... В Татарстане 13 тыс. организаций уже подключены к системе электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» Фото: ©Сергей Пятаков, РИА «Новости»

ГОТОВНОСТЬ К «МЕРКУРИЮ» — 85–90%

Татарстан числится в передовиках по внедрению системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» — общая готовность хозяйствующих субъектов, которые занимаются производством, переработкой и реализацией животноводческой продукции, в республике оценивается на 85–90%. Ахиллесовой пятой оказались производители и переработчики молока, которые откровенно саботируют «молочный ЕГАИС», как уже окрестили систему сами молочники. Об этом стало известно сегодня на брифинге в «Татмедиа», посвященном теме перехода к работе в «Меркурии».

В Татарстане 13 тыс. организаций уже подключены к «Меркурию». До 1 июля 2018 года, когда работа в системе станет обязательной, осталось подключить примерно 5–6 тыс. субъектов. Об этом сообщил журналистам уже после окончания брифинга замначальника руководителя управления Россельхознадзора по РТ Евгений Иванов. В месяц в Татарстане оформляется более 1,3 млн электронных ветсертификатов. Но если сейчас производители делают это добровольно, то с 1 июля получать электронный документ нужно будет уже в обязательном порядке.

«Перечень продукции, подлежащей ветеринарной сертификации, с 2018 года расширен. Электронные ветеринарные сопроводительные документы оформляются при обороте, производстве, перемещении, переходе прав собственности на продукцию животного происхождения, включая готовую молочную продукцию, готовые или консервированные мясные продукты, ракообразные, моллюски и прочие», — рассказал начальник  отдела пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Ильшат Мухаметшин.

Ведение электронных документов специалисты объясняют веянием времени — в прошлое уходят бумажные сертификаты, которые иногда и подделывали. К тому же за сами бланки сертификатов организациям приходилось платить, а работа в «Меркурии» официально бесплатна.

«Главное преимущество — полная прозрачность. Мы можем отследить создание колбас или вашего утреннего творожка на завтрак. У нас есть корова, ее отправили на убойный пункт, получили тушу, из этой туши получили части туши, а из них — пельмени, колбасу, котлеты и другие продукты», — объяснил принцип работы ветеринарный врач ветеринарного объединения Казани Булат Нуриахмитов.

Считается, что «Меркурий» позволит отследить произведенную животноводческую продукцию «от поля до прилавка». Как обещают, потребители также могут узнать о происхождении продукции при помощи специальных QR-кодов.


«СИСТЕМА ПОДВИСАЕТ НА 15 МИНУТ, ЭТО ТЕРПИМО»

Правда, у «Меркурия» случаются технические сбои — система часто виснет. На это пеняют противники «Меркурия», это признали сегодня и сами участники брифинга. 

«На этапе подготовки, естественно, есть сбои. С такими сбоями мы встречаемся один-два раза в день. Система подвисает на 15 минут, это терпимо», — считает Нуриахмитов. При этом он заверяет, что сам «Меркурий» с точки зрения безопасности защищен не хуже банка.

Помимо того, чтобы не вбивать вручную огромное количество информации, многие компании предпочитают разрабатывать для себя интеграционные модули, например увязанные с бухгалтерской программой «1С», а это дополнительные 20–50 тыс рублей затрат.

Самые большие проблемы у ветеринарной службы возникают с производителями и переработчиками молока. Крупные молокозаводы практически уже все в «Меркурии». Завершают внедрение своих интеграционных модулей на Казанском (КМК, «Комос Групп») и Зеленодольском (ЗМК) молочном комбинатах, на Челнинском молзаводе («Агросила») и на других крупных молокоперерабатывающих предприятиях. Власти Татарстана настойчиво рекомендовали им полностью перейти на электронную систему уже к 15–20 мая.

Интересно, что, по словам участников брифинга, заканчивают подключение к «Меркурию» и на молочном комбинате «Эдельвейс» АО «Данон Россия», который известен как раз-таки резкой позицией в отношении электронной ветеринарии. Как не раз заявляли на предприятии, она может привести к коллапсу на рынке молочной продукции.

Но все же чаще всего игнорируют подключение к электронной ветеринарной системе мелкие производители молока — ЛПХ и фермеры. Их готовность к переходу к работе в «Меркурии» оценивают всего в 50–60%.

«Мы наблюдаем откровенный саботаж системы „Меркурий“ со стороны молокопроизводителей и молокопереработчиков и, возможно, молокосдатчиков. Потому что система является полностью прозрачной и она становится неинтересной для лиц, осуществляющих серый оборот молочной продукции, того же самого фальсификата», — прозрачно намекает Нуриахмитов.


