В Нижнекамске и Челнах открыли новые судейские здания, появление которых назвали праздником правосудия В Нижнекамске и Челнах открыли новые судейские здания, появление которых назвали праздником правосудия

ОТКУДА У СУДЕЙ ЗЕМЛЯ?

Совещание по итогам работы первого полугодия городских и районных судов РТ накануне провели в Нижнекамске. В тот же день здесь и в Челнах открыли новые судейские здания, появление которых назвали праздником правосудия. Заседание началось с вручения ведомственных наград, а главы челнинского и нижнекамского судов получили из рук председателя Верховного суда РТ Ильгиза Гилазова настенные часы с логотипом суда. «Задекларировать не забудьте», — пошутили в зале. «Нет, нет. Они стоят меньше 3 тысяч», — отшутились в ответ из президиума. Впрочем, праздничное настроение быстро рассеялось. На совещании председатели судов выслушали шквал критики в адрес своей работы от руководства.

Для начала Гилазов озвучил общую статистику. Всего за 6 месяцев суды республики рассмотрели 415 тыс. 307 дел, что на 2% больше, чем в 2017 году. Уголовных из них — 54 тыс. дел, гражданских — 207 тыс. дел, административных — 47 тыс., дел об административных правонарушениях — 106 тысяч. Мировыми судьями рассмотрено 266 тыс. дел и материалов, это 64% от общего количества дел, рассмотренных судами республики. В районных судах нагрузка на одного судью составила 61 дело в месяц, в Верховном суде — 30 дел. Такие показатели, по словам Гилазова, стабильны. А вот что колеблется, так это количество жалоб.

За 6 месяцев от населения на работу судов поступило 703 жалобы в различных формах. При этом год назад было больше — 1110 жалоб. Благодарностей зафиксировано всего 6. Больше всего жалуются на судей Верховного суда, Вахитовского и Советского судов Казани и Набережночелнинского суда. «Цифры вполне ожидаемы, поскольку данные суды являются крупнейшими среди судов республики и рассматривают наиболее резонансные дела», — прокомментировал Гилазов. А вот казанские Приволжский, Ново-Савиновский суды, а также Зеленодольский, наоборот, стали получать меньше нареканий от населения. Также статистика говорит о том, что в 4 раза увеличилось количество жалоб на затягивание процессов и волокиту.

«Недовольство граждан вызывает поведение сотрудников аппаратов судов и их отношение к своим должностным обязанностям. Несмотря на то что количество жалоб по данной категории постоянно уменьшается, тем не менее этих жалоб все-таки еще достаточно», — заявил Гилазов и добавил, что факты заслуживают проверки.

«Юридическое искусство — это лишь на первый взгляд знание законов и правил. Юриспруденция — это особый мир. И наша обязанность — разделить этот мир с людьми, которые далеки от него. Вы понимаете, да? Много зависит, как социологи говорят, от того, как с человеком будут разговаривать в приемной, в регистратуре, сколько он будет ждать приема», — обратился к судье Гилазов и призывал повышать качество работы.

Затем слово взяли заместители, чтобы обсудить «вопросы, которые вызывают предельную озабоченность».

Совещание по итогам работы первого полугодия городских и районных судов РТ провел в Нижнекамске Ильгиз Гилазов

Начальник управления судебного департамента РТ Зявдат Салихов для начала сообщил, что новые здания судов планируют строить в Чистополе и в Зеленодольске, но к работам не могут приступить из-за бюрократических проволочек — деньги лежат, а освоить их пока нельзя.

Далее речь пошла о внутренних проблемах.

«Качество представленных сведений о доходах за последние годы заметно улучшилось, замечаний становится все меньше. Вместе с тем некоторые судьи продолжают указывать в декларациях счета в банках, которые не были отражены в прошлом», — посетовал Салихов. По его словам, руководству в таких случаях приходится запрашивать объяснительные с выпиской по счету. Дальше — больше. В 2017 году «у некоторых судей» в собственности появились нежилые помещения. «Сразу же возникает вопрос: не извлекает ли судья доход от сдачи указанных помещений в аренду?» — обратил взгляд в зал начальник управления судебного департамента РТ. У ряда судей нашлись участки, полученные от муниципалитета. «На заседании комиссии один из судей не смог объяснить, как он прошел процедуру заключения договора при продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», — откровенно заявил Салихов. Продолжая перечислять грехи судей, он упомянул одного из них, который сначала в графе доходов указал получение страховой выплаты более 1 млн рублей, а на комиссии заявил, что денег не получал. Не названная по имени мировой судья в течение пяти лет являлась учредителем коммерческой организации. Материалы по этому случаю направлены в совет судей.

