Лутфулла Шафигуллин Лутфулла Шафигуллин: «Премия — это большое дело, половину планируем передать строящемуся дому-музею Тукая в Казани, а другую половину — в детский дом, потому что Тукай тоже был сиротой»

«ТАТАР АКЫЛЫ ТӨШТӘН СОҢ»

Лутфулла Шафигуллин сегодня стал лауреатом премии им. Тукая. Пожалуй, новость о присуждении престижной награды в области культуры известному бизнесмену могла подхлестнуть интерес к сегодняшней церемонии, все-таки в последние годы часто Тукаевскую премию получали не самые известные публике деятели искусства, однако вчерашнее заседание Госсовета РТ, где неожиданно смело и остро был поставлен вопрос о судьбе родного языка в качестве школьного предмета, перебило привычную повестку в День родного языка. Поэтому того же Шафигуллина сегодня встречали в театре им. Джалиля и как республиканского парламентария. «Нет, не опоздали, ведь в Госдуме проект нового закона еще не прошел, я думаю, наши голоса там услышат. Если мы вчера на сессии принимали обращение, то наш президент решал этот вопрос в Москве. Думаю, все будет нормально», — так гендиректор «Таттелекома» отреагировал на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, не запоздал ли местный парламент с реакций на внесение в Государственную Думу законопроекта о факультативности изучения родного языка.

Сообщил Шафигуллин и о том, как потратит положенные лауреату 500 тыс. рублей: «Премия — это большое дело, ее половину мы планируем передать  строящемуся дому-музею Тукая в Казани, а другую половину — в детский дом, потому что Габдулла Тукай тоже был сиротой. Эта премия толкает вперед, еще что-то сделать, и есть кое-какие планы, думаю, мы справимся, даст Аллах». Напомним, что меценат — руководитель «Таттелекома» номинировался вместе с пресс-секретарем организации, писателем Рустамом Закуаном за большой вклад в развитие культуры, возрождение духовности, сохранение национальных ценностей и исторического наследия народов, проживающих в Татарстане. «Творческая группа ПАО „Таттелеком“», к примеру, создала литературно-скульптурный парк в селе Новый Кырлай, где провел детство маленький Тукай, — и это только один из проектов, реализованных Шафигуллиным.


Тут же, в фойе казанской оперы, мы встретили другого депутата Госсовета РТ, Разиля Валеева, и вновь вернулись к главной теме вчерашнего дня. Именно Валеев на вчерашнем заседании позволил себе невиданное — критику президента Татарстана за «недоработку» в языковом вопросе. Оказалось, что поэт-депутат уже успел обсудить этот вопрос с Рустамом Миннихановым. «Я не мягко покритиковал президента, а достаточно крепко, — сказал Валеев „БИЗНЕС Online“. — Только что с ним общался, президент не обиделся на мои слова, говорит, дескать, ты сказал, что я недорабатываю. А я ему: „Рустам Нургалиевич, и вы недорабатываете, и мы все недорабатываем“».

Считает, что нынешних мер по защите татарского языка недостаточно, и муфтий РТ Камиль Самигуллин. «Вчера к нам приехала делегация из Казахстана, они говорили на казахском, мы — на татарском, получилась хорошая беседа. Они очень удивились, что в Казани мало говорят на татарском языке. Это показатель того, что у нас дела обстоят не так хорошо. Что мы делаем для улучшения ситуации? Мы завершили в 10 мечетях курсы татарского языка, в пятницу будем вручать сертификаты. Собираемся их продолжить», — рассказал нашему корреспонденту Камиль хазрат.

Рабит Батулла «Татар акылы төштән соң», — сказал Рабит Батулла, вспомнив, что в ноябре 2017 года Госсовет РТ единодушно проголосовал за отмену обязательного изучения в школах татарского языка

А вот известные татарские литераторы и вовсе не увидели особого героизма во вчерашнем обращении местных депутатов к спикеру Госдумы Вячеславу Володину. «Все это было взято не с воздуха, международная организация по защите языков коренных народов сказала свое слово, тогда и наши депутаты оживились, зная, что обращение ляжет на стол Путина», — считает писатель, главный редактор газеты «Мәдәни җомга» Вахит Имамов. «Татар акылы төштән соң (татарин задним умом крепок — прим. ред.)», — вспомнил известную поговорку литератор Рабит Батулла, добавив, что в ноябре 2017 года Госсовет РТ единодушно проголосовал за отмену обязательного изучения татарского языка в школах.


