Антон Силуанов Антон Силуанов Фото: council.gov.ru

«РАБОТАЕМ НАД ПОДГОТОВКОЙ ТОЧЕК РОСТА»

Как правительство намерено в ближайшие 6 лет достигать тех амбициозных целей, которые поставил в своем «майском указе» Владимир Путин? Об этом вчера сенаторам рассказывал первый вице-премьер — министр финансов РФ Антон Силуанов. В этом указе, напомним, говорится о том, что экономика России должна непременно расти темпами выше мировых, и о том, как вырастут доходы населения, снизится бедность, а вместе с этим увеличится продолжительность жизни. Теперь Антон Германович был готов подробнее рассказать о способах прыгнуть выше головы, а заодно объясниться за те меры, которые уже объявлены.

Министр сразу заявил, что в этот раз (в отличие, скажем, от «майских указов» 2012 года) под каждую цель будет написан конкретный нацпроект, определено финансирование и, что тоже важно, конкретное ответственное лицо, очевидно, в виде министра по каждому профилю. «Нацпроекты предусмотрены по ключевым целям и задачам. Тут и здравоохранение, образование, поддержка экспорта, малого и среднего предпринимательства развитие цифровой направленности, инфраструктуры — это все то, что должно дать вклад в экономический рост. Все то, что должно обеспечить благосостояние граждан», — полагает Силуанов.

Хотелось бы, естественно, спросить, за чей счет будет организован банкет. В правительстве все просчитали — по сути, за счет как простых граждан, так и бизнеса. Но Силуанов столь изящно завернул все в красивую словесную обертку, что сразу этого и не поймешь. Например, он подробно рассказывал, как в бюджете появится специальный фонд развития, который «будет формироваться за счет больших объемов заимствований на финансовом рынке», а средства из него пойдут на развитие инфраструктуры, цифровой экономики, МСП. Во всяком случае, именно это обещал вчера первый вице-премьер. «Мы полагаем, что такой фонд за 6 лет составит в объеме порядка 3,5 триллиона рублей, или увеличение объема заимствований на 0,5 процента ВВП. Этот объем будет достаточным, чтобы обеспечить те инфраструктурные задачи, которые позволят ускорить темпы роста экономики. Сейчас мы работаем над подготовкой точек роста, направлений роста для использования средств этого фонда», — рассказал Силуанов.

Вероятно, это именно тот фонд, о создании которого министр рассказывал еще месяц назад на Петербургском международном экономическом форуме. Тогда же замминистра финансов Владимир Колычев пояснял, что фонд будет создан «на временной основе до 2024 года», правда, тогда его предельный размер был определен в 3 трлн рублей, а финансироваться он должен за счет дополнительного размещения госдолга. Сегодня Силуанов добавил, что средства фонда будут «значительно увеличены» за счет привлечения частных ресурсов, а для этой работы задействуют нынешние институты развития, такие как ВЭБ, РФПИ, экспортный центр и прочие.

Владимир Колычев Владимир Колычев Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«БИЗНЕС ТОЖЕ ДОЛЖЕН ПОУЧАСТВОВАТЬ В ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ»

Второе направление, по которому правительство намерено тратить деньги, — это вложение в человеческий капитал. Вроде звучит красиво, так как речь идет о здравоохранении, образовании и других социальных сферах. Именно для их развития и задуманы налоговые изменения. Несмотря на то что ранее Силуанов клялся и божился, что налоги увеличивать не будут, едва прошли выборы, зашла речь об увеличении НДС с 18 до 20%. Впрочем, это, по словам министра, всего одна сторона медали. Вторая — запланированная отмена налогов, которые «дестимулируют модернизацию, являются сложными для субъектов предпринимательства», а это, например, налог на движимое имущество. «В налоговом пакете, с одной стороны, увеличиваем ставку НДС, но, с другой стороны, сокращаем сроки возмещения НДС, а это, по нашим оценкам, даст порядка 100 миллиардов рублей в следующем году дополнительных ресурсов для бизнеса», — попытался подсластить горькую пилюлю Силуанов. Кроме того, по его словам, правительство намерено не повышать ставку страховых взносов с 30 до 34%.

