«КАЖДАЯ КАРТИНА ДОЛЖНА НЕСТИ СМЫСЛ»

Страницы азбуки (по-татарски — әлифба) с оригинальными татарскими буквами, памятник Габдулле Тукаю, а также портрет первого нефтедобытчика Татарстана Надыра Уразмета на стене жилого дома — все это и многое другое вошло во второй этап уникальной паблик-арт программы «Сказки о золотых яблоках», реализуемой «Татнефтью» в Альметьевске. Проект был запущен в прошлом году по инициативе генерального директора нефтяной компании Наиля Маганова и рассчитан на 5 лет. Осуществляется он при участии Института исследования стрит-арта из Санкт-Петербурга. Концепция программы призвана связать воедино монументальные росписи зданий, скульптуры, медиаинсталляции, ландшафтно-архитектурные решения. Все объекты будут рассказывать эпос города, сплетая реальность и волшебный фольклор в единое городское пространство.

Первые работы появились в прошлом году. Резервуары котельной расписал Кирилл Kreal из международной граффити-команды TAD, здание гаража АПТ — Карим Джаббари (Karim Jabbari) из Монреаля и московский дуэт Hoodo, брандмауэр «Исәнмесез!» на въезде в город на доме по улице Бигаш, 123 выполнил итальянский художник Агостино Якурчи (Agostino Iacurci).

Заметим, что к проекту организаторы подходят со всей серьезностью. «Перед тем как начать работу с художниками, мы провели большое антропологическое и фольклорное исследование, — рассказывает куратор городских и образовательных программ питерского института Полина Ёж, — для чего созвали группу из 12 экспертов. Они ездили по краю, изучали историю, устраивали конкурсы, просили жителей поделиться старыми фотографиями, рассказами об исторических событиях. Все это частично и вошло в сюжеты работ». Кстати, исполнителей выбирают коллегиально, во время обсуждения в кураторской группе, в которую входят пять человек. «Это не просто какие-то нанесения, — говорит куратор проекта, руководитель пресс-службы „Татнефти“ Нурия Валеева. — Наиль Ульфатович (Магановприм. ред.) сразу поставил задачу: каждая картина должна нести смысл. Чтобы это были работы, которые передавали бы историю татарского народа, нефтяного края, то, чем мы живем. Это изображения, которые призваны жить и передавать энергию своего народа».

«ИСТОРИЯ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА С ЯЗЫКОМ НАЧИНАЕТСЯ С АЗБУКИ»

С тем, как реализуется проект в этом году, журналисты могли ознакомиться в ходе пресс-тура, организованного компанией «Татнефть». Первыми на их пути оказались три 9-этажных дома на улице Строителей. На 6 боковых фасадах зданий появляются обложка татарского букваря и пять импровизированных страниц — это серия под названием «Әлифба/Азбука».

«За основу взята азбука, потому что это история татарской письменности, — поясняет Ёж. — Ведь вся история отношений человека с языком начинается с азбуки. Взяты пять татарских букв, на каждую выбрано какое-то доброе слово, важное для человека и широко распространенное. На эту тему художники и делают иллюстрации». Обложку на доме №39 уже завершил Дима Fatum (Киев), слово «Үстерү/Растить» Наталья Пастухова (Екатеринбург), а «Һөнәр/Умение» Гузель Гарипова (Казань).

«Я выбрала значение перевода слова „һөнәр“ как „умение“, — пояснила Гарипова. — Хотя оно может означать еще и слово „профессия“. Когда продумывала тему, я решила, что Сабантуй — это праздник, где люди соревнуются в своих умениях: кто сильнее, ловчей. К тому же в Альметьевске много ребят занимаются спортом. И они тоже соревнуются в своих умениях. Мне захотелось это все объединить с каким-то праздником. Для меня данный проект интересен как для человека, который много работает с татарскими темами, я часто иллюстрирую татарские детские книги. А тут такая смежная область — на грани книжной графики и монументального искусства...»

ТУКАЙ И ШУРАЛЕ «В ЭТОМ УДИВИТЕЛЬНОМ ЛЕСУ»

Затем на улице Ленина состоялась церемония открытия творения известного петербургского скульптора Павла Игнатьева «В этом удивительном лесу... / Бу кап-кара урманда...» (Г. Тукай, 1907). Церемония открытия началась весьма забавно и неординарно. Молодые артисты Альметьевского драмтеатра сыграли сценку, смысл которой в том, что жители леса и люди заключают мирный договор, составленный на 15 языках. Сама скульптура представляет собой молодого Тукая, который сидит на велосипеде, а спереди у него в корзине его сказочный герой Шурале. Автор наряду с традиционной бронзой использовал в своем творении и современный продукт нефтехимии — полиэфирную смолу. Золотой металл и черный полимер вполне соответствуют золотисто-черной концепции паблик-арт программы «Сказки о золотых яблоках».

