Татарстанский авторынок оказался гораздо слабее российского. Количество регистраций новых легковушек в республике выросло только на 9 штук — до 14966 машин в январе-марте 2018 года Татарстанский авторынок в январе – марте 2018 года оказался слабее российского. Количество регистраций новых легковушек в республике выросло только на 9% до 14966 машин Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

ВТОРОЙ ГОД РОСТА: И ВНОВЬ ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ

Российский рынок новых легковых автомобилей растет уже больше года. По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом квартале продажи легковушек выросли на 21,7% до 392,92 тыс. машин.

«Март, в котором уверенным темпом продолжился рост рынка, стал 12 месяцем в периоде непрерывного восстановления год к году. С этого момента будет значительно труднее, хотя, с другой стороны, гораздо более ценно для рынка достичь существенного роста на постоянной основе. Участники рынка согласны, что дальнейший рост — наиболее вероятный сценарий на 2018 год. Прогноз членов АЕБ — улучшение общих продаж примерно на 10 процентов по сравнению с 2017 годом до уровня 1,75 миллиона штук», — прокомментировал промежуточные итоги председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Апрель в целом не испортил картины, хотя признаки некоторого замедления есть: продажи дилеров увеличились на 17,6%, а по итогам четырех месяцев — на 20,5%.

Татарстанский авторынок из тренда не выпал, но на этот раз оказался гораздо слабее российского. Количество регистраций новых легковушек в республике выросло только на 9% до 14966 машин в январе – марте 2018 года, следует из предоставленных «БИЗНЕС Online» материалов агентства «Автостат» (напомним, агентство учитывает именно зарегистрированные, а не купленные авто). В Казани динамика была чуть выше – плюс 10,9% до 5235 авто.

==table2008==

Что ж, первые три месяца года для экономики РФ были относительно спокойными. Рубль, держался у отметки 56–57 рублей за доллар, способствуя росту потребительских настроений. А банки продолжали снижать кредитные ставки, следуя в фарватере ЦБ, стоимость денег на денежном рынке постепенно падала. По данным компании «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева, которая входит в тройку крупнейших дилеров страны, в первом квартале купленных в кредит авто составила 51% против прошлогодних 46%.

АВТОВАЗ: С ПРОСЕВШЕЙ VESTA В КУЗОВЕ СЕДАН И СОВСЕМ БЕЗ VESTA SW CROSS

Все последние месяцы АвтоВАЗ оставался в центре внимания профильных СМИ и журналистов, штампуя новость за новостью. Очередное важное событие произошло на днях: с 1 июня 2018 года у компании появился новый президент – Ив Каракатзанис. Ранее он занимал пост гендиректора Renault в Румынии, где отвечал за всю коммерческую и производственную деятельность, а параллельно возглавлял Automobile Dacia SA. Его предшественник Николя Мор, честно оттрубивший в Тольятти два года, сосредоточится на обязанностях старшего вице-президента Renault и руководителя региона Евразия. При этом он сохраняет за собой должность зампреда совета директоров ПАО «АвтоВАЗ».

«Я осознаю значимость того прогресса, который был достигнут за последние два года, в особенности большой коммерческий успех моделей LADA Vesta и LADA X-Ray. В ближайшие годы АвтоВАЗ продолжит следовать выбранным бизнес-направлениям и социальным приоритетам и будет усиливать их», — сделал Каракатзанис реверанс в адрес Мора.

Похоже упомянутый успех моделей Х-стиля не на шутку вдохновил тольяттинцев. На днях АвтоВАЗ объявил о наборе в штат 250 инженеров, «необходимых для реализации перспективных проектов». Согласно стратегии развития компании, до 2026 года она планирует выпустить 12 (!) новых автомобилей и провести 11 «фейслифтов» моделей LADA. Новым сотрудникам обещают стажировку и «планирования карьеры» в зарубежных технических центрах Renault, а также конкурентную заработную плату и «развитый социальный пакет с компенсацией расходов на проживание иногородним».

Тем временем регистрации автомобилей LADA в Татарстане за первый квартал увеличились на 11,7% до 4057 авто. И даже казанцы, обычно более скептично настроенные к вазовской продукции, на сей раз расстарались и поставили на учет 880 машин — на 14% больше, чем годом ранее. Так что второй год подряд (после 6 лет падения) мы наблюдаем хотя и скромный, но устойчивый рост продаж вазовских легковушек, и впору говорить уже об устойчивом восходящем тренде. Однако до былых высот около 9 тыс. авто еще предстоит проделать долгий путь, если, конечно, АвтоВАЗ когда-нибудь сможет побить свой рекорд 2011 года.

