Ирек Миннахметов показал Рустаму Минниханову свое детище — пивзод «Белый Кремль» в Чистополе способен дать республике 2 млрд рублей акцизов Ирек Миннахметов показал Рустаму Минниханову свое детище — пивзавод «Белый Кремль» в Чистополе способен дать республике 2 млрд рублей акцизов

«В ТАТАРСТАНЕ МЫ РАССТАВИМСЯ ОЧЕНЬ БЫСТРО» 

На пивоваренном заводе «Белый Кремль», строительство которого началось в июне 2017 года в Чистополе, накануне завершились пусконаладочные работы. Несмотря на то что при запуске конвейера присутствовал президент РТ Рустам Минниханов, торжественных речей, какие обычно бывают на открытии завода, глава республики говорить не стал. Приехав на завод, он в сопровождении гендиректора «Татспиртпрома» Ирека Миннахметова деловито осмотрел производство, негромко задал несколько вопросов сотрудникам и стал свидетелем того, как один из них нажал кнопку запуска конвейера. «Мы позиционируем это не как открытие, а как пусконаладочный процесс, начало работы, — пояснил журналистам Миннахметов. — И президент тоже назвал его подключением. А открытие мы, думаю, будем делать отдельно для жителей города Чистополя». 

Тем не менее сертификация продукции полностью завершена. Пиво соответствует нормам Таможенного союза и зарегистрировано в ЕГАИС. Уже пошла его отгрузка в торговые сети. «Первопроходцами» стали «Эдельвейс» и «Бахетле». 

Сертификация продукции полностью завершена. Пиво соответствует нормам Таможенного союза и зарегистрировано в системе ЕГАИС. Уже пошла его отгрузка в торговые сети Сертификация продукции полностью завершена. Пиво соответствует нормам Таможенного союза и зарегистрировано в ЕГАИС. Уже пошла его отгрузка в торговые сети

«В первую очередь после открытия мы будем выставляться в Татарстане. Наша задача — максимально присутствовать во всех каналах, во всех сетях. Уже достигнуты договоренности с гипермаркетами „Эссен“, „Бристоль“, „Лента“, „Пятерочка“. Все основные сети ждут это пиво, в РТ мы расставимся очень быстро», — выразила уверенность замдиректора «Алкоторга» (дочерняя компания АО «Татспиртпром», выступающая его эксклюзивным дистрибьютором) Алсу Хайруллина. Экспансию за пределы республики «Белый Кремль» начнет с сентября — в первую очередь в Центральный, Приволжский и Уральский федеральный округи. «С кем-то уже заключены договоры, с кем-то — в процессе подписания», — поделилась Хайруллина. 

На заводе будет производиться классическое, живое, крепкое пиво — светлые и темные сорта низового брожения. Ценовой диапазон будет колебаться в пределах 50–70 рублей. Ассортиментная линейка представлена флагманом «Белый Кремль» (есть в безалкогольном варианте), а также такими марками, как «Старая Казань», «Кама», CZ и «Жигулевское». Отдельная, уже овеянная легендами, история — выпуск пива высшего качества торговых марок Kaltenberg и Konig Ludwig. Рекомендуемая цена продукта, сваренного по немецкой рецептуре, — в районе 80–90 рублей. В планах на будущее — выпуск кваса и пива крафтовых сортов: сейчас в компании изучают рынок. 

В компании твердо намерены блюсти все предписанные немцами технологии. «Пиво варится 21 день, из настоящего солода» В компании твердо намерены блюсти все предписанные немцами технологии. «Пиво варится 21 день, из настоящего солода»

«КТО-ТО МОЖЕТ МЕШАТЬ СОЛОД С ЯЧМЕНЕМ — МЫ ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕ БУДЕМ» 

«Нам говорили: ладно, вы умеете делать хорошую водку, но с чего вы так замахнулись, что у вас получится сделать хорошее пиво?» — проводив гостей, делился с журналистами Миннахметов, решивший вспомнить, как все начиналось.  

«С подачи Минтимера Шариповича мы встретились с Лужковым — он  попросил организовать встречу с нами. Шаймиев все это организовал, и так мы познакомились с принцем Луитпольдом Баварским (президентом пивоваренной компании Konig Ludwig International GmbH & Co.КG прим. ред.), продукция которого представлена в 18 странах мира. И он захотел работать с нами. А мы получили 800 лет истории пивоварения и два известных бренда. То есть, если бы мы даже хотели сварить плохое пиво, они бы нам не дали этого сделать», — улыбнулся глава «Татспиртпрома».

Стоимость проекта, напомним, составила 5,6 млрд рублей, из которых 76,4% — кредит Сбербанка, остальное — собственные средства компании Стоимость проекта, напомним, составила 5,6 млрд рублей, из которых 76,4% — кредит Сбербанка, остальное — собственные средства компании

Стоимость проекта, напомним, составила 5,6 млрд рублей, из которых 76,4% — кредит Сбербанка, остальное — собственные средства компании. 

В «Татспиртпроме» твердо намерены блюсти все предписанные немцами технологии. «Пиво варится 21 день, из настоящего солода. Кто-то может мешать солод с ячменем, что удешевляет процесс, — мы этого делать не будем», — пообещал Миннахметов. С его слов, в будущем «Белый Кремль» планирует стать «локальным лидером высокого уровня» и занять порядка 30% регионального рынка. Первоначально мощность пивоваренного завода составит 10 млн декалитров пива в год — с возможностью увеличения объемов производства до 20 млн декалитров. Сегодня официальные цифры выпуска пива в РТ колеблются от 19 до 25 млн декалитров, но с учетом серого рынка могут достигать и 30 млн, считает глава «Татспиртпрома». 


