Пике рубля — это реакция на законопроект об очередных санкциях США в отношении России Пике рубля — это реакция на законопроект об очередных санкциях США в отношении России Фото: ©Евгения Новоженина, РИА «Новости»

«РОССИЯ ДВИЖЕТСЯ ПУТЕМ ИРАНА ПО ГЕОПОЛИТИЧЕСКИМ И ЭКОНОМИЧЕСКИМ РЕЛЬСАМ»

Август традиционно для нашей страны месяц бед и катастроф. Все началось с августовского путча 1991 года, все помнят дефолт 1998 года, и вот на днях российский рубль резко пошел вниз. Заговорили об очередном витке кризиса, который может существенно обвалить национальную валюту. Пике рубля — это реакция на законопроект об очередных санкциях США в отношении России. Впервые с апреля этого года, когда были обнародованы санкции, затронувшие российских чиновников, бизнесменов и публичные компании, американский доллар превысил отметку в 65 рублей. К апрельским же минимумам откатились бумаги Сбербанка и других компаний, которые также могут попасть под санкционные меры. Крупнейшие российские государственные банки тоже могут стать субъектами экономических санкций со стороны США. И это серьезный удар по и без того пошатывающейся на легком ветру отечественной экономике.

О санкциях в энергетической сфере в проекте есть два важных момента. Первый обещает санкции за инвестиции в энергетические программы стоимостью свыше $250 млн за пределами России, в которые вкладывают российские государственные или окологосударственные компании. Второй пункт — за финансирование, поставки оборудования или технологий в новые нефтедобывающие проекты в РФ, которые могут быть оценены дороже $1 миллиона.

Согласно законопроекту президент США должен ввести персональные санкции против российских чиновников и олигархов не позже 180 дней после его принятия. Белый дом в течение двух месяцев предоставит новый список российских лиц, подозреваемых в преступлениях в сфере кибербезопасности. Национальная разведка должна опубликовать доклад о личном состоянии президента РФ Владимира Путина.

Санкции могут задеть непосредственно и нас с вами. Пластиковые карты Visa и MasterCard, выпущенные попавшими под санкции отечественными банками, будут заблокированы. Четыре года назад так случилось с держателями карт, эмитированных банками «Россия» и «СМП банк». Это грозит трудностями административного характера и необходимостью иметь дело с бюрократическими процедурами, что дополнительно обозлит и без этого раздраженных людей.

Существует немалая вероятность того, что наше правительство ограничит хождение долларов внутри страны по примеру Ирана, который находится под тяжелым давлением американских санкций. В апреле иранцам запретили иметь на руках, вне банков, более $10 тысяч. Россия движется путем Ирана по геополитическим и экономическим рельсам. Иранская экономика находится в тупике. Тегеран не может разом выйти из всех вооруженных конфликтов в соседних странах. Это будет означать крушение внешнеполитического курса иранского руководства, который проецируется на внутреннюю политику, потому что иранская пропагандистская машина исходит из того, что кругом враги. Режим аятолл вынужден вести войну для поддержания «шиитского мира». В случае, если Иран откажется от оказания помощи Асаду, хуситам, шиитскому правительству в Ираке, тогда враги разберутся с Ираном. Это обыденная риторика, но до какого-то времени она работала. Иран — страна, которая не может существовать в рамках автаркии, с опорой на собственные ресурсы. Если Иран продолжит в том же ритме, его ждет маленький вариант венесуэлизации ситуации. Уже более полугода там периодически случаются многочисленные акции протеста. Моральный авторитет власти упал.

Тщетные попытки найти альтернативу ЕС и США в лице Китая закончились провалом. Пекин не торопится вкладывать в отечественную экономику Тщетные попытки найти альтернативу ЕС и США в лице Китая закончились провалом. Пекин не торопится вкладывать в отечественную экономику Фото: kremlin.ru

«У РОССИИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ НИКАКИХ РЕАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ДЛЯ ОТВЕТНЫХ МЕР»

У нас схожие проблемы. Война в Сирии и поддержка «русского мира», помощь непризнанным государствам ДНР/ЛНР, Южной Осетии, Абхазии, Венесуэле и ряду других «темных режимов». Резкое ужесточение внутренней политики, произвол силовиков, борьба кланов, непонимание, как провести трансфер власти в 2024 году. Вокруг этого проекта закручивается целый ряд внутренних конфликтов и нагнетаются былые противоречия. Отсутствие ясного образа будущего. Все это создает нервную атмосферу в элитах и обществе.

Ситуация утяжеляется еще рядом непопулярных мер правительства по повышению планки НДС, росту цен на бензин и увеличению возраста выхода на пенсию. Кремль пребывает в тупике. Рейтинг доверия к президенту, правительству и партии власти снижается. Растут оппозиционные настроения. Социальный протест ширится, требования трансформируются в политические лозунги. Это неизбежный вектор развития ситуации. Мы наблюдаем износ технологической и хозяйственной инфраструктуры, паралич управленческой системы, по причине которой имеем трагедии в виде пожара в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерове. Чиновничество неподотчетно гражданскому обществу. Между ними ширится пропасть недоверия. И этот ряд можно продолжать.

Вашингтон будет давить на нас и требовать того же от Европы. Это полномасштабная экономическая война. Но при этом у России практически нет никаких реальных механизмов для ответных мер. Все эти контрсанкции в отношении Вашингтона не более чем пропагандистская уловка для внутреннего потребления, всю популистскую суть которых выразил режиссер Карен Шахназаров, заявивший в эфире одного из ток-шоу на федеральном канале: «Если бы не эти санкции, то нам пришел бы конец, их нам послал сам бог». Но реальность, естественно, значительно отличается от всех этих закланий в духе «пчелы против меда». Российская экономика глубоко интегрирована в мировую хозяйственную систему и зависима от общих настроений в этой сфере. Невозможно забункериться, как в свое время сделал диктатор Албании Энвер Ходжи, и ждать, что ничего с экономикой не случится. Технологии, инвестиции, рынки — все находится на Западе.

Тщетные попытки найти альтернативу ЕС и США в лице Китая закончились провалом. Пекин не торопится вкладывать в отечественную экономику. Он инвестирует в европейские проекты, активно идет в Латинскую Америку, Африку. От России Пекин хочет реализации абсолютно невыгодных для нас совместных проектов типа «Силы Сибири». Китайцы игнорируют призывы Кремля возобновить переговоры о строительстве еще одного газопровода в Китай — «Алтай». Они более 10 лет не соглашались покупать российский газ на условиях «Газпрома» и сейчас демонстрируют, что он не слишком им нужен.

Они могут обойтись без «Силы Сибири» и «Алтая», а если и будут покупать газ из РФ для своих северо-восточных провинций, то по цене ниже себестоимости. Прагматичный восточный сосед явно рассчитывает на то, что «Газпром», соорудив за государственный счет газодобывающую и газопроводную систему ценой более $100 млрд, будет умолять его брать газ на любых условиях. Поднебесная не рассматривает Москву равным партнером. Она считается лишь с заокеанской державой.

Но об этом государственные СМИ молчат. Китай не спешит идти России на помощь, хоть и находится сейчас в ситуации торговой войны с Вашингтоном.

И опять россияне в который раз будут призваны затянуть свои ремни.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции