Наиль Магдеев: «Сегодня мы достигли исторического за последние 17 лет минимума по уровню безработицы — 0,39 процента» Наиль Магдеев: «Сегодня мы достигли исторического за последние 17 лет минимума по уровню безработицы — 0,39 процента» Фото: Олег Спиридонов

«У НАС ИСТОРИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ПО УРОВНЮ БЕЗРАБОТИЦЫ. В ТОМ ЧИСЛЕ И БЛАГОДАРЯ ТОСЭР»

Второй раз Набережные Челны стали местом проведения научно-практической конференции «Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики». Ее организаторами выступили власти автограда, Казанский инновационный университет им. Тимирясова и машиностроительный кластер РТ. Среди участников были и представители бизнес-сообщества, и ученые, и делегаты из других моногородов. Напомним, всего их в стране 319, из них 59 имеют статус ТОСЭРов, к концу года ожидается, что их число приблизится к сотне. Известно, что первым из моногородов, получивших статус ТОСЭРа, являются Набережные Челны. Потому и неудивительно, что мэр автограда Наиль Магдеев первым приветствовал собравшихся. Начал он с... истории строительства КАМАЗа — по той причине, что именно под этот проект возводился автоград. «И Набережные Челны из захолустного городка с населением 30 тысяч человек превратился в крупный промышленный центр, в котором живут 530 тысяч, — напомнил Магдеев. — КАМАЗ и сегодня остается бюджетообразующим предприятием. В прошлом году он произвел 38,6 тысячи автомобилей. А были времена — в 1980-е годы — когда выпускалось 128 тысяч. Рекорд! Все это влияло, влияет и еще будет влиять на ситуацию в городе. Было, что доля КАМАЗа в экономике Набережных Челнов доходила до 80–90 процентов. Сегодня зависимость уменьшается — чуть более 50 процентов. Это все потому, что предпринимаются успешные попытки диверсификации экономики. Но КАМАЗ тоже на месте не стоит, развивается. Реализуется проект „Тибет“ по выпуску нового двигателя, строится завод каркасов кабин стоимостью более 13 миллиардов рублей. Самое современное оборудование доставят в Набережные Челны — более 600 фур привезут его. Но мы один пишем, а два держим в уме. Спрос на грузовики то падает, то растет. И мы создаем „подушку безопасности“ для экономики города. Один из инструментов, который мы используем, это ТОСЭР. За два года мы добились определенных результатов. Более 2,5 тысячи новых рабочих мест создано, инвестиций привлечено 14,7 миллиарда рублей. Это оказывает влияние и на социальное самочувствие в городе. Сегодня мы достигли исторического за последние 17 лет минимума по уровню безработицы — 0,39 процента. Как следствие, в 2017 году на 17 процентов упала преступность. Связь самая прямая — когда занятость высокая, преступность падает».

Далее Магдеев упомянул самый крупный проект, который реализуется в челнинском ТОСЭРе — завод по производству холодильников Haier, где сейчас работает более 560 человек, зарплата превышает 40 тыс. рублей. Еще один проект этой же компании — завод по выпуску стиральных машин — начнется уже совсем скоро. По словам Магдеева, в течение 10 дней будет заложен первый камень в фундамент. Сумма инвестиций — 59 млрд рублей. Упомянул он и завод по производству клюшек «ЗаряД». «Некоторые с иронией говорят об этом. Но ведь в нашей стране, которая является олимпийским чемпионом, многократным чемпионом мира, до сих пор клюшек не производили. Мы их закупаем. А вот Данис Зарипов, обладатель Кубка Гагарина... чуть не сказал Кубка Татарина... взял и построил завод. Больше 100 человек у него работают, серьезные инвестиции вложены, — прокомментировал мэр».

Кроме того, Магдеев заметил, что есть у челнинского ТОСЭР свои сложности. В первую очередь, они связаны с тем, что город первым получил такой статус. Соответственно, требования оказались завышенными — входной порог в размере 50 млн рублей, создание 30 новых рабочих мест. В условиях, когда на рынке бал правят высокотехнологичные компании с минимальным количеством работающих, данные показатели по силам далеко не всем.

Марат Галеев: «Риски есть всегда, но старт ТОСЭР в Челнах мы можем считать эффективным» Марат Галеев: «Риски есть всегда, но старт ТОСЭРа в Челнах мы можем считать эффективным» Фото: Олег Спиридонов

«ЛОГИСТИКА НА ВОСТОКЕ РЕСПУБЛИКИ МАЛОЭФФЕКТИВНАЯ, А ПОПРОСТУ ДАЖЕ НЕКУДЫШНАЯ»

Замминистра экономики РТ Наталья Таркаева в своем выступлении напомнила, что теперь в республике уже четыре ТОСЭРа: Челны, Нижнекамск, Чистополь и Зеленодольск. Она особо отметила, что ни в одном другом субъекте нет больше двух ТОСЭРов. Озвучила чиновница и задачи, которые стоят перед республикой: создать на этих территориях 17 тыс. новых рабочих мест, привлечь 110 резидентов с общим объемом инвестиций в 62,1 млрд рублей. Чтобы этих показателей достичь, считает Таркаева, не нужно смотреть каждый город в отдельности, а решать задачи комплексно. «Теперь уже надо смотреть Набережные Челны в связке с Нижнекамском, Чистополем, Зеленодольском, учитывать и Менделеевск, заявка которого на ТОСЭР находится в министерстве экономического развития. Мы должны видеть и особую экономическую зону „Алабуга“, и соизмерять наши планы с планами наших соседей, которые располагаются на приграничных с Татарстаном территориях: Кукморский район, который рядом с ТОСЭРом в Вятских Полянах, много моногородов в Башкортостане», — высказала Таркаева свое мнение.

Председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, как и Магдеев, не обошел вниманием тот факт, что порог в 50 млн рублей инвестиций слишком велик, хотя нашел в нем определенный плюс. «Риски есть всегда, но старт ТОСЭРа в Челнах мы можем считать эффективным, — прокомментировал депутат. — И тот порог, который был определен — 50 миллионов — слишком большой. Но он сыграл и свою положительную роль. Приход крупных инвесторов — это своеобразная лакмусовая бумажка, на которую все смотрят. И то, что это получилось в Челнах, получается и, надеюсь, будет и дальше получаться, — это сигнал многим остальным. Но я согласен, что с учетом развития специфики современной экономики, когда не только гиганты делают погоду, порог желательно было бы снизить. Над этим можно и нужно работать».

Галеев также высказал очевидный факт, что успех ТОСЭРа зависит от многих факторов, в том числе и от инфраструктуры, в частности логистической. И ее на востоке республики депутат оценил как «малоэффективную и попросту даже никудышную». А с учетом того, что реализуются крупные проекты в Менделеевске, Нижнекамске, Челнах и Елабуге, то логистический узел становится чрезмерно напряженным с большой перегрузкой на автоград.

Далее Галеев поддержал Таркаеву, что ТОСЭР нельзя рассматривать каждый отдельно. «Нужна межмуниципальная кооперация, сотрудничество, с чем у нас, мягко говоря, проблемы, — высказал депутат свою оценку. — Каждый муниципалитет считает себя самодостаточным. Мы видим, в связи с этим много проблем, не только логистических. Возьмем промплощадки. В каждом районе мы их создаем с большими усилиями и вложениям. Потом возникает проблема — чем их заполнять. Потому что горизонт видения у некоторых находится в рамках муниципалитета. Межмуниципальное сотрудничество требует нового формата, потому что у нас муниципалитеты, зачастую между собой еще и конкуренты. И конкурентная часть сейчас больше превалирует, чем попытки решать мною упомянутые проблемы». Галеев предложил разрабатывать межмуниципальное сотрудничество через совет глав муниципальных образований.

Эльдар Тимергалиев: «Мы очень многих потенциальных резидентов теряем. Они рассматривают другие площадки, в связи с высокими требованиями — 50 миллионов и 30 рабочих мест» Эльдар Тимергалиев: «Мы очень многих потенциальных резидентов теряем. Они рассматривают другие площадки, в связи с высокими требованиями — 50 миллионов и 30 рабочих мест» Фото: Олег Спиридонов

«ТОСЭР — ИНСТРУМЕНТ НОВЫЙ. МНОГИЕ ПРО НЕГО ДАЖЕ НЕ ЗНАЮТ»

Затем наступил блок выступлений представителей конкретных ТОСЭРов. Первым выступил Эльдар Тимергалиев, замруководителя исполкома Набережных Челнов. Говорил он в основном о том, что мешает нормально работать при реализации проекта ТОСЭРа, например о малой известности этого инструмента. Для начала он обнародовал слайды, демонстрирующие иностранные инвестиции по регионам России. Из округов львиная их доля пришлась на Центральный округ — 57%, Поволжский со своими скромными 8,4% оказался в аутсайдерах. При этом по количеству ТОСЭРов именно наш регион лидирует, на него приходится 27% от общего числа. «Почему образовался такой дисбаланс? — задал риторический вопрос выступающий. — Одни скажут, что Москва и Московская область — большой рынок сбыта продукции; другие, что недостаточно готовы производственные площадки в других регионах; третьи сошлются на недостаток квалифицированного человеческого капитала. Но тут можно сказать, что ТОСЭР — достаточно новый инструмент. И мало потенциальных инвесторов на сегодняшний день знают о нем, даже в нашем городе».

