Сегодня 109 истцов попытаются оспорить территориальную схему обращения с отходами. А накануне футбольное поле в Осиново приняло «матч» против МСЗ Сегодня 109 истцов попытаются оспорить территориальную схему обращения с отходами, а накануне футбольное поле в Осиново приняло «матч» против МСЗ

СТОЯНИЕ НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ: ПОЛУМАТЕРНЫЙ КРЕАТИВ И ОСТРАКИЗМ МЕСТНЫХ ДЕПУТАТОВ

Должно быть, еще никогда осиновское футбольное поле не испытывало такого накала страстей, столь далеких от игры родом с Туманного Альбиона. Примерно 2,5 часа шел митинг против мусоросжигательного завода (МСЗ), на который собрались жители Осиново, ЖК «Салават Купере», ЖК «Радужный». Цифры присутствующих разнятся, и по мере митинга число протестующих росло: сначала их было человек 400, потом, по оценкам самих экоактивистов, 1,2 тыс., под занавес они заявили в соцсети «ВКонтакте» цифру в 2 тыс. человек. Неплохие цифры, если считать, что планировалось увидеть 900 человек. По оценкам корреспондента «БИЗНЕС Online», на поле действительно было более тысячи. И в какой-то момент полиция, со слов юриста движения Елены Бикташевой, попросила прекратить допуск митингующих, но сделать это было просто невозможно: поле большое, да и какой смысл... В общем, никто и не пытался. 

Ближе к началу митинга распространялась суматоха. Людей все прибавлялось, вокруг бегали дети. Некоторые — с плакатами вроде «Мама, ты все сделала, чтобы МСЗ не построили?». В самом деле, креатива активистам не занимать — например, перед митингом на месте возможного строительства завода они выстригли траву в виде фразы «Нет МСЗ». Логика проста: раз президент РТ Рустам Минниханов летает на вертолете — увидит с воздуха! Плакаты на поле оказались не на шутку провокационными. Первым бросался в глаза щит с матерным подтекстом трехметрового размаха на импровизированной сцене: «Инвестор, иди на *** со своим МСЗ!». Рядом с ним красовался призыв такого же размера: «Требуем референдум в Осиново!».

Цифры присутствующих разнятся, и по мере митинга число пртестующих росло — сначала их было человек 400, потом, по оценкам самих экоактивистов, 1200, под занавес они заявили ВКонтакте цифру в 2 тысячи человек Цифры присутствующих разнятся, и по мере митинга число протестующих росло — сначала их было человек 400, потом, по оценкам самих экоактивистов, 1,2 тыс., под занавес они заявили в соцсети «ВКонтакте» цифру в 2 тыс. человек

Особое внимание уделили депутатам Осиновского сельского поселения, единогласно проголосовавшим за принятие генплана, в котором есть теперь участок под мусоросжигательный завод. Напомним, что сделали они это на закрытом голосовании, пока публика за воротами совхоза «Майский» пела «Священную войну». Позднее казанский Кремль устами Лилии Галимовой отметил, что претензии экоактивистов по поводу непременного присутствия на заседании беспочвенны. Голосование легитимно, поскольку устав совета поселения предусматривает обе формы заседаний: и открытую, на которой настаивали активисты, и закрытую.

Но протестного остракизма и чувства оскорбленности у жителей это, разумеется, не отменяет. Теперь активисты считают уместным проклинать этих в общем-то подневольных людей. В одном ряду вчера стояли женщины с плакатами: «Продали здоровье народа», «Бизнес на жизнях поколений», «Продали землю и свой народ». Рядом другой плакат — доска позора для депутатов, «предавших народ». Эту доску установили в селе еще в конце июля. В списке из 12 фамилий — депутаты Салимов А.Ю., Мельникова Т.В., Ибрагимова Р.Р., Пустынникова Е.П., Андреянова Н.М., Филиппов С.В. и другие. «Бог вас не простит, знайте», — разливаются слова на плакате, а держит его улыбающаяся женщина — активистка Гульнара Гилязова, которая раньше (да и сейчас) представляет движение против засыпки Волги. 