«100 КИЛОГРАММОВ МОЛОКА ПОСТУПИЛО, НО ПОЧЕМУ-ТО ВЫШЛО 200 КИЛОГРАММОВ МОЛОКА С МОЛЗАВОДА»

Считается, что система позволит поймать за руку производителя, который подмешивает в продукцию сухое молоко, забывая указать об этом тонком нюансе на этикетке. «По разнице поступающей и исходящей продукции мы можем отследить, есть ли подмешивание. Если 100 килограммов молока поступило, но почему-то вышло 200 килограммов молока с молзавода. Соответственно, у ветеринарной службы возникает вопрос, откуда взялась разница. Этот профицит в 100 килограммов „Меркурий“ и позволяет отследить», — говорит ветеринарный врач. Специалисты заверяют также, что система автоматически запретит отгрузку молока от «лейкозных» и «туберкулезных» коров, поскольку «Меркурий» увязан с системой лабораторного контроля.

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», Иванов пояснил, что предприятия, которые не зарегистрируются в электронной системе, с 1 июля не смогут сдавать свое молоко на переработку. «Часть молока, которую поставляют ЛПХ, небольшая относительно общего оборота, но, возможно, они могут внести свою лепту в дефицит молока, но, по нашим оценкам, дефицита по молочной продукции мы не ожидаем», — заверили участники брифинга. Однако несложно подсчитать, что общий объем молока, которое производится в ЛПХ в Татарстане, составляет около 500 тыс. тонн в год. Следовательно, можно говорить о том, что с рынка может уйти порядка 250 тыс. т молока-сырья. Для сравнения: это годовые объемы производства таких крупных предприятий, как «ЗМК» и «КМК», вместе взятых.


ПОДСЧИТАЕМ БЕЛОРУССКОЕ МОЛОКО

Нужно понимать, что не всегда в отказе от «Меркурия» кроется саботаж. Это удивительно, но в отдельных зонах России официально нет интернета — там будет действовать прежняя бумажная система. К Татарстану это, конечно, не относится. Но для ряда производителей сырого молока новинка все же оказалась недоступна. Жители села, бабушки и дедушки, которые привыкли сдавать свои несколько ведер молока в сутки, с 1 июля могут быть отрезаны от рынка, поскольку не владеют навыками работы с компьютером. Конечно, они могут заключить договор, и эту работу за них станут выполнять ветслужба или трейдеры, собирающие молоко, но это дополнительные расходы. А сегодня, когда закупочные цены на сырое молоко опустились ниже себестоимости, подключение к «Меркурию» для многих вообще станет непозволительной роскошью.

Интересно, что предприятия Беларуси, которую сегодня обвиняют в массированных поставках сухого молока в Россию, в том числе незаконном реэкспорте из санкционных европейских стран, также активно подключаются к работе в «молочном ЕГАИСе». Ведь не раз заявлялось, что эта страна поставляет в Россию столько сухого молока, сколько сама не производит. Вот и проверим.

«Система позволит нам отслеживать, на каких фермах производилось молоко, белорусы уже заявили о 100-процентной готовности к интеграции к системе „Меркурий“», — сообщил Иванов. Предприятия ближнего и дальнего зарубежья также собираются подключаться к «Меркурию».

Чем же грозит отправка продукции без электронной документации после 1 июля? «Сначала за некорректную работу в системе будут предупреждения, на втором этапе — небольшие штрафы, в пределах нескольких тысяч рублей, дальше — по полной программе будут штрафоваться. Для юридических лиц эти штрафы будут значительные», — говорят специалисты. Сейчас поправки в КоАП только рассматриваются, но к 1 июля они должны быть приняты.

Алена Белоглазова уверена, что «Меркурий» поможет расчистить полки магазинов от суррогатов и фальсификатов, но это не панацеяФото: Ирина Ерохина

«РЕАЛЬНО ОЧИСТИТЬ ОТ СУРРОГАТОВ ПОЛКИ МОЖНО ТОЛЬКО УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»

Председатель КФХ Белоглазова Алена Белоглазова говорит, что большинство производителей уже перешли на «Меркурий», но в своем хозяйстве она планирует завершить работу только в мае. «На текущий момент нам присвоен код, от поставщика мы принимаем по системе „Меркурий“ молоко. Единственное, чего мы не делаем пока, — не приклеиваем на нашу продукцию сопроводительный документ», — говорит фермер.

В новой системе она видит плюсы, например чище станут отношения между производителями молока и трейдерами. «Сейчас некоторые трейдеры обманывают производителей молока. Допустим, молоко забирает левый человек, ставит подпись, которая по факту к этой фирме никакого отношения не имеет, и эти поставки не оплачиваются. А система „Меркурий“ дает возможность контролировать поставки продукции. Какой бы трейдер ни был, вы электронно выписываете на него документ, что конкретно он забрал у вас молоко. Молзавод должен поставить в электронном документообороте отметку, что он принял молоко. И это безусловный плюс для производителя. Нет такого, что он два дня прокатал молоко, потом обратно вернул», — говорит Белоглазова.

В то же время фермер отмечает, что для мелких переработчиков система становится дополнительной проблемой — для работы с ней требуется нанимать отдельного человека, поскольку самому вести весь учет сложно, также требуется оплатить интеграцию с системой.

