Колбаса с названием «Кремлевская» в настоящее время в торговые точки не поставляется. В каких-то магазинах ее нет последние пару недель, а в других аж с марта Колбаса с названием «Кремлевская» в настоящее время в торговые точки не поставляется. В каких-то магазинах ее нет последние две недели, а в других — аж с марта Фото: Олег Спиридонов

В ИСКЕ «КРЕМЛЕВСКАЯ» ЕСТЬ, А В МАГАЗИНАХ ЕЕ НЕТ

Московская компания «Торговый дом „Кремлевский“« требует от ООО «Челны-Мясо» прекратить использование товарного обозначения «Кремлевская» на своей продукции, а также 960 тыс. рублей в качестве компенсации за нарушение прав на товарный знак. Такова суть иска, поданного столичной организацией в арбитраж. Предварительное слушание дела назначено на 11 сентября. В описательной части иска указано обоснование требований: «Обозначение „Кремлевская“ сходно до степени смешения с товарным знаком „Кремлевский“», что, по мнению истца, является нарушением авторских прав. Добавим, что торговый дом «Кремлевский» работает при управления делами президента РФ и занимается координацией и организацией поставок продуктов питания предприятиям, подведомственным управделами, а также управлением товарными знаками, включающими в себя словесные элементы «Кремль», «Кремлевский» и производные от них слова и словосочетания. Последний аспект и дал право ТД обратиться в суд.

«БИЗНЕС Online» попытался обнаружить предмет раздора в фирменных магазинах «Челны-Мясо», а также в других магазинах. Но усилия оказались тщетными — товаров с брендом «Кремлевская» мы не нашли. Более того, продавцы магазинов пояснили нам, что колбаса с таким названием в настоящее время в торговые точки не поставляется. В каких-то магазинах ее нет последние две недели, а в других — аж с марта. Более того, в перечне продукции на официальном сайте ООО «Челны-Мясо» не значится ничего с маркировкой «Кремлевская». Однако то, что она производилась и продавалась в торговых точках, не вызывает сомнений. Мы отправили запрос в Москву, в ТД «Кремлевский», с просьбой прокомментировать ситуацию. Ответ пришел за подписью руководителя группы стратегии и маркетинга Юлии Лысенко. В нем говорится, что структура управделами президента считает, что факт нарушения закона имеет место быть, а также дается понять, что «Челны-Мясо» не намерено решать вопрос мирным путем. По просьбе ТД публикуем ответ полностью: «В данном случае речь идет о колбасе варено-копченой с обозначением „Кремлевская“. ФГУП „Торговый дом „Кремлевский“ в рамках деятельности, направленной на защиту принадлежащих ему объектов интеллектуальной собственности, а также интересов добросовестных лицензиатов, проводит планомерную работу по выявлению неправомерного использования принадлежащих ему товарных знаков на всей территории Российской Федерации. ФГУП „Торговый дом „Кремлевский“ является правообладателем портфеля товарных знаков, включая словесный элемент „Кремлевский“ и производимые из него словосочетания. Работа по выявлению неправомерного использования товарных знаков проводится предприятием на постоянной основе.

ФГУП „Торговый дом „Кремлевский“, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также согласно внутренней политике предприятия, обращается за защитой своих нарушенных прав в судебные органы исключительно при нежелании второй стороны прибегнуть к досудебному (мирному) разрешению спора. Судебное производство и разбирательство в России осуществляется на основе принципов независимости судей, подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также на началах равноправия сторон и состязательности процесса. В связи с чем прогнозирование исхода любого искового производства не представляется возможным».

В описательной части иска указано обоснование требований: обозначение «Кремлевская» сходно до степени смешения с товарным знаком «Кремлевский», что, по мнению истца, является нарушением авторских прав В описательной части иска указано обоснование требований: обозначение «Кремлевская» сходно до степени смешения с товарным знаком «Кремлевский», что, по мнению истца, является нарушением авторских прав Фото: Олег Спиридонов

ОТ ЗАЩИТЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ ДО «КРЕМЛЕВСКОГО МИШКИ»

ТД «Кремлевский» имеет статус федерального государственного унитарного предприятия и, как мы уже упоминали, находится в структуре управления делами президента РФ. Создано оно было в 2000 году. Возглавляет ФГУП Рустам Камалетдинов, до этого занимавший должность председателя госкомитета Башкортостана по торговле и защите прав потребителей. На этом посту он проработал с 2012 по 2016 год. Его отставка была официально представлена как «переход на другую работу». Однако некоторые СМИ тогда писали, что он якобы не справился с задачами, возложенными на него главой региона Рустемом Хамитовым. По крайней мере, тот не раз высказывал недовольство положением дел в торговле, в частности тем, что даже востребованные товары из Башкортостана с трудом выходят за пределы республики. В то же время в регионе вполне широко реализуется продукция из Челябинской области, Татарстана, Удмуртии, Пермского края и так далее.

