Сегодня верхняя палата российского парламента на своем заключительном заседании весенней сессии 146 голосами за поддержала законопроект о добровольном изучении национальных языков. «БИЗНЕС Online» понаблюдал за получасовой дискуссией вокруг громкого документа, в ходе которой Валентина Матвиенко пообещала, что «ареал распространения национальных языков» не сузится, ее коллеги сокрушались, что национальное образование мешает читать Пушкина в подлиннике, а сенаторы от Татарстана отмолчались.
Сегодня злополучный федеральный законопроект, регулирующий изучение родных языков в школах, был одобрен Советом Федерации
«НЕЛЬЗЯ ВАС БЕЗ ПРИСМОТРА ОСТАВЛЯТЬ, НУ НЕВОЗМОЖНО ПРОСТО. СРАЗУ ИДЕТЕ ВРАЗНОС»
Сегодня злополучный федеральный законопроект, регулирующий изучение родных языков в школах, был одобрен Советом Федерации. Теперь его ожидает только подпись президента РФ, с поручения которого и началась вся эта история, после чего закон можно будет внедрять в повседневную жизнь отечественных учебных заведений. При голосовании в СФ сегодня 146 сенаторов высказались за, двое — против, еще трое воздержались. Но, что самое интересное, среди тех, кто не согласился поддержать законодательную инициативу, судя по всему, были не только те, кто переживает за судьбу госязыков национальных республик. Но обо всем по порядку.
Вообще, оказалось, что данный вопрос стоял последним, 72-м, в повестке дня заключительного заседания весенней сессии Совета Федерации. Так что до того пришлось три с лишним часа наблюдать по трансляции, как верхняя палата российского парламента в режиме «одобрямс» принимает один за другим законодательные акты. Засветился на трибуне и сенатор от Татарстана Олег Морозов. Он на правах члена международного комитета представлял некий документ, касающийся отношений между Россией и Филиппинами. Показалось даже, что некогда один из руководителей АП РФ и яркий оратор чувствовал себя немного неловко, презентуя столь незначительную законодательную инициативу. А вот второй член СФ от РТ, Ильдус Ахметзянов, о существовании которого мы и вовсе часто забываем, не взял слово ни разу.
Засветился на трибуне сенатор от РТ Олег Морозов (слева), а вот Ильдус Ахметзянов (слева), о существовании которого мы и вовсе часто забываем, не взял слово ни разу
Трехчасовую скуку развеяло только обсуждение законопроекта от Евгения Ревенко. Некогда звезда старого НТВ, а ныне видный единоросс из Госдумы предложил включать в детские TV-программы рекламные блоки, тем самым стимулируя телеканалы к созданию оригинального контента для самых юных. Неожиданно Ревенко, присутствовавший лично на заседании, встретил отпор от ряда членов Совета Федерации, которые в результате «прокатили» закон, не добравший до принятия одного голоса. Председательствовавший в этот момент экс-президент Чувашии Николай Федоров (глава СФ Валентина Матвиенко ненадолго покинула заседание) на секунду даже потерял дар речи от такого исхода, но мужественно продолжил идти по повестке дня.
Однако вернувшаяся чуть позже Матвиенко пресекла эту «микрореволюцию» в стенах парламента. Она объявила, что «закону Ревенко» не хватило как раз ее голоса, а также голосов коллег, с которыми она в этот момент обсуждала неотложные вопросы в кулуарах. Тут же в регламенте СФ нашелся пункт, согласно которому в ходе заседания можно «однократно» возвращаться к ранее уже обсужденному вопросу. «Нельзя вас без присмотра оставлять, ну невозможно просто. Сразу идете вразнос», — шутила Матвиенко, но жесткой рукой обеспечила переголосование с нужным результатом.
ХОРОШИЙ ЗАКОН – КОРОТКИЙ ЗАКОН
Дальше все пошло опять своим чередом. Наконец, в тот момент, когда не заснуть, глядя на картинку из Совета Федерации, было решительно невозможно (к примеру, повышение НДС было одобрено вовсе без вопросов и прений), спикер верхней палаты объявила об обсуждении языкового закона.
