бурганов. — А он говорит: „Нет, чем больше мой ребенок знает, тем он более конкурентоспособный“. Я сказал молодому коллеге: лет через 10 я уже, наверное, буду на пенсии, а ты найди меня и напомни. Найди этого китайского мальчика через 10 лет — я уверен, что он будет и русский знать, и татарский великолепно знать, китайский не забудет. Мы почему-то все время стремимся своих детей сделать победнее. Чем больше языков ребенок знает, тем более конкурентоспособным он будет. Почему мы боимся об этом говорить? Это тюркская группа языков, это ментальность мусульманства — смотрите, куда идет все развитие.... Это будут люди, понимающие в любой точке нашей планеты как минимум половину населения, которая что-то будет говорить. Мы чего боимся-то? Почему у нас мама и папа – татары начинают принимать решение, не советуясь со своими предками? Кто из них взял на себя такую смелость решить, что именно на нем должен закончиться родной язык? С какой стати? Нет культуры без языка, нет нравственности. Поэтому не надо говорить, что мы ничего не можем. Когда надо, один классный руководитель может на колени поставить любого родителя. На колени! Давайте правильно понимать нашу историческую ценность. Татарстан лучше, чем любой другой регион, знает русский язык. Кого мы этим обеднили? Никого. Только обогатили».