Татарстанское УФАС заподозрило ГКУ «Главтатдортранс» в нечестном распределении средств, которые тратятся из бюджета РТ на содержание региональных дорог в Татарстане Татарстанское УФАС заподозрило ГКУ «Главтатдортранс» в нечестном распределении средств, которые тратятся из бюджета РТ на содержание региональных дорог в Татарстане Фото: kzn.ru

«СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»

Татарстанское УФАС заподозрило ГКУ «Главтатдортранс» в нечестном распределении средств, которые тратятся из бюджета РТ на содержание региональных дорог в Татарстане. Как говорится в опубликованном сегодня сообщении антимонопольного органа, компания задолго до даты проведения определила победителей 7 аукционов, предметом которых стало содержание автомобильных дорог регионального значения. Эти аукционы состоялись еще в декабре 2016 года (подробности — ниже). Любопытно, как именно уфасовцы вычислили «торги под заказчика»: в ходе проверки (пока неясно, плановой или внеплановой, — «БИЗНЕС Online» ждет ответа на запрос) сотрудники ведомства обнаружили на рабочих компьютерах «Главтатдортранса» 7 папок, названия которых соответствовали названиям фирм – участников аукционов, которые заказчик провел в декабре 2016 года.

Имена папок были поименованы как «Лот Алексеевскдорстрой», «Лот Брус», «Лот Каздорстрой», «Лот Волгадорстрой», «Лот МДСУ-1», «Лот Татавтодор» и «Лот Татнефтедор». В список файлов в содержании каждой из папок входили перечни дорог, лимитированных затрат, расчет стоимости дорог и техническое задание, сообщается на сайте УФАС. Выяснилось, что указанные файлы были созданы в ноябре 2016 года, то есть за три недели до даты размещения информации на сайте госзакупок. В результате победителями аукционов, которые состоялось 27 декабря 2016 года, стали в аккурат те самые компании, которые содержались в файлах от «Главтатдортранса».

В антимонопольном органе сделали выводы, что заказчик заранее знал о том, кто выиграет в том или ином аукционе. «Это подтверждается тем, что при публикации данных на сайте компания среди технической документации размещала файлы с наименованием участников торгов», — сообщается на сайте УФАС по РТ. Все это послужило поводом для возбуждения дела по ч. 1 ст. 17 федерального закона «О защите конкуренции». Как сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь УФАС по РТ Оксана Ефимова, дата рассмотрения материалов дела на данный момент еще не назначена. 

«БИЗНЕС Online» постарался оперативно выяснить позицию самих фигурантов возбужденного дела. В пресс-службе министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ («Главтатдортранс» создано при министерстве) отказались давать оценку сложившейся ситуации, попросив обратиться напрямую в ГКУ. В приемной государственного казенного учреждения корреспонденту продиктовали телефон отдела договоров и конкурсных торгов, где заявили, что начальник отдела еще не подъехал, попросив перезвонить через 40 минут, но и затем связаться с руководителем отдела не удалось. «БИЗНЕС Online» также отправил на почту ГКУ официальный запрос с просьбой прокомментировать данную ситуацию, но на момент публикации материала ответ не был получен.

Генеральный директор ООО «Волгадорстрой» Айрат Миннуллин рассказал «БИЗНЕС Online», что никаких запросов от ФАС по торгам 2016 года в его компанию не поступало. «Все торги проходят прозрачно, они же всем доступны на сайте», — сказал Миннуллин на вопрос о том, не было ли замечено его компанией нарушений со стороны ГКУ во время проведения тех торгов.

В ООО «Татнефтедор» о возбужденном деле ничего не слышали, запросы в компанию от ФАС не поступали. В юротделе «Каздорстроя» нам заявили, что не дают информацию корреспондентам. Дозвониться до юротделов «Татавтодора» и «Бруса» не удалось. 

«Главтатдортранс» действительно провел ряд аукционов за право осуществлять содержание автомобильных дорог регионального значения в 2017 году — на общую сумму около 20 млн рублей. Крупнейший из них за 14,4 млн рублей выиграла компании «Татавтодор» «Главтатдортранс» провел ряд аукционов за право осуществлять содержание автомобильных дорог регионального значения в 2017 году — на общую сумму около 20 млн рублей. Крупнейший из них, за 14,4 млн рублей, выиграла компании «Татавтодор» Фото: prav.tatarstan.ru