Основным докладчиком оказался сенатор от Республики Коми Валерий Марков, входящий в комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре. «Рассматриваемый федеральный закон разработан группой депутатов Госдумы в целях выполнения поручения президента России Владимира Путина по обеспечению прав граждан на свободный выбор языка образования, изучения родных языков, в том числе русского как родного, и государственных языков республик Российской Федерации», — начал Марков, кстати, некогда председатель комитета возрождения коми народа.
По его словам, данный федеральный закон закрепляет два основных положения. Первое — «свободный выбор языка обучения, изучаемого родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского как родного языка, государственных языков республик РФ». Второе — «федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального, общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов РФ, изучение государственных языков республик РФ, родных языков из числа языков народов РФ, в том числе русского как родного».
Марков заметил, что его комитет принимал самое активное участие на всех этапах рассмотрения в Госдуме этого документа, участвовал в работе рабочей группы, обращал внимание на необходимость его существенной переработки после первого чтения. «Комитет в том числе обращал внимание на необходимость закрепления обязательного изучения родного языка по выбору обучающихся и их родителей, включая русский язык, обеспечение на федеральном уровне поддержки создания необходимой для этого нормативной и материальной базы», — сообщил докладчик. Соответственно, ко второму думскому чтению недостатки законопроекта были устранены, кроме того, он «стал в два раза короче». «По мнению комитета, предлагаемые федеральным законом изменения направлены на обеспечение выполнения поручения президента РФ Владимира Путина в части предоставления свободного выбора обучения и будут способствовать реализации прав граждан на получение образования на родном языке, изучение государственных языков республик, родных языков народов РФ, в том числе русского языка как родного, сохранению и развитию национальных языков народов нашей многонациональной России», — отметил сенатор от Республики Коми.
По мнению Маркова, дальнейшая работа по реализации норм закона должна проходить одновременно с подготовкой соответствующих нормативных правовых актов, в том числе изменений федеральных государственных образовательных стандартов: «Комитет поддерживает предложения, изложенные постановлением Госдумы, принятые при первом чтении законопроекта, о разработке концепции преподавания родных языков, а также создании фонда поддержки изучения родных языков РФ и государственных языков республик». Кроме того, докладчик заметил, что необходимо дать протокольное поручение комитету СФ по науке, образованию и культуре совместно с министерством просвещения РФ осуществлять мониторинг реализации федерального закона с подведением итогов указанного мониторинга в конце весенней сессии 2019 года. «Вчера на своем заседании комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре единогласно поддержал федеральный закон и рекомендует Совету Федерации одобрить рассматриваемый федеральный закон», — резюмировал сенатор из Коми.
К этому моменту обсуждение 72-го вопроса повестки дня перевалило за 10 минут — уже рекорд сегодняшнего заседания, но у сенаторов еще были вопросы и желание выступить в прениях.
Вячеслав Мархаев (у микрофона): «Как согласуются те нормы, которые внесены, с Конституцией РФ и с рядом субъектов, где имеются положения Конституции, то, что у нас два [государственных] языка?»
У члена СФ от Иркутской области и члена КПРФ Вячеслава Мархаева было даже два вопроса: «Что такое фонд поддержки родных языков? Это первый момент. Второй момент: как согласуются те нормы, которые внесены, с Конституцией РФ и с рядом субъектов, где имеются положения Конституции, то, что у нас два [государственных] языка?» Первый вопрос был адресован замминистра образования и науки РФ Татьяне Синюгиной. Напомним, что создание подобного фонда должно стать одной из тех сладких пилюль, которые смягчат реакцию на закон в ряде национальных республик.