В одном ряду вчера стояли женщины с плакатами: «Продали здоровье народа», «Бизнес на жизнях поколений», «Продали землю и свой народ». Рядом другой плакат — доска позора для депутатов, предавших народ В одном ряду вчера стояли женщины с плакатами: «Продали здоровье народа», «Бизнес на жизнях поколений», «Продали землю и свой народ». Рядом другой плакат — доска позора для депутатов, «предавших народ»

«Они плюют просто на наше мнение! Более половины жителей Осиново высказались против. Какое моральное право они имели голосовать так, как они хотят? Почему не руководствовались своим личным мнением?» — вопрошал со сцены активист Дмитрий Егоров

По версии Егорова, 28 июня на слушаниях по МСЗ никто не дал возможности задать вопрос, а члены комиссии просто выключили микрофон и ушли. «А в документах они написали, что там был вопрос-ответ, кто-то что-то задал и ответил. Почему?» — возмущался мужчина. «Позор!» — кричали ему в ответ. «Мы сожрем это! Я не понимаю как! Просто я уже год во всем этом участвую, не понимаю... Здесь просто хотят сделать какое-то гетто людей второго сорта!» — кричал Егоров, доводя себя до исступления. Казалось, что молодецкая злость все прибывала и прибывала, делая его речь несколько нечленораздельной. Однако напомним: на слушаниях доклады сквозь крики из зала зачитывали, пока экоактивисты искали способ добиться микрофона. Не раз и не два сквозь шум и какофонию прорывалось: «У кого еще есть вопросы?» Хотя временами экоактивисты, дирижируя толпой, инициировали то топот ногами, то все новые кричалки. В итоге слушания объявили состоявшимися, хотя толпа уже ворвалась на сцену, швыряя бутылки и обливая водой президиум. У обеих сторон была своя цель: апологетам МСЗ было важно провести слушания, а их противникам — сорвать их.


«Я ВОЗМУЩЕНА ТЕМ, ЧТО НАШИ ДЕПУТАТЫ ЕЗДИЛИ В ШВЕЙЦАРИЮ... ИХ НАДО БЫЛО СВОЗИТЬ В КАМБОДЖУ, ГДЕ ПРЕДАТЕЛЕЙ УСЫПЛЯЮТ!»

Впрочем, вернемся на поле, где женщина, которая, по ее словам, совсем недавно стала ходить на встречи противников МСЗ, продолжала выступление. Она настроилась высказываться против власти и перед многочисленной публикой не стеснялась в выражениях. «Я видела весь этот ужас, весь этот беспредел, который начали чинить наши власти имущие, ненасытные. Я не знаю... Это звери, а не люди, которые стоят у власти. Нельзя так поступать с народом. Мы не рабы, чтобы распоряжаться нашей жизнью! — говорила она, тоже постепенно распаляясь. — Я вообще возмущена, что наши депутаты ездили в Швейцарию. Какого черта? Смотреть, какие там заводы стоят? Надо было свозить их сначала в Камбоджу, где предателей, обманщиков своего народа усыпляют...  Вот туда надо было этих сволочей возить!» В ответ ей собравшиеся хлопали и свистели. Справедливости ради напомним, что в Швейцарию ездил лишь один депутат, Сергей Филиппов. В основном в делегации были журналисты, одной из целей поездки было изучение системы раздельного сбора отходов. Как раз того самого сбора, за который выступают и экоактивисты. 

Но дадим снова высказаться выступавшей. «Каждый из нас хочет плюнуть смачно этому самому ненасытному депутату, они же избранники наши... — с чувством разочарования говорила женщина, а потом вспомнила, что в России испокон веков хороший царь, а бояре плохие. — Я верю, что Путин не знает истинной картины, ему говорят совсем другое... Нам надо сделать, чтобы услышал Путин! Надо ехать в Москву вместе с детьми, объявить голодовку, но сделать так, чтобы нас Путин услышал!» — призывала она.