МИННИХАНОВ: «ВЧЕРА БЫЛА СЕССИЯ ГОССОВЕТА РТ, И ОБСУЖДЕНИЯ В ТАКОМ НАПРАВЛЕНИИ НУЖНЫ»

Сама церемония вручения премии началась после того, как в зал вошел президент Татарстана в сопровождении председателя Госсовета Фарида Мухаметшина. Ведущие праздника через некоторое время пригласили на сцену главу республики объявить имена лауреатов и поздравить их. Минниханов после традиционных поздравлений в День родного языка уже не в первый раз напомнил о важности его изучения.

«В творчестве Тукая важное место занимает родной язык. Вопрос родного языка — и сегодня вопрос, который нас волнует. Каждый год в мире многие национальности теряют свой родной язык. К сожалению, и в нашей стране есть люди, которые в „языковом вопросе“ мыслят иначе», — сказал Рустам Нургалиевич и вспомнил о заседании республиканского парламента. «Вчера была сессия Госсовета РТ, и обсуждения в таком направлении нужны. Если не мы сами сохраним наш язык, кому он нужен? Он нужен нам. Мы должны сохранить родной язык, культуру, наследие, которое бы передавалось из поколения в поколение. Разумеется, для этого нам нужно быть едиными. Чтобы сохранить наш язык, необходимо приложить много усилий», — заключил президент Татарстана.

Камиль Каримов Камилю Каримову премию присудили за книги «Карурманда кара песи: повестьлар һәм хикәяләр», «Игезәкләр йолдызлыгы: романнар»

Помимо Шафигуллина и Закуана, в этом году было еще два лауреата главной награды республики в области культуры и искусства. Первым на сцену позвали лауреата Тукаевской премии – 2018 Камиля Каримова: писателю присудили ее за книги «Карурманда кара песи: повестьлар һәм хикәяләр», «Игезәкләр йолдызлыгы: романнар». Еще до начала церемонии Каримов признался «БИЗНЕС Online», что давно стремился стать обладателем престижной премии: «Я не скрываю, что выдвигался на Тукаевскую премию в четвертый раз, — это нормальное явление, нормальное произведение рождается в борьбе. Если бы мне дали ее с первого раза, то я бы засомневался: а почему так легко досталась?» Художник Михаил Кузнецов, удостоившийся премии за серию работ «Белые холсты. Народы Поволжья», поблагодарил татарстанцев за оказанное доверие, а Шафигуллин  прочел четверостишие из «Тормыш» Тукая.

Михаил Кузнецов Михаил Кузнецов удостоился премии за серию работ «Белые холсты. Народы Поволжья»

Напомним, что премии, носящей имя великого татарского поэта, в этом году исполняется 60 лет. Впервые ее вручили в 1958-м: тогда первых лауреатов поделили на три группы. Первой премией решили наградить посмертно не вернувшегося с войны композитора Фарида Яруллина за балет «Шурале». Вторую получил Назиб Жиганов за оперу «Джалиль», а также Ахмед Файзи за роман «Тукай» и активную работу по популяризации творчества поэта. Третья премия досталась театральному коллективу Камаловского театра (режиссер Шариаздан Сарымсаков, художник Анас Тумашев, артисты Халил Абжалилов, Фатых Кулбарисов и Асия Хайруллина) за спектакль «Без ветрил».

