Судебное следствие началось по одному из самых громких уголовных дел в деловом мире Татарстане, которое в СМИ назвали делом «лизинг-грантоедов» Фото: «БИЗНЕС Online»

23 ЧЕЛОВЕКА НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ

Судебное следствие началось вчера по одному из самых громких уголовных дел в деловом мире Татарстане, которое в СМИ назвали делом «лизинг-грантоедов». На скамье подсудимых 23 человека – во главе с теперь уже бывшим президентом ассоциации МСБ РТ Хайдаром Халиуллиным.

Громкое дело возбудили осенью 2016 года после проверки УБЭП. Тогда же попал под арест один из членов ассоциации МСБ Тимур Аюпов, ключевой фигурант махинаций. Позже его отпустили под домашний арест (в ассоциации считают, что именно Аюпов – мозг и оператор всей аферы, но он пошел на сотрудничество со следствием, и именно на его показаниях якобы строится все уголовное дело), но под стражей оказалась уже супруга Халиуллина – Марина. Ее также отпустили из клетки СИЗО под домашний арест. 13 апреля 2017 года оперативники пришли за самим Халиуллиным.

Фабула следствия с тех пор была ясна лишь в общих чертах: в деле несколько десятков эпизодов мошенничества и покушения на мошенничество в крупном и особо крупном размере, легализации денежных средств, подделки документов. Все это связано с «Лизинг-грантами» минэкономики РТ. Якобы группа предполагаемых мошенников лоббировала интересы «нужных» конкурсантов, получала гранты под псевдопроекты, а затем обналичивала деньги. Таким образом группа за несколько лет якобы заработала 21 млн рублей, а покушалась еще на 18.

Главное следственное управление МВД по РТ все это время хранило молчание, полной картины общественность не знала (пресловутая тайна следствия), информация о подробностях махинаций озвучивалась лишь в суде: и к фабуле дела действительно было много вопросов. Тем более господин Халиуллин категорически отрицает свое участие в махинациях. Ожидается, что следователи сорвут покровы тайны в ходе судебного процесса. Рассмотрение дела стартовало еще 5 мая, однако судья Наиль Камалетдинов объявил перерыв до 29 мая. Впрочем, судебное следствие еще дважды откладывалось вплоть до 31 мая – не явился один из фигурантов по делу.

На скамье подсудимых 23 человека – во главе с теперь уже бывшим президентом ассоциации МСБ РТ Хайдаром Халиуллиным (справа) Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК ХАЙДАР ХАЛИУЛЛИН ВОШЕЛ В ИСТОРИЮ

В большом (по меркам Вахитовского суда) зале места едва хватало для всех участников процесса: 23 обвиняемых и их адвокатов. К слову, не хватало 24-го фигуранта, которого общественность больше всего хотела видеть и к которому в ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса серьезные претензии, Аюпов пошел под суд в особом порядке. В итоге юристы заняли первые два ряда лавок, остальные расположились на двух последних рядах.

Единственный фигурант в клетке – Сергей Васильев, предприниматель, нарушивший меру пресечения в ходе следствия. Под домашним арестом продолжает находиться супруга Халиуллина – Марина. А вот Хайдар Хайруллович благодаря так называемой ошибке следствия оказался на свободе: продление его домашнего ареста отменил Верховный суд.

В среду прокуратура постаралась исправить недоразумение, гособвинитель, старпом прокурора Вахитовского района Степан Спиридонов попросил суд избрать в отношении Халиуллина новую меру пресечения – запрет определенных действий. Изменения в УПК, которые регламентируют эти ограничения для подследственных, вступили в силу всего чуть больше месяца назад. Судья Камалетдинов ходатайство удовлетворил частично: запретил экс-президенту ассоциации общаться с участниками процесса, пользоваться интернетом и отправлять корреспонденцию. Тем не менее процесс уже вошел в историю самим фактом первого в истории Татарстана избрания подобной меры пресечения.