Основная позиция активистов движения против МСЗ остается неизменной: нужно строить не мусоросжигательный, а мусороперерабатывающий завод. Хочется верить, что не один, а иначе ведь это будет, по выражению одного из экспертов, второй «Нижнекамскнефтехим»... Чтобы приучить людей к раздельному сбору мусора, на каждой массовой встрече активисты организуют сбор вторсырья на переработку. По словам активистки Веры Керпель, они собирают бутылки с определенными маркировками — контейнеры, стаканчики, пакеты, пластик. Перед сдачей обязательно нужно вымыть все отходы. Они принимаются только в чистом виде: объясняется это тем, что, «сполоснув мусор, вы превращаете его в ценное вторсырье». Также для переработки принимают некоторую макулатуру, ветошь и др. «Жители сами приносят и часто интересуются тем, как заняться сортировкой мусора», — отмечает Керпель. На тот момент стояло уже три пакета с принятым вторсырьем. В одном из них стопкой лежали картонные подставки из-под яиц, которые годятся, к примеру, под будущую туалетную бумагу. 

Основная позиция активистов движения против МСЗ остается неизменной. Нужно строить не мусоросжигательный, а мусороперерабатывающий завод Основная позиция активистов движения против МСЗ остается неизменной: нужно строить не мусоросжигательный, а мусороперерабатывающий завод

Представившийся учителем ОБЖ и химиком Альфред Хакимуллин проштудировал ОВОС и сделал вывод: его составители просто наврали, заявляя, что фильтры МСЗ на 99% очищают выбросы. Это не так, пламенно говорил выступающий. В качестве примера он приводил тот факт, что степень очистки от окислов азота — лишь 46,6%. Правда, этого никто вроде бы и не скрывает: все данные по выбросам есть в документации. Насколько белым будет дым из трубы, «БИЗНЕС Online» уже писал ранее, приводя и таблицу очистки выбросов. Хакимуллина очистка от окислов азота не устраивает. «Это даже не 50 процентов! И вот такую систему очистки можно назвать эффективной?» — считает он. Что сказать? Да, «лисьи хвосты», что знакомы казанцам по случавшимся ранее выбросам диоксида азота с Порохового завода, — это очень плохо! Но все познается в сравнении. Посмотрим цифры ОВОС: проектируемый завод выбросит 327 т диоксида азота в год. Много? Конечно, и лучше бы их не было! Но продолжим: показатели у расположенной в этих местах ТЭЦ-3 — 2,5 тыс. т этого вещества ежегодно; показатели «Казаньоргсинтеза» — еще 928 тонн. То есть больше в 10 раз. 

Но, в конце концов, диоксид азота — это вещество третьего класса опасности. Куда опаснее — первоклассный диоксин, которого завод, по проекту, выбросит 0,05 г в год. Это единственный источник диоксина в районе — по данным ОВОС. Хакимуллин продолжил сравнивать показатели, приводя хитрую цифирь. В память откладывалось лишь «превышение ПДК в два раза», «превышение в четыре раза»... Так вот по диоксинам-фуранам превышение, по версии химика, будет аж в 40 раз. Откуда? Да все из той же таблицы в ОВОС. Норматив по диоксину в России — 0,5 пикограмма на нормальный кубометр воздуха, а после фильтров идет 0,02 нанограмма — 20 пикограмм! Это и в самом деле в 40 раз больше. Одна лишь тонкость: это показатели эффективности очистки, а не значения предельно допустимых концентраций. И уж тем более не концентрации на границах санитарно-защитной зоны. Но все равно красочно — бьет не в бровь, а в глаз! 

Интересным открытием стало выступление молодой девушки, которая приехала из Кургана, Сони Данаиловой. Соня — активистка движения против строительства уранодобывающего предприятия «Курган – Антиуран». Она рассказала о проблемах с экологией в ее регионе и выразила поддержку жителям Осиново. «Я оказалась в Казани и решила лично познакомиться с вашим движением. Честно, я очень восхищаюсь, как вы сплоченно боретесь против вашей проблемы. Мы все болеем за вас всей душой», — сказала девушка. В ответ ей кричали «Спасибо!». Теплые слова Сони, кажется, даже умиротворили разгоряченную публику. 

