Представители ТАИФ-НК, «Татнефти», «Лукойла» и ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ пролоббировали-таки идею повышения цен на автомобильное топливо на заправках Татарстана. На АЗС Казани уже начали переписывать ценники. Добро на умеренное повышение цен, вздохнув, дала рабочая группа по топливу Роберта Гилязиева — правда, лишь до среднего уровня в ПФО. Сами владельцы АЗС говорят, что это только начало — их маржа критически низкая, да еще и доллар впервые дорожает одновременно с нефтью.
На АЗС уже начали переписывать ценники
ПОВЫШЕНИЕ — ОТ 60 КОПЕЕК ДО РУБЛЯ ЗА ЛИТР
Как стало известно «БИЗНЕС Online», в минувшую пятницу в управлении рационального использования топливно-энергетических ресурсов при кабмине РТ прошло заседание рабочей группы по мониторингу цен на моторные топлива в Татарстане. Главной темой стало грядущее повышение цен на бензин. На встречу по традиции пришли основные участники рынка — представители ТАИФ-НК, «Татнефти», «Лукойла» и, конечно же, ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ, которая является главным лоббистом этой темы. Напомним, что глава ассоциации Ирек Сулейманов требовал повышения на 2−4 рубля за литр топлива, предупреждая о разорении малых заправок из-за нерентабельности работы.
По нашим данным, в итоге участники рабочей группы приняли компромиссное решение: повышение возможно, но не столь существенное: от 60 копеек до 1 рубля за литр топлива. Цена АИ-95 может вырасти на 60 копеек до 40,9 рубля за литр, АИ-92 подорожает на 80 копеек до 38,2 рубля, АИ-80 прибавит рубль до 36,5 рублей, а летнее дизельного топливо будет стоить 40 рублей за литр.
Корреспонденты «БИЗНЕС Online», проехавшиеся по заправкам Казани, выяснили, что на ряде АЗС уже начали переписывать ценники. К примеру, на АЗС «Татнефтепродукта» на ул. Ершова, 27 уже вывешен приказ о повышении цен на полусотне заправок ООО «ТАИФ-НК АЗС» до рекомендованного управлением ТЭРа уровня. «Повышение произошло. Пока народ, видимо, не понял. Еще и понедельник. Возмущения посетителей нет», — сказала «БИЗНЕС Online» администратор заправки.
Но таксисты уже подсчитывают свои убытки. «Повышение, пусть и незначительное, все равно бьет по кошельку. Все больше думаю о том, чтобы перевести автомобиль на газ», — говорит заправляющийся на месте водитель на машине с шашечками. На ряде других АЗС пока без изменений — видимо, ненадолго.
Начальник управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ Роберт Гилязиев в беседе с «БИЗНЕС Online» подтвердил решение рабочей группы и напомнил, что последнее повышение цен на моторное топливо в РТ произошло 23 декабря 2017 года. С тех пор четыре месяца они держались примерно на одном уровне. Так, на 17 апреля, в среднем по Татарстану, цена АИ-95 составляла 40,3 рубля за литр, АИ-92 — 37,4 рубля, АИ-80 — 35,5 рублей, дизельного топлива — 40,4 рубля за литр. «За это время у нас произошло повышение цен во всех регионах ПФО, и в РТ цены оказались практически на самом низком уровне по сравнению с соседними регионами», — отмечает Гилязиев.
«Члены рабочей группы, а это субъекты нефтепродуктообеспечения, представители аппарата кабмина, пришли к выводу, что цены на топливо на наших АЗС оставаться на прежнем уровне не могут,так как и на май понижения отпускных цен не ожидается», — говорит глава управления ТЭРа. Он пояснил, что решения рабочей группы имеет лишь рекомендательный характер, но тем не менее обычно к нему прислушиваются все участники рынка.
По данным, которые оказались в распоряжении «БИЗНЕС Online», на то же 17 апреля в Кировской области цены на 80-й бензин составляли 37,1 рубля за литр, 92-й бензин стоил 38,95 рубля. В Саратовской области АИ-95 можно было купить за 41,8 рубля, а дизтопливо в Мордовии подорожало до 41,9 рубля за литр.