Если же мы взглянем на федеральную картину, то обнаружим, что по всей стране продажи LADA выросли на 29% (!) до 79,1 тыс. авто. Получается, в РТ и в Казани спрос на тольяттинскую продукцию рос в 2–2,5 раза слабее среднероссийского.

Посмотрим, на какие модели пал выбор наших автолюбителей. Бестселлером стал прошлогодний хит Granta Sedan: укрепив свои позиции сразу на 61% до 1065 голосов автолюбителей, она потеснила Vesta — лидера первого квартала 2017-го. Лидер продаж в мае стоил от 410 тыс. рублей (с учетом всех возможных скидок — от 333 тыс. рублей), на 10 тыс. дороже, чем в январе. А вот ее версия в кузове хетчбэк – или, если быть точным, лифтбэк – вдруг  неожиданно просела на 44% до 291 поставленных на учет авто. Ее ценник на 25 тыс. выше седана, от 435 тыс. рублей. А еще одни представитель семейства недавно попал в объективы «папарацци». Очевидцам удалось заснять предсерийный экземпляр новой версии LADA Granta в кузове универсал. Напомним, тольяттинский автогигант намерен упразднить все семейство Kalina. Так, универсал LADA Kalina должен обрести новую инкарнацию в виде Granta с модифицированной передней частью кузова. Сфотографированную «шпионами» новинку затронуло последнее поветрие АвтоВАЗа: передняя часть кузова сделана все в том же Х-стиле. Автомобилю также обновили переднюю оптику, решетку радиатора и бамперы. Похожую внешность получит и  обновленный лифтбек Granta FL, премьера которой должна состояться в августе на Московском автосалоне – 2018.

Но вернемся к татарстанским реалиям. Неожиданно  в «потеряшки» записалась Vesta, еще недавно давшая жаркий бой корейским конкурентам: минус 21% до 679 авто. Цена первой прорывной модели Х-семейства в мае стартовала от 584 тыс. рублей (с учетом всех выгод – 526 тыс.) – на 14 тыс. дороже, чем в январе. А вот ее сестра в универсальном кузове Vesta SW неплохо «зашла» в РТ: 420 регистраций за три месяца и 4-е место в модельном ряду. Майская цена – от 670 тыс. рублей (со скидками 603 тыс.) оказалась на 15 тыс. выше январской.

==table2007==

Хороший заход универсального семейства оттеняет полное отсутствие спроса на вариант Vesta SW Cross, приемлемые комплектации которой стоят от 820 тыс рублей. Пожалуй, только ленивый автожурналист или блогер не высказал тезис: «SW Cross машина симпатична и в чем-то даже хороша, но... не за такие деньги». Видимо, татарстанцы с таким тезисом согласны, и местных практичных покупателей не заманить ультрамодными названиями цвета кузова – будь то красно-оранжевый «Марс» (с которым позировал сам Стив Маттин), средний серый «Фантом» или серо-бежевый «Карфаген».

И пару слов еще об одной тяговой силе в вазовской тройке. Компактный высокий хетчбэк X-Ray добрал еще 32 голоса и завершил квартал с 483 регистрациями. Его цена в мае начиналась от 630 тыс. рублей, превысив январскую на 15 тысяч.

Самый популярный иностранный бренд, корейский KIA, внезапно затормозил и даже попятился на растущем рынке Татарстана: минус 4,4% регистраций до 2065 авто по итогам первого квартала 2018 года Самый популярный иностранный бренд, корейский KIA, внезапно затормозил и даже попятился на растущем рынке Татарстана: минус 4,4% регистраций до 2065 авто по итогам первого квартала 2018 года Фото: Сергей Елагин

KIA «ВЫСТРЕЛИЛ» В РОССИИ И ВКЛЮЧИЛ ЗАДНЮЮ В ТАТАРСТАНЕ: ПРОВАЛ БЕСТСЕЛЛЕРА RIO

Самый популярный иностранный бренд, корейский KIA, внезапно затормозил и даже попятился на растущем рынке Татарстана: минус 4,4% регистраций до 2065 авто по итогам первого квартала 2018 года. По Казани практически та же картина — минус 4,1% до 740 авто.