ПОБЕДЫ СО СКИДКОЙ В 4 КОПЕЙКИ

Заглянув на сайт госзакупок, несложно понять, что «Главтатдортранс» в декабре 2016 года действительно провел ряд аукционов за право осуществлять содержание автомобильных дорог регионального значения в 2017 году — на общую сумму около 20 млн рублей. Крупнейший из них, за 14,4 млн рублей, выиграла компания «Татавтодор», гендиректором которой является Айрат Шаймиев и которая принадлежит, по данным базы «Контур.Фокус», минземимущества РТ. За эти деньги фирме предлагалось содержать в порядке 145,7 км дорог в 20 районах республики в течение 2017 года. Источником финансирования обозначен бюджет Республики Татарстан. В рамках договора подрядчик обязан был обеспечить «круглогодичное безопасное и бесперебойное движение по автомобильным дорогам общего пользования РТ»: иметь запас противогололедных реагентов для содержания дорог зимой, производить замену поврежденных и изношенных дорожных знаков, выправлять и менять элементы барьерного ограждения дорог, устранять повреждения на обочинах, производить ямочный ремонт и пр. Что примечательно, «Татавтодор» выиграл тендер в «нелегкой» борьбе с ОАО «Алексеевскдорстрой», предложив цену аж на 4 копейки дешевле. Такая вот бюджетная экономия.

Но «Алексеевскдорстрой» также не был забыт. Тогда же он выиграл тендер на 1,6 млн рублей на годовое содержание автомобильных дорог протяженностью 31,6 км в Алексеевском, Алькеевском и Спасском районах. Еще одна компания, относящая к сфере влияния экс-министра транспорта РТ, а ныне фигуранта уголовного дела Владимира Швецова, — ООО «МДСУ — 1» (40% принадлежит Рашиту Ильясову, 30% — Ильдару Шайдуллину, 30% —  Швецову) — получила скромный куш в 176 тыс. рублей на содержание дорог в Балтасинском районе РТ.

320 тыс. рублей за содержание дорог в далеком Агрызском районе досталось ООО «Брус» (50% принадлежит Юрию Петрову, 50% — Зинаиде Петровой), которое обыграло «Волгадорстрой» всего на 1,5 тыс. рублей. «Брус» в последние несколько лет вообще очень активно ведет себя на рынке строительства и ремонта дорог в Татарстане: только за последний года фирма заключила госконтрактов на сумму 605 млн рублей.

ООО «Волгадорстрой» Олега Иванова (67%) и Айрата Минуллина (33%) и ОАО «Каздорстрой», ключевыми бенефициарами которого считаются Эльвира Ахунова и Равиль Гарипов, поделили между собой дороги Зеленодольского района. Первая компания получила заказ на 321,4 тыс. рублей, вторая — на 645,8 тыс. рублей.

ООО «Татнефтедор» (принадлежит «ТаграС-Холдингу», крупнейшим совладельцем которого считается экс-гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов) ожидаемо стало победителем в аукционе на содержание автомобильных дорог в нефтяном крае: Азнакаевском, Бавлинском, Заинском, Лениногорском и Нурлатском районах республики. За 1,3 млн рублей они должны были наводить лоск на дорогах протяженностью 15,3 километра.

«Алексеевскдорстрой» Фоата Валиева и Владимира Швецова от «Главтадортранса» получил весьма скромные 4 млн рублей «Алексеевскдорстрой» Фоата Валиева и Владимира Швецова от «Главтатдортранса» получил весьма скромные 4 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАТАРСТАН — АУТСАЙДЕР ПО ЭКОНОМИИ

В 2016 году Татарстан, по версии портала госзакупок, сумел сэкономить 2,88% бюджетных средств, войдя в тройку аутсайдеров среди всех регионов страны наряду с Ингушетией и Мордовией. Для сравнения: Москве удалось сэкономить 6,91%, Санкт-Петербургу — 6,49%, а лидеру рейтинга Калмыкии — аж 41,9%, что, впрочем, тоже выглядит подозрительно. 

«БИЗНЕС Оnline» регулярно публикует сведения о победителях в крупнейших закупках в рамках проекта «Короли госзаказа». И практически в каждом обзоре мы отмечаем подозрительные дорожные тендеры с весьма ограниченным кругом участников и символическим снижением цены — как правило, 0,5%. В том самом четвертом квартале 2016 года вышеупомянутые дорожные компании как раз входили в список «королей». Так, на первом месте среди частных компаний по объемам госзаказа с результатом 1,3 млрд рублей тогда оказалось ООО «Волгадорстрой». Олег Иванов и Айрат Миннуллин собрали в свой портфель заказов создание промышленной площадки «Зеленодольск» в районе Новой Туры и строительство подъездных дорог к ней, ремонт автодорог и подъездов к фермерским хозяйствам, ликвидацию колейности дорожно-уличной сети в Казани, а также ремонт дорог.