Сегодня спектр осуществляемой ФГУП деятельности достаточно широк. Предоставление прав на товарные знаки входит в этот перечень. В общей сложности ТД является правообладателем 85 товарных знаков, включающих в себя словесный элемент «Кремлевский» и производные от него словосочетания. Предоставление прав на их использование производится, естественно, в рамках лицензионных соглашений, причем не только на территории России, но и за рубежом. Товарные знаки распространяются на широкий спектр товаров и услуг. На законных основаниях этот товарный знак используется в названии водки «Кремлевская», коньяка и опять же водки Kremlin Award, сервелата «Кремлевский» и так далее. Как утверждается на сайте ТД, «ключевые принципы сотрудничества — взвешенный отбор контрагентов, постоянный контроль качества продукции и пресечение неправомерного использования товарных знаков». Среди лицензиатов «Кремлевского» — коньячно-винно-водочный комбинат «Арарат», концерн «Мульти Групп», «Микояновский мясокомбинат», ЗАО «Стародворские колбасы» и так далее.

Можно согласиться с ТД «Кремлевский», считает Марат Камалов: определить на данной стадии перспективы разбирательства в арбитраже невозможно. Но тут интересен другой момент — дойдет ли спор вообще до рассмотрения по существу Можно согласиться с ТД «Кремлевский», считает Марат Камалов: определить на данной стадии перспективы разбирательства в арбитраже невозможно. Но дойдет ли спор вообще до рассмотрения по существу? Фото: Олег Спиридонов

Кроме того, «Кремлевский» работает как с государственными, так и с коммерческими заказчиками, реализуя полный комплекс услуг по организации закупок — от их планирования до контроля полного исполнения контрактов. Занимается ТД и выпуском продукции под собственными торговыми марками, причем только в среднем и премиальном ценовых сегментах. Производителями могут быть как предприятия, подведомственные управделами, так и сторонние компании, выпускающие продукцию по заказу. Требования, опять же, — стабильное высокое качество, натуральность и безопасность. Среди товаров, выпускаемых под собственными марками, значится, например, пломбир «Выбор Кремля» или шоколадно-вафельные конфеты «Кремлевский мишка». Поставкой продукции под собственными торговыми марками в организации, подведомственные управделами, а также ее реализацией по различным каналам сбыта также занимается «Кремлевский».

Вышеупомянутые виды деятельности так или иначе связаны с государственными органами. Но есть у ТД и услуги совершенно, на первый взгляд, сторонние. Например, «Кремлевский» занимается таможенным сопровождением, консультирует по вопросам внешнеэкономической деятельности и предлагает экспедиторские услуги. Предприятие имеет сеть филиалов, обособленных подразделений и постоянных мест таможенного оформления более чем в 20 городах России. «Кремлевский» имеет опыт работы в проектах в нефтегазовой сфере, а также таможенного оформления любых товаров, включая технологическое оборудование и скоропортящиеся продукты питания, пребывающие всеми видами транспорта под любыми таможенными процедурами. Кроме того, ТД занимается и поставкой малых архитектурных форм совместно со стратегическим партнером ООО «Солнечный Круг».

ОТ «ХАЛЯЛЬНОЙ» СВИНИНЫ ДО «КРЕМЛЕВСКОЙ» КОЛБАСЫ

Наши попытки получить комментарий у владельца ООО «Челны-Мясо» Фандуса Хафизова не увенчались успехом. Мы дозвонились до бизнесмена, но когда он узнал, что им интересуется пресса, связь внезапно прервалась. В последующем предприниматель упорно не брал трубку, а также не отвечал и на СМС.

Хотя предмет спора с полок магазинов пропал, ответчик (на фото Фандус Хафизов), судя по всему, не намерен решать вопрос мирным путем Хотя предмет спора с полок магазинов пропал, ответчик Фандус Хафизов (на фото), судя по всему, не намерен решать вопрос мирным путем Фото: chelny-biz.ru

Напомним, в конце июня в Татарстане разразился скандал. На свином карбонаде «Юбилейный» в вакуумной упаковке производства компании «Челны-Мясо» внимательные покупатели разглядели этикетку, где было указано, что эта продукция производится по стандартам «халяль». Скандальная этикетка явно была изготовлена специально к чемпионату мира по футболу — на мяче цветов флага Татарстана, помимо логотипа компании и надписи «Футбол 2018», красовалась надпись, выполненная под арабскую вязь, — «Татарское трио халяль». На это моментально отреагировало ДУМ РТ. Управление сообщило, что не разрешало использовать данную маркировку на продукции, и направило компании уведомление о приостановке производства халяльной продукции. Карбонад был оперативно снят с реализации. Впрочем, тогда председатель комитета по стандарту халяль ДУМ РТ Марат Низамов пояснил «БИЗНЕС Online», что продукция «Челны-Мяса» была промаркирована ошибочно: «На этой продукции, конечно же, никакой маркировки „халяль“ не было, была только наклеена этикетка. Заведующий складом по ошибке отпустил в другое производство эту этикетку, там ее наклеили, потом отгрузили товар».

