Антипенсионный митинг в казанском парке «Крылья Советов» объединил эсеров и коммунистов Антипенсионный митинг в казанском парке «Крылья Советов» объединил эсеров и коммунистов Фото: Виталий Папилкин

«ЗДЕСЬ ЕСТЬ ЛЮДИ, ПОЛУЧАЮЩИЕ СВЫШЕ 90 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ?» — «ЕСТЬ, ЭТО ВЫ!» 

Антипенсионный митинг в казанском парке «Крылья Советов» объединил эсеров и коммунистов. Пока ждали начала, корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал разговор двух молодых людей в кофейне. Ничто не выдавало в них левоцентристов. Напротив, судя по разговору, оба были предпринимателями. 

— А я ему говорю: «Ты возьми на работу нормального шеф-повара, и дело пойдет, так нет же! Коля решил сэкономить! — возмущался первый.

— Ну он же собирался работать два дня у них, два — у нас, — ответил второй.

Закончив пить кофе, один из них вдруг достал пакет, вынул оттуда желтую футболку с надписью «Справедливая Россия» и немедленно переоделся. 

— Ты со мной? — обратился он к собеседнику.

— Ага.

— Захочешь стать «желтым» — скажи! Устрою, — пообещал, по-видимому, член партии «Справедливая Россия», и оба двинулись к памятнику Владимиру Ленину. Там, в центре, были установлены музыкальные колонки, из которых звучала песня группы «Сплин» «Выхода нет». Скоро печальный хит Александра Васильева о безнадежности бытия сменился бодрым «Это моя страна» оптимиста Олега Газманова. Люди в желтых (эсеры) и красных («Коммунисты России») футболках робко пританцовывали. Их более человек 200–300, что для протестных мероприятий в Казани не так уж и мало. 

Олег Шеин заверил собравшихся, что нагрузка на пенсионную систему в России довольно низкая Олег Шеин заверил собравшихся, что нагрузка на пенсионную систему в России довольно низкая Фото: Виталий Папилкин

Наконец, к памятнику Ильичу вышел Олег Шеин, депутат Государственной думы РФ и вице-президент конфедерации труда России, специально прибывший ради митинга в Казань. Интересно, что эсер, в отличие от своих «желтых» сторонников, был одет во все черное, хотя и улыбался.

— Есть ли сегодня предпосылки для повышения пенсионного возраста? Нам обычно называют две причины. Первая — это демографическая яма, вторая  — отсутствие денег в бюджете, — начал разговор с журналистами Шеин. — Да, демографическая яма есть, но она не настолько глубока. До 2036 года, по оценкам Росстата, на рынок труда, из-за старения населения, не выйдет дополнительно менее 3 миллиона человек. При этом без пенсии собираются оставить 17 миллионов. Соответственно, налицо несбалансированность реформы. Власти собираются плодить нищету. Что касается отсутствия денег в бюджете, то эта причина тоже не вполне добросовестная. В России затраты на пенсионеров составляют порядка 7 процентов от расходов национальной экономики. В Европе эти цифры составляют около 14 процентов. Причем это не самые развитые страны — Польша или Португалия.

Оперируя этими цифрами Шеин заверил собравшихся, что нагрузка на пенсионную систему в России довольно низкая.

— Какие могут быть решения? Нужно ли сегодня в стране повышать пенсионный возраст? — задавал он вопросы митингующим и сам же на них отвечал. — Нет, не нужно. Объективных демографических предпосылок к этому нет. Требуется ли увеличивать пенсии тем, кто уже дожил до нее? Да! И для этого есть инструменты, не предполагающие проводить эту реформу. Первый из них — и самый простой — это переход на плоскую шкалу страховых взносов. Здесь есть люди, получающие свыше 90 тысяч рублей в месяц?

В ответ журналисты замерли, словно вопрос был адресован не им. А Шеин продолжал улыбаться. Наконец, один из представителей прессы робко сказал: 

— Есть, это вы!