В это же время на российском авторынке «кореец» просто взмыл в небеса ракетой, увеличив продажи на 40% (!) до 52,2 тыс. авто и оставив далеко позади ближайших преследователей. Его же напарник по концерну Hyundai к апрелю уступал лидеру 13,3 тыс. корпусов.

В поисках причин татарстанского провала разберем персональные достижения моделей KIA. Бессменный бестселлер Rio сбросил обороты на 21%, или 316 регистраций, до 1188 новых авто. Пока обновленная версия явно пробуксовывает. За самый популярный российский и татарстанский автомобиль дилеры в мае просили от 706 тыс. рублей (с учетом выгод — от 562,4 тыс.), что на 21 тыс. дороже, чем в январе.

Печаль представителей бренда должно усилить отсутствие спроса на X-Line. Возможно, местные автолюбители считают, что выложить от 810 тыс. за «хетч» с экстерьерными элементами кроссовера того не стоит. Также ослабли позиции стильного «хетча» Ceed (от 840 тыс. рублей) – минус 31% до 133 голосов. Подчеркнем, что Rio и Ceed сбавили обороты уже по итогам 2017 года.

У бизнес-седана Optima (от 1,2 млн за 2017 г. в. и 1,21 млн за 2018 г. в.) дела шли заметно лучше, он удвоил прошлогодние достижения до 102 регистраций. Похоже, стабильный ценник и возможность получить по спецпредложениям скидку суммой до 150 тыс. рублей заинтересовали татарстанцев.

Хорошо разгонялся спрос на среднеразмерный кроссовер Sportage 4, который вырос наполовину до 305 авто. Его цена — от 1,29 млн всего на 20 тыс. дороже, чем январское предложение автомобиля 2017 года выпуска.

==table2009==

Более крупные кросоверные модели Sorento (к сожалению, в статистике нет детализации на просто Sorento и Prime) удвоили отряд неофитов до 123 ценителей повышенной проходимости. Уточним, что за обычный Sorento в мае просили от 1,645 млн рублей, что на 50 тыс. меньше, чем в январе. А за более солидный вариант Sorento Prime пришлось бы выложить от 1,85 млн рублей, хотя зимой самая доступная версия стоила на 285 тыс. дороже!

На десерт о стильной новинке как Stinger (от 1,9 млн рублей). Несмотря на засилье кроссоверов всех мастей, в РТ нашлись 7 человек, жаждущих чего-то погорячее и купивших этот стремительный фастбек.

HYUNDAI ДОПОЛЗ ДО НОВОГО РЕКОРДА, SOLARIS КРУТО СДАЛ НАЗАД

Другой корейский захватчик российского авторынка, Hyundai, в Татарстане смог наскрести еще 1,1% до 1641 зарегистрированных новых авто. Да, динамика (относительно средней по рынку) слабовата, но по факту мы получили новый рекорд для первого квартала, с чем и поздравляем ближайшего родственника KIA. А вот в Казани Hyundai зацепиться не смог и потерял 8,3% до 585 авто, так что здесь исторический максимум остался за первым кварталом 2017-го. Добавим, что ТТС зафиксировал откат по Hyundai на 13% до 1741 авто.

И вновь Татарстан шел в противоход федеральному тренду. В целом по РФ продажи «старшего» корейского бренда выросли, причем солидно, – плюс 28% до 38,9 тыс. авто.

Разберемся, кто помогал Hyundai взять новую высоту, а кто оказался слабым звеном. Тот, кто следит за нашими публикациями или просто внимательно наблюдает за потоком машин, наверняка уже догадался, что основным локомотивом марки стал кроссовер Creta, расширивший ряды покупателей почти на две трети до 728 неофитов. В мае за эту модель, ставшую бестселлером у Hyundai, просили от 820 тыс. рублей – на 20 тыс. дороже январского предложения.

==table2010==

А вот популярность обновленного Solaris (от 655 тыс. – с двигателем 1,4 литра, от 793 тыс. — «автомат», от 778 тыс. — с агрегатом 1,6 литра) упала на 38% до 570 авто, и он лишился статуса бестселлера. Напомним, что в январе за самый доступный вариант на «механике» просили на 45 тыс. больше — от 700 тыс. рублей, а за «автомат» — от 810 тыс. рублей. Похоже, в Hyundai уже учли провал спроса в январе – марте и переписали ценники. Уточним, что, в отличие от предыдущего поколения, мы больше не видим вариантов Solaris в кузове хетчбэк, что, конечно, могло огорчить существенную часть потенциальных покупателей.