В большом (по меркам Вахитовского суда) зале места едва хватало для всех участников процесса Фото: «БИЗНЕС Online»

ГОСОБВИНЕНИЕ: ХАЛИУЛЛИНЫ, АЮПОВ И МИРЗАГАЛЯМОВА БЫЛИ «СПЛОЧЕННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППОЙ»

Обвинительное заключение по данному уголовному делу составляет несколько тысяч страниц, рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» один из участников процесса. И примерно четверть из него посвящена Халиуллину. Он, собственно, и открывает обвинительное заключение. Следствие посчитало его создателем «устойчивой организованной преступной группы», который якобы, совершая преступления, зачастую «применял предпринимательские способности, лидерские качества» для хищения денежных бюджетных средств.

«[Он] предварительно изучил порядок предоставления субсидий», – уточнил в обвинении прокурор Спиридонов. Затем он описал функции другого соучастника группы – супруги экс-президента ассоциации.

«Халиуллина [Марина], являясь участником организованной преступной группы, исполняя указания Халиуллина, действуя в целях группы, приобрела печати ООО „Восток-Лизинг“, ООО „Лизинг-трейд“, ООО „Европлан“ и ООО „АТМ“», – говорил представитель надзорного органа. Эти компании якобы предоставляли лизинговую гарантию соискателям. «Халиуллина, действуя согласно плану, подыскивала юридические лица и индивидуальных предпринимателей для подачи заявок на получение субсидий», – продолжил Спиридонов.

В зале суда не хватало 24-го фигуранта, которого общественность большего всего хотела видеть и к которому в ассоциации серьезные претензии — Тимур Аюпов (справа) пошел под суд в особом порядкеФото: mert.tatarstan.ru

Похожие роли – подыскивать юрлица и предпринимателей – играли, уверен прокурор, и другие активные участники группы – Аюпов и близкая знакомая Халиуллиной Вероника Мирзагалямова. Последняя является одной из ключевых фигуранток дела. Во-первых, установлено, как исходит из обвинения, что Мирзагалямова обладала широкими познаниями в бухгалтерском учете. Во-вторых, во время следствия дала признательные показания. «Аюпов, являясь участником преступной группы, принимал непосредственное участие, подыскивал индивидуальных предпринимателей», – перечислял Спиридонов.

Прокурор пока не вдавался в доказательную часть материалов, но отметил, что все четверо (прокурор подчеркнуто называл Халиуллиных, Мирзагалямову и Аюпова «сплоченной группой») общались между собой посредством сотовой связи, а затем произнес важную и по-своему загадочную фразу, на которую наверняка будет опираться защита Хайдара Хайрулловича: «Халиуллин поддерживал связь только с супругой Халиуллиной и подчиненным Аюповым». Это что, суперрежим конспирации у них такой был? Тогда президент ассоциации это какой- то Штирлиц и агент 007 в одном ... Или, как настаивает общественная группа поддержки Халиуллина из ассоциации, организатором был все- таки молодой и дерзкий Аюпов, который сам находил псевдобизнесменов и лично координировал все процессы, а простодушный и доверчивый Халиуллин был использован втемную? 

Вернемся к словам обвинителя. Действительно, еще в начале мая Халиуллин в коридоре и зале суда неоднократно подчеркивал: среди его «товарищей по несчастью» слишком много незнакомых ему лиц, он никого не знает. Халиуллин даже с грустной иронией называл подсудимых «своей бандой».

ПЕРВАЯ АФЕРА НА МИЛЛИОН: КАК ДЕЛИЛИСЬ РОЛИ

В чем роль остальных фигурантов по делу? Все просто, уверен гособвинитель: это предприниматели, которых находили участники организованной группы. Спиридонов привел типичный для группы пример мошенничества с конкурсной заявкой «Лизинг-гранта». К слову, все эпизоды касаются периода с декабря 2013 по август 2016 года. В заявке, по словам прокурора, должны были быть, например, следующие документы: заявление с датой исполнения субсидий, документы, подтверждающие наличие помещений.

„Конкурсные заявки рассматривались на заседании конкурсной комиссии в присутствии юридического лица-заявителя или индивидуального предпринимателя, – , отмечая, что явка конкурсанта на заседание – обязательна, а в случае неявки, комиссия выносит постановление об отказе в предоставлении субсидии“ — пояснил прокурор. После удовлетворения заявки составляется договор о предоставлении субсидии минэкономики РТ.

