35-летний Игорь Мухин уже год допрашивает Роберта Мусина, а между делом – целый пантеон VIP-свидетелей 35-летний Игорь Мухин уже год допрашивает Роберта Мусина, а между делом – целый пантеон VIP-свидетелей Фото: «БИЗНЕС Online»

1. РОДИЛСЯ В СЕМЬЕ РАБОТНИКА «ТАТНЕФТИ», РАНО ПОТЕРЯЛ МАТЬ

Будущему следователю по особо важным делам Игорю Мухину, которому в декабре 2017 года исполнилось 35 лет, повезло родиться в одной из обеспеченных семей нефтяной столицы республики. Его мать была обычным учителем истории в средней школе, отец Владимир Мухин более 20 лет проработал на руководящих должностях  в «Татнефти», более 15 лет был заместителем начальника управления материально-технического обеспечения нефтяного гиганта. Так что Мухин рос в достаточно обеспеченной семье, никогда не нуждался в деньгах.

Детство Игоря можно было бы назвать идеально счастливым, если бы не роковой случай. В 1994 году, когда мальчику было 11 лет, он вместе с родителями попал в автокатастрофу. Игорь чудом остался цел и невредим, отец чуть менее года провел прикованным к кровати. Мать спасти не удалось.

После трагедии воспитанием Игоря занимались исключительно отец и родители его матери. Бабушка также была учителем, преподавала математику. Дед был занят в сфере строительства, а в одном из вузов преподавал сопромат. У Игоря есть младший брат, разница между ними – два года. Наши собеседники, близко знакомые со следователем, рассказывают, что семья окружила детей максимальной заботой, родные делали все, чтобы заменить Игорю и его младшему брату мать.

2. БРАТ РАБОТАЕТ В ИСПОЛКОМЕ ЧЕЛНОВ

Кстати, брат Игоря, Владислав, сейчас работает начальником отдела градостроительного контроля и разрешений исполкома Набережных Челнов. Не так давно коллеги Мухина-старшего возбудили уголовное дело в отношении подчиненного Владислава – старший специалист отдела Дмитрий Дмитриев обвиняется во взяточничестве. Так что в кумовстве и использовании личных связей Мухиных не заподозришь.

3. ОТЕЦ ВИДЕЛ В СЫНЕ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА

Игорь неплохо учился в школе, впрочем и отличником никогда не был. Больше всего любил историю, предмет, который преподавала его мама. В 2000 году он поступил в тогда еще Казанский финансово-экономический институт. Отец видел в старшем сыне экономиста, он настоял на поступлении в КФЭИ. Игорь выбрал факультет экономики предприятий, а специальность – «бухгалтерский учет, анализ, аудит».

Наши источники, знакомые с Мухиным еще со студенческой скамьи, вспоминают, что Игоря сложно было назвать примерным студентом. «Учился хорошо, но не отлично. Были и бары, и клубы, и все то, что есть у студентов», – говорят они. Впрочем, и хвостов по учебе будущий следователь СКР не допускал.

4. ЖЕНИЛСЯ НА НЕ МЕНЕЕ ОБЕСПЕЧЕННОЙ ОДНОГРУППНИЦЕ

В 2005 году, после окончания вуза, Мухин устроился работать в татарстанское МВД, а именно в профильное для себя управление по налоговым преступлениям. Впрочем, надолго в рядах налоговых полицейских Мухин не задержался. Спустя год он ушел в бизнес и три с половиной года работал в одной из коммерческих структур.  

И все же Мухин уже тогда думал о возвращении в правоохранительные органы и поступил на заочное отделение юрфака Казанского университета. Параллельно сыграл свадьбу – его избранницей стала бывшая одногруппница по КФЭИ. По словам нашего собеседника, супруга Мухина также из весьма обеспеченной семьи, сейчас она работает бухгалтером в одной из коммерческих структур. У пары есть дочь, которой 9 лет.

5. НАЧИНАЛ ПОД КРЫЛОМ ЗНАМЕНИТОГО АЙРАТА АХМЕТШИНА

Заочку юрфака Мухин окончил в 2009 году и сразу же устроился в следственный комитет тогда еще при прокуратуре. Его определили в Зареченский межрайонный отдел Казани – сейчас он реорганизован.

Первым руководителем Мухина был Айрат Ахметшин. Позже тот стал заместителем руководителя следственного управления СКР по Татарстану, а в прошлом году возглавил следком по Кировской области. На первом этапе карьеры Ахметшин доверял Мухину расследование преступлений против личности и изнасилования.