Во время сегодняшней церемонии, кстати, был показан отрывок из спектакля «Без ветрил», который сейчас идет в Камаловском театре в постановке Григория Цхвиравы. Выступили Венера Ганеева, Алина Шарипжанова, арию из оперы «Алтынчәч» исполнила молодая прима казанской оперы Гульнора Гатина. Завершилось мероприятие коллективным исполнением «Туган тел» («Родной язык») Тукая, к которому стоя присоединился зал. В следующем году у неофициального гимна татарского народа будет юбилей — 110 лет со дня написания.

... Возле оперного театра состоялся традиционный для 26 апреля праздник поэзии

«В РУМЫНИИ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ ОБЩАЮТСЯ 70–80-ЛЕТНИЕ СТАРИКИ»

Через час после окончания церемонии здесь же, возле оперного театра, начался традиционный для 26 апреля праздник поэзии. Накануне ходили упорные слухи, что сегодня литературное мероприятие якобы должно превратиться в настоящий митинг в защиту родного языка, но этого не произошло.

Но вопрос о том, не исчезнут ли татары в современную эпоху глобализации, витал в воздухе и звучал из уст выступающих представителей татарской интеллигенции. Самым высокопоставленным гостем праздника была, пожалуй, заместитель председателя Гоосовета Римма Ратникова. Она рассказала «БИЗНЕС Online» о том, почему вчера татарстанский парламент так жестко отреагировал на новую федеральную законодательную инициативу. «В принципе, мы уже почти было договорились, почти было уже согласовали, приняли соответствующие меры там, где нас упрекали, все уже было расставлено по местам... А тут началась новая атака со стороны федерального центра, именно этому и был посвящен данный разговор. Мы считаем, что статус языков, родных языков должен сохраниться, их изучение должно быть обязательным в тех республиках, которые имеют второй государственный язык».

А пока на поэтическом празднике выступали гости Татарстана. Так, председатель союза писателей Якутии Наталья Харлампьева прочитала стихи Тукая на татарском, после чего рассказала нашему корреспонденту о том, что беспокоит якутов, чей родной язык является государственным в Республике Саха: «У нас этот вопрос стоит достаточно остро, но не в том плане, что наши не хотят изучать свой родной язык. Родители всеми фибрами души за то, чтобы их дети его знали. Но дело в том, что проверки прокуратуры вносят сумятицу в эти дела и начинается такое раздумье о том, что, возможно, изучение родного языка помешает быть конкурентоспособным нашему ребенку и так далее». Интересно, но проблема татарского языка волнует не только россиян, но и румынских татар, чей язык ближе к крымско-татарскому. Переводчик Танер Мурат рассказал, как отсутствие на родине у них в стране национальных школ привело к сегодняшнему грустному состоянию: «На татарском языке общаются 70–80-летние старики, 50–60-летние знают, правда, не в совершенстве, 30–40-летние понимают, но не говорят, потому что негде разговаривать, везде румынская среда, а молодежь не понимает и не говорит».


А что же татарская интеллигенция? «Обращение в Госдуму — правильный шаг, позитивный шаг», — считает директор Института татарской энциклопедии Искандер Гилязов. А вот доктор исторических наук Дамир Исхаков с такой позицией не согласен: «Это был запоздалый ответ на вызов, польза будет, если все остальные республики поддержат, а поддержат ли — в этом есть сомнения». Есть сомнения и у председателя ВТОЦ Фарида Закиева: «Еще неизвестно, что из этого получится, во-первых, пока надо письмо направить, во-вторых, должна быть реакция Госдумы. Мужество депутатов Госсовета? Какое тут мужество, вот у нас было мужество, мы вышли и получили штраф... Вот это мужество». Главный редактор газеты «Тюркский взгляд» Наиль Набиуллин и вовсе усмотрел в решении депутатов экономический и политический интерес: «Они понимают, что за тем законом может последовать ликвидация республики, слияние „Татнефти“ с „Роснефтью“, например, и фактически передел собственности, а у нас депутаты достаточно небедные люди и четко понимают, что никто не хочет терять свои богатства».

Ближе к экватору праздника благодаря дождю люди стали потихоньку расходиться, финального исполнения «Туган тел» дождались самые стойкие, покидающие мероприятие уже под вальс Сайдашева.