Ответ Синюгиной был предельно абстрактным, но в то же время удивительным: «Это фонд, который будет в большей степени заниматься действительно поддержкой родных языков, но не в части той, которую должно выполнять государство. Это возможности для различных иных мероприятий. Например, мы понимаем, что те же самые учебники, подготовка педагогов, написание программ, появление государственных стандартов и все то, что необходимо для изучения родного языка... это будем делать мы совместно с субъектами РФ. Ну а сопровождение этого процесса — сохранение языков, особенно малых народов... этим будет заниматься фонд». Напомним, что раньше необходимость создания фонда объяснялась как раз-таки отсутствием учебников, методик преподавания по многим языкам. Теперь же фонд повисает в воздухе.
Что же до судьбы госязыков национальных регионов, то здесь Марков даже обнаружил повод для гордости: «Если ранее в федеральных образовательных стандартах, в линейке учебных планов не было никакого пункта, касающегося государственных языков, то теперь прямо говорится, что и родные, и государственные языки должны быть включены в обязательную часть федеральных государственных образовательных стандартов». Заметим, что насчет государственных языков он погорячился, их минпросвещения видит только в вариативной части.
«ОБУЧЕНИЕ, ЕСЛИ ЭТО ДЕРЖАВА, ЕСЛИ ЭТО ИМПЕРИЯ, ЭТО МОЖНО НАЗЫВАТЬ КАК УГОДНО, НУ ГОСУДАРСТВО, ДОЛЖНО БЫТЬ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ»
После этого в дело вступили члены палаты, которые, кажется, и вовсе не разобрались в сути предлагаемого законопроекта. Алексей Кондратенко из Краснодарского края и Борис Невзоров с Камчатки с болью в голосе заговорили о том, что данный документ ставит под угрозу судьбу... русского языка. «Все-таки, как понимается из текста проекта закона, в любой школе РФ могут прийти родители определенной национальности и написать заявление о том, что ребенок должен обучаться на таком-то языке. В глухой деревне в Сибири на любом языке. И по этому закону должны предоставить обучение. То есть это учебники, это преподаватели. Причем не язык учить, а физику, математику, географию... Как это будет работать, расскажите», — сокрушался Кондратенко. На что Марков дипломатично напомнил о формулировке «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, и в порядке, установленном законодательством образования», которая сопровождает весь закон.
Максим Кавджарадзе: «Закон понятный, и, чтобы не нарушать целостность нашей страны, язык должен быть в стране один — это русский язык! Русский язык основным должен быть»
Невзоров же и вовсе поставил под сомнение всю систему национального образования в России. Речь экс-главы Заксобрания Камчатского края была яркой, образной и философичной. В частности, он пожурил Владимира Ленина и порадовался мудрости Иосифа Сталина. «Когда Владимир Ильич Ленин разделил наше государство не по признакам территориального деления, как в 99 процентах государств разделено, а по языковому, национальному признаку, то это была бомба замедленного действия, которая привела в дальнейшем к развалу великого Советского Союза. Этот закон не объединяет, он разъединяет наших жителей. Если обратиться к работе Сталина о слиянии языков и народов, то он там красной нитью проводит, что придет время, когда весь мир будет говорить на одном языке», — заявил Невзоров и сообщил, что очень переживает за тех российских школьников, которые почему-то не будут изучать в подлиннике Пушкина и Лермонтова. «Конечно, должна быть самобытная культура, свои языки — никто об этом не говорит. Но обучение, если это держава, если это империя, это можно называть как угодно, ну государство, должно быть на одном языке. Основные предметы должны преподаваться на одном языке!» — заявил Невзоров.
Дискуссия рисковала стать все более интересной, но ее на взлете «подбил» член СФ от Липецкой области Максим Кавджарадзе, в своем выступлении предложивший прекратить прения. «Закон понятный, и, чтобы не нарушать целостность нашей страны, язык должен быть в стране один — это русский язык! Русский язык основным должен быть. Давайте проголосуем!» — из уст сенатора с фамилией Кавджарадзе услышать это было особенно любопытно.