По делу будут выступать 109 истцов — и их может стать еще больше: Елена Бикташева подготовила заявления, которые мог подписать каждый, чтобы стать истцом в суде По делу будут выступать 109 истцов — и их может стать еще больше: Елена Бикташева подготовила заявления, которые мог подписать каждый, чтобы стать истцом в суде

КАК БЮРГЕРЫ ВЫБРАЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО МСЗ

Уже сегодня в Верховном суде РТ юрист Елена Бикташева будет защищать интересы противников МСЗ. Подан коллективный иск против принятой в РТ территориальной схемы обращения с отходами. «У нас есть фактические доводы. Мы не доверяем власти в том, что мусоросжигательный завод будет безопасным, — это первое. Второе — у нас есть ситуация с тем, что оценка воздействия уже проведена, проект готов, но нам его не дают, — начала Бикташева и представила два выхода из положения — сложить руки или идти в суд. — Если мы выиграем это дело, то строительство завода не видать!» До принятия решения кабмином РТ по территориальной схеме обращения с отходами должны были пройти общественные обсуждения, которых не было, — это один из аргументов на процессе.

Основным наступательным средством, судя по всему, будут не только юридические доводы, но и толпа. По делу будут выступать 109 истцов — и их может стать еще больше: Бикташева подготовила заявления, которые мог подписать каждый, чтобы стать истцом в суде. И сегодня они призвали всех с паспортами приходить к Верховному суду, ведь заседание, по закону, открытое. Этот процесс не станет единственным: как заявила Керпель, готовятся иски и по принятию генплана, и по публичным слушаниям по ОВОС МСЗ. «Мы будем оспаривать перевод земли из земель сельхозназначения в земли промышленности и общественное обсуждение мусоросжигательного завода, которое 28-го числа произошло. Там была фальсификация протоколов общественных обсуждений», — считает юрист движения.

«Мы не доверяем власти в том, что мусоросжигательный завод будет безопасным» «Мы не доверяем власти в том, что мусоросжигательный завод будет безопасным»

Бикташева рассказала, что в июле в Москве они попали на прием к председателю комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимиру Бурматову. Тот привел пример Германии, где люди сами выбирают способ обращения с отходами — на общественных слушаниях. «Им предложили три варианта обращения с отходами и указали их стоимость. Хотите — будет полигон, хотите — будет мусоросжигательный завод или можно сделать глубокую переработку по фракциям — создать множество маленьких заводиков. Это по всей Европе уже передовой вариант. Нам об этом даже не говорят!» — возмущалась Бикташева. В Германии из трех возможных способов переработки мусора был выбран мусоросжигательный завод, который расположился в 300 м от детского сада, честно признала она. Но это был выбор самих немцев, а не их бургомистров — и это главное!

Начался проливной дождь, толпа заметно поредела, но выступления продолжались. Активист Антон Голубков, который все это время находился на сцене, зачитал резолюцию. Это документ, сформулированный в четырех пунктах и отражающий план дальнейших действий жителей Осиново. «Мы требуем встречи с президентом Республики Татарстан. Второй пункт — организовать рабочую группу, включить туда общественников, ученых для решения проблем с отходами. Отменить результаты публичных слушаний и признать их несостоявшимися. Четвертый пункт — отправить на доработку территориальную схему по обращению с отходами и назначить широчайшее обсуждение территориальной схемы», — озвучил Голубков.

Под занавес — снова креатив! В конце встречи оставшимся показали трехминутный ролик, снятый активистами движения против МСЗ. Это часть будущего фильма, говорят экоактивисты. Итак, события разворачиваются в 2022 году в Осиново, когда завод по сжиганию мусора вовсю перерабатывает отходы и выдает на-гора все свои 55 мегаватт. Жители поселка ходят в противогазах, ибо дымит МСЗ... Они часами стоят в очередях в аптеку и в администрацию поселка — видимо, чтобы все еще добиться справедливости. Катаются на велосипедах и даже ходят в парикмахерскую, где поверх резиновых масок мастера (тоже в противогазах) чего-то приклеивают на лысую резину. Что ж, полет фантазии — как в случае дымящих труб китайских угольных электростанций на плакатах экоактивистов, под которыми обычно и пишут, что это МСЗ.