— Ах, ну да. Точно! — засмеялся депутат Госдумы и продолжил. — Сегодня, если гражданин зарабатывает до 90 тысяч рублей в месяц, то его отчисления в фонд составляют 22 процента. Свыше 90 тысяч рублей — 10 процентов. В результате пенсионный фонд ежегодно теряет 600 миллиардов рублей. Повторюсь, мы предлагаем ввести плоскую шкалу и так пополнить фонд. Однако в правительстве России заявили, что это не соответствует нашей идеологии.  

Альфред Валиев: «Это предательство и даже хуже него! Хуже, чем фашисты, хуже, чем нацисты и эсэсовцы!» Альфред Валиев: «Это предательство, и даже хуже него! Хуже, чем фашисты, хуже, чем нацисты и эсэсовцы!» Фото: Виталий Папилкин

«СИМВОЛОМ КАМПАНИИ ПРОТИВ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ МОГЛА БЫ СТАТЬ ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА»

Еще до встречи Шеина с прессой, корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил, что, готовясь к митингу, эсеры используют не только ресурсы своего актива, но привлекают к работе членов партии «Коммунисты России». Мужчины и женщины в красных футболках, например, раздавали листовки справороссов. Депутат Госдумы существование такого локального союза в Татарстане не отрицал. 

— У нас широкие коалиции. В данном случае речь идет о всенародной борьбе, — заявил Шеин. — Я вообще думаю, что символом кампании против пенсионной реформы могла бы стать георгиевская лента. Но это мое личное мнение, и я ни с кем его не обсуждал. Мы ведь действительно говорим об интересах страны, о будущем каждого из нас. Важно не допустить новой волны неолиберальных и антинародных реформ, поэтому в разных городах страны складываются разные коалиции. Есть коалиция: «Справедливая Россия» и «Коммунисты России», есть коалиция эсеров с партией КПРФ, «Яблоко» и ЛДПР — это в Еврейской автономной области и на Камчатке, есть коалиция в Москве, где «Справедливая Россия» объединилась с конфедерацией труда и движением «Гражданская солидарность». Поэтому я очень рад, что в Татарстане сложилась коалиция между эсерами и нашими братьями и сестрами из партии «Коммунисты России».

Обретенные «братья и сестры» эсеров в красных футболках тоже были рады такому союзу. Более того, старались ни в чем не уступать гостю из Москвы. Хотя некоторые в погоне за хайпом явно перегнули палку. Так первый секретарь республиканского отделения партии «Коммунисты России» Альфред Валиев, вышедший на импровизированную сцену вслед за Шеиным, писал свою речь если не в приступе гнева, то явно в состоянии глубокого эмоционального потрясения. Текст он читал с листа, который твердой рукой держал перед собой.

— Самое мерзкое в этой ситуации то, что этими подонками оказались не вполне ожидаемые заморские враги, а доморощенные члены правительства, депутаты Государственной Думы, партия «Единая Россия» и продажные активисты — говорящие головы всех мастей, — кричал Валиев. — Это предательство, и даже хуже него! Хуже, чем фашисты, хуже, чем нацисты и эсэсовцы!


«МЫ ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ ВСЕ СРЕДСТВА ДОСТАВАЛИСЬ ПЕНСИОНЕРАМ» 

Когда вокруг памятника отцу революции уже собралось человек 300–400 митингующих, и, казалось, после выступления товарища Валиева ничего удивительного не случится, к микрофону подошел сельский депутат и тамада Олег Лихачев. Он сказал, что хотел бы исполнить песню для Дмитрия Медведева, но почему-то тут же обратился к Владимиру Путину. Подняв голову, Лихачев, некоторое время смотрел куда-то в небо, а потом произнес: «Уважаемый, Владимир Владимирович, пришло время сделать выбор: или ты с олигархами, или с народом». После этого заявления уже никто не сомневался, что глава государства его услышит. Что ж, если так заговорил автор хита соцсетей «Владимир Путин молодец!», значит, дело и правда пахнет керосином.