Казалось бы, это далеко от основной специализации, но те, кто знает Мухина, говорят, что именно такие дела воспитали в нем ключевую и очень ценную для следователя отличительную черту – делать все, чтобы преступник не ушел от наказания.

6. ПЕРЕДВИГАЕТСЯ НА ПОДАРЕННОМ РОДИТЕЛЯМИ MERCEDES

Принципиальность следователя Мухина отмечают сразу несколько опрошенных собеседников нашей газеты как из числа авторитетных адвокатов, так и коллег по следственном комитету.

«Он не вписывается в стандарт следователя, действует нестандартно, наступательно», – так говорит про Мухина один из известных казанских адвокатов, пожелавших остаться неназванным.

Принципиальность в работе Мухина, говорит другой собеседник, во многом, конечно же, объясняется его обеспеченностью: следователь с официальной зарплатой порядка 75 тыс. рублей в месяц часто поблескивает дорогими часами, передвигается на Sport купе Mercedes – все это досталось ему от родителей. По словам одного из коллег Мухина, следователь вообще относится к деньгам без особого интереса, чем временами даже ставит в тупик фигурантов своих уголовных дел – обеспеченных бизнесменов. Они не понимают, зачем ему вообще заниматься столь тяжелым делом, если он ни в чем не нуждается.

Мухин специализировался на ,пожалуй, самой сложной в интеллектуальном плане 199-ой статье уголовного кодекса – «Уклонение от уплаты налогов» Мухин специализировался на, пожалуй, самой сложной в интеллектуальном плане 199-й статье Уголовного кодекса – «Уклонение от уплаты налогов» Фото: «БИЗНЕС Online»

7. В ДЕНЬ ВОЗВРАЩАЛ В БЮДЖЕТ ПО 1,2 МЛН НАЛОГОВЫХ НЕДОИМОК

Через три года работы в СКР Мухина перевели в один из отделов по особо важным делам татарстанского следственного управления. Позже в СУ СК произошла техническая реорганизация, и отделу, где служит Мухин, присвоили порядковый номер 4 и закрепили за ним экономическую сферу.

В сентябре 2012 года Мухина назначили следователем по особо важным делам. Наши источники не могут выделить одно главное дело, которым бы за этот период отметился следователь – скорее отмечают его совокупные заслуги: Мухин специализировался на, пожалуй, самой сложной в интеллектуальном плане 199-й статье Уголовного кодекса – «Уклонение от уплаты налогов». Специфика статьи в следующем: уголовное преследование прекращается, если фигурант возмещает долг, поэтому громкие посадки тут нечасты, да и вообще до суда дело доходит редко. 

Однако наши собеседники вспоминают, как в январе на итоговой коллегии татарстанского следкома президент Татарстана Рустам Минниханов похвалил следователей за рекордные возмещения по налоговым отчислениям должников – порядка 360 млн рублей в бюджеты всех уровней за 12 месяцев. Говорят, фактически всю сумму «собрали» два следователя – Мухин и его коллега Искандер Субаев, который теперь работает заместителем начальника отдела. В среднем в сутки силами Мухина и Субаева в бюджет возмещалось около 1,2 млн рублей. Поразительная цифра...

Мухин собирался отказаться от ответственной миссии. Якобы для него было очевидно: раз дело затрагивает многих влиятельных лиц, значит и уровень давления будет серьезным Мухин собирался отказаться от ответственной миссии – якобы для него было очевидно: раз дело затрагивает многих влиятельных лиц, значит, и уровень давления будет серьезным Фото: «БИЗНЕС Online»

8. ОТ ДЕЛА ТФБ ХОТЕЛ ОТКАЗАТЬСЯ

По словам нескольких собеседников нашего издания, руководство следственного управления СК по Татарстану во главе с Павлом Николаевым не сомневалось, кому доверить руководство группой следователей по делу Татфондбанка. Более опытного экономиста в рядах татарстанских следователей нет. Сам Мухин узнал о своем назначении 17 февраля, за день до этого управление ФСБ возбудило уголовное дело – на тот момент без фигурантов – по кредиту, полученному банком в ЦБ на сумму в 3,1 млрд рублей.

Казалось бы, такое дело – мечта любого карьериста в погонах, шанс прославиться, получить повышение. Однако наши источники рассказывают, что сначала Мухин собирался отказаться от ответственной миссии – якобы для него было очевидно: раз дело затрагивает многих влиятельных лиц, значит, и уровень давления будет серьезным. Заметим, опасения во многом оказались небеспочвенными, но, как видим, Мухин и его шеф Николаев неуклонно гнут линию честного расследования, невзирая на лица.