Заместитель генерального директора «Татнефти» по общим вопросам Рустам Мухамадеев на церемонии открытия скульптуры объяснил, почему Тукай сидит на двухколесном транспорте. «В последнее время много сделано для развития инфраструктуры нашего города, — сказал он. — Город с каждым днем становится все лучше и краше. Одной из его достопримечательностей являются наши велодорожки, которые всем нравятся. Есть, конечно, скептики, которые говорят, что они не нужны. Но я считаю, что за этими велодорожками, за велосипедами — наше будущее».

Руководитель исполкома Альметьевска Марат Гирфанов назвал открытие скульптуры уникальным событием. «Сегодня мы присутствуем на уникальном событии для нашего города, — сказал он. — Это я говорю не как представитель администрации, а как человек, проживший всю жизнь в славном Альметьевске. Многое за последние годы сделано: строятся дороги, ремонтируются и создаются новые социальные, спортивные и культурные объекты. Конечно, все это благодаря инициативным и патриотичным людям, которые работают в компании „Татнефть“, тем средствам, которые вкладываются в город. Появление таких мест, как этот памятник Тукаю, важно для нас, коренных жителей. Конечно, и гостям города приятно бывать в таких местах, которые делают Альметьевск для них чуточку ближе».

Ёж выступила с ответным словом. «То, что нас пригласили в этот город, — для нас знаковое событие, — отметила она. — Потому что еще три года назад я не знала, где находится Альметьевск, а сейчас я могу сказать, что это фантастическое место. Несмотря на небольшой размер, этот город обладает огромной глубиной и потенциалом. Можно сказать, что прямо здесь и сейчас реализуется эталонный проект для всей России в том, что связано с общественными пространствами. Потому что очень мало в мире мест, где по инициативе градообразующей компании происходят настолько интересные изменения в столь короткие сроки».

«НЕФТЬ — СОКРОВИЩЕ, ВОКРУГ КОТОРОГО РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ЖИЗНЬ»

Затем пресс-тур направился к котельной ПТС, где трудится художник Артем Стефанов. «Тема, которую мы выбрали, очень характерна для Альметьевского района, она описывает две теории происхождения нефти, — поясняет Ёж. — Это некий альметьевский космогенез. Дело в том, что никто точно не знает, откуда берется нефть. Есть лишь предположения, что это может быть результат химических реакций после падения метеоритов или же разложившиеся останки древних животных. Валеева предложила объединить эти две версии в одну работу. Тут будут изображены животные девонского периода, а сверху — космическая теория. Все объекты будут как бы завернуты в горизонтальную, похожую на земные пласты оптическую иллюзию».


На фасаде дома на улице Нефтяников художник Basil LST создает образ Уразмета — легендарной личности, жившей в нефтяном регионе в середине XVIII века. Основатель Надыровской волости, он понимал ценность нефти, проводил геологические исследования и построил первый завод по добыче и переработке черного золота. От него остались только архивные документы, нет ни одной его фотографии или рисунка, есть только историческая реконструкция его внешности.

«Работа посвящена историческому персонажу Уразмету, — рассказал художник. — Это человек, который первым в Татарстане начал добывать нефть. Его технологии для тех времен были одни из самых современных. Основная задумка в том, чтобы связать тот исторический момент и всю деятельность этого человека. Но так, чтобы не превратить это просто в изображение человеческой фигуры. Я решил пойти таким путем: в музее нефти есть документ, разрешающий ему добывать нефть в Татарстане, от него я и хочу отталкиваться. То есть взять некий свиток как первоначальный носитель информации и развернуть сюжет дальше, выполнить работу в духе средневековой иллюстрации. Первоначальный посыл — недра земли, которые таят в себе некие сокровища. Чтобы их добыть, нужен человек, нужны технологии, чтобы все это обработать и использовать на благо. Здесь Надыр выступает в роли некоего посредника от недр к результату человеческой деятельности. То есть нефть является таким сокровищем, вокруг которого в данном случае разворачивается жизнь».

В завершение добавим, что художники и талантливые скульптуры со всего света еще не раз удивят нас своими работами, выполненными в Альметьевске. Ведь масштабная и интересная паблик-арт программа «Сказки о золотых яблоках», реализуемая «Татнефтью», рассчитана на пять лет, а это значит, перезагрузка нефтяной столицы продолжится.

0+