Затем пошли песни про простой народ и непростых олигархов. Нашему корреспонденту запомнились вот эти строки: «Баксы суют в попу и в рот, а потом наоборот!», «Олигархи зажрались, да на кой они сдались!», «С пенсионером скорей поделись, и на коленях Богу помолись!».

А Лихачеву хотелось быть заводным, как Газманов, но танцующих видно не было. Может, потому что репертуар оказался серьезнее, чем у Васильева?

Митингующие расходились, дав слово «повторить» в первых числах сентября — аккурат перед выборами. Корреспондент «БИЗНЕС Online» остановил на выходе из парка молодых девушек, которые во время митинга размахивали эсеровскими флагами.

— Скажите, а вы зачем сюда пришли? С чем вы не согласны? 

Девушки замешкались и даже попытались убежать. Потом повернулись и сказали:

— Ну, мы против этого, знаете...

— Против чего?

— Против того, чтобы все средства доставались пенсионерам...

Казанский митинг накануне вечером поддержали в Челнах Казанский митинг накануне вечером поддержали в Челнах Фото: Олег Спиридонов

«ЕСЛИ НАРОД МОЛЧИТ, СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ОН СОГЛАСЕН»

Казанский митинг накануне вечером поддержали в Челнах. Лидер «Коммунистов России» автограда Татьяна Гурьева снова собрала народ в Парке Победы. В отличие от первого крупного пикета, приуроченного ко дню памяти и скорби 22 июня, эта встреча была почти полностью посвящена пенсионной реформе, хоть в повестке и было заявлено повышение цен на бензин и увеличение НДС. Митинг не был многолюдным — пришли около 100 человек против 400 месяц назад. Тогда же, в июне, партийцам удалось собрать более тысячи подписей под резолюцией.

Гурьева объяснила журналистам, что люди теперь опасаются ходить на митинги.

— Но если мы не будем выходить, то закон будет принят, — сказала она. — Если народ молчит, считается, что он согласен.

Позже в своем выступлении она сослалась на прогнозы неких экспертов: в случае, если будет утверждена «смертельная реформа», уже в будущем году страна потеряет миллионы граждан — не доживут до 65 лет 50% мужчин и 25% женщин. Гурьева окрестила повышение пенсионного возраста реформой уничтожения буржуазной властью собственного народа, реформой геноцида народа и даже убийством и чудовищным преступлением против народа.


— Сейчас жаркий период — те, кто работает в морге, рассказывают, что по 12 человек в день умирают трудоспособного возраста. А нам рассказывают сказки, что мы можем и в 90 лет прекрасно работать! — воскликнула Гурьева.

О здоровье россиян во время митинга вообще говорили много. Например, у тех, кто родился в 60-е годы, оно хуже, чем у их родителей, — сказались уличные рынки 90-х годов. Поправить же свое состояние обычные труженики не могут — слишком дорогая медицина. Упоминали и о том, что большинство пенсионеров работают не потому, что хотят, а по необходимости — кто-то же должен помогать детям «тянуть» ипотеку. Вспомнили чиновников и депутатов Госдумы, их зарплаты, пенсии, льготы и надбавки за выслугу лет. Злились на то, что губернатор Московской области летает на вертолете стоимостью в миллиард рублей. Критиковали руководителя пенсионного фонда РФ за квартиру в полмиллиарда рублей и сам пенсионный фонд — за нескромность («Чтобы найти пенсионный фонд в чужом городе, ищи самое красивое и дорогое здание»). Негодовали, что по статистике на одного пенсионера в стране приходится менее двух трудоспособных граждан, что дает возможность властям создать видимость, будто пенсионеры находятся на иждивении у государства («Они давно уже заработали себе на пенсии!»). Декламировали обличительные стихи в адрес Путина, предлагали сменить курс с капитализма на социализм.

