Спустя 25 лет после прекращения выпуска дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3 Казанский авиазавод выкатил прототип нового варианта этой машины Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕПАРАДНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Мы привыкли, что торжественная презентация всякого рода техники — это всегда глянец: свежая краска, лак, блеск солнца на отполированных поверхностях... Но сегодня Казанский авиазавод им. Горбунова – филиал ПАО «Туполев» (КАЗ) решил не поддерживать эту традицию, и долгожданный Ту-22М3М, выкатки которого ждали лет пять (с появления первых слухов о данной программе), предстал перед приглашенными на церемонию изрядно потертым — как настоящая боевая машина.

Впрочем, так оно и есть – превращение Ту-22М3 в Ту-22М3М отработали на самолете, выпущенном, предположительно, в конце 80-х годов и до недавнего времени более-менее активно летавшем. «Все правильно, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ а авиапроме, — обычно машину облетывают и только потом красят. С другой стороны, обычая презентовать еще не летавший боевой самолет раньше не было». Ну тут понятно — от «Туполева» и КАЗа сегодня ждут многого, вот они и торопятся оправдать ожидания руководства России и общественности. Напомним, Ту-22М3М должен стать радикальной модернизацией знаменитого Ту-22М3. Сообщалось, что это будет, по сути, не модернизированный, а совершенно другой самолет: с новейшей авионикой, двигателями и вооружением.

Об этом на сегодняшней презентации говорили много: новые двигатели и топливная автоматика, повышение точности навигации, расширение боевых возможностей, рост уровня автоматизации управления самолетом, упрощение технического обслуживания, унификация с Ту-160М, новая информационно-управляющая система, цифровая индикация в кабине, функции интеллектуальной поддержки действий экипажа, снижение нагрузки на летчиков и так далее.

«Возможности этой машины впечатляют и далеко превосходят возможности всех имеющихся на вооружении иностранных государств аналогов», — заверил сегодня командующий Дальней авиацией Сергей Кобылаш. Интересно, о каких иностранных машинах идет речь, ведь самолетов такого класса нет больше ни у кого, даже у американцев.

Большие чиновники заверили, что государство будет всячески помогать предприятиюФото: president.tatarstan.ru

«И, НАДЕЮСЬ, ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ...»

Интересно также, что при всех громких речах стороной обходится вопрос о том, сколько летчиков в экипаже Ту-22М3М. Сейчас их четверо (командир, правый пилот, штурман-навигатор и штурман-оператор). Если при всей современной начинке численность экипажа сохранится, это будет странно. «Я вам точно говорю: у М3М стеклянная кабина (среди прочего это означает, что вместо индикаторов-будильников установлены многофункциональные дисплеи, существенно облегчающие работу экипажа,прим. авт.)», — заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» один из руководителей предприятия. «В XXI веке стеклянную кабину поставить не проблема, — говорит источник в авиапроме. — Но они же двухчленный экипаж не сделали! Вопрос: почему?» В целом он указывает, что Ту-22М3М для КАЗа — проект, безусловно, этапный, но до полноценного воплощения в железо еще далеко. Выкаченный сегодня прототип намерены начать испытывать уже в сентябре, но, скорее всего, это будет в основном отработка бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), ведь у машины нет даже новых двигателей.

Но принижают ли все эти уточнения труд заводчан? Ничуть. На сверхусилиях КАЗа и «Туполева» сегодня акцентировали внимание все выступавшие на торжественной церемонии. «Хочется поблагодарить коллектив рабочих, инженеров и конструкторов, которые вложили душу и сердце в этот самолет и вдохнули в него новую жизнь», — подчеркнул Кобылаш. «Трудовая победа — не просто слова», — обозначил значимость выкатки заместитель министра промышленности РФ Олег Бочаров.

 «Трудовая победа — не просто слова», — обозначил значимость выкатки Олег Бочаров (справа) Фото: metshin.ru

Большие чиновники заверили, что государство будет всячески помогать предприятию. «Это и загрузка, и, я надеюсь, повышение зарплаты, и техническое перевооружение завода, — обозначил сегодня значимость программы Ту-22М3М президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь. — Завод развивается, это видно».