«В этой ситуации (при повышении от 60 копеек до рубля — прим. ред.) мы окажемся на уровне средних максимальных цен на топливо по ПФО, где-то в середине», — объясняет решение комиссии Гилязиев.
Цена АИ-95 может вырасти до 40,9 рубля за литр, АИ-92 — до 38,2 рубля, АИ-80 — до 36,5 рублей, а летнее дизельного топливо — до 40 рублей за литр
«НО КОГДА МНЕ «ЛУКОЙЛ» НАПИСАЛ ПИСЬМО, ЧТО НЕОБХОДИМО ПОВЫШАТЬ ЦЕНЫ...»
Лоббирующие индексацию участники рынка отмечали, что с начала года росли как оптовые цены на заводах-изготовителях, так и котировки на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Особенно резко повышение стало заметно весной 2018 года. Так, в марте-апреле ТАИФ-НК повысил цены на свою продукцию на 2−3 тыс рублей за тонну, Уфимские НПЗ — на 4 тыс. рублей за тонну. На Санкт-Петербургской бирже тонну АИ-95 в апреле продавали за 46,2 тыс. рублей, 92-й бензин — за 44,388 тыс. рублей за тонну, а это примерно на 3 тыс. дороже, чем в марте. Примерно на 2 тыс. рублей подорожало и дизельное топливо.
Представители ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ начали бомбить управление ТЭРа предложениями повысить цены еще в начале апреля. Сулейманов заявлял, что для выживания частных заправщиков, попавших в «ножницы» между ценой закупки и продажи, повышение должно составлять от 2 до 4 рублей за литр топлива. Позже к ним присоединились и представители ВИНКов, правда, их «хотелки» оказались более скромными. Если ассоциация предлагала повысить цену на литр 92-го бензина на 3,6 рублей, то «Татнефть» — на 2,6 руб, ТАИФ — на 2,8 рубля, а «Лукойл» и вовсе только на 1,5 рубля за литр. (см. таблицу). Но в случае если бы эти пожелания участников рынка были удовлетворены, то цены на топливо в Татарстане немедленно стали бы самыми дорогими в ПФО.
Напомним, что Сулейманов, обосновывая свои требования о повышении цены, ссылался на повышение оптовых цен на Санкт-Петербургской бирже, а также критиковал политику ВИНКов. Крупные игроки рынка увеличивали поставки автомобильных бензинов и дизельного топлива на экспорт и одновременно сокращали поставки внутренний рынок. В итоге внутри страны образовался дефицит топлива, что, естественно, разогревало цены. При этом на своих заправках ВИНКи держали умеренные цены.
«Продолжение бесконтрольного повышения оптовых цен при сдерживании розничных приведет к массовому разорению и уходу с рынка представителей МСБ. ВИНКи вынуждают своих конкурентов — независимых автозаправщиков — работать в убыток, подталкивают их к продаже своих АЗС, которые охотно „прибирают к рукам“. Мы терпели-терпели. Но дальше так работать невозможно», — не раз заявлял Сулейманов нашему изданию.
Любопытно, что представители «Лукойла», ТАИФа и «Татнефти», объясняя свои предложения о повышении на бензин, по словам Гилязиева, также ссылались на Санкт-Петербургскую биржу. Это, конечно, странно, потому что ВИНКи поставляют топливо на свои заправки со своих же нефтеперерабатывающих заводов. Это ведь мелкие заправщики в отсутствие собственного производства вынуждены покупать бензин на бирже. Этот факт вызывает недоумение и у членов рабочей группы.
«Любой продавец, что бы он ни продавал, хочет зарабатывать больше, чем сегодня. Но когда мне «Лукойл» написал письмо, что необходимо повышать цены в связи с тем, что на бирже вот такие цены... Я написал ответ: „Почему вы мне даете биржевые цены, когда «Лукойл» добывает 80 миллионов тонн нефти и имеет более 5 заводов НПЗ? Вы же не на бирже покупаете?“», — удивляется Гилязиев.