Что касается широко обсуждаемой темы про повышение НДС, то первый вице-премьер уверен, что на «социально важных» слоях населения это никак не отразится, так как новация не коснется ставки по НДС по ключевым «общественно-важным товарам», а это продовольственная группа, детские товары и прочие позиции со льготной 10-процентной ставкой. «Мы предлагаем ее не повышать, она сохранится», — заверил Силуанов.

Уже потом, когда сенаторы задавали вопросы, министр финансов пояснил, что повышение НДС — это, по сути, вклад бизнеса в развитие страны. «Бизнес тоже должен поучаствовать в преобразованиях, которые надо провести за 6 лет. Поэтому повышение НДС — это своего рода участие, вклад бизнеса в реализацию тех задач, которые стоят перед нами», — считает Силуанов. По его заверениям, такая мера, конечно, подстегнет инфляцию, но не критически — от 1 до 1,5%. При этом полученные за счет увеличения ставки 600 млрд рублей, как обещал министр, вложат в медицину, образование. «По сути дела, наши граждане получат более качественные современные услуги. Мы это должны почувствовать в ближайшие годы», — заверил он.

Фото: council.gov.ru

...И НОВЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

При этом еще одна новация — отказаться от института консолидированной группы налогоплательщиков. «А те группы, которые сегодня работают, будут завершать свой срок существования. До 2023 года они могут быть ликвидированы. Таким образом, упростим, с одной стороны, отчетность и администрирование таких групп для бизнеса и прекратим требовать с наших налогоплательщиков значительные объемы отчетности при контроле за ценообразованием. С другой стороны, говорим, что этот институт дальше не будет работать», — объяснил министр.

Также среди налоговых мер предусмотрено упрощение взаимоотношений ИП и самозанятых с налоговой службой. Силуанов пообещал ввести для них совершенно новый налоговый режим, который позволит платить налоги, но не появляться в налоговой инспекции.

В то же время минфин намерен ввести нефтегазовый маневр, который будет стимулировать нефтепереработку, повышать конкурентоспособность перерабатывающей промышленности. Суть маневра — в установлении плавающего акциза. Напомним, после взлета цен на бензин с таким предложением выступил глава ФАС Игорь Артемьев. По его мнению, стоит привязать топливные акцизы к ценам на нефть, в зависимости от которых варьируются ставки НДПИ и экспортных пошлин. В минэнерго предложение одобрили, а вот замминистра финансов Илья Трунин, напротив, категорически раскритиковал идею. Впрочем, спустя буквально неделю снизили акцизы, после чего сам Силуанов жаловался, что федеральный бюджет теперь недосчитается 140 млрд рублей. Выпадающие доходы регионов минфин собирался компенсировать за счет передачи им 85% сборов по акцизам на нефтепродукты.

«Установление плавающего акциза на нефть со следующего года позволит сдемпфировать те изменения внешних факторов, прежде всего на нефть, и влияние этих факторов на цены на бензин начиная со следующего года. Эти изменения нефтегазового маневра не приведут к снижению, а, наоборот, к увеличению поступлений в региональные дорожные фонды», — полагает теперь первый вице-премьер. При этом в кабмине рассчитывают в ближайшие 6 лет в полном объеме передать поступления от акцизов регионам.

В свою очередь, сенаторы предлагали установить также плавающую формулу бюджетного правила, например, цена на нефть минус $25. Но тут Силуанов продемонстрировал единодушие с министром экономического развития Максимом Орешкиным, который не был готов пожертвовать даже $5. «Основная задача даже не столько сформировать запасы, что тоже очень важно, сколько обеспечить предсказуемость в ведении предпринимательской деятельности от курсовых колебаний. Сегодня цена на нефть держится на достаточно высоких параметрах. Если завтра ценовые параметры изменятся, то курсовые не будут меняться так же резко, как это было в предыдущие годы», — пояснил первый вице-премьер. По его словам, если бы бюджетного правила не было, то рубль был бы, безусловно, крепче — в пропорции 50 рублей за 1 доллар. «Но в случае снижения цены на нефть мы бы имели обратные качели. Такая волатильность, непредсказуемость, конечно, ударяет по предпринимателям, кто занимается внешнеэкономической деятельностью, сельским хозяйством, по тем, кто конкурирует с импортом. Стабильный курс рубля позволяет целым секторам экономики успешно конкурировать и продвигать свои товары как на внутреннем, так и на внешних рынках», — отметил Силуанов.