«Необходимо понимать, что отдел по противодействую коррупции работает не только со сведениями о доходах, но изучает каждую неоднозначную информацию в отношении судей, которая появляется в СМИ, интернете и так далее», — предостерег коллег Салихов.

«ДАВАЙТЕ БЕРЕЧЬ НЕРВЫ ДРУГ ДРУГА»

Дошла очередь и до разговоров о дисциплине и личной жизни судей. Судьям посоветовали избегать того, что могло бы повредить авторитету судебной власти, и серьезно относиться к выбору круга общения. Затем уже с другой интонацией и несколько смущенно Салихов пояснил. «Это я говорю в связи с последними событиями. В этом году мы на комиссии совета судей рассматривали эти вопросы, вы все об этом знаете. Как неудобно говорить даже судье или председателю суда. Встает председатель суда и оправдывается за судей. И члены комиссии тоже в неудобном положении...» — тихо произнес он. В сбивчивой речи можно было услышать слова «отношения» и «любовь». По всей видимости, речь шла о локальном служебном скандале.

Дошла очередь и до разговоров о дисциплине и личной жизни судей. Судьям посоветовали избегать того, что могло бы повредить авторитету судебной власти

Напомнили судьям и о том, что они являются носителями гостайны, поэтому их выезд за рубеж должен согласовываться. При этом каждое пересечение границы фиксируется и передается в органы. С электронным документооборотом тоже не все ладно. Документы не подписываются электронной подписью, а если и подписываются, то не тем, кем нужно, с бланками путаница, со сроками размещения судебных актов проблемы и пр. «Один раз сесть, посмотреть, на какие клавиши нажимать. Я тоже не технарь», — не выдержал судья.

Раскритиковали и достоверность статистических данных, которые передают районные суды в Казань. На участках Вахитовского суда Казани и Балтасинского суда обнаружили 100-процентное сокрытие дел, рассмотренных с нарушением сроков. Закончил свой доклад Салихов словами: «Давайте беречь нервы друг друга».

Оказалось, что судейское сообщество испытывает сложности с почтовой связью. «Это стало болью для всей судебной системы. В этом году все суды испытывают трудности при отправлении почтовой корреспонденции», — отметил начальник управления судебного департамента РТ. Причины две. Новый закон запрещает судам использовать их франкировальные машины, которые ставят на письма печати, чтобы можно было отправлять без марок. Такую корреспонденцию в почтовых отделениях сейчас блокируют. «Кстати говоря, на 15 миллионов рублей купили франкировальных машин», — вознегодовал судья. Вторая причина — это заключение централизованного контракта с «Почтой России». Ее услугами пользовались и раньше, но была еще и «Федеральная почтовая служба», а сейчас суды остались без ее услуг.

Заместитель Гилазова Максим Беляев, который за два часа до этого стал обладателем нагрудного знака к званию «Заслуженный юрист Республики Татарстан», скромно отметил, что собрались все не для того, чтобы получать награды, и озвучил следующую статистику: в апелляции ВС РТ рассмотрено 4 430 уголовных дел и материалов. Это на 5% меньше, чем годом ранее. При этом без изменения оставили 84,4% приговоров. В прошлом году цифра была больше на 1%. «Изложенное свидетельствует о незначительном снижении качества рассмотрения при уменьшении нагрузки», — прокомментировал Беляев.

Максим Беляев за два часа до совещания стал обладателем нагрудного знака к званию «Заслуженный юрист Республики Татарстан» Фото: president.tatarstan.ru 

Назвал Беляев и суды, где снизились показатели работы, — Приволжский суд Казани (на 20%), Буинский и Высокогорский (на 16%). Самые худшие показатели выдали Мензелинский, Алексеевский, Агрызский, Камско-Устьинский и Апастовский суды. Пофамильно озвучили судей, которые допустили самое большое количество ошибок за последние 6 месяцев, среди них оказались и председатели судов. Одни оставляли подсудимых без возможности произнести последнее слово, другие выносили слишком суровые приговоры, которые потом отменялись.