Не исключено, что в числе причин того, что «Лукойл», ТАИФ и «Татнефть» решили смягчить свою политику по отношению к малым заправщикам и показать, что они «как все», стало также предупреждение ФАС России. В начале апреля, напомним, антимонопольное ведомство вынесло предупреждение ОАО «ТАИФ-НК» и другим компаниям, которые создали дисбаланс на рынке топлива. «У малых компаний своего производства нет, они берут бензин у того же ТАИФа по той цене, которую тот предлагает, а своим автозаправочным станциям они и должны давать не по той цене, по которой они Сулейманову дают», — поддерживает Гилязиев риторику ассоциации.
В ТАТАРСТАНЕ ИЗБЫТОК АЗС
Вместе с тем он считает, что в Татарстане избыточное количество АЗС — более 900, при этом республике хватило бы и 500. «У нас есть АЗС, которые в сутки реализуют 2−3 тысячи литров, тогда как они должны не менее 7 тысяч литров продавать. Ведь у „Лукойла“ есть АЗС, которые продают по 25 тысяч литров бензина в сутки, — конечно, они могут и малыми наценками обходиться. У нас есть автозаправочные станции, которые расположены в 200 метрах друг от друга, а на трассе расстояние между заправками должно быть не менее 15−20 километров», — подсчитал глава управления ТЭР.
Разумеется, что хорошо заправщикам, не очень понравится рядовым автомобилистам: впереди сезон садов и огородов, поездок на природу и в отпуск. В управлении ТЭРа понимают, что любое повышение больно бьет по кошелькам тех, у кого небольшие доходы, поэтому был выбран более консервативный вариант повышения. «Повышение цен на моторное топливо, как по цепочке, сказывается на любом потребителе. К нам обращение от субъектов нефтепродуктообеспечения поступило еще в начале апреля, мы не очень торопились его рассматривать. Но когда сделали анализ и убедились, что во всех регионах цены уже повысились, тогда мы и собрались», — подытоживает Гилязиев.
«РАЗУМЕЕТСЯ, ПОКА ЭТОТ БИЗНЕС УБЫТОЧЕН»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился с просьбой прокомментировать ситуацию также в «Татнефть» и ТАИФ, но получить своевременно ответы на запросы не удалось. Помощник президента РТ по вопросам нефтегазохимического комплекса Ринат Сабиров направил наших корреспондентов со всеми вопросами в пресс-службу президента РТ. Повышение цен прокомментировали несколько участников рынка.
Наиль Садыков — первый заместитель гендиректора — финансовый директор ОАО ХК «Татнефтепродукт»:
— Здесь, я думаю, все продиктовано той социальной ответственностью, которой руководствуется правительство. Уже даже те цены, который были, сдерживались выборной кампанией президента и так далее. Оптовые цены свой рост начали уже с начала года. Даже тогда наценки не соответствовали рыночным ориентирам, которые позволяли бы бизнесу нормально функционировать, что привело к существенным убыткам многих операторов.
Деятельность в области контроля цен — это отдельная тема. Разумеется, ФАС сегодня контролирует этот рынок. На самом деле то совещание, которое проходит, если так брать, то оно в букве закона несколько под сомнением. Потому что фактически получается, что это ценовой сговор, возведенный в ранг государственной политики. Компании должны сами определять цены. Но, зная, что выход за эти пределы будет контролироваться ФАС и по отношению к крупным компаниям, к мелким-то они такого интереса не проявляют. И поэтому устанавливается такая взвешенная рекомендованная цена.