За пару недель до того, как суд отправил Мусина под стражу, Мухин опрашивал главу ТФБ еще в качестве свидетеля За пару недель до того, как суд отправил Мусина под стражу, Мухин опрашивал главу ТФБ еще в качестве свидетеля Фото: «БИЗНЕС Online»

9. ПОЗНАКОМИЛСЯ С МУСИНЫМ ЗА ПАРУ НЕДЕЛЬ ДО ЕГО АРЕСТА

Впервые выйти на публичную арену Мухину было суждено ночью 3 марта – в день отзыва лицензии ТФБ. Мухин приехал в здание Советского суда с тоненькой папкой документов в руках. За час до полуночи под взором десятков камер он попросил суд отправить председателя правления ПАО «Татфондбанк» Роберта Мусина под стражу. Суд ходатайство удовлетворил.

Однако это была далеко не первая встреча Мухина и Мусина. По словам наших собеседников, близких к ходу расследования уголовного дела, знакомство следователя и банкира произошло за пару недель до этого. Тогда Мухин опрашивал Мусина еще в качестве свидетеля.

10. ВСЕХ VIP-СВИДЕТЕЛЕЙ ДОПРАШИВАЛ ЛИЧНО

Изначально в следственной группе по делу ТФБ было лишь два специалиста – руководитель Мухин и его юная помощница Юлия Мунина. Позже группа разрослась до 13 человек. Каждому следователю Мухин давал четкое задание: выделял финансовую структуру – кроме ТФБ в банковской империи Мусина рухнуло еще четыре финансовых организации – и конкретный сектор. Например, вывод залогов или выдача кредитов в предбанкротный период.

Сам Мухин был, во-первых, мозговым центром группы, а во-вторых, проводил допросы. Исключительно он беседовал с такими свидетелями по делу, как экс-премьер Татарстана Ильдар Халиков, министр финансов Радик Гайзатуллин или гендиректор ТАИФа Альберт Шигабутдинов. Сами показания, как говорят, не очень-то и содержательные, иное дело – добытые и приобщенные к делу документы.

Пример с делом «ТФБ Финанс» характеризует Мухина еще и как справедливого арбитра — в интересах истины он готов принимать и непопулярные решения Пример с делом «ТФБ Финанс» характеризует Мухина еще и как справедливого арбитра – в интересах истины он готов принимать и непопулярные решения Фото: «БИЗНЕС Online»

11. НЕ НАШЕЛ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ДЕЛЕ «ТФБ ФИНАНС»

В середине августа прошлого года Мухину добавили новое уголовное дело. Прокуратура перевела расследование дела о мошенничестве в доверительном управлении «ТФБ Финанс» из МВД в следственный комитет. Формально – в связи с причастностью Мусина.

Фигуранты этого дела – два зампреда Сергей Мещанов и Вадим Мерзляков, а также менеджеры банка среднего звена Тимур ВальшинРустем Тимербаев и Илнар Абдульманов – почти полгода находились под стражей. По словам наших собеседников, Мухин изучал наработки коллег из ГСУ МВД около месяца и пришел к неожиданному, хотя и логичному выводу: состава преступления нет. Дело в конечном итоге не стали приобщать к мусинскому, а тома передали другому следователю. Пример характеризует главного следователя по делу ТФБ еще и как справедливого арбитра: в интересах истины он готов принимать и непопулярные решения.

Под объективами камер Мухину вручили медаль «За усердие в службе» Под объективами камер Мухину вручили медаль «За усердие в службе» Фото: metshin.ru

12. ПОЛУЧИЛ МЕДАЛЬ ОТ БАСТРЫКИНА ЗА «АГРЕССИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ» ДЕЛА ТАТФОНДБАНКА

30 марта этого года фамилия Мухина снова засветилась. В Казань на слет кадетов прилетел руководитель управления учебной и воспитательной работы следственного комитета РФ Сергей Петров. Изначально планировался приезд председателя СКР Александра Бастрыкина, но он не смог посетить Казань из-за трагедии в Кемерове. Вместо своего шефа Петров под объективами камер наградил несколько действующих и бывших сотрудников комитета. Мухину вручили медаль «За усердие в службе».

По информации нашего издания, эта медаль – оценка руководителей СК России работы Мухина именно по делу Татфондбанка. Московское руководство впечатлили методы работы Мухина, часто агрессивные, «на грани фола», но в рамках закона. Награда в том числе и поощрение непосредственного руководителя Мухина, начальника 4-го отдела СК Станислава Столярова. А главное – медаль Мухину выглядела как недвусмысленный сигнал: руководство комитета полностью доверяет въедливому следователю, видит его работу и рассчитывает, что он продолжал в том же духе.