«ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ МОЛЧАТЬ? МЫ ЧТО, БЫДЛО?»

Застарелый конфликт между двумя челнинскими междугородними операторами — ООО «Трансфер групп» и ООО «Даль-Кама» — сегодня вспыхнул с новой силой. Администратор «Даль-Камы» Ирина Волочко в знак протеста против действий и бездействия властей объявила голодовку. Последней каплей стало недавнее расторжение с оператором договора аренды на кассовые помещения в здании вокзала. По словам женщины, ОАО «РЖД» разорвало отношения с «Даль-Камой» по настоянию начальника управления транспорта исполкома Руслана Ибрагимова

Протестной акции Волочко предшествовало письмо на имя мэра Челнов Наиля Магдеева, оказавшееся в распоряжении «БИЗНЕС Online» накануне. В нем директор «Даль-Камы» Ильшат Фазлеев обвинил администрацию города в предвзятом отношении к компании и «крышевании» конкурентов.

«Уважаемый Наиль Гамбарович, мы неоднократно обращались к Вам по поводу сложившейся ситуации между двумя конкурирующими компаниями, а именно — ООО „Трансфер групп“ и ООО „Даль-Кама“, — пишет Фазлеев. — Обе компании занимаются организацией пассажирских перевозок. ООО „Даль-Кама“ арендовало площади на железнодорожном вокзале с 2015 года, а „Трансфер групп“ — с 2017-го. С их появлением у нас начались проблемы. ООО „Трансфер групп“ подключило к созданию проблем нашей компании начальника отдела транспорта исполкома города Ибрагимова Р.Р., он начал проводить у нас незаконные проверки, предписания на проверки не предъявлял, протоколы не составлял, пытался испугать нас своим появлением на вокзале. От Ибрагимова поступили письма в адрес „РЖД“, порочащие нашу репутацию. На основании этих писем компания „РЖД“ расторгла с нами договор. Мы обжаловали это решение в арбитраже, и по закону до решения, вступившего в силу, нам не должны были отключать электроэнергию, но в итоге это произошло».

По мнению Фазлеева, Ибрагимов лично звонил в дирекцию вокзала и просил отключить электроэнергию в кассах «Даль-Камы». При этом «РЖД» выставила «Даль-Каме» счет арендной платы за май, который фирма оплатила, расценив это как пролонгацию договора. После этого вход к кассам компании перегородили рекламными стендами. Всего на железнодорожном вокзале расположено 12 автобусных касс, восемь из которых арендует «Трансфергрупп», три — «Даль-Кама», а одну не занимает никто.


«На каком основании Зуев И.С., Абдуллин Р.А., Ибрагимов. Р. Р. вмешиваются в работу двух конкурирующим фирм?» — вопрошает Фазлеев.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» сегодня встретилась с голодающей Волочко. Никаких плакатов, палаток и громких призывов — женщина просто пришла на работу, как будто в обычный день. Показав медицинскую справку, она сообщила, что за две недели перенесла два инсульта, а Фазлеев сейчас находится в больнице — у него из-за переживаний стало плохо с сердцем.

«Мы не остановимся. Я буду голодать до решения вопроса, — сказала она. — Мы хотим добиться того, чтобы нас вернули обратно в здание ж/д-вокзала. Мы платили аренду по 188 тысяч в месяц, „Трансфергрупп“ платит по 16 тысяч в месяц. „РЖД“, что, выгодно нас выгонять было? И кому тогда эти деньги пойдут в карман? Почему мы должны молчать? Мы что, быдло? Мы такие же „легалы“, как они! Мы продаем билеты — они продают билеты. В чем нелегальность нашей компании? Ибрагимов пишет, что проверки по нам проводились по жалобе „Транфергрупп“. Я с Ибрагимовым на эту тему разговаривала, об их нарушениях. Он сказал: „Это не в моей компетенции“. Получается, что в его компетенции только проверки по нам».

По словам Волочко, представители «Даль-Кама» записались на прием к мэру еще до нового года, но пригласили их только в мае. Была также встреча с первым замруководителя исполкома Ильей Зуевым, который, по словам администратора, разговаривал очень нагло и заявил, что никакого отношения к решению «РЖД» не имеет.

«В нашем городе творится какой-то беспредел! Ни при одном руководителе города не было такой ситуации — вопросы как-то решались, — сетует Волочко. — Так нагло еще никогда сотрудники исполкома не работали. Буду голодать, я сдохну здесь! Вот мои медицинские документы — я только что перенесла два инсульта за две недели, у меня повышенный сахар. Я отлежала в больнице из-за них. Я отсюда не сойду до решения вопроса в нашу пользу. Я и ночевать буду здесь. Пока нормально, буду сидеть, станет плохо — принесут раскладушку, буду здесь лежать. Но добьюсь, чтобы этих коррупционеров поставили не место. Мы сколько интервью давали в СМИ, сколько говорим об том — как об стенку горох. Почему у нас есть монополия, почему вокзал должен принадлежать одному человеку? Работу мы свою не бросим, коллектив я свой не распущу».

Нажмите, чтобы увеличить

«ПОЧЕМУ-ТО ИМЕННО В НАШЕМ ГОРОДЕ ТАКОЙ БАРДАК ПОСТОЯННО»

Вокзальные войны между «Трансфер групп» и «Даль-Камой» развернулись в конце прошлого года. Две фирмы, арендующие автобусные кассы на железнодорожном вокзале, тщетно пытаются поделить рынок объемом в 100 млн рублей в год, причем в конфликте самое активное участие приняли и пассажиры. Отъезжающие с автовокзала Челнов по разным направлениям столкнулись с тем, что их перестали пускать в автобусы по билетам, купленным через кассы конкурентов. Помимо пассажиров, «Даль-Кама» стала переманивать под свое крыло и перевозчиков.