==table2011==

Отметим, что еще один кроссовер – обновленный Tucson (от 1,37 млн, на 50 тыс. дешевле, чем зимой) – упрочил положение в 2,3 раза, завершив квартал со 138 регистрациями.

Новое поколение бизнес-седанов Sonata (от 1,275 млн рублей) взяло стартовый разгон в 49 машин. Интересно, удастся ли ему со временем потеснить ту же KIA Optima, не говоря про чемпиона сегмента Toyota Camry?

Renault укрепила позиции в Татарстане на 11% до 1808 регистраций Renault укрепила позиции в Татарстане на 11% до 1808 регистраций Фото: Сергей Елагин

У RENAULT РАЗОГНАЛСЯ ПРОВЕРЕННЫЙ DUSTER, ОБНОВЛЕННЫЙ KOLEOS ПОЕХАЛ СО СКРИПОМ

Народная французская, а с учетом доли на отечественном рынке и тесными связями с АвтоВАЗом, пожалуй, уже и российская марка Renault укрепила позиции в Татарстане на 11% до 1808 регистраций. Если такой темп сохранится, то вскоре (скажем, по итогам 9 месяцев) мы сможем увидеть падение абсолютного рекорда продаж, установленного брендом в 2013 году. По приросту в натуральном выражении, 179 авто, Renault уступил только LADA. Правда, в Казани «француз» был скромнее, ускорившись на 7,8% до 661 поставленной на учет машины, но и здесь от абсолютного рекорда отделяют считанные проценты.

И опять в целом по стране атака представителя пятой республики была мощнее: плюс 27% до 33,2 тыс. авто.

Главный боец французского концерна – бюджетный Sandero (от 534 тыс. за вариант Access, на 25 тыс. больше, чем в январе), популярность которого подросла на 4,5% до 556 свежекупленных авто. И 15,5% до 350 регистраций добрал другой надежный игрок бюджетного сегмента, седан Logan, ценой от 534 тысяч.

«Внедорожник для всех» Duster по сравнению с январем подорожал на 30 тыс. до 689 тыс. рублей, что не помешало его продажам разогнаться на 19% до 472 авто. Наконец, компактный кроссовер Kaptur (от 934 тыс. – на 40 тыс. выше января), «труженик в пижонском костюме», прибавил 3,5% до 412 регистраций.

==table2012==

Не обошлось и без ложки дегтя: какие бы позитивные моменты ни выискивали находчивые автожурналисты и блогеры у обновленного Koleos (от 1,83 млн рублей), его старт всего в 10 авто по республике выглядит слабеньким. Похоже, в этом ценовом сегменте местные автолюбители отдали предпочтение корейским маркам, а также японским, о которых речь пойдет ниже.

TOYOTA: «ВЕЧНАЯ» ЧЕМПИОНКА CAMRY И НОВЫЙ «СЧАСТЛИВЧИК»

Лучшей относительной динамикой в Татарстане среди брендов, набравших более 500 голосов, в отличилась Toyota: плюс 16,6% до 715 единиц. До рекордных 1119 регистраций, зафиксированных в первом квартале 2014 года, шагать и шагать, но темп взят бодрый. В столице РТ главный японский автоконцерн поднялся не так высоко — на 10,7% до 320 новых авто. Однако на сей раз парадоксальная тенденция первого квартала развернулась в обратную сторону: по РФ в целом продажи Toyota выросли лишь на 4% до 20,6 тыс. авто. Наконец-то татарстанский спрос, особенно в районах, заметно обогнал общероссийский.

Хитом продаж Toyota по-прежнему остается среднеразмерный кроссовер RAV4, пусть он и растерял 4% голосов до 285 авто. Как и зимой, в мае за самую востребованную модель концерна просили от 1,45 млн рублей. Напомним, что по итогам прошлого года RAV4 стал самым популярным SUV в мире, за него проголосовали кошельком 807,4 тыс. (+11%) покупателей.

Ослаб спрос и на одну из самых крупных моделей, внедорожник Land Cruiser 200: минус 17 авто (или 39%) до 27 регистраций. И это весьма печально для дилеров, поскольку тут ценник для них выглядит весьма интересно – от 3,8 млн рублей. Одна из причин просадки старшего «двухсотого» брата – весьма удачное обновление Land Cruiser Prado. Взяв слишком много от более дорогих версий, «прадик» в итоге и результат показал лучше: плюс 19 корпусов (23%) до 103 авто.  В мае за самый доступный Prado просили от 2,29 млн – на 40 тыс. рублей больше, чем в январе.