Белоглазова уверена, что «Меркурий» поможет расчистить полки магазинов от суррогатов и фальсификатов, но это не панацея. «Реально очистить от суррогатов полки можно только уголовной ответственностью за продажи и производство. Молоко должно быть молоком; не творожным продуктом, а творогом; не сгущенкой, а сгущенным молоком. Пока будут допустимы эти вариации, мы ничего не добьемся», — считает Белоглазова.

Председатель ассоциации фермерских хозяйств РТ Камияр Байтемиров говорит, что, поскольку сельхозтоваропроизводителей в Татарстане очень много, для них нужно было бы провести обучение в муниципалитетах. В числе плюсов он видит то, что будет улучшен контроль за ввозом продукции в регионы. «По системе „Меркурий“ можно сразу определить, кто является производителем и откуда идет товар, — если поставщики продукции, конечно, будут честны. Будет легче и нашим потребителям: если они в торговых сетях спросят сопроводительные документы, им обязаны предоставить. Торговые сети не смогут принять товар без учета в системе», — говорит Байтемиров. Он уверен: если бы поставщики были честны, то и сегодня можно было бы обойтись без суррогатов на прилавках, так что не исключено, что они найдут лазейку и внутри системы «Меркурий». «Будут какие-то фирмы-однодневки, через которые можно выписывать продукцию», — предположил он.

Как считает глава ассоциации, молочникам сложнее перейти на систему «молочного ЕГАИСА», потому что есть много разных сельхозтоваропроизводителей по своей организационно-правовой форме (крестьянские подворья, ЛПХ), которые в системе до конца не определены.

Камияр Байтемиров отмечает, что есть много разных сельхозтоваропроизводителей по своей организационно-правовой форме, которые в «молочном ЕГАИСе» до конца не определеныФото: Ирина Ерохина

«ОТКЛЮЧИЛИ СВЕТ ИЛИ НЕТ ИНТЕРНЕТА — «МЕРКУРИЙ» НЕ РАБОТАЕТ, МОЛОКО НЕ ОТГРУЗИШЬ»

Директор по корпоративным отношениям «Данон» в Поволжье Мария Жаркова говорит, что при работе с системой «Меркурий» возникают сложности не столько финансового, сколько операционного характера. «В системе много недоработок, а также законодательство по некоторым пунктам не синхронизировано с требованиями системы. Конкретная ситуация: в хозяйстве отключили свет или нет интернета — „Меркурий“ не работает, молоко не отгрузишь», — приводит простой пример Жаркова. На практике встречаются и другие сложности. Например, молоко приехало на завод, но его почему-то не видно в электронной системе, а на бумажном носителе ветсертификат также не оформлен. Другой узкий момент: иногда документы на молоко бывают оформлены хозяйствующим субъектом, а не врачом — «Меркурий» позволяет оформить документы и в этом случае, хотя по закону делать этого нельзя.

«Каждая партия по требованиям „Меркурия“ должна проходить ветсанэкспертизу, о чем в сертификате должна быть проставлена отметка (ранее хозяйства делали это раз в месяц). Ветсанэкспертизу имеет право производить только сотрудник государственных органов. То есть хозяйство должно везти свое молоко сначала на экспертизу, только потом на завод, рискуя превысить допустимые законом 36 часов доставки от дойки до завода», — говорит представитель «Данона». Она отмечает, что переход на электронный документооборот по сырому молоку «безусловно, нужен», но пока эта система слишком сырая.

Как считает Жаркова, система «Меркурий» не дает возможности отслеживать фальсификацию, так как видит только входящее сырье, но не видит рецептур и немолочных компонентов. «При тестировании на кемеровском филиале АО „Данон Россия“ Меркурий „позволил“ из 3 тонн молока произвести 10 тонн сливочного масла, при том что для производства одного килограмма масла (в пересчете на сливки) требуется 20 килограммов молока!» — говорит она об очередных пробелах в системе.

Компания «Данон» выступает категорически против внедрения ЭВС на готовую молочную продукциюФото: Сергей Елагин

Жаркова объясняет, что это одна из причин, по которой компания «Данон» выступает категорически против внедрения ЭВС на готовую молочную продукцию.

«Вторая причина — готовая молочная продукция в процессе производства проходит высокотемпературную термическую обработку. <...> Под воздействием таких температур в продукте полностью уничтожается патогенная микрофлора и болезнетворные бактерии. Соответственно, никаких ветеринарных рисков готовая продукция в себе не заключает», — утверждает она.

Наконец, производители не уверены, что «Меркурий» технически готов к нагрузкам в условиях реального рынка, ведь сегодня через систему проводится лишь незначительная часть отгружаемой продукции. «В случае если система не сможет „выписывать“ разрешения на перемещение продовольственной продукции со скоростью, нужной рынку, затормозятся не только складские операции, но и производство, и приемка сырого молока», — опасаются в компании «Данон».