Второй момент, который озвучил Тимергалиев, — влияние градообразующего предприятия на его компании-партнеры. Когда на КАМАЗе что-то нестабильно, многие начинают задумываться о диверсификации своего производства, создают новые направления, получают статус резидентов ТОСЭРа. А когда все нормализуется, сразу же сворачивают новые проекты и даже ставят вопрос о выходе из ТОСЭРа.

Со своей стороны власти — республиканские и местные — по словам Тимергалиева, проводят постоянную работу по упрощению законодательства по ТОСЭРу, по доведению его до понятного, прозрачного и удобного вида. На сегодня решен вопрос по объединению процедуры получения статуса резидента и получения земельного участка. Продолжается работа по упрощению бизнес-плана, который обязателен при подаче заявки на получение статуса резидента. Обсуждается и вопрос подтверждения наличия 15% собственных средств, необходимых для реализации проекта. «Сами подумайте: главное требование ТОСЭРа — это новое производство, новое предприятие, новый вид деятельности. Откуда у нового юрлица могут появиться денежные средства или банковская поддержка? И очень часто такие проекты реализуются через материнскую компанию. И очень странно, что заем материнской компании не является наличием собственных средств», — высказал чиновник свое мнение.

По его словам, очень важен и такой нерешенный вопрос: если не будут внесены соответствующие изменения в законодательство, то уже с января 2019 года город не сможет предоставлять резидентам налоговые преференции по страховым платежам. «А мы понимаем, что страховые платежи — одни из самых важных преференций, которые мы предоставляем, — констатировал факт Тимергалиев. — Это те преференции, благодаря которым резидент начинает экономить сразу». Докладчик также не обошел вопрос о входном пороге. «Мы очень многих потенциальных резидентов теряем. Они рассматривают другие площадки, в связи с высокими требованиями — 50 миллионов и 30 рабочих мест. Даже действующие резиденты говорят: „Нам не нужно 30 рабочих мест. Мы их создадим, поскольку вы даете нам преференции. Но что будет, когда город не будет иметь статуса ТОСЭРа? Нам их выгонять на улицу?“» Подвел итог Тимергалиев тем, что по всем этим направлениям нужно и дальше работать. Глядишь, и проблем станет меньше — как для городов, имеющих статус ТОСЭРа, так и для резидентов территорий.

По словам Радмира Беляева, предприятия Нижнекамска обеспечивают ему третье место в рейтинге социально-экономического развития РТ и второе — по привлечению инвестиций По словам Радмира Беляева, предприятия Нижнекамска обеспечивают ему третье место в рейтинге социально-экономического развития РТ и второе — по привлечению инвестиций Фото: Олег Спиридонов

Замруководителя исполкома Нижнекамска Радмир Беляев рассказал о том, как работает ТОСЭР в этом городе. По его словам, предприятия Нижнекамска обеспечивают ему третье место в рейтинге социально-экономического развития РТ и второе — по привлечению инвестиций. Объем отгруженной продукции по итогам 2017 года составил 470 млрд рублей, это 21% в объеме всей республики. Понятно, что таких показателей город достиг благодаря крупным предприятиям нефтехимии. Обратной стороной такого положения вещей является невысокий уровень развития МСП. Субъектов зарегистрировано в Нижнекамске 8 601, их доля в ВТП 13,7%. С этой точки зрения статус ТОСЭРа как раз и должен поспособствовать развитию малого и среднего бизнеса. Планы — привлечь к 2027 году 20 резидентов (в 2018 году — 7) с общей суммой инвестиций 7,5 млрд рублей, создать 3 тыс. рабочих мест. Пока резидент только один — китайская компания «Камасталь» с инвестициями в 428 млн рублей. Сейчас строится производственный корпус, запуск производства намечен на август. «Сотрудничество с китайскими партнерами для нас является приоритетом, потому что они имеют тренд расширяться и очень оперативно это делают. И уже на следующий год планируется строительство второго этапа „Кама-стали“ в промышленном парке „Пионер“», — озвучил Беляев. По его словам, в ближайшее время будут рассмотрены еще две заявки на получение статуса резидентов.

Поделилась своим опытом работы ТОСЭРа и первый заместитель главы администрации Вятских Полян (Кировская область) Елена Лебединцева. Этот город получил статус территории в октябре 2017 года. И уже в декабре были заключены два соглашения с резидентами — ООО «Высота 43» и ООО «Нур», на днях еще одно — с ООО «Стиплекс». А планы Вятских Полян на 2018 год привлечь четыре компании. «По реализации этих трех проектов планируется привлечь инвестиции на сумму более 300 миллионов рублей и создать более 270 новых рабочих мест», — сообщила Лебединцева. С резидентами стараются работать по принципу «одного окна». Кроме того, им обеспечивают взаимодействие с кредитными организациями, фондами и институтами развития, возможность участия в выставочной деятельности, получении грантов и так далее.

После пленарного заседания участники конференции разошлись по круглым столам, чтобы более подробно обсудить проблемы работы ТОСЭРа, а также пути их решения.