Сегодня ситуация на рынке уникальна тем, чего не было последние несколько лет: одновременно растет и курс доллара, и цена на нефть. Курс доллара вышел за исторические максимумы, и здесь ситуация никак не способствует тому, чтобы говорить о какой-то стабилизации. Дальнейшее повышение цен, и оптовых в том числе, пока неминуемо в этой ситуации. Если прямо в лоб брать, то никакого роста не происходит. Происходит маленькая игра вокруг небольших отметок. Даже если в евро брать, то по прошлому году есть снижение котировки. Здесь это чистой воды валютные игры, которые приводят к тому, что цена в рублях завышается, и, соответственно, цена на розничном рынке в любом случае тоже будет пока расти. Сегодняшнее повышение цен — это еще не предел. Просто правительством это растягивается, чтобы облегчить для потребителя нагрузку, которая ляжет на его кошелек.
Разумеется, пока этот бизнес убыточен. Если не будет адекватного повышения розничных цен, то многим придется колонки заматывать. Дальнейшие продажи по таким низким ценам могут потянуть только вертикально интегрированные компании.
Ирек Сулейманов — президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:
— Что бы я сейчас ни говорил, меня всегда будут обвинять в том, что я за повышение розничных цен. Нет! И я это подчеркиваю: мы против повышения розничных цен. Но хотелось бы, чтобы цены были адекватными и паритетными. Поэтому те значения, которые мы имеем в рознице, повысились неадекватно опту. Он повысился на гораздо большую сумму. Считаем, что с этим надо как-то бороться. Понятно, что не нашем уровне, а на уровне правительства, чтобы они выстраивали экономическую политику так, чтобы цены оптовые на рынке не росли. А если бы и росли, то хотя бы объяснимо. На сегодняшний день, я считаю, они необъяснимо растут. Причем за март они очень существенно выросли. Многие сопоставляют это с выборами президента. Выборы же закончились, и цены пошли вверх. Розничные цены регулируются, их как-то сдерживают, пытаются сдерживать, а оптовые цены безобразно растут.
Почему крупные игроки выступали также за повышение цен? Это не влияние ФАС, а просто экономика заправок. У нас, частных АЗС, есть только заправки. А крупные нефтяные компании, та же «Татнефть», которая добывает нефть, осуществляет переработку и потом на конечном этапе реализует продукт через автозаправочные комплексы. Если один из цехов работает в убыток, а они сейчас работают в убыток, конечно же, будет просьба о повышении цены. Представьте себе только, если вы вчера что-то покупали по рублю, а продавали по 1,2 рубля. Завтра вам продают уже не по рублю, а по 2 рубля. Сможете ли вы в таком случае по 1,2 рубля продавать? Безусловно, нет! Это невыгодно, простой закон экономики. Но повторюсь, что регулируют цены розничные, а на оптовые глаза пока закрыли.
Много ли заправок закроется сейчас? Не могу сказать, как долго будет продолжаться такой диспаритет. Все зависит от того, как будут держаться оптовые цены.
Ситуация к срыву посевной не приведет. У нас в республике правительство всегда очень хорошо помогает сельхозпроизводителям, и не один год для них делают эксклюзивные цены на дизельное топливо. ТАИФ помогает сельхозпроизводителями, и это очень хорошо! Ни срыва не будет, и заправки будут работать как-нибудь потихонечку. Но проблема такая существует на сегодняшний день.
Сергей Автономов — владелец ООО «Мустанг Ойл»:
— Подняли же уже. Цены, а конкретно это повышение, регулирует государство. Они не хотят социального взрыва, поэтому таким путем и идут. И крупные предприятия тоже выступают за повышение. У них же тоже есть понимание окупаемости своих проектов. Есть затраты на АЗС, и если низкая наценка, то идет вопрос... У них же там целые подразделения, огромная сетка (АЗС) приносит убыток. Им это тоже ни к чему.
Опасения по поводу закрытия ряда АЗС из-за нерентабельности есть. Мы смотрим друг на друга, и мне как мелкому предпринимателю тяжеловато в этом ключе. Тем более развивать сервис надо, а это требует вложений. Посмотрите, сколько уже продалось заправок, многие уходят. Идет процесс глобализации, и мы имеем дело с ним.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 129
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.