— Недавно в СМИ было сообщение, что олигарх Михельсон прибыль получил в два с лишним миллиарда долларов, — вещала Гурьева. — Я разделила на дни: получается, что прибыль каждый день он получал 600 миллионов рублей, а доход, возможно, у него был миллиард рублей. Чтобы простым трудягам заработать 600 миллионов рублей в день, исходя из нашей средней зарплаты, должно было трудиться миллион человек! А они говорят, что денег нет!

«Те, кто работает в морге, рассказывают, что по 12 человек в день умирает трудоспособного возраста. А нам рассказывают сказки, что мы можем и в 90 лет прекрасно работать!» — воскликнула Гурьева «Те, кто работает в морге, рассказывают, что по 12 человек в день умирают трудоспособного возраста. А нам рассказывают сказки, что мы можем и в 90 лет прекрасно работать!» — воскликнула Гурьева Фото: Олег Спиридонов

«БУДЕМ ГОТОВИТЬСЯ К МАССОВОМУ ПРОТЕСТУ»

— Всегда во всем мире было святым правилом: старики и дети неприкосновенны, — говорил со сцены пенсионер Фердат Гайфутдинов. — Дети — это наше будущее, а старики — это тот мудрый опыт, который передается в дальнейшем. Но если род кончается, подрубаются корни, значит, это общество обречено.

Пожилой невысокий мужчина взял микрофон в руки и начал рассказывать, как в 1973 году приехал в Челны. Он представитель «старого КАМАЗа» — однажды после 15 лет работы пришел в ночную смену на литейный завод, а утром скорая увезла его в 5-ю поликлинику. Причина — инфаркт. Медики сказали, что нельзя работать в три смены. Про себя подумал: «Мне нельзя, а ведь люди и по сей день работают так». За время жизни в автограде он перенес в общей сложности шесть операций, часть из них — еще до строительства БСМП. Жена работала крановщицей, ушла на пенсию в 45 лет, в 60 лет умерла от рака.

— Правительство думает продлить стаж работы... Они думают, Россия богата на трудовые резервы... — начал делать вывод мужчина, но его размышления прервали.

Другой выступающий — помоложе, 1963 года рождения. Рассказывает, что 40% его школьных знакомых уже нет в живых. У одной одноклассницы муж не дожил до пенсии четыре месяца. Размышляет, что пенсионные накопления должны бы уйти семье, которая потеряла кормильца... Той пенсии, которую выдали ему самому, хватает только на полторы недели. А ведь он служил в армии, закончил институт, до 1991 года шел по карьерной лестнице от инженера до начальника отдела на предприятии военно-промышленного комплекса в Химках. На КАМАЗе попал под третью волну оптимизации, сказали: «Жалко, но так уж получилось...» Закончил курсы компьютерного дизайна в центре занятости. В группе были все молодые, кроме него. Позже встретил однокурсницу, спросил, как дела. Она ответила, что из группы никто на работу не устроился. Сам пытался, звонил — когда на другом конце провода слышали, что ему 55 лет, просто вешали трубку.

«У меня дедушка до революции жил в Черемшанском районе — был коммунистом Ленинской гвардии, — рассказывает мужчина. — Он видел, как работают на предприятиях обычные работяги — это бараки, невыносимый дым, что-то невероятное. Люди поднялись в 1917 году, потому что поняли, что терять им уже нечего. <...> Сейчас народ слушать не хотят. Поверьте мне, сейчас колокол звонит только по нам. Да, есть люди сильные, которые могут работать долго, но те, кто на производстве, — те не смогут».

Пожилая женщина призывает всех собравшихся объединить силы и «встать на борьбу», агитировать своих соседей, коллег. «Если мы к октябрьскому празднику не соберемся 10–15 тысяч, считайте, мы совсем рабами будем, как крепостные крестьяне», — говорит она. 

Призыв поддерживает и Гурьева.

— Если будем молчать, закон будет принят, — заключает она. — Если поднимемся на протест, на массовый протест, власть вынуждена будет отступить, я заверяю вас в этом. Где-то в сентябре во втором чтении будет рассматриваться закон — давайте будем готовиться к массовому протесту.