Первый эпизод, который назвал Спиридонов, касается периода с декабря 2013-го по ноябрь 2015 года. Он касается четы Халиуллиных, Аюпова, Мирзагалямовой и еще одного фигуранта уголовного дела – Аделя Мухаметхазипова. По версии обвинения, Мухаметхазипов с помощью своих сообщников предоставил документы в конкурсную комиссию о намерении осуществлять коммерческую деятельность. «Халиуллин поручил Халиуллиной, Аюпову и Мирзагалямовой подыскать юридическое лицо либо индивидуального предпринимателя, от чьего имени предоставить заявку о получении бюджетных средств. Мирзагалямова с этой целью не позднее декабря 13 года, находясь в офисе по улице Технической, обратилась к Мухаметхазипову и предложила путем обмана похитить денежные средства в размере 1 миллиона рублей», – зачитал Спиридонов. Мухаметхазипов на тот период был директором ООО «ПКФ Мрамор-Казань».

Бизнесмен, по мнению обвинения, согласился и «вступил в преступный сговор». После этого Аюпов объяснил предпринимателю, что для подачи конкурсной заявки ему необходимо предоставить перечень необходимого оборудования, что он впоследствии и сделал. Мирзагалямова, считает обвинение, изготовила конкурсную заявку для получения лизингого оборудования, а также фиктивные документы: письмо от одного из лизинговых предприятий, «Восток-Лизинг», и договор на поставку в «Мрамор-Казань» автоматического станка. Более того, по словам прокурора, та же Мирзагалямова якобы составила и паспорт объекта, документ с которым выслала по электронной почте Аюпову.

Полностью свою вину не признали лишь супруги Халиуллины, находящийся в СИЗО Васильев и еще двое предпринимателей. Остальные частично признались во вмененных преступлениях Фото: «БИЗНЕС Online»

«В свою очередь Аюпов не позднее 7 мая 2014 года, проверив полученные от Мирзагалямовой документы, указал ложные сведения о ведении финансово-хозяйственной деятельности», – зачитал Спиридонов. После этого Мирзагалямова встретилась с Халиуллиной, а затем сообщила Мухаметхазипову о готовности документов. Предпринимателю оставалось только направить эти документы, и 7 мая он предоставил их в минэкономики. После этого, по словам Спиридонова, к делу подключился Халиуллин. «Халиуллин обратился к членам комиссии с просьбой проголосовать положительно за конкурсную заявку ООО „Мрамор-Казань“. При этом Халиуллин сообщил членам конкурсной комиссии, что данное общество является членом ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан, председателем которого он является», – сказал прокурор, отмечая, что речь Халиуллина произвела на членов комиссии большое впечатление.

Сам Мухаметхазипов, к слову, принимал участие в заседании комиссии (как и положено по правилам) и сообщил заведомо ложные сведения о своей хозяйственной деятельности. «По результатам заседания конкурсной комиссии, члены которой были введены в заблуждение, создали протокол о предоставлении ООО „Мрамор-Казань“ субсидии. 12 мая 2014 года на основании этого протокола между минэкономики Республики Татарстан и ООО „Мрамор-Казань“ заключен договор о предоставлении субсидий на сумму 1 миллион рублей», – подытожил Спиридонов.

14 мая федеральное казначейство перечислило деньги, а «сплоченная четверка» при участии Мухаметхазипова похитила их и использовала по своему усмотрению, заключил прокурор. Данный эпизод следствие и обвинение расценили как мошенничество в особо крупном размере в составе орггруппы со стороны ее организаторов. Мухаматхазипову же присвоили просто крупный размер мошенничества. На этом заседание закончилось. 

Сегодня прокурор Спиридонов продолжит зачитывать обвинение и расскажет о ряде других эпизодов дела. Возможности ответить прокурору у фигурантов пока нет. Впрочем, по словам собеседников «БИЗНЕС Online», контрдоводы будут далеко не у всех: полностью свою вину не признали лишь супруги Халиуллины, находящийся в СИЗО Васильев и еще двое предпринимателей. Остальные частично признались во вмененных преступлениях.

«БИЗНЕС Online» будет продолжать отслеживать данное резонансное дело.