ДВА ГОДА ЗА ТЫСЯЧУ РУБЛЕЙ

За 6 месяцев отменены обвинительные приговоры в отношении пяти лиц. Годом ранее было 7 дел. Здесь Беляев упомянул дело, в рамках которого приговор отменили в отношении некоего Семенова, осужденного за сбыт марихуаны. Мужчина приехал на Высокую Гору, чтобы устроиться на работу. На станции к нему подошел человек, попросил на время телефон, а в благодарность дал сверток с едой. В мужчине сразу же подошли полицейские с понятыми, а в свертке с едой обнаружили наркотик. Суд не внял аргументам защиты и посадил мужчину на 3 года, но апелляция его освободила. «Кто мешал вынести подобное решение местному судье Тухватуллину? Остается загадкой. А потом нас критикует общество и СМИ за низкий процент оправдательных приговоров. В народе уже родилась шутка: если тебя осудили ни за что, радуйся, ты ни в чем не виноват», — сказал Беляев, но смеяться в зале не стали.

Еще один случай из практики судьи Тухватуллина стал достоянием общественности: два сельчанина помогали соседке по хозяйству, та дала им 200 рублей, но этого оказалось мало, мужчины отобрали у нее уже тысячу, на деньги устроили попойку. Апелляция посчитала, что 1 год и 8 месяцев реального срока — слишком суровое наказание. Мужчину освободили.

Укорили судей за то, что те не спешат предоставлять данные для проверки судебных решений

«Если суды Татарстана будут сажать крестьянина за бутылку водки, кто будет работать на селе? Да и выручка „Татспиртпрома“, наверное, резко снизится», — вновь пошутил Беляев. Излишнюю строгость судьи проявляют и при избрании меры пресечения. «По нашептанным на ушко основаниям», — многозначительно отметил судья.

А вот подход к условно досрочному освобождению, по словам Беляева, стал более тщательным, однако все же нужно быть осмотрительнее и «не стоит выпускать на свободы нелюдей». Здесь судья вспомнил убийство нижнекамской лыжницы. Предполагаемый убийца ранее освободился по УДО.

Зампредседателя ВС РТ по гражданским делам Марат Хайруллин сообщил, что гражданские дела в целом рассматриваются в рамках установленных сроков, но на отдельных участках количество нарушений увеличилось на 72%. Также Хайруллин посетовал на невнимательность судей, которая приводит к серьезным последствиям. Например, по решению судьи снесли дома, а позже обнаружилось, что постройка не находилась в границах спорного участка. Нарекания вызвала и небрежность судей — разорванные обложки дел, неправильная подшивка документов, отсутствие печатей и пр. Напомнил Хайруллин и о необходимости соблюдать тайну усыновления. По его словам, часто обращение граждан по таким вопросам становится достоянием всего суда.

Последним выступил зам по административным делам Роман Гафаров. «Мы договаривались как можно меньше критиковать, но никак не получается, поскольку из года в год одни и те же ошибки повторяются», — начал он и углубился в профессиональные вопросы, связанные с рассмотрением административных дел. Смех в зале вызвал случай, пересказанный Гафаровым: некий судья потребовал перечислить штраф в размере 500 рублей по делу об административном правонарушении не в пользу бюджета, а на счет некоего Зайнутдинова. «У меня в голове не укладывается. Первый раз с таким сталкиваюсь», — прокомментировал судья. Упомянул Гафаров и дела, которые дошли до Европейского суда по правам человека. Проверка выявила упущения, допущенные местными судьями.

Отметил зам по административным делам интересный факт: число требований компенсации за незаконное привлечение к административной ответственности резко возросло. «В случае прекращения производств по делу по реабилитирующим основаниям у лиц, подвергнутых административному преследованию, возникает право требования возмещения убытков и расходов. Если раньше случаи обращения за возмещением вреда носили единичный характер, то сейчас они вылились в устойчивую судебную тенденцию», — сообщил Гафаров. По его мнению, появились сутяжники, которые используют закон для наживы.

Напоследок Гафаров укорил судей за то, что те не спешат предоставлять данные для проверки судебных решений. Продолжилось заседание уже при закрытых дверях.

Фото: e-nizhnekamsk.ru