Весьма оптимистичным было и обращение к заводчанам президента РТ Рустама Минниханова: «Были времена, когда мы приезжали на завод для решения тех или иных сложных проблем, связанных с перспективой предприятия, а сегодня мы можем с уверенностью сказать, что не только этот ракетоносец проходит глубокую модернизацию, что сам завод — это современнейшее предприятие, с хорошей перспективой... Заверяю, что республика всегда с вами. Всегда будем поддерживать вас, и пусть Всевышний даст нам возможность чаще встречаться по таким поводам».

«На реконструкцию и строительство заводу деньги выделили очень серьезные, — подтверждает источник. — Под перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) и перезапуск производства Ту-160 — тоже. При этом важно, что отдельно на Ту-160 деньги не дают, — только с перспективой производства ПАК ДА, а это означает серьезнейшее переоснащение завода. Почему нет отдельно на Ту-160? Мы же понимаем, что, с точки зрения будущего, это все равно вчерашний день». Напомним, ПАК ДА должен заменить одновременно Ту-95, Ту-22М3 и Ту-160. В связи с этим заслуживает внимания сделанное сегодня в Казани Бочаровым заявление о том, что минпромторг РФ намерен выбить для КАЗа под производство ПАК ДА дополнительные 19 млрд рублей.


ДОЗАПРАВКУ В ВОЗДУХЕ ВСЕ-ТАКИ ВЕРНУЛИ

Интересно, что на заводе еще остались старые советские заделы Ту-22М3 — четыре планера. Можно ли их использовать под программу Ту-22М3М, ведь и недавно выкаченный Ту-160 был сделан из «заготовок» конца 80-х? «Думаю, эти планера можно использовать, но их надо перебирать — всякого рода прокладки, скорее всего, уже пришли в негодность, — говорит источник. — Еще в премьерство Виктора Черномырдина ставили вопрос о достройке этих самолетов, но не получилось. Наверное, придется ждать более светлых времен».

Источник также подчеркнул, что заводу нужна именно ритмичная серийная загрузка, и напомнил, что Ту-22М3 был самым массовым продуктом КАЗа (Пе-2 не в счет — все-таки это машина иной сложности и военного времени): «Ил-62 и Ту-160 штучно делали, а Ту-22М3 выпускали по 30 в год. Когда наступили тяжелые времена, Виталий Егорович Копылов (руководил КАЗом в 1973–1994 годахприм. авт.) говорил, что это кормилец завода, что это основная машина ВВС, и ни у кого не хватит смелости остановить ее производство. Но все обернулось по-другому: в один из дней 1993 года руководство России заявило, что Ту-22М3 больше выпускаться не будет, и на следующий день Виталий Егорович слег с инсультом. Да, не исключено, что тогда это сделали под давлением американцев. Напомню, что тогда же на их противодействие наткнулись попытки продать Ту-22М3 за границу, например китайцам. И вот, получается, сегодня о Ту-22М3 вспомнили: правильно — летать-то не на чем, надо хотя бы то, что есть, модернизировать».

Когда-то Ту-22М (в разных вариациях) был самым массовым продуктом предприятия, то есть буквально кормильцем заводчан Фото: «БИЗНЕС Online»

Интересно, что Ту-22М3М имеет все шансы, как и его предшественник, стать самым массовым продуктом КАЗа: сообщалось, что военные намерены модернизировать 30 строевых самолетов. Как рассказал сегодня Слюсарь, по плану, военные начнут получать новую машину с 2021 года.

И, наконец, добавим: сегодня подтвердились данные источников «БИЗНЕС Online» о том, что на Ту-22М3М будет аппаратура для дозаправки в воздухе, демонтированная с Ту-22М3 под давлением американцев, — на носу выкаченного самолета хорошо виден обтекатель, скрывающий выдвижную штангу дозаправки. Таким образом, Ту-22М3М вновь приобретает свойства длинной руки российской боевой авиации.