Из зала призывали приняться за голосование, но Матвиенко все же дала слово все тому же сенатору Мархаеву из Иркутска, кстати, буряту по национальности. Тот высказал традиционные опасения, которые звучат из национальных регионов РФ. «Россия — это европейская и азиатская страна одновременно. Именно мы — представители регионов — должны не поддерживать данный проект, способный нанести ущерб этому прекрасному калейдоскопу братства народов. По данным ЮНЕСКО, языки народов Севера, Сибири и Дальнего Востока являются вымирающими. Бурятский, якутский, алтайский и ряд других языков находятся в зоне риска. Что касается коренных малочисленных народов Севера, то по ним давно пора бить тревогу. Авторы законопроекта утверждают, что добровольность изучения родного языка не повлечет ухудшения условий для коренных народов регионов. Я категорически не согласен с таким утверждением. Во многих республиках довольно трудно устроить ребенка в школу или класс, где обучение ведется на родном языке. Большинство желающих и так не имеют возможности изучать родной язык, а тем более получать образование на родном языке. Большинство детей вынуждены учиться в классах с русским языком обучения, не имея альтернатив...» — заявил член СФ от Иркутской области. Его же коллеги из Татарстана промолчали.
Вскоре у Мархаева выключили микрофон — истекло время, а Матвиенко спохватилась и поставила на голосование предложение Кавджарадзе прекратить прения. Эту идею поддержали 137 членов палаты.
«БЫЛИ ВОТ ТАКИЕ СИЛОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ОНИ ВЫЗЫВАЛИ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЯ, ПОНИМАЕТЕ?»
Наконец, перед итоговым голосованием, в исходе которого мало кто сомневался, спикер СФ, кстати, не на шутку взволнованная, решила произнести мотивирующую речь, практически как Артем Дзюба перед серией пенальти с Хорватией.
«Коллеги, еще раз, каждый из вас определится с голосованием, но не надо тему вообще вот о мировых этих самых приводить к данному закону. И дезинформировать. За время Советского Союза и за время новой России ни один язык малочисленных народов России и в Советском Союзе не исчез. И власти создают все условия для сохранения этих языков, потому что это, действительно, наше богатство. Но суть закона в другом! У нас каждый регион многонациональный. Да, есть субъекты, где есть преимущество одной нации, одной национальности, но много других национальностей. И речь идет о том, чтобы (есть смешанные семьи и так далее) дать право выбора родителям, детям, взрослым, какой язык считать родным, какой учить», — сказала Матвиенко.
При этом она уверена, что «ареал распространения национальных языков» не сузится. «Из стандартов школьного образования ничего не исчезает, родные национальные языки не исчезают. Русский язык, по Конституции, — государственный язык, он приобретает статус родного языка тоже, и каждый, кто желает его признавать родным, будет его изучать. Поэтому, когда из-под палки, поверьте, отдачи от этого не будет, когда заставляют, когда из-под палки. А когда есть право выбора, каждый определяет сам, что и как ему, какие решения принимать... Уверена, что эффективность изучения языка будет выше и ни в коей мере, еще раз говорю, нет покушения ни на один из национальных языков. Коллеги, будем голосовать. Я бы попросила поддержать закон», — сказала спикер Совета Федерации.
После голосования Марков еще напомнил о протокольном поручении комитету по науке, образованию и культуре вести мониторинг реализации данного закона в течение следующего года. «Мне кажется, разумное предложение. Коллеги, я думаю, вы не против, чтобы дать такое протокольное поручение и в случае необходимости внести уточнения, изменения какие-то, — добавила Матвиенко. — Чем была вызвана необходимость в таком законе? Потому что были вот такие силовые действия, они вызывали межэтнические напряжения, понимаете? Это тоже плохо. Но надо посмотреть правоприменительную практику, чтобы не было, не завалились ни в одну, ни в другую сторону, чтобы был баланс и бережное отношение к национальным языкам. Это зависит от всех нас в том числе». На этом весенняя сессия СФ и завершилась.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 609