Он заметил, что в цене каждого литра пива 21 рубль занимает акциз. Легко посчитать, что при полной загрузке «Белый Кремль» способен принести бюджету республики порядка 2 млрд рублей в год, в этом смысле затраты окупятся очень быстро. Собственно, как можно догадаться, само решение развивать пивное направление «подсказали» Татарстану федеральные власти, затеявшие перераспределение акцизов на крепкий алкоголь: его планируют распределять между бюджетами не по объемам производства, а по объемам легальной продажи. То есть деньги получает не тот, кто производит, а тот, кто пьет. Акциз на пиво же по-прежнему на 100% зачисляется в региональную казну.

Об этом на открытии говорил и глава недавно созданной пивной ассоциации РТ Ринат Акчурин, отметивший, что на рынке республики наряду с Efes и «Булгарпивом» появился еще один крупный производитель и это положительно скажется на республиканском бюджете. «Весь акциз идет, как вы знаете, в бюджет республики, поэтому мы надеемся, что основные дистрибьюторы у нас в республике обратят внимание на продукцию этого завода», — высказался он. 

Довольно радужно оценил перспективы нового продукта на рынке республики Александр Мордовин, отметивший, что в первую очередь видит в качестве целевой аудитории покупателей пива население РТ Довольно радужно оценил перспективы нового продукта на рынке республики Александр Мордовин, отметивший, что в первую очередь видит в качестве целевой аудитории покупателей пива население РТ

Довольно радужно оценил перспективы нового продукта на рынке республики и присутствующий тут же президент союза производителей ячменя, солода, хмеля и безалкогольной продукции РФ Александр Мордовин, отметивший, что в первую очередь видит в качестве целевой аудитории покупателей пива население РТ. «На сегодня наш российский потребитель выбирает „свое, отечественное“. И жителям республики сам бог велел покупать продукцию, произведенную в РТ», — считает он. По мнению Мордовина, в течение пяти лет продукция «Белого Кремля» на рынке пива Татарстана вполне способна занять от 30% до 50%. «Конечно, в рамках российского пивоварения (а в России на сегодня, по официальным данным статистики, производится 7,6 миллиарда литров пива) объем годового производства — во всяком случае первой очереди — 10 миллионов декалитров — незначителен. Но, как мы знаем, запланирована вторая очередь, когда объемы будут увеличены в два раза, и я надеюсь, что не так далек тот момент времени, когда предприятие сможет производить уже проценты от общего российского объема производства пива». 

 Айрат Гиззатуллин в заключение заметил, что завод «Белый Кремль» сегодня является самым крупным резидентом индустриального парка «Чистополь» Айрат Гиззатуллин в заключение заметил, что завод «Белый Кремль» сегодня является самым крупным резидентом индустриального парка «Чистополь»

 «НАША С ВАМИ ЗАДАЧА — ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СЕРОГО РЫНКА» 

На вопрос, кого он считает своим основным конкурентом, Миннахметов обтекаемо ответил — серый рынок. По его словам, около 30–40% рынка пива в России составляет нелегальная продукция. «Это сотни миллиардов недополученных бюджетом денег. Это наш самый главный конкурент, но мы не можем с ними бороться по цене, поэтому будем бороться правовыми методами — делать все для того, чтобы они с рынка уходили», — пообещал глава «Татспиртпрома». 

Его поддержал Акчурин, отметивший, что далеко не все производители честно отражают объемы пива, которые производят и продают. «Наша с вами задача — избавиться от того серого пива, которое производится в течение дня, причем не путем брожения натуральных продуктов, а путем химии. Тем самым мы травим себя, свое население, платим недобросовестным производителям, недобросовестным поставщикам», — эмоционально высказался он, добавив, что со стороны пивной ассоциации РТ готовится законодательная инициатива по установлению минимальной розничной цены на уровне 61 рубля за литр. «Это не только наша инициатива — мы изучаем рынок, советуемся с основными производителями и вместе вырабатываем инициативы — по минимальной цене, по маркировке. Остальное мы надеемся донести до нашего правительства и в дальнейшем на федеральном уровне какие-то изменения в законодательство внести», — пояснил Акчурин. В случае внедрения такой инициативы продажа пива в «сером виде» станет невыгодна — если оно станет выставляться на полки по заниженной цене, продавцы будут подвергаться административной ответственности. 

Ринат Акчурин: «Наша с вами задача — избавиться от того «серого» пива, которое производится в течение дня, причем не путем брожения натуральных продуктов, а путем химии» Ринат Акчурин: «Наша с вами задача — избавиться от того серого пива, которое производится в течение дня, причем не путем брожения натуральных продуктов, а путем химии»

Гендиректор «Химграда» Айрат Гиззатуллин в заключение заметил, что завод «Белый Кремль» сегодня является самым крупным резидентом индустриального парка «Чистополь» («Химград» по поручению Минниханова управляет им с 2014 года). Завод позволяет создать порядка 270 новых рабочих мест. «Естественно, мы не остановимся на тех проектах, которые реализует здесь „Татспиртпром“, и надеемся, что запуск завода пивоваренного позволит завести сюда еще ряд резидентов, которые будут заниматься смежными продуктами. Это все, что является сопутствующими товарами — по пищевой промышленности, по производству сырья. И, естественно, все, что связано с тарой, с упаковкой, с производством упаковочной продукции», — поделился Гиззатуллин.