АО «Каздорстрой» за четвертый квартал 2016 года получило подрядов на 1,245 млрд рублей. Большую часть бюджетных денег компания собрала опять же в неравной борьбе с колеями на казанских дорогах. «Тататодор» в последнем квартале 2016 года получил от «Главтатдортранса» контракт на 434 млн на выполнение работ по реконструкции автодороги Чистополь — Нижнекамск. «Татавтодор», возглавляемый Айратом Шаймиевым, получил контрактов на 1,27 млрд рублей. «Татнефтедору» Шафагата Тахаутдинова заказов было выдано на 334 млн рублей. А вот «Алексеевскдорстрой» Фоата Валиева и Владимира Швецова от «Главтадортранса» получил весьма скромные 4 млн рублей. 

«ЕСЛИ БЫЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ПОБЕДИТЕЛИ, ЗНАЧИТ, НЕ БЫЛО РАВНОДОСТУПНОСТИ»

«БИЗНЕС Online» спросил экспертов, удивлены ли они проведением торгов под конкретного победителя и нужно ли с этим бороться.

Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

— Я должен сказать следующее: все, что делается в стране по поводу обеспечения конкуренции и борьбы с нечистоплотными заказчиками, заканчивается равнодоступными электронными торгами. Каждое слово имеет значение. Равнодоступные — значит, любой может прийти, электронные — значит, информация распространяется мгновенно, проходят торги, на которых побеждает тот, кто за данную продукцию даст меньшую цену. Это не просто слова, это формула. Нарушение любой из составляющих этой формулы приводит к обратному результату. Я говорю с точки зрения теоретической экономики.

Если вы отмечаете, что заранее были определены победители, значит, не было равнодоступности, значит, сделано было так, что зайти на эту процедуру могли только определенные компании. Если она не проводилась в электронном виде, значит, был ограничен доступ к информации, значит, это были не торги, не состязание нескольких. Нарушение любой составляющей этой формулы есть нарушение политики, которую проводит правительство России и Татарстана.
Идеологически предполагается конкуренция, оптимизация расходов и борьба с коррупцией, а фактически, очевидно, какой-то нечистоплотный заказчик нарушил какую-то составляющую из этой формулы. Я говорю «очевидно», потому что это с ваших слов.

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— Естественно, перечисленные вами компании — монстры, мощные. Понятно, что они свой сектор услуг никому не хотят уступать и всячески борются за это, а ФАС, видимо, нашла формальные причины. Не хочу сказать, что подобная схема встречается сплошь и рядом, но часто и в разных сферах. Если есть нарушение, то пусть эти компании, заказчик понесут ответственность.

Я бы на эту ситуацию посмотрел и с точки зрения гражданина, которого интересует, как отразились на качестве выполненных работ нарушения, совершенные на торгах. Они были выполнены некачественно? Если стоимость работ искусственно завышалась, то рубить надо, как говорится, с плеча до седла. А если цель была в том, чтобы не уступить свой сектор, то пусть их накажут в пределах разумного.

Фоат Комаров — советник генерального директора ОАО «СМП — Нефтегаз», депутат Госсовета РТ:

— Значит, «Главтатдортранс» как организация, которая отвечает за поддержание в рабочем состоянии региональных дорог в Татарстане, заранее собрал информацию о возможных подрядчиках, и файлы сохранились в памяти компьютера, а что тут такого? Что такое дорога — это сложный технологический объект, у предприятия должна быть дорогостоящая техника. Кто может выполнить эти работы? Только те компании, у которых есть такая техника. Только технически хорошо оснащенная компания в состоянии дать качественный продукт.

ФАС показывает свою работу, они должны искать изъяны в работе других, они правильно делают свою работу. А «Главтатдортрансу» надо дать качественную работу, но как они смогут это сделать за меньшие деньги? Ведь стоимость щебня, топлива и прочего известна. Это как раз входит в противоречие. Конечно, хотелось бы красиво разыгрывать подряды на открытых тендерах, но по факту нередко их выигрывают фирмы, которые ничего за душой не имеют, «Рога и копыта». А потом опротестовать такие закупки невозможно, новый конкурс можно провести только через три месяца, а лето-то прошло, кто дорогу сделает? Поэтому «Главтатдортранс» заранее интересуется, кто может выполнить ту или иную работу. Я бы не сказал, что расценки, которые они устанавливают, высокие, нельзя сказать, что «жируют дорожники». Лично мы отказываемся работать, так как мы работаем с качественными материалами, которые стоят дорого, так что дешево выполнить работы мы не можем.