==table2013==

Хорошо приняли татарстанцы и второе поколение внедорожника Fortuner, название которого намекает на родство с богиней удачи. Его продажи начались в четвертом квартале прошлого года, теперь же дебют можно считать окончательно состоявшимся: за три месяца нашлись 53 желающих купить «неубиваемого работягу» в стильном кузове. Да и его стартовый ценник, относительно старших братьев, не такой уж и высокий – от 2 млн рублей.

Добавим, что непотопляемый чемпион сегмента бизнес-седанов Camry очередной раз показала кто в секторе хозяин, прибавив в Татарстане 47 единиц или 36% до 177 авто. При этом самая доступная комплектация нового поколения стоила в мае всего 1,399 млн рублей – лишь на 22 тысячи дороже, чем предыдущая версия в январе.

TIGUAN СЕЛ НА ХВОСТ «РАФЧИКУ», А TOUAREG ПОРА ОБНОВИТЬ

А теперь обратимся к главному глобальному конкуренту Toyota Motor. Конечно же, речь пойдет о немецком концерне Volkswagen и одноименном бренде.

В Татарстане спрос на новые авто VW вырос на символические 0,5% до 750 единиц, в Казани — на 10,9% до 347 регистраций. И если местная динамика Toyota оказалась заметно лучше федеральной, то здесь картина иная: по РФ продажи «немцев» ускорились на 19% до 21,3 тыс. авто.

Лидер продаж и один из борцов за звание народного российского седана, Polo (от 600 тыс. рублей), продвинулся на 15 корпусов (3,9%) до 403 регистраций. Комплектация Trendline обойдется покупателям, как и в январе, по цене от 665 тыс. рублей.

На втором месте по востребованности — Tiguan, честно отрабатывающий свои минимум 1,35 млн рублей. Спрос на один из самых популярных в мире кроссоверов в республике вырос на 16% до 272 авто за январь – март. Отставание от глобального конкурента, японца RAV4, всего ничего — 13 авто. А значит, в текущем году нас ждет интрига: «сделает» ли обновленный Tiguan «рафчика»?

==table2014==

Пока младший брат собирал различные премии и лестные отзывы блогеров и владельцев, его старший брат Touareg потерял почти половину спроса и остался с 30 регистрациями. Но и ценовая лига, в которой играет Туарег, иная: входной билет в этот клуб обойдется от 3,06 млн рублей. Складывается впечатление, что этот внедорожник заждался обновления.

MITSUBISHI: ВМЕСТИТЕЛЬНЫЙ И ПОНЯТНЫЙ

В завершение обзора оценим достижения еще одного бренда из Страны восходящего солнца, Mitsubishi. Конечно, можно ссылаться на более низкую базу, но факт остается фактом: спрос на этого «японца» в РТ вырос на 174% до 263 новых авто. Особенно уверенно Mitsubishi чувствовал себя в Казани, где его регистрации взлетели на 262% до 134 единиц. И, хотя татарстанцы явно благоволили бренду, в целом по России он ускорился тоже неслабо – плюс 141% до 10,2 тыс. авто.

Главным локомотивом Mitsubishi стал обновленный в прошлом году среднеразмерный кроссовер Outlander (от 1,56 млн рублей), спрос на который подрос в 1,9 раза до 162 авто.

Новое поколение компактного кроссовера ASX (от 1,1 млн рублей) также не было обделено вниманием: его традиционные преимущества «простота+надежность» убедили 47 татарстанских автолюбителя.

Сразу на 28 авто, или 350%, до 36 регистраций увеличился покупательский интерес к также обновленному в прошлом году труженику Pajero Sport, цена которого в мае начиналась от 2,28 млн рублей за дизельную версию 2,4 DI-D Invite 6MT. Напомним, что в 2017 году продажи внедорожника стартовали с куда более дорогих комплектаций, оснащенных бензиновыми моторами.

==table2015==

В целом успех Mitsubishi подтверждает, что сегодня пользуются спросом не только интерьерные изыски и ультрамодные «выштамповки», но и определенная простота, четкость линий без  перегруженности элементами как экстерьера, так и интерьера автомобиля. Также для россиян и татарстанцев в частности заметную роль играют дополнительные сантиметры своего личного пространства.

Как сложится далее битва бестселлеров массового сегмента, какие автоновинки наберут обороты в Татарстане, а кто придется не ко двору, читайте в наших следующих обзорах.

==table2016==

==table2017==