«А я принял решение, что у нас будет выходить, когда мы будем готовы, маленькая передачка: «Говорим по-татарски», — так закончил свой вчерашний эфир на «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов «А я принял решение, что у нас будет выходить, когда мы будем готовы, маленькая передачка: «Говорим по-татарски», — так закончил свой вчерашний эфир на радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов

«ПОНИМАЯ, ЧТО ТАТАРЫ — ЭТО ТРЕТИЙ ЭТНОС В МОСКВЕ...»

«А я принял решение, что у нас будет выходить, когда мы будем готовы, маленькая передачка: „Говорим по-татарски“», — так закончил свой вчерашний эфир на «Эхе Москвы» главный редактор ведущей политической радиостанции страны Алексей Венедиктов. Безусловно, не обратить на это внимание в Татарстане не могли. «У нас есть „Говорим по-русски“. У нас есть „Що там у них“ на украинской мове, и вот, собственно, третий этнос в Москве — этот татары. Давайте попробуем сделать передачу: „Говорим по-татарски“. Сначала небольшую, а там видно будет. Сейчас ищем людей, которые были бы аутентичны в программе. Для вас это будет неожиданность — для тех, кто сегодня не слушал», — сказал один из самых узнаваемых российских журналистов.

Напомним, что на федеральном «Эхе Москвы» уже практиковались ночные эфиры, когда ведущие в течение, скажем, целого часа общались с аудиторией на английском, французском или украинском языках. После чего в сетке радиостанции появилась программа «Що там у них», которая идет в дневном эфире в среду и является одной из самых рейтинговых передач. В ней Матвей Ганапольский из Киева в компании журналистов «Эха» Алексея Нарышкина и Алексея Соломина обсуждают вопросы общественно-политической жизни исключительно на украинской мове.

Впрочем, «Говорим по-татарски» еще нужно дорасти до подобного статуса. Пока, судя по всему, пока речь идет о первом знакомстве с татарским языком. Сегодня Венедиктов вновь был в прямом эфире своего радио, где признался, что дискуссии на станции по поводу этой программы шли три месяца и окончательное решение о том, что ей быть, он принял лишь на прошлой неделе.  

При этом в эфире прозвучали опасения одного из слушателей, что «Говорим по-татарски» вряд ли станет популярной. Хотя в той же Москве немало носителей языка, но обычных слушателей «подключить» не удастся, «из-за разности языковых групп здесь не на что будет опереться». На что главред «Эха» ответил, что опирается на свой «нюх, как главного редактора». «Понимая, что татары — это третий этнос в Москве, зная, как они ревностно относятся в семье к детям... — сказал Венедиктов. — Понятно, что эта программа будет развлекательно-образовательной. Сначала она будет маленькой — минутной-полутораминутной, но ежедневной. Для того, чтобы вас и порадовать, и обучить каким-то примитивным словам».

По словам известного журналиста, «сегодня Казань уже возбудилась по этому поводу». «Наша задача — найти людей, которые будут весело и задорно говорить, развлекать и обучать», — резюмировал Венедиктов.

Кстати, по данным всероссийской переписи населения 2010 года, татары действительно третья по численности нация Москвы. Русских тогда оказалось 9,9 млн человек (91,6%), украинцев — 154 тыс. (1,4%), а татар — 149 тыс. (примерно те же 1,4%).

«Очень хорошая идея, хорошая инициатива, тем более эта тема сейчас актуальна, — считает Римзиль Валеев «Очень хорошая идея, хорошая инициатива, тем более эта тема сейчас актуальна», — считает Римзиль Валеев

«МОЛОДЕЖНЫЕ СЛОВА ТАМ МОГУТ ИЗУЧАТЬСЯ, К ПРИМЕРУ, КАК ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ДЕВУШКОЙ, КАК СКАЗАТЬ, ЧТО ОНА КРАСИВАЯ» 

Кстати, в этом же эфире Венедиктов не в первый раз сообщил, что является давним противником закона о языках, который накануне подписал президент РФ  Владимир Путин. Напомним, что он вводит «свободный выбор» родных языков, а также государственных языков национальных регионов РФ, в школах. Учитывая, что наиболее громко против этой законодательной инициативы выступали в Татарстане, в решении руководства «Эха Москвы» легко заметить элемент фрондерства.

В любом случае эксперты «БИЗНЕС Online» в Татарстане поддерживают инициативу популярной федеральной радиостанции.

«Очень хорошая идея, хорошая инициатива, тем более эта тема сейчас актуальна, — считает известный журналист и общественный деятель Римзиль Валеев. — Венедиктов сказал, что это будет просветительская, развлекательная передача, пускай. Потому что это тот случай, когда элементарная просветительская, филологическая работа имеет серьезное политическое значение».

«Нужно пробивать информационное непонимание российской аудитории в необходимости сохранения языков», — уверен Айрат Файзрахманов «Нужно пробивать информационное непонимание российской аудитории в необходимости сохранения языков», — уверен Айрат Файзрахманов

«Думаю, это давно назревшая инициатива, на федеральном уровне должны быть такие передачи. Нужно показывать языковое многообразие, но почему-то в России то ли стесняются, то ли считается не нужным это делать, сохранять. Ну и, конечно, то, что это делает „Эхо Москвы“, отлично. Мне кажется, у них на ура зашла передача на украинском „Що там у них“. Вообще, „Эхо Москвы“ я считаю, лучшей площадкой для этой инициативы. Нужно пробивать информационное непонимание российской аудитории в необходимости сохранения языков», — уверен зампредседателя всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов.

У него даже есть идеи, кто бы мог вести такую программу: «Возможно, это должен быть московский татарин, коренной москвич, семья которого смогла сохранить язык. Например, это бы мог быть Марат Сафаров, есть такой ведущий на „Вести FM“, он прекрасно передачи ведет. Он, конечно, говорит с московским таким акцентом, но это тоже здорово, это показывает, что люди стараются все равно говорить на родном языке. Не надо стесняться русского акцента, говоря на татарском языке. Это было бы даже примером для татар, что не надо стесняться».

Гузель Сагитова: «Каким бы ни был контент — это популяризация языка. И было бы интересно посвятить эти минуты обсуждению политических, экономических, культурных событий в татарском мире» Гузель Сагитова: «Каким бы ни был контент, это популяризация языка. И было бы интересно посвятить эти минуты обсуждению политических, экономических, культурных событий в татарском мире»

Что касается контента «Говорим по-татарски», то, считает Файзрахманов, это должно быть изучение каких-то базовых слов, может, каких-то сленговых слов. «Например, мы в нашем всемирном форуме татарской молодежи давно создали словарик „Мин татарча сөйләшәм“ („Я говорю по-татарски“), и из года в год его дополняли. Какие-то молодежные слова там могут изучаться, к примеру, как познакомиться с девушкой, как сказать, что она красивая. То есть такие веселые бытовые вещи. Это не должно быть серьезной языковой программой», — говорит наш собеседник.

«Я слышала, что в региональном вещании „Эхо Москвы в Уфе“ выделено эфирное время для изучения башкирского и татарского языков, — добавляет телеведущая, руководитель творческого объединения „Калеб“ Гузель Сагитова. — А вещание из центральной станции на татарском, какие бы цели ни преследовал главный редактор, это общественный резонанс, который в нынешней ситуации необходим для привлечения внимания. Каким бы ни был контент — это популяризация языка. И было бы интересно посвятить эти минуты обсуждению политических, экономических, культурных событий в татарском мире».