По сей день компании продолжают вставлять друг другу палки в колеса. ООО «Даль-Кама», к примеру, в январе вышло с письмом на генпрокурора РФ Юрия Чайку, в котором потребовало исключить своего конкурента, ООО «Экспресс-Кама НЧ» (предшественник «Трансфер групп»прим. ред.), из реестра остановочных пунктов. А в конце марта «Даль-Кама» публично обвинила исполком и начальника отдела транспорта в ангажированности по отношению к конкуренту. Заявление прозвучало на приеме граждан, который проводил замруководителя УФАС по РТ Игорь Павлов.

Сейчас часть билетов на междугородние автобусы по-прежнему продается в кассах «Трансфергрупп» на вокзале, часть реализуется в помещении «Даль-Кама» на остановке «Автовокзал» — рядом на улице стоит специальный сотрудник компании и буквально вылавливает прохожих вопросами: «Вам куда ехать надо?»

О расторжении договора аренды «РЖД» с «Даль-Камой» стало известно на прошлой неделе. Тогда пассажиры пожаловались на неразбериху на автовокзале, в частности на то, что некоторые автобусы сажают их не с платформы, а с пятачка вдоль дороги.

«Контролер провожает пассажиров до автобуса там и сажает в таких неудобных, неприглядных условиях. Такие маршруты, как Набережные Челны — Мензелинск, Набережные Челны — Ижевск и т. д. Хотя совсем недавно эти маршруты нормально уезжали с автовокзала, прямо с посадочных платформ, как и положено, а теперь... забирают пассажиров вдоль дороги или стоянки авто, — сообщил автор поста в соцсети. — Ей богу, надоели эти извечные казусы с междугородними перевозками в Челнах, на протяжении многих лет. Стыдно и грустно это видеть в полумиллионном, современном городе. Кто-то скажет, мол, „Бла-бла-кар“ есть, не нойте и ездите на такси, но почему-то именно в нашем городе такой бардак постоянно».

«НАСИЛЬНО КОРМИТЬ НЕ БУДЕМ»

Примечательно, что Волочко не первый раз участвует в «протестной» голодовке, пытаясь защитить свои интересы. Первый раз это произошло в 2013 году, когда женщина выступала вместе с предпринимателями, обслуживающими работников и пассажиров вокзально-транспортного комплекса Челнов. Администрация Куйбышевской железной дороги РЖД расторгла с арендаторами киосков на вокзале бессрочные договоры аренды и попросила освободить помещения, которые они занимали много лет. Сервисную зону в результате тендера отдали его победителю — ООО «РК Роял». Предприниматели требовали признать итоги торгов недействительными, однако суд проиграли. «Пусть выносят вперед ногами отсюда», — грозилась тогда Волочко.

Что касается нынешней ситуации, то в управлении транспорта заявили, что никак не будут реагировать на голодовку. «Это право человека — хочет голодает, хочет нет, — прокомментировал Ибрагимов в ходе специально организованного по этому случаю пресс-подхода. — Насильно кормить не будем. Что мы можем предпринять? Человек решил таким путем действовать — это его право. Мы не можем ограничить, запретить. Каждый бизнесмен сам выбирает стратегию работы с теми или иными контрагентами. Хочешь ты шантажировать — шантажируй. Хочешь договариваться — договаривайся. Это личный выбор каждого, и он никак исполнительным комитетом ограничиваться, оцениваться не может. Человек сам выбирает, как ему работать. Это культура общения, культура делового общения».

Ибрагимов подчеркнул, что ООО «Даль Кама» перевозчиком не является и никаких проверок деятельности компании исполкомом никогда не проводилось, ни один документ у них не запрашивался и никто к ним не приходил. «Некоторые лица представляются перевозчиками, но на самом деле ими не являются, а осуществляют лишь продажу билетов, — пояснил начальник управления. — Происходит подмена понятий и введение в заблуждение. Продавать билеты вы можете не обязательно на самом железнодорожном вокзале, где угодно. Ситуация, которая была три года назад, и текущая ситуация кардинально отличаются. Где раньше находилось предприятие „Автовокзал“ и где оно сейчас — все приводится в более цивилизованный вид. Естественно, возникают какие-то моменты конкуренции, но у нас рынок свободный, любое предприятие может осуществлять деятельность в рамках закона».

По словам Ибрагимова, в администрацию поступили многочисленные обращения по поводу нелегальных перевозчиков — жалобы, в свою очередь, были переданы в управление государственного автодорожного надзора. По факту выявленных нарушений в осуществлении нелегальных перевозок — так называемых заказных нерегулярных маршрутов, замены типа транспортного средства — соответствующие обращения были направлены для рассмотрения в ОАО «РЖД», а также в министерство транспорта для принятия мер по существу. РЖД, в свою очередь, как самостоятельный хозяйствующий субъект, сам принял решение о расторжении договора с «Даль-Камой».

«В хозяйственную деятельность ОАО „РЖД“ исполнительный комитет не вмешивается, и в принципе таких возможностей нет. Все остальные заверения являются домыслами», — констатировал Ибрагимов. 

На вопрос, с чем связана такая воинственная позиция оператора по продаже билетов, Ибрагимов ответил: «Без комментариев». «Это их личное мнение, они имеют право на эту позицию», — сказал он. Он также отметил, что рекомендации по отказу от работы с нелегальными перевозчиками были направлены всем участникам рынка, а не только «Даль-Каме». Что касается новой кассы, которую компания организовала на остановке «Автостанция», то ее законность еще предстоит проверить. «На сегодняшний день информации о том, законно это или незаконно, в исполнительном комитете нет», — сказал Ибрагимов.