Фото: council.gov.ru

«ЧАСТЬ ЗАДАЧ ЛЯЖЕТ И НА РЕГИОНЫ»

Кстати, о регионах. Им тоже придется впрячься в работу по достижению целей «майского указа». «Часть задач ляжет и на регионы, — честно признался Силуанов. — Мы определим размер дополнительных расходов субъектов РФ и подготовим меры по ресурсному обеспечению, чтобы у субъектов были необходимые средства для реализации».

Что еще будет сделано? Например, правительство согласно усовершенствовать разграничение полномочий между центром и регионами. В первую очередь это будет касаться взносов за неработающее население. «Речь о централизации их на федеральном уровне, — отметил Силуанов. — Готовы идти в этом плане в первую очередь по части пенсионеров. У нас есть полный реестр этой категории неработающих. Готовы рассматривать вопрос по детям и тем, кто не работает». По подсчетам главы минфина, это «стоит» около 500 млрд рублей. Так что если полномочия заберут на федеральный уровень, то, по идее, эта сумма должна у регионов высвободиться.

Такой ответ не удовлетворил спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко, которая упрекнула минфин в отсутствии системного решения. «Оставшаяся часть работающих остается в тени. До сих пор правительство не приняло решения о статусе неработающих, статусе самозанятых. Кто это? Почему у нас большая часть населения трудоспособного является неработающей и за них платят регионы в ОМС? Да, часть возьмем, остальные опять в тени. Ускорьте принятие решений о самозанятых», — решительно объявила она. Заодно спикер Совфеда еще и пригрозила, что они не станут одобрять продление «закона о нянечках и репетиторах». В настоящее время для самозанятых действуют налоговые каникулы до конца 2018 года, но кабмин предлагает их продлить еще на год. Госдума уже успела одобрить законопроект в первом чтении. В Совфеде на этот счет иное мнение. «Изначально мы говорили, что не будет результата. Так и произошло. Зарегистрировались единицы, а вы предлагаете его продлить. Это неправильное решение. Определите статус самозанятых. Или патентная система, либо другая форма, но они должны соучаствовать в платежах. Говорим уже три года, а формула правительством еще не найдена и не предложена. И вы хотите, чтобы мы пролонгировали этот бессмысленный закон, который ничего не решил, не сработал и не вывел эту категорию из тени», — сокрушалась Матвиенко.

Что еще минфин готов оплачивать из федерального бюджета, так это расходы на лекарства для орфанных заболеваний. Сейчас субъекты тратят на это более 30 млрд рублей. Впрочем, тут не совсем точно говорить, что все это перейдет под ответственность федеральной казны — Силуанов говорил лишь о частичной помощи субъектам по этому направлению.

Матвиенко и тут выступила против. «Это опять какая-то полумера! — возмущалась она. — Опять помогать, опять субъективизм, опять одному региону дали, другому — нет, опять очереди в минфин. Надо уходить от таких решений, нужны системные решения. Что региональные, что федеральные — это государевы деньги. Мы сэкономим точно, минздрав это подтверждает. Отдавая полномочия на верхний уровень, точно наведем порядок». В качестве компромисса спикер предложила «догрузить регионы какими-то другими полномочиями на эти средства».

Наконец, к неудовольствию Татарстана и ряда других регионов-доноров, норма, когда 1% налога на прибыль уходил в центр, будет продлена, чтобы «обеспечить более полное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов». «Норма была срочная, — добавил Силуанов. — Предлагаем продлить на более долгий период».