Хафизов же тогда объяснял, что стикер, на котором узрели крамольную надпись, был рекламным и произведен специально к чемпионату мира по футболу. И клеится он на всю продукцию компании вне зависимости от того, халяльная она или нет. «На самом деле там нет халяльного знака, там просто написано, что мы халяль тоже производим. Этот рекламный стикер могут приклеить хоть куда, но он вот попал на карбонад», — рассказал тогда бизнесмен нашему изданию.

Как нам удалось выяснить, «Челны-Мясо» в арбитражном споре с ТД «Кремлевский» представляет Григорий Бусарев  известный в Татарстане юрист, гендиректор казанской компании «Артпатент», которая специализируется на вопросах, связанных с защитой авторских и смежных прав. 

Напомним, что Хафизов на сегодняшний день является учредителем и руководителем пяти ООО. Его главный производственный актив, расположенный в поселке Комсомолец Тукаевского района, по итогам 2016 года показал чистую прибыль 3,3 млн рублей при выручке 672,8 млн — оборот за год упал на 9%. Те же ОКВЭДы, что закреплены за основным производством, записаны и за сельскохозяйственным потребительским смешанным кооперативом «Безнен Авалым» в поселке Опушка того же Тукаевского района, в котором Хафизов председательствует. Здесь же, в Опушке, он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.

«Челны-Мясо» в арбитражном споре с ТД «Кремлевский» представляет Григорий Бусарев, известный в Татарстане юрист «Челны-Мясо» в арбитражном споре с ТД «Кремлевский» представляет Григорий Бусарев, известный в Татарстане юрист Фото: «БИЗНЕС Online»

Продажами в группе Хафизова формально занимаются торговый дом и торговая компания с одинаковым названием «Челны-Мясо». Последний финансовый отчет ТД зафиксирован 2013 годом — чистая прибыль составила 855 тыс. рублей, выручка — 1,7 миллиона. Судя по отчетности, отраженной в сервисе «Контур.Фокус», в этот период основные финансовые потоки были переведены на ТК, зарегистрированную именно в 2013 году. По итогам 2016-го торговая компания показала прибыль 1,2 млн рублей, выручка составила 141,8 млн рублей с падением на 10%.

Коммерческим имуществом Хафизова управляет ООО «Мясоперерабатывающее оборудование». МПО показало за 2016 год 1,1 млн рублей чистой прибыли и 1,9 млн рублей выручки. У «Челны-Мяса» в автограде 7 магазинов и 5 фирменных торговых павильонов, еще один имеется в поселке Комсомолец и три точки продаж — в Альметьевске.

ДОЙДЕТ ЛИ ДЕЛО ДО РАССМОТРЕНИЯ ИСКА ПО СУЩЕСТВУ?

Марат Камалов, заместитель директора юридической компании «Татюринформ», считает, что претензии «Кремлевского» вполне имеют право на существование. «Если у истца зарегистрирован товарный знак „Кремлевский“, то требования можно считать обоснованными. Любые вариации данного товарного знака могут быть истолкованы как „сходство до степени смешения“. Это может ввести потребителя в заблуждение. Кроме того, регистрация товарных знаков происходит по определенным классам, их в мире всего 45 — все товары, работы, услуги. И если классы совпадают, то это тем более подтверждает притязания „ТД „Кремлевский“. Следует также добавить, что существуют и другие формы регистрации товарных знаков. Возьмем ту же самую „Кока-колу“. Вроде бы этот знак написан этакой вязью. Но зарегистрировать его можно так, что как бы вы ни написали — хоть печатными буквами, хоть каким-то хитрым шрифтом — это все равно защищается. И даже цвет, если его сделать определенным образом, будет распространяться на всю цветовую гамму. В любом из вышеуказанных случаев требования правообладателя товарного знака могут быть предъявлены и будут рассматриваться судом».

Камалов уверен, что юристы ТД „Кремлевский“ точно зафиксировали факт использования данного товарного обозначения. Наверняка, считает он, в их распоряжении есть и видезапись, и фотоснимки, и чеки с указанием названия продукта Камалов уверен, что юристы ТД «Кремлевский» точно зафиксировали факт использования данного товарного обозначения Фото: Олег Спиридонов

То, что в данный момент в продаже нет продукции со знаком «Кремлевская», как нет ее и на сайте компании «Челны-Мясо», по мнению Камалова, абсолютно ничего не значит. Потому что он уверен, что юристы ТД «Кремлевский» точно зафиксировали факт использования данного товарного обозначения. Наверняка, считает он, в их распоряжении есть и видеозапись, и фотоснимки, и чеки с указанием названия продукта.

Можно согласиться с ТД «Кремлевский», что определить на данной стадии перспективы разбирательства в арбитраже невозможно. Но тут интересен другой момент — дойдет ли спор вообще до рассмотрения по существу. «По обыкновению, такие случаи ну очень часто решаются не судом, а мировым соглашением, — высказывает свое мнение Камалов. — Происходит это обычно так: заключается лицензионный договор, определяется роялти, которое будет выплачиваться, и взыскивается небольшая денежная компенсация, если